Гражданско-патриотическое воспитание на уроках ОБЖ
Автор: Самойлова Светлана Васильевна Должность: учитель обж Учебное заведение: МБОУ "СОШ №16 имени Д.М.Карбышева" Населённый пункт: Республика Хакасия, г. Черногорск Наименование материала: Презентация Тема: Гражданско-патриотическое воспитание на уроках ОБЖ Раздел: среднее образование
Организация работы учителя при подготовке учащихся
к государственной итоговой аттестации
Осокина А.Н., Черепанова Л.Н.,
методисты МБУ ДПО «СОИРО»
Несмотря на то, что итоговая аттестация проводится в форме ЕГЭ уже
не первый год, для многих учащихся это очень сложно, выпускники не
способны
справиться
с
большей
частью
заданий.
Ведь
как
утверждают
психологи
и
педиатры,
что
суще ствует
«тенденция
п а д е н и я
интеллектуального потенциала в средней школе…».
Учитель-практик может подтвердить сказанное примерами из своего
опыта. Однако, выполняя заказ государства по подготовке и проведению
государственной
итоговой
аттестации,
учителя
вынуждены
работать
в
предложенных обстоятельствах. Для преодоления их необходимо грамотно
спланировать
работу
на
всех
ступенях
обучения,
со
всеми
категориями
учащихся.
Одним
словом,
необходимо
научить
школьника
и
подготовить
к
успешному написанию ОГЭ и ЕГЭ, что две абсолютно разные вещи.
С чего начать?
В нашем округе сложилась система работы по подготовке учащихся к
государственной итоговой аттестации.
Для
повышения
профессионального
роста
педагогов
разработана
Программа
методического
сопровождения
деятельности
учителей
по
подготовке
учащихся
к
государственной
итоговой
аттестации
по
образовательным
программам
основного
общего
и
среднего
общего
образования
в
2016-2017
учебном
году.
Программа
предусматривает
изучение опыта, поиск оптимальных форм и способов деятельности для
реализации
комплексного
подхода
в
решении
образовательных
задач.
Предлагаемые рекомендации по подготовке к ЕГЭ включают все возможные
формы
организации
деятельности
учащихся:
урок,
элективные
курсы,
система
консультаций,
исследовательская
и
проектная
деятельность,
использование ИКТ и т.д.
В
программе
прослеживается
методическое
сопровождение
организации и проведения единого государственного экзамена
по трем
направлениям: организационно-методическое направление, информационное
и диагностическое.
С целью качественной подготовки к аттестации выпускников 9 и 11
классов был составлен план мероприятий для опорных школ по подготовке
и проведению ОГЭ и ЕГЭ в 9-х и 11-х классах.
Разработана
программа
непрерывного
образования
учителей
-
предметников.
Все педагоги, работающие в выпускных классах, своевременно прошли
курсовую переподготовку. На системных курсах учителя рассматривали
целый блок по организации и подготовке выпускников к ОГЭ и ЕГЭ.
В межкурсовой период были проведены практико-ориентированные,
постоянно-действующие семинары для учителей-предметников. Разработаны
рекомендации по проблемам и перспективам изучения и преподавания на
современном уровне.
На каждом семинаре с педагогами были организованы практические
занятия по теме «Формы и методы работы с детьми при подготовке к ГИА».
Все участники получали методические рекомендации по подготовке к ГИА,
разработанные методистами.
Ежегодно вопрос подготовки учащихся к ГИА рассматривается на
заседаниях
муниципальных
методических
объединениях
учителей
-
предметников,
анализировались
результаты
выпускных
экзаменов,
разрабатывался
план
мероприятий
по
ликвидации
пробелов
в
знаниях
учащихся.
Следует отметить, что не только недостаточно прочные знания
учащихся влияют на низкий результат, но и технология проведения ЕГЭ
также влияет на результаты учащихся:
-
повышенный
уровень
тревожности,
связанный
с
особенностями
процедуры ЕГЭ;
-
ежегодное
совершенствование
вариантов
ЕГЭ,
изменение
числа
заданий в работах ЕГЭ, направленности их содержания, уровня сложности
приводят к необходимости ежегодно приспосабливаться учителю к новым
требованиям,
заново
планировать
подготовку
к
ГИА,
ст роить
соответствующую систему заданий;
-
ежегодное
изменение
минимального
балла
по
предметам
и,
естественно, числа заданий ему соответствующего, затрудняет понимание
учащимися
и
родителями
того,
сколько
минимальных
заданий
нужно
выполнить на ГИА, чтобы его результат был положительным, достаточным
для получения аттестата;
-
общее
число
заданий
в
одном
варианте
ГИА,
число
заданий,
соответствующее минимальному баллу, а также среднему баллу по разным
предметам
существенно
отличается,
что
с
одной
стороны
вызывает
недоумение
у
учащихся
и
родителей,
а
с
другой
стороны
осложняет
понимание учащимися и родителями того, сколько заданий нужно выполнить,
чтобы иметь запланированный результат ГИА.
Несомненно, что не все из выделенных проблем, связанных с ГИА,
могут быть решены на уровне школы. Однако ряд проблем требует поиска
путей
решения
именно
учителями
общеобразовательной
организации.
Необходимо
выделить
следующие
направления
в
работе
учителя
при
подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации:
1. Организационно - методическая работа:
- планирование работы по подготовке к ГИА;
- изучение опыта подготовки к ГИА других регионов;
- проведение мониторинга качества учебных достижений;
- проведение занятий элективных курсов по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ;
- создание банка учебной литературы и материалов в помощь учащимся
по подготовке к ГИА;
-
взаимопосещение
уроков
учителями
-
предметниками
с
целью
изучения опыта подготовки к ГИА.
2. Работа с учащимися:
- ознакомление школьников с технологией проведения ГИА;
- психологическая подготовка учащихся к ГИА;
- организация работы с тренировочными заданиями ЕГЭ различной
сложности на дополнительных занятиях, тренингах в течение учебного года;
Учителю необходимо использовать различные возможности и виды занятий
для повторения материала:
- систематическое повторение в классе на уроке;
- повторение через систему упражнений домашней работы;
- повторение в рамках занятий элективного курса;
-
повторение
на
дополнительных
занятиях,
консультациях
для
учащихся, имеющих одинаковые пробелы в знаниях и умениях;
-
индивидуальное
повторение,
учитывающее
пробелы
в
знаниях
и
умениях конкретного ученика.
Выявленные недостатки в подготовке учащихся в 9-х и 11-х классах по
результатам пробных и выпускных экзаменов, в ходе проведения аттестаций
учреждений
образования
по
итогам
проведенных
контрольных
работ,
посещенных
уроков
позволяют
говорить
о
необходимости
более
п о с л е д о в ат е л ь н о
о с у щ е с т в л я т ь
д е я т е л ь н о с т ь
п е д а го го в
п о
совершенствованию процесса преподавания.
Учителям-предметникам, учащиеся которых ежегодно имеют хорошие
результаты при выполнении заданий ЕГЭ, необходимо обобщать опыт по
подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации.
Интернет-ресурсы:
fipi сайт Федерального института педагогических измерений
fipiview/sections/141/docs
сайт открытого сегмента тестовой
базы ЕГЭ
ege.edu сайт официального информационного портала единого
государственного экзамена (ЕГЭ).