Автор: Ионина Нина Витальевна Должность: учитель изобразительного искусства и технологии Учебное заведение: МБОУ Акташская СОШ им. Ст. Мохова Населённый пункт: Республика Алтай, Улаганский район, с. Акташ Наименование материала: методическая разработка Тема: Единство формы и декора в народных игрушках Раздел: среднее образование
Цель:
познакомить
учащихся
с
традициями
в
росписи
глиняной
игрушки;
способствовать формированию навыков в создании единства формы и декора
игрушки, композиции и ритма цветовых пятен и элементов; способствовать
развитию
творческих
способностей
в
технике:
гуашь;
способствовать
формированию представления об отличительных особенностях традиционных
народных
художественных
промыслах
России;
способствовать
развитию
интереса и любви детей к народной игрушке;
Средства обучения: гуашь, кисти.
Зрительный ряд: иллюстрации с изображением карагопольских, дымковских,
филлимоновских игрушек (декоративные элементы); расписанные игрушки.
План первого урока:
1. Орг. момент.
2. Актуализация опорных знаний.1-2 мин.
3. Формирование новых знаний.10-12 мин.
5. Самостоятельная работа. Декоративное оформление игрушки.18-20 мин.
6. Подведение итогов.5 мин.
7. Домашнее задание.1 мин.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний.
- На предыдущем уроке мы познакомились с различными видами народной
игрушки. Давайте вспомним как они называются.
( ответ обучающихся )
Филимоновской, каргопольской и дымковской.
-Мы создали пластический образ одной из этих игрушек, которая наиболее
вам понравилась. Давайте вспомним, чем отличаются игрушки по своей форме.
( ответ обучающихся )
Филлимоновская: вытянутые, изящные пропорции; почти всегда со свистом.
Удивительные кони с длинными шеями, коровки, петухи,бараны, олени-растопырки,
птици-курици и т.д.
Карогопольская: приземистые, неуклюжие, тежеловесны: Конь-Полкан,
Полихан-чудо – крепкий весёлый народец и добродушные звери.
Дымковская: форма монолитна, силуэт отличается лёгкостью, плавностью,
округлостью. разнаряженный народец, с пышными причёсками. Изящные оборки,
воланы, косички жгуты и т. д.
-Как вы думаете наших знаний достаточно чтобы мы выполнили полностью
ту или иную игрушку. С чем мы должны еще познакомиться чтобы игрушка
получилась красивой, весёлой, интересной?
( ответ обучающихся )
Мы не знаем в какие цвета можно раскрашивать эти игрушки.
III. Формирование новых знаний.
Вот индюк нарядный
Весь такой он складный.
У большого индюка
Все расписаны бока.
Посмотрите, пышный хвост
У него совсем не прост –
Точно солнечный цветок.
Да алеет гребешок.
(Народное творчество)
- Сегодня
мы
познакомимся
с
росписью
этих
игрушек.
Декор
их
тоже
отличается, как и пластическая форма. Для этого я раздам вам инструкционные
карты,
а
вы
работая
в
парах
постараетесь
определить
особенности
декоративной
росписи
тех
игрушек
которые
вам
попались.
После
чего
мы
обсудим то что вам больше всего запомнилось.
1.
Филимоновская игрушка.
Любимые
цвета
филимоновской
игрушки
-
интенсивный
красный
и
малиновый.
Они
горят
еще
ярче
от
соседства
темно-синего
и зеленого.
Орнамент росписи простой: узкие черточки-полоски, изредка еловые веточки или
древний символ солнца - розетки, круги, ромбы. Эти мотивы знакомы нам из
узорного ткачества, вышивки, росписей и резьбы прялок. Простой и легкий узор
хорошо сочетается с изящными, вытянутыми формами свистульки.
Пестрые
декоративные
узоры
наносят
куриным
перышком
прямо
на
поверхность обожженной глины. Сплошную окраску дополняют чередующиеся
радужные полосы.
2.
Каргпольская игрушка.
3.
Роспись
каргопольской
игрушки
очень
выразительна
и
проста. Традиционный
набор элементов и цветов данного промысла сохраняет прочную связь с древними
мотивами. Символы солнца - большие огненные круги, кресты, кольца, мотивы
зерен, хлебных колосьев и веточек растений. Все эти элементы изображены в
естественных тонах, приближенных к натуральным природным оттенкам.
4.
Роспись дымковской игрушки.
Дымковскую игрушку, покоряющую своей простотой и незамысловатостью
образа, нельзя спутать с другими лепными народными игрушками благодаря ее
колориту.
Это,
прежде
всего,
снежной
белизны
фон,
по
которому
написан
простой
узор
геометрического
характера: кружки, точки, полоски. В декоре
преобладают насыщенные цвета: красно-алый, малиновый, синий, золотисто-
желтый, фиолетовый, особенно празднично сияющие на белом фоне игрушек.
Если внимательно присмотреться к глиняным фигуркам птиц, зверей, людей,
можно увидеть, как экономно и продуманно использует мастер выразительные
средства орнамента, чтобы рассказать о красоте оперения птиц, нарядной
одежде барынь. Кажется, что в облике дымковской игрушки невольно находит
отражение природа тех мест, где родились эти удивительные произведения
искусства.
Невольно
представляешь
заснеженные
сугробы,
белизну
которых
подчеркивают синие птицы.На морозе лица людей украшает румянец. На фоне
освещенного снега особенно ярко звучит цвет одежды.
(Обсуждение особенностей декоративной росписи)
Сегодня интерес к народной глиняной игрушке вызван не только ее ценностью
как музейного экспоната. Она близка своим художественным содержанием -
поэтичностью,
меткостью
выраженных
характеров,
остроумной
шуткой,
чувством радости и полноты жизни.
IV.
Самостоятельная работа.
Задание: декоративно оформить выполненную на предыдущем уроке
фигуру одного из промыслов народной игрушки, сохраняя традиции
промысла. Материалы: гуашь, кисти.
V. Анализ
работ.
VI.
Домашнее
задание: подготовить сообщения о народных промыслах:
хохлома, городецкая роспись, гжель, жостово.