Напоминание

УМК "Перспективная начальная школа", авторы учебника: О.Н.Федотова, Г.В. Трафимова, С.А.Трафимов, Л.А. Царёва. Тема: "Вода - необыкновенное вещество"


Автор: Андреева Ольга Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Средняя школа № 31 имени Героев Свири"
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: конспект
Тема: УМК "Перспективная начальная школа", авторы учебника: О.Н.Федотова, Г.В. Трафимова, С.А.Трафимов, Л.А. Царёва. Тема: "Вода - необыкновенное вещество"
Раздел: начальное образование





Назад





Конспект урока по окружающему миру 3 класс

УМК «Перспективная начальная школа», авторы учебника: О.Н.Федотова, Г.В. Трафимова, С.А.Трафимов, Л.А.

Царёва.

Тема: «Вода - необыкновенное вещество»

Цели:
1. Помочь школьникам накопить опыт построения рассуждений. 2. Организовать учебно-поисковую деятельность учащихся на уроке с целью: -продолжить развитие умений работать с научным текстом и со схемами; 3. Развивать системное мышление; -развивать умения высказывать суждения по результатам практической работы. -развивать логическое и критическое мышление, эмоциональную сферу; 3. Создать условия для формирования личностных качеств: -ответственность; -выбор ответа, способ поведения; -коммуникативность
Задачи:
1. Сформировать представление о замечательном свойстве воды. 2. Развивать речь учащихся, память, внимание, мышление. 3. Воспитывать аккуратность, активность.
Формировать универсальные учебные действия:


Личностные:

-
положительную мотивацию и познавательный интерес к предмету окружающий мир; - развитие навыков сотрудничества со сверстниками; - формирование базовых ценностей: трудолюбию, аккуратности, терпению;
Регулятивные:
- организовывать своё рабочее место; - развивать исследовательские способности учащихся через чёткое планирование своей работы, - развивать умения находить нужную информацию из различных источников; - умения обобщать данную информацию, - умения задавать и отвечать на вопросы; - формировать умения двигаться к намеченной цели - способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; - оценивать свою работу и работу одноклассников
Познавательные:
- воспитывать интерес к исследовательской деятельности. - формирование умений видеть проблему и наметить пути ее решения, - применять базовые знания для решения конкретной проблемы. - формулировать тему и цель урока, подводить итог. - формировать умение овладевать основами синтеза. - осуществлять поиск учебной информации из материалов учебника и других источников (энциклопедий, рисунков, фотографий, учебного текста и др.), собственных наблюдений, личного опыта общения с людьми.
Коммуникативные:

-
строить речевое высказывание в устной форме;
- кратко отвечать на вопросы, задавать вопросы; - вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, - осуществлять совместную деятельность, осваивая различные способы взаимной помощи одноклассникам; - проявлять доброжелательное отношение к одноклассникам. - допускать возможность существования у людей различных точек зрения; - проявлять терпимость по отношению к высказываниям других.
Основная деятельность на уроке:
Учебно – поисковая.
Оборудование:
учебники, рабочие тетради, хрестоматии, интерактивная доска, сухая стеклянная банка, тарелки с кусочками льда, стаканчики с водой, соль, сахар, мензурки разной формы, маленькие зеркала. Этапы урока Задачи этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся Формирование УУД 1. Организацион ный момент Настроить детей на деятельность Проверьте готовность к уроку. На парте должны лежать: учебник, хрестоматия, рабочая тетрадь, пенал, дневник. Посмотрите на картинный план. Назовите этапы предстоящего урока. Проверка готовности к уроку. Р – организовывать рабочее место; проговаривать план работы на уроке. П – преобразовывать информацию символическую в речевую. 2. Актуализация знаний. Активизация минимума, знаний, необходимых Проверим, что вы запомнили с прошлого занятия. Откройте рабочую тетрадь на с.21, № 30. Прочитайте группу Твёрдые вещества: питьевая сода, древесина, сахар. Жидкости: вода, уксус. Газы: природный газ, углекислый газ, К - слушать и понимать речь учителя;
для открытия новых знаний твёрдых веществ, какие вещества относятся к жидким, назовите газообразные вещества. Проверьте правильность выполнения заданий, сверяясь с доской. О каком из данных веществ сказал Антуан де Сент Экзюпери? азот. ________, у тебя нет ни цвета, ни вкуса, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что необходима для жизни: ты сама жизнь. Ты исполняешь нас с радостью, которую не объяснишь нашими чувствами. С тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. (А. де Сент-Экзюпери. Планета людей) К - отвечать на вопросы учителя Определение Активизировать Откройте содержание П – выделять и
темы и цели урока. познавательный интерес к изучению новой темы учебника. Назовите тему сегодняшнего урока. Какая цель стоит перед нами? Для того чтобы разобраться с этим вопросом поработаем в группах: 1 и 2 группы помогут нам вспомнить изученные ранее свойства воды. 3 и 4 группы помогут открыть новые знания. «Вода - необыкновенное вещество» Узнать, почему воду называют необыкновенным веществом. формулировать познавательную цель. Р – определять и формулировать цель деятельности на уроке Л – формировать мотивацию к учению К – формировать собственное мнение и позицию Актуализация знаний. Работа над новым материалом. Открытие новых знаний. Развитие мыслительной активности через выделение главного, анализ, сравнение, обобщение, доказательство, предложенной работы. Развитие коммуникативны х умений работы в группе. Нам с вами сегодня предстоит выяснить, почему воду называют необыкновенным веществом Для этого мы проведём мини исследование. Исследование мы будем проводить в группах. У каждой группы свои инструменты исследования. Я буду консультантом ваших действий. В каждой группе есть ответственный, который будет контролировать ход выполнения задания. Работа в группе осуществляется по Работа в группах. (работают с учебником, другими источниками) Л – развивать навыки сотрудничества со сверстниками, проявлять познавательную инициативу. Р – формулировать цель деятельности (задачу), работать по плану. П – уметь ориентироваться в учебнике, поиск и выделение
определённому плану.
Образец

плана лежит у вас на столах.

Обратите внимание, что в

образце плана каждой

группы указаны задания для

исследования. Для первой и

второй групп: «Свойства

воды», для третьей группы:

«Превращения воды», для

четвёртой группы:

«Удивительное свойство».

После проведения

исследования каждая группа

выступает с представлением

результатов. Регламент для

проведения исследования 7

мин, для презентации

результатов 3 мин.
необходимой информации из различных источников; - делать выводы в результате совместной работы; - уметь пользоваться инструкцией. К – слушать и понимать речь других; - вырабатывать совместное решение при работе в группе; - формировать собственное мнение и позицию; - строить монологическую речь. Выступление групп Активизировать лексику детей, умение выступать перед аудиторией, доказывать свою
Выступление 1 группы:
Нашей группе было предложено провести мини исследование на тему «Свойства воды» Цель нашего исследования: С помощью опытов вспомнить и
точку зрения. доказать, какими свойствами обладает вода. Для достижения поставленной цели нам следовало ответить на вопросы. Мы использовали следующие методы: Провели опыты. Проанализировали добытую информацию и заполнили таблицу.
Таким образом,
можно сделать вывод о том, что вода бесцветна, не имеет вкуса, без запаха, прозрачна. Р – формулировать цель деятельности (задачу), работать по плану. П – уметь ориентироваться в учебнике, поиск и выделение необходимой информации из различных источников; - делать выводы в результате совместной работы; - уметь пользоваться инструкцией. К – слушать и понимать речь других;
Выступление 2 группы:
Тема нашего исследования: «Свойства воды» Цель нашего исследования: С помощью опытов вспомнить и доказать, какими ещё свойствами обладает вода. Для достижения поставленной цели нам следовало ответить на вопросы. Мы использовали следующие методы: Провели опыты. Проанализировали добытую информацию и заполнили таблицу.
Таким образом,
можно сделать вывод о том, что вода принимает форму сосуда, в которой она находится, обладает свойством - текучесть. В результате опыта мы доказали, что вода растворяет сахар, соль, а значит
она -
растворитель
для других веществ. - вырабатывать совместное решение при работе в группе; - формировать собственное мнение и позицию; - строить монологическую речь. Л – развивать навыки сотрудничества со сверстниками
Выступление 3 группы:
Тема нашего исследования: «Превращения воды» Цель нашего исследования: Из дополнительного источника узнать, какие процессы происходят с водой и отчего они зависят? Для достижения поставленной цели нам следовало решить следующие задачи: - узнать какие процессы происходят с водой; -с чем связаны эти процессы. Мы использовали следующие методы: Прочитали и нашли информацию в учебнике на с.54 и в дополнительном
источнике. Провели опыты. Проанализировали добытую информацию и сделали вывод: Вода может переходить из одного состояния в другое. Например: если кусочек льда нагреть он превратиться в воду - это процесс
таяния,
если ёмкость с водой поставить в морозильную камеру, через некоторое время вода замёрзнет - это процесс
замерзания
; после дождя солнечные лучи высушили лужи, произошёл процесс
испарения
; водяной пар, попадая в более холодный воздух, превращается в маленькие капельки воды, происходит процесс
конденсации
. Доказали данный процесс опытом
Все эти процессы связаны с

изменением температуры.

Выступление 4 группы:
Тема нашего исследования: «Удивительное свойство воды» Цель нашего исследования: Узнать, каким удивительным свойством обладает вода и почему её называют необыкновенным веществом? Для достижения поставленной цели нам следовало решить следующую
задачу: - узнать каким свойством обладает только вода; Мы использовали следующие методы: Прочитали и нашли информацию в учебнике, рассмотрели внимательно рисунок на с. 53. Проанализировали добытую информацию и сделали вывод: Рассмотрев рисунок ледохода на реке, мы увидели на поверхности лёд - это твёрдое состояние воды. Подо льдом течёт вода - это жидкое состояние воды. Над рекой в воздухе мы увидели пар- это газообразное состояние воды. Значит
, вода может в одно время и в

одном месте находиться сразу в трёх

состояниях.
Это и есть удивительное свойство воды. Подведение итогов этапа урока. Обобщение знаний по теме. Итак, мы прослушали выступления четырёх исследовательских групп. Давайте ещё раз вернёмся к теме нашего урока. Какая цель стояла перед нами? « Вода - необыкновенное вещество» Узнать, почему воду называют необыкновенным веществом» Л – развивать навыки сотрудничества со сверстниками, проявлять познавательную инициативу. Р – формулировать цель деятельности
Как мы работали? Каким путём шли к открытию новых знаний? А теперь попробуйте ответить на вопрос: Можно ли доказать, что в процессе дыхания человек выдыхает водяной пар? Давайте докажем с помощью зеркала. Делаем вдох через нос, а выдох через рот, поднося к губам зеркало. Что происходит? В группах С помощью исследования различных источников, проведении опытов. Можно. Зеркало запотело, то есть невидимый пар превращается в капельки воды. (задачу), работать по плану. П – уметь ориентироваться в учебнике, поиск и выделение необходимой информации из различных источников; - делать выводы в результате совместной работы; - уметь пользоваться инструкцией. К – слушать и понимать речь других; - вырабатывать совместное решение при работе в группе; Самостоятель ная работа. Теперь, используя свои знания, выполните самостоятельно задание в тетради на печатной основе с. 22 № 31, можете использовать Р- умения обобщать данную информацию, - умения задавать и отвечать на
Взаимопроверка помощники. Поменяйтесь тетрадями, проверьте выполненную работу по образцу. Оцените работу вашего соседа: Без ошибок -5 1, 2 ошибки -4 3 ошибки -3 4 и более -2 вопросы; - формировать умения двигаться к намеченной цели - способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; - оценивать свою работу и работу одноклассников П- применять базовые знания для решения конкретной проблемы. Л- формирование базовых ценностей: трудолюбию, аккуратности, терпению; Рефлексия А теперь настало время подвести итог урока, продолжив предложение: - Сегодня я узнал... -Я смог... К -формировать собственное мнение и позицию; - строить монологическую
- Было интересно... - Было трудно... - Меня удивило... - Я выполнял задания... - Я понял, что... - Мне захотелось... -Теперь я знаю... речь. Домашнее задание. Объяснить суть и нацелить детей на выполнение домашнего задания. На выбор: 1. Хрестоматия С. подготовить ответы на вопросы. 2. Подготовить сообщение на тему: «Удивительное свойство воды». К - слушать и понимать речь учителя; Л – формировать мотивацию к учению


В раздел образования