Напоминание

Нравственное воспитание младших школьников


Автор: Петрова Галина Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 6"
Населённый пункт: г.Чебоксары
Наименование материала: статья
Тема: Нравственное воспитание младших школьников
Раздел: начальное образование





Назад




МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6» г.Чебоксары Учитель начальных классов Петрова Галина Николаевна Нравственное воспитание младших школьников Нравственное воспитание является процессом, направленным на формирование личности ребенка и предполагает становление его отношений к Родине , обществу, людям , к труду, к своим обязанностям, к самому себе. Слова великого писателя А.М.Горького о том что детей должны воспитывать люди , которые по природе своей тяготеют к этому делу, требующему великой любви к ребятишкам, великого терпения и чуткой осторожности в обращении с будущими строителями нового мира. Значения и функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью ее с другими звеньями образования , но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребенка. Основной функцией является формирование интеллектуальных, эмоциональных, деловых и коммуникативных способностей учащихся к активно- деятельному взаимодействию с окружающим миром. Решение главных задач обучения должно обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими нравствен -ными нормами. Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формирова- нием устойчивых нравственных свойств личности школьника. Задача учителя начальных классов состоит в том, чтобы социально- необходимые требования общества, такие, как, долг, честь ,совесть, достоинство превратить во внутренние стимулы личности каждого учащегося. Стержнем воспитания , определяющим нравственное развитие, является формирование гуманистических отношений и взаимоотношений детей. Учителю принадлежит приоритетная роль в воспитании и обучении школьников , в подготовке их к жизни и общественному труду . Педагог воспитывает в них чуткость и отзывчивость, честь и правдивость, трудолюбие и уважение к людям труда, терпение, бережное отношение к природе, любовь к Родине. Учитель всегда является для учащихся примером нравственности и преданного отношения к труду . Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он длите лен и непрерывен , а результаты отсрочены во времени. Процесс нравственного воспитания динамичный и творческий: учителя постоянно вносят в нее свои коррективы, направленные на его совершенствование. На нравственное формирование личности оказывают воздействие многие социальные условия и биологические факторы, но решающую роль в этом процессе играют педагогические, как наиболее управляемые, направленные на выработку определенного рода отношений. Нравственное воспитание младшего школьника, происходит как в учебном процессе, так и во внеурочное время. А.А.Калюжный подчеркивал, что на уроках постоянном общении с учителем и сверстниками формируется нравственность ребенка, обогащается его жизненный опыт. Переживания младших школьников , их радости и огорчения связаны с учебой. На уро- ке взаимодействуют все основные элементы воспитательного процесса : цель, содержание, средства, методы ,организация. В учебном процессе младшие школьники приучаются к
самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать свои мнения, помогать и принимать помощь. Воспитательном отношении все предметы, которые изучают в школе, одинаковы важны. В общей системе нравственного воспитания важное место занимает группа средств, направ- ленных на формирование нравственных суждений, оценок , понятий на воспитание нравственных убеждений. К этой группе относится эстетические беседы, диспуты по эстетическим проблемам. Знания моральных норм есть предпосылка нравственного поведения, но одних знаний не достаточно. Критерием нравственного воспитания могут быть только реальные поступки детей, их побудительные мотивы. Желание, готовность и способность сознательно соблюдать нормы морали могут быть воспитаны только в процессе длительной практики самого ребенка, только упражняясь в нравственных поступках . Слово учителя- своего рода инструмент воздействия на воспитание личности ребенка .Именно через беседы с педагогом, духовное развитие ребенка, самообразование, радость достижения целей, благородный труд открывает человеку глаза на самого себя. Если ребенок этого не переживает, то ему чужда подлинная человеческая чуткость восприятия. Воспитывает школьника не только содержание , методы и организации обучения ,учитель, его личность, знания, убеждения, но и та атмосфера, которая складывается на уроке, стиль отношений педагога и детей ,детей между собой. Воспитывает себя и сам ученик ,превращаясь из объекта в субъект воспитания. Развивающая активность школьника, сознательность, инициативность в процессе обучения и есть овладение собственным поведением. Для нравственного воспитания важно организовать учение, как коллективную деятельность, пронизанную высоконравственными отношениями. Влияние коллектива на личность оптимально тогда, когда каждый ребенок занимает в коллективе адекватное своим возможностям место, становится незаменимой личностью. Это приводит к развитию чувства собственного достоинства, которое заставляет ребенка без внешнего побуждения действовать согласно установленным нравственным нормам и принципам. Воспитание в коллективе ставит школьника, даже младшего перед необходимостью элементарного самовоспитания и самообразования, без которых вообще невозможно развитие, в том числе и нравственное. Но вое содержание начального обучение открыло новые возможности для воспитания детей, в котором определяющее значение имеет содержание образования , методика преподавания, личность и знания учителя , который передает свое мировоззрение , культуру, нравственный опыт следующему поколению. Все это составляет систему воздействий, которая направляет на развитие детей и определяет особенности их формирования. В начальных классах требуются специальные приемы , чтобы дети могли осознать учебную задачу и как общую и как относящую лично к ним. Одна из задач нравственного воспитания школы – правильно организовать деятельность ребенка. Поэтому важно изучить способы организации нравственного воспитания ( формы , методы, приемы). Из страны детства все мы уходим во в большую жизнь ,насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни или умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает ,а достичь им нужно очень много. Чтобы стать добрыми к людям , надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки , быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Все перечисленные качества должны закладываться сегодня. Приходя в школу , ребенок имеет некоторые представления о том, что такое добро и зло , правда и справедливость, традиции и обычаи народа.
Что возьмут наши дети в будущее: внешнее преклонение перед красивой одеждой или внутреннюю красоту. Ответ на этот вопрос кроется в воспитании чувств : необходимости формировать в ребенке с ранних лет не только брать, но и отдавать; развивать бескорыстие , доброту , умение испы- тывать радость от того, что сделал он кому- то доброе дело. Понимая , что важным условием нравственного воспитания является организация коллективной учебой, общественно – полезной деятельности, я стараюсь ставить учащихся в ситуации непосредственного проявления заботы о других, оказания помощи и поддержки, защиты младшего, слабого. Именно поэтому я уделяю особое внимание проведению игр, КТД, праздников. Ведь праздники , игры – это важнейший фактор формирования маленько- го человека, его нравственных чувств , сознания и поведения . Они пробуждают у детей ин- терес к творчеству, воспитывают умение жить в коллективе, содействуют накопление опы- та общественного поведения, проявлению инициативы и самостоятельности. В ходе КТД проходят творческие выставки, интеллектуальные игры, КВН , конференции. Ребята принимают самое активное участие в школьных и районных делах, а также участвуют в Российских , Международных конкурсах и олимпиадах . Через познание духовного опыта поколений дети приходят к открытию своего «я», которое неразрывно соединяет их с родным домом, краем, с соседями, с людьми ,которые оказывают влияние на их судьбу. Пробудить в ребенке желание любить, творить добро для людей, укрепить стремление, сохранять и умножать ценности, создаваемые человеком , научить восхищаться интересным и прекрасным в жизни- это одна из задач работы педагогов. Также дети принимают участие в подготовке и проведении коллективных творческих мероприятиях школы : « Масленица», «Защитникам Отечества посвящается», «День 8Марта», «День Матери», « День Победы». Задача этих мероприятий: обогащение учащихся новыми знаниями, развитие эстетического вкуса, нравственных чувств, воспитание души, создание условий для раскрытия способностей и природных задатков личности, общение детей, влияние наиболее любознательных и одаренных детей, укрепление связи учебной и внеурочной деятельности, сплочение школьного и классного коллективов. Главная деятельность – в школе учебная , но младший школьник еще продолжает играть. Учебную деятельность младшие школьники воспринимают как строго обязательную . Поэтому их привлекает дела, в которых есть что-то яркое , необычное, которое соответствует их интересам, желаниям. А так как школа должна обучать и воспитать своих учеников. При этом важное место в формировании всесторонне развитой личности отвожу внеурочной деятельности. Например, детям очень нравятся встречи с гостями. В гости к ребятам приходят родители , ветераны труда. К таким встречам ребята тщательно готовятся. Каждая встреча – прикосновение к труду взрослых. Встречи со знатными людьми благотворительно влияет на нравственное становление младших школьников. Ребята не просто слушают во время встречи приглашенных, но и демонстрируют творческие работы , выступают с художественной самодеятельностью. Детям нравятся различные викторины, олимпиады , конкурсы, экскурсии на природу, поход в театр . Проводим различные праздники : «День Знаний», «Осенний бал», «День матери», «А ,ну, ка ,мальчики». Обучающиеся устраивают выставку рисунков, поделок , делают презентации. Такое проведение праздника вносит в жизнь детского коллектива элементы соревнования, перспективности в жизни детей , способствует сплочению коллектива учащихся . Провожу литературные викторины ,турниры, эстетические беседы по культуре
поведения, по правилам поведения для учащихся, беседы, которые направлены на воспитание любви к Родине , трудолюбия, добра, заботливого отношения к природе. . Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности ребенка, всех ее духовных и физических сил и способностей; вести каждого ребенка к новому мироощущению, мировоззрению , основанному как признаки общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни. Литература 1.Дереклеева Н.И. « Справочник классного руководителя» - «ВОКО»,М .2005 2.Болдырев Н.И. «Нравственное воспитание школьников» - М.Просвещение ,1979 3.Козлов Э. «Азбука нравственности»/Э.Козлов, В.Петрова/ Воспитание школьников- 2005- №2 4.Харламов И.Ф. Педагогика – М: Юрист,1997 5.Журнал «Начальная школа»


В раздел образования