Напоминание

Особенности работы по теме: "Великая Отечественная Война" на уроках иностранного языка.


Автор: Беликова Ольга Николаевна
Должность: учитель иностранного языка
Учебное заведение: МБОУ БГО СОШ №10
Населённый пункт: г.Борисоглебск, Воронежская область
Наименование материала: Статья
Тема: Особенности работы по теме: "Великая Отечественная Война" на уроках иностранного языка.
Раздел: полное образование





Назад





Особенности работы по теме: «Великая Отечественная Война» на

уроках иностранного языка».
Великая отечественная война для нашего народа и Вторая мировая война для немцев выступает как центральная проблема национального исторического самосознания. В современной российской исторической науке значительно усиливается исследовательский интерес к социально - психологическим и культурно-ментальным аспектам военных событий. Сталинград стал для немцев символом ужасов войны против Советского Союза. На данном уроке мы должны поставить задачу показать, что такое историческое событие, как Сталинградская битва, только тогда может быть в достаточной мере осознано и интерпретировано, когда нам удастся учесть не только стратегические аспекты, но и морально-психологическое состояние сторон. Основным историческим материалом, с которым работают учащиеся, являются письма солдат. В последние годы появился целый ряд публикаций подлинных писем немецких солдат, в том числе и сохранившихся в российских архивах. Но наибольшее внимание немецкой общественности привлекла коллекция из Особого архива в Москве, включавшая более 200 писем. Подготовленные к печати с одобрения Михаила Горбачева, они вышли в свет осенью 1991 г. В издании опубликовано и около 80 писем немецких солдат из Сталинграда. Война для каждого из ее участников означала полную смену прежних представлений. Субъектом истории выступают не военные соединения и группировки, а конкретные простые люди Мы должны отметить, что в настоящее время в Германии предпринимаются попытки исторически объединить всех погибших, будь то узники концлагерей и погибшие чины СС, жертвы среди мирного населения, павшие на поле боя солдаты вермахта и советские солдаты. Данная тенденция проявилась при открытии памятника всем павшим во Второй мировой войне. Задачи урока: 1. обращаясь к анализу социально – психологического облика советских и немецких солдат глубже понять и объяснить исход военных операций под Сталинградом. 2. Показать идейно – психологический крах гитлеровского фашизма. 3.Формировать навыки работы с историческими документами. 4. Повысить мотивацию учащихся в изучении иностранных языков. Ход урока: I. Вступительное слово учителя. Актуальность проблемы. Невозможно вести речь о войне, не касаясь в то же время проблемы национал-социализма. Генеральная Ассамблея ООН 20 декабря 2014г. утвердила разработанную по инициативе РФ резолюцию, осуждающую прославление нацизма. За резолюцию под названием "Героизация нацизма: недопустимость определенных видов практики, которые способствуют эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости" проголосовали 129 государств. Против были США, Канада и Маршалловы острова, и 54 делегации воздержались. Резолюция ООН:
— «выражает глубокую озабоченность по поводу прославления нацистского движения и бывших членов организации "Ваффен-СС", в том числе путем открытия памятников и мемориалов и проведения публичных демонстраций в целях прославления нацистского прошлого, нацистского движения и неонацизма, а также объявлением или попытками объявить тех, кто боролся против антигитлеровской коалиции и сотрудничал с нацистским движением, участниками национально-освободительного движения. — выражает озабоченность непрекращающимися попытками осквернения или разрушения памятников, воздвигнутых в память о тех, кто боролся против нацизма в годы Второй мировой войны, а также незаконной эксгумации или переноса останков таких лиц» (5). II. Актуализация знаний. Знаете ли вы факты негативных явлений о которых говорится в резолюции ООН ? III. Сообщение темы, постановка целей. Лондонское радио в 1942 году сообщало: "За 28 дней была завоевана Польша, а в Сталинграде за 28 дней немцы взяли несколько домов. За 38 дней была завоевана Франция, а в Сталинграде за 38 дней немцы продвинулись с одной стороны улицы на другую..."(1, с.8). Это взгляд со стороны. А что творилось в самом Сталинграде, рассказывают письма немецких и советских солдат. По письмам можно проследить состояние морального духа армий, сравнить их ментальности. Обе воюющие стороны осознавали решающий характер этого сражения. Учитель: Как вы думаете, как можно сформулировать тему сегодняшнего урока? В конце урока мы с вами должны ответить на вопрос: Каковы причины победы советских войск в Сталинградской битве? IV. Практическая часть. Учитель: Сегодня у нас есть возможность обратиться к письмам с обеих сторон фронта и услышать в своём воображении участников этих трагических событий. Групповая работа с документами (извлечения из писем немецких и советских солдат). Часть писем немецких солдат представлена на немецком языке. С ними работает наиболее подготовленная в языковом плане группа. Отрывки можно зачитать вслух. Каким образом описываются Россия и русские? С помощью каких понятий можно передать состояние немецких и советских солдат? Назовите основные мотивы писем. V. Составление кластера. А сейчас давайте подведем итоги. Составьте кластер « Социально-психологический облик советских и немецких солдат». Письма с фронта – документы огромной силы. Читая письма советских солдат, мы чувствуем дыханье войны. Письма пронизаны нежностью к близким людям, тревогой за них, заботой, прежде всего, о детях. Чувствуется огромное желание уберечь от невзгод жену и детей. Письма немецких солдат наполнены жалобами на тяготы военного быта, нужду и лишения. Они пишут близким людям о переносимых страданиях и просят больше посылок. Мы чувствуем определённый эгоцентризм мелких буржуа. Даже рассказывая о погибших сослуживцах, немецкие солдаты думают только о том, удастся ли им самим спастись. Можно проследить динамику нарастания отчаяния и жалости к самим себе, с их точки зрения незаслуженно оказавшимися в столь неприглядном
положении. Чаще всего встречаются слова: смерть, холод, голод, кладбище, ужас, снабжение. В письмах наших солдат: Родина, победа, не стоит унывать, не беспокойся, живу хорошо, береги детей. Мы обращаем внимание на удивительную особенность писем советских солдат. Почти в каждом письме они интересуются жизнью не только близких людей, но и соседей, односельчан, родных предприятий. Солдаты передают свои бесхитростные приветы, стараясь никого не обидеть и не забыть. Такой великой силы духа коллективизма мы не встречаем в письмах немцев. Читая письма немцев, мы проникаемся чувством гордости за наших дедов и прадедов. Немецкие письма свидетельствуют о том как упорно и ожесточённо сражались советские солдаты. Немцы с ужасом смотрели, как наши матросы, на лютом морозе, идут в атаку в тельняшках. Они называют русских снайперов и бронебойщиков «учениками Бога». Из писем мы узнали, как солдаты вермахта 58 дней штурмовали один-единственный дом. Напрасно штурмовали. Немцы сами признают, что русский солдат физически и духовно сильнее их. Сталинград стал для немецкого солдата адом на земле. Итог урока. Учитель: Ребята, давайте вернемся к вопросу, который был поставлен в начале урока. Назовите причины победы советских людей в Сталинградской битве. VI . Рефлексия. Учитель: Ребята я вам предлагаю высказаться об уроке одним предложением, выбирая начало фразы на экране 1. сегодня я узнал… 2. было интересно… 3. было трудно… 4. я понял, что… 5. я почувствовал, что… 6. урок дал мне для жизни… VII. Домашние задание. Учитель: В ходе Сталинградской битвы любой было совершенно немало подвигов. Я предлагаю вам на следующий урок следующее задание. Сообщение «Подвиги Сталинградской битвы». Обратите внимание на наших земляков, которые участвовали в Сталинградской битве. Литература: 1. Видер, И. Катастрофа на Волге: воспоминания офицера-разведчика 6-ой армии Паулюса – М. : Прогресс, 1965. – 335 с. 2. Сталинградская битва: Хроника, факты, люди: В 2-х кн./ В.А.Жилин, В.А. Греджев – М; 2002 – 911с. 3. Последние письма немцев из Сталинграда/Перев. с нем. И. Щербаковой//3намя. 1990. - 3. С. 185-204.


В раздел образования