Напоминание

Интегрированный урок "Роль личности в истории" (по роману Л.Н.Толстого "Война и мир"


Автор: Новикова Ольга Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №20 с углубленным изучением отдельных предметов"
Населённый пункт: г.Бийск Алтайский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Интегрированный урок "Роль личности в истории" (по роману Л.Н.Толстого "Война и мир"
Раздел: полное образование





Назад





«Роль личности в истории»
( Сценарий интегрированного урока. Литература и история По роману Л.Н.Толстого «Война и мир») Эпиграф: "И нет величия там, где нет простоты, добра и правды"


УРОК ПЕРВЫЙ
ХОД УРОКА: Вступление в тему: 1. Фрагмент из кинофильма С.Бондарчука "Война и мир". Кутузов во время Бородинского сражения. 2. Слайд с названием темы урока на фоне бесконечных просторов России. "Война и мир" 3. Учитель истории : Почему одни люди рождаются и умирают в беззвестности, а жизнь других известна почти каждому человеку? Одни становятся вершителями истории, а другие остаются лишь серой массой? Удивительной иллюстрацией к этой проблеме является жизнь двух великих людей, живших в одном веке, но не являвшихся современниками, принадлежавших двум великим народам - русскому и французскому. ( На экране слайд с эпиграфом ) 4. Об одном из них Н.Б.Талейран, даже не очень большой поклонник, скорее обличитель, писал:" Я ни с чем не могу сравнить чувства, испытанного мною в присутствии этого колоссального существа. Такие судьбы, как его, случаются раз в тысячелетие. Он самый выдающийся человек не только нашего времени, но и всех времен". 5. Учитель литературы : О другом великом человеке - Л.Н.Толстом, русский поэт А.Н.Апухтин написал прекрасные стихи: О вечной красоте напоминая миру, Твой мощный голос прозвучал. Кто по земле ползет, шипя на всех змеею,
Тот видит сор один.... И только для орла, парящего легко и вольно над землею Вся даль безбрежная видна... 6. Учитель истории : В 1815 году Наполеон был сослан на о.Святой Елены, где и умер 5 мая 1821 года. Но весь длинный 19 век он продолжал владеть умами и душами молодых людей всей Европы. 7. Учитель литературы : Не мог избежать интереса к личности Наполеона и Л.Н.Толстой, им особенно остро пережита тема "столкновение личности и истории, личности и мировой гармонии", ибо эта тема ,по словам русского философа Николая Бердяева, есть "очень русская тема", она с особой остротой и глубиной пережита русской мыслью.
Личность Наполеона

1.
Учитель литературы : Да, Наполеон владел умами и душами молодых людей... Мы знаем это из литературы. И КАК владел... Нищий студент Родион Раскольников выстроил на примере Наполеона свою жестокую философию. Многие люди, жившие на самом деле и созданные фантазией писателей, преклонялись перед Наполеоном, подражали ему, мечтали о подвигах, которые он совершил. Нет ничего удивительного, что в 1805 году, в разгар возвышения и побед Наполеона, двадцатилетний Пьер бросается защищать его от людей, называющих Наполеона узурпатором, антихристом, выскочкой, убийцей и злодеем, а сдержанный князь Андрей все- таки тоже говорит о величии Наполеона. Попробуем понять, ЧТО знали о Наполеоне гости Анны Павловны Шерер летом 1805 года, почему умный старый князь Болконский встретил сына восклицанием: "А! Воин! Бонапарта завоевать хочешь?", а наивный граф Ростов сказал о сыне и его сверстниках: "Все Бонапарте всем голову вскружил: все думают, как это он из поручиков попал в императоры..." Чем этот человек вскружил всем головы? 2. Историческая справка о Наполеоне (ученики, задание давалось ранее) 3. В конце 1796 года произошел бой при Арколе. Французы трижды пытались взять Аркольский мост, но не могли. Тогда главнокомандующий Бонапарт сам бросился на мост со знаменем в руках. За ним ринулись другие. Мост был взят.
Кстати сказать, то же самое Наполеон сделал на полгода раньше, при взятии моста в Лоди. Но почему-то вошел в историю именно Аркольский мост и маленькая сухая фигурка со знаменем в руках. Именно о таком подвиге мечтал и князь Андрей... ( Фрагмент фильма: князь Андрей со знаменем в руках ) 4. Учитель литературы: Бегство русских было так страшно, так чудовищно, что даже Кутузов, единственный человек, еще вчера понимавший обреченность русских и австрийцев в этом сражении, - даже Кутузов был потрясен. - Остановите же их! Среди полного безумия, охватившего всех, князь Андрей Болконский, едва удерживая в руках тяжелое знамя, побежал вперед с несомненной уверенностью, что весь батальон побежит за ним. Подвиг князя Андрея не мог изменить ход сражения. Когда Наполеон Бонапарт взбежал со знаменем на Аркольский мост, за ним шли солдаты, только НА МГНОВЕНИЕ заколебавшиеся. При Аустерлице дело было не в минутном колебании - исход был предрешен... Толстой пишет о происходящем нарочито просто, подчеркивая тяжесть знамени, которое князю Андрею так трудно удерживать,в конце концов он уже бежал, "волоча его за древко". И ранение князя Андрея происходит вовсе не величественно: будто кто-то палкой ударил... 5. Почему Толстой так прозаично показал эту битву? ( Комментарии учеников . Возможные ответы: Это - война, как ее видит Толстой, с кровью и грязью, с болью и страданиями; война без прикрас; и самого благородного, возвышенного человека она грубо бьет, как палкой, он падает на спину и ничего уже не видит перед собой, кроме неба, - "высокого неба, не ясного, но все-таки неизмеримо высокого, с тихо ползущими по нему облаками" 6. Учитель истории: Аустерлиц - эпоха срама и разочарования для всей России ( историческая справка )
Война и мир
1. Учитель литературы :
ВОЙНА и МИР. Эти слова, вынесенные в заглавие романа, многозначны. Как относился к этому сам Толстой - видно... А ведь эти слова ВОЙНА и МИР являются не только ключевыми в художественном содержании романа, это не просто антитеза, - это образы, богатые смыслами... - А что вы видите, слышите, чувствуете за этими словами? ( ассоциации ) - Какое толкование дают этим словам словари и энциклопедии? - Как можно относиться к войне? Ее можно только ненавидеть. Ее, как и всякое насилие, ненавидел Лев Толстой. - Как относился к войне Наполеон? 2. Отношение к войне Наполеона (Индивидуальное задание) 3. Где и когда кумир молодежи 19 века, Наполеон, превратился в злодея для русского человека? Сообщение ученика : С первых страниц романа мы слышали о Наполеоне. Он занимал воображение гостей Анны Павловны Шерер; о нем спорили, его ненавидели, им восхищались... Потом мы видели его на поле Аустерлица, над раненым князем Андреем, и еще раз - в Тильзите, когда из узурпатора и врага Александра 1 он превратился в царственного брата. Мы знаем, что он был героем и олицетворением французской революции для Пьера,чудовищем для светских дам и французскох эмигрантов, что князь Андрей преклонялся перед его военным гением и блестящей судьбой. Мы слышали о Наполеоне и видели его глазами героев романа. Но только в третьем томе мы увидим его глазами Толстого, - и этот Наполеон - новый, неожиданный для нас, потому что Толстой видит его не так, как Пьер или Андрей, не так, как Анна Павловна и ее гости, не так, как видели его Пушкин и Лермонтов. Чудесный жребий совершился, Угас великий человек,- писал Пушкин в год смерти Наполеона, за сорок лет до начала работы Толстого над романом "Война и мир". Пушкинский Наполеон - "под шляпой с царственным челом, с руками, сжатыми крестом",- властитель дум целого поколения, романтический герой. Таким представляли себе Наполеона князь Андрей и Пьер, таким знала его поверженная
Европа. У Толстого он, на первый взгляд, тоже такой: "Войска знали о присутствии императора, искали его глазами, и, когда находили на горе перед палаткой отделившуюся от свиты фигуру в сюртуке и в шляпе, они кидали вверх шапки, кричали "Виват, император!". На всех лицах этих людей было одно общее выражение радости о начале давно ожидаемого похода и восторга и преданности к человеку в сером сюртуке,стоявшему на горе" Таков Наполеон Толстого 12 июня 1812 года - в день, когда он приказал своим войскам переходить реку Неман и тем самым начал войну с Россией. Но уже через несколько строк Наполеон станет другим, потому что для Толстого он прежде всего - воплощение войны, а война есть "противное человеческому разуму и человеческой природе событие". 4. РАБОТА С ТЕКСТОМ. Чтение отрывка из романа "Переход через Неман" т.3,часть 1, глава 2. -Толстой не скрывает своей ненависти к Наполеону, он дает волю сарказму, зло издевается над человеком, возбуждавшим обожание тысяч людей. За что Толстой так ненавидит Наполеона? ( Комментарии учащихся . Возможный вариант: Толстой не скрывает своей ненависти к Наполеону. "Для него не ново убеждение в том, что присутствие его на всех концах мира, от Африки до степей Московии, одинаково поражает и повергает людей в безумство самозабвения... Человек сорок улан потонуло в реке... Большинство прибилось назад, к этому берегу... Но как только они вылезли... они закричали6 "Виват!", восторженно глядя на то место, где стоял Наполеон, но где его уже не было, и в ту минуту считали себя счастливыми". Все это не нравится Толстому - более того, возмущает его. Наполеон ДОПУСКАЕТ, чтобы люди бессмысленно погибали в волнах преданности ему. Наполеон позволил себе привыкнуть к мысли, что он - почти божество, что он МОЖЕТ и ДОЛЖЕН вершить судьбы других людей, обрекать их на гибель, делать их счастливыми или несчастными. Толстой знает, такое понимание власти всегда приводит к преступлению, всегда несет зло. Поэтому он ставит перед собой задачу развенчать Наполеона, разрушить легенду о его необыкновенности. " На всех лицах этих людей было одно ОБЩЕЕ выражение радости о начале давно ожидаемого похода и ВОСТОРГА, и ПРЕДАННОСТИ ч человеку в сером сюртуке". На чем основано это единство? Единство это было корыстным, единством захватчиков. А сам император приказал начать выступление "противно как стратегическим, так и дипломатическим соображением". Слава покорителя мира вела его. Думал ли он в ту минуту о том, сколько жизней будет загублено?!
Народ его любил, но любил ли он народ?! 5. Учитель истории : Это мнение Толстого. Оно прозвучало через полвека после событий, описанных в романе. А современники императора? Народ Франции боготворил своего кумира. Но любил ли он свой народ? ( Сообщения учеников , домашнее задание, отношение к Наполеону) 6. Учитель литературы : Одним из самых ярких средств художественной выразительности в литературе является портрет. На экране слайд: Портрет Наполеона кисти Верещагина Где и когда произошла наша первая встреча с Наполеоном на страницах романа? Каким мы увидели этого великого человека? Ответы учеников, комментарии Первая наша встреча с Наполеоном состоялась на берегу Немана, вторая - в Вильно, в том самом доме, где еще четыре дня назад жил Александр. Толстой описывает Наполеона без малейших искажений - точно таким, каков был император Франции в 1812 году, когда ему исполнилось 43 года. Текст, том 3 часть 2 глава 28 Все правда. И круглый живот, и короткие ноги, и толстые ляжки.... Именно таким был в 1812 году этот прежде легкий худощавый человек. Но тысячи людей не замечали, не хотели видеть в нем ничего некрасивого - он был для них кумиром, полубогом. Даже физический недостаток: когда Наполеон волновался, у него начинала подрагивать левая нога, - даже это представлялось особенностью, выделяющей его из других людей и поэтому прекрасной. Ничего необыкновенного не хочет видеть Толстой. Человек, как все, в свой срок погрузневший; просто человек позволил себе поверить, что он не такой, как другие люди. А из этого вытекает еще одно свойство, ненавистное Толстому, - неестественность. В портрете Наполеона, вышедшего навстречу посланцу русского царя, настойчиво подчеркнута его склонность "делать себя". Он только что причесался, но "одна прядь волос спускалась книзу над серединой широкого лба",- это была известная всему миру прическа Наполеона, ей подражали, ее нужно было сохранить. Даже то, что Наполеон пах одеколоном,
вызывает гнев Толстого, потому что уж слишком много император занимался собой и тем впечатлением, которое он произведет на окружающих. "Видно было, что уже давно для Наполеона в его убеждении не существовало возможности ошибок и что в его понятии все то, что он делал, было хорошо не потому, что оно сходилось с представлением того, что хорошо и дурно, но потому, что ОН делал это", - слышим мы голос писателя. Таков Наполеон Толстого. Не только не величественный, но смешной и нелепый в своем убеждении, что история движется его волей, что все люди не могут на него не молиться. 7. Учитель литературы : Описание Бородинской битвы занимает двадцать глав 3 тома "Войны и мира". Это - центр романа, его кульминация, решающий момент жизни всей страны и многих глав книги. И здесь впервые появляется могучая сила - народ, мужики в белых рубахах, - сила, выигравшая войну. А что же Наполеон? Чем для него стало это сражение? - Анализ эпизода т.3 часть 2 глава 29. Наполеон объезжает линию фронта ; - глава 38. Наполеон накануне сражения; Дважды объезжал император линию фронта. Здесь прозвучит его знаменитая фраза: "Шахматы поставлены, игра начнется завтра..." "Он интересовался пустяками, шутил о любви к путешествиям Боссе, он начал с ним разговор о Париже, о некоторых изменениях, которые он намерен был сделать..., удивлял префекта своей памятливостью ко всем мелким подробностям придворных отношений". И удивительная жестокость Толстого: "...Небрежно болтал так, как это делает знаменитый и знающий дело оператор, в то время, как он засучивает рукава и надевает фартук, а больного привязывают к койке". Это накануне... - чтение фрагмента главы 38, части 2 - Наполеон после боя; - письмо в Париж. но это на острове. А во время битвы... Наполеон, "желтый, опухлый, тяжелый, с мутными глазами, красным носом и охриплым
голосом... сидел на складном стуле, невольно прислушиваясь к звукам пальбы... " Он с болезненной тоской ожидал конца того дня, которого считал себя причиной, но которого он не мог остановить. Здесь впервые Толстой показывает его естественным. Для Толстого Наполеон - воплощение суетности, той самой, которую он ненавидит в князе Василии, в Анне Павловне, той самой, которую он считает худшим качеством человека. Впервые Наполеону некогда думать о впечатлении, какое он производит. Пока ему сопутствовала удача, он не думал о вероятности поражения, о том, что сам он может быть убит или ранен. Он жил в фантастическом мире вечного успеха, и сам верил, что неуязвим, что его победы неизбежны. Теперь ему пришлось вернуться к действительности. 8. Учитель истории : Бородинское сражение - поворотный момент в судьбе Наполеона. "Самый кровавый из моих боев",- скажет о нем Наполеон. Может быть не только французы и русские, но и люди вообще никогда не дрались с такой ожесточенностью и с такой равной доблестью, ибо дрались они за святыни равные: французы - за мир и Человека, русские - за Отечество и еще что-то большее, сами не знали за что, думали: "за Христа против Антихриста". ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА О БОРОДИНСКОМ СРАЖЕНИИ - домашнее задание предыдущего урока. Что произошло на Бородинском поле? Кто проиграл? Кто победил? Литература не протокол, она не может и не должна быть вполне объективной... Кроме исторической личности, которую описывает автор, в книге видна и личность автора произведения. Толстой увидел Наполеона так, а не иначе, потому что у него была своя теория войны, свое понимание истории. Это-то мы и начинаем постигать, вглядываясь в описанных им исторических деятелей. 9. Учитель литературы: Где же Наполеон настоящий? Тот, каким его видели французские историки? Или любящий его народ? Или Наполеон глазами Толстого? 10. Учитель истории: В Наполеоне был и тот великий человек, герой, была та неповторимая личность , которую видели в нем его солдаты, офицеры, генералы, влюбленные в него писатели, был и тот самовлюбленный человек, которого написал Толстой. В каждом из нас живет не один
человек, в нашем "Я" борется несколько начал, и в крупных людях эта борьба острее и заметнее. Есть еще один человек, о котором мы не можем промолчать. Еще одна историческая личность. Император России.
Император Александр
1. Учитель литературы: Мы помним, каков Александр 1 у Пушкина: Властитель слабый и лукавый, Плешивый щеголь, враг труда, Нечаянно пригретый славой, Над нами царствовал тогда. У Толстого Александр не такой. Мы помним его на смотре перед Аустерлицем: молодой, красивый, возбуждающий поклонение офицеров... И даже после разгрома Аустерлица - растерянный, но величественный, и по-прежнему Николай Ростов обожает его, и в Тильзите толпа бежит за ним, преклоняясь и восхищаясь; у него прекрасные голубые глаза, он весь - величие, и невозможно себе представить, чобы о нем можно было сказать "плешивый щеголь"... Но с первых же страниц 3 тома романа император Александр начинает напоминать пушкинскую характеристику. Раньше мы видели Александра, как и Наполеона, глазами героев романа. Теперь мы видим его глазами Толстого. В то же самое время, когда войска Наполеона стояли на берегу Немана, ожидая только приказа, чтобы начать войну, "русский император... более месяца жил уже в Вильне, делая смотры и маневры. Ничто не было готово для войны, которой все ожидали и для приготовления которой император приехал из Петербурга... Все стремления людей, окружавших государя, казалось, были направлены на то,чтобы заставить государя, приятно проводя время, забыть о предстоящей войне". Наполеон и Александр - разные люди, разного типа властители. Но оба они, по мнению Толстого, несут людям зло тем, что считают себя вправе решать судьбы людей. 2. Учитель истории об Александре. 3. Учитель литературы: Наполеон посылает свои войска в Россию, Александр в это время танцует на бале и произносит громкие фразы, но оба они, считает Толстой, ничего не определяют в движениии
истории, потому что она движется не волей императоров и полководцев, а обычной, повседневной жизнью народа. Власть обоих императоров только мешает естественной жизни народа. Мы далеко не во всем можем согласиться с философией истории, созданной Толстым. Но в его теории есть нечто очень привлекательное. Если история складывается из отдельных поступков отдельных людей, то каждый человек несет громадную ответственность за все, что происходит на земле, - каждый, а не только Наполеон или Александр 1.
УРОК ВТОРОЙ
1. Слово учителя литературы: Главный нерв "Войны и мира" - неразрешенная судьба личности. Борьба за личность и против нее происходит тайно и явно на различных уровнях, в разных плоскостях. По словам Бердяева, "Толстой верит, что достаточно осознать истинный закон жизни, чтобы осуществить его. Иррационального источника зла он не видит". Эпоха Толстого и наша эпоха - время кризиса Личности, истощения ее внутренних богатств. Личность лихорадочно ищет опоры: в идеологических утопиях, в религии, в материальных благах, в прогрессе, в прошлом. Верный пизнак ее истощения - исчезновение стиля эпохи, внутри которого разные таланты, сохраняя свою неповторимость, все же подчиняются общей мелодии, как инструменты в оркестре. Культура пестреет, мельчает, теряет лицо. Рождается что-то новое. Что - узнаем ли мы? Толстой переживает и предугадывает опыт истории. Он исследует тайники подсознания, погружается на такие глубины душевной жизни личности, на которых она приходит к самоотрицанию, размывается, перестает быть собой. 2. Мы сегодня много раз повторяем слово ЛИЧНОСТЬ и довольно редко ЧЕЛОВЕК. Чем отличаются эти понятия? Давайте запишем эти слова: ЧЕЛОВЕК ЛИЧНОСТЬ - произнесите эти слова по слогам "че-ло-век", "лич-ность" - запишите слова, возникающие по ассоциации с этими словами; - какое слово оказалось труднее? - Итак, слово ЛИЧНОСТЬ. От какого слова оно произошло? (лик, лицо) - Существует ли идеальная личность в мире? Кого вы назвали бы идеальной личностью?
- В Ветхом Завете в книге пророка Екклесиаста (гл.3, ст.19) есть слова: "Участь сынов человеческих и участь животных - участь одна: как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом: потому что все - суета сует". - Как вы понимаете эти слова? Согласны ли с ними? - Есть ли в философии различие между понятием ЛИЧНОСТЬ и ЧЕЛОВЕК? 3. Утверждение самоценной личности, выделение ее из массы составляет пафос и своеобразие эпохи Возрождения. У Толстого происходит обратный процесс - засасывание индивидуальности РОЕМ. - Закройте глаза. Произнесите про себя слово РОЙ. Не открывайте глаза. Что вы видите? Какие картины связаны с этим словом? Что-нибудь или кто-нибудь видится вам особо? - Себя вы готовы признать частичкой этого РОЯ? 4. Учитель литературы: Само слово РОЙ выбрано писателем, чтобы заострить проблему, привлечь к ней внимание. Толстой отнимает у человека титул творца истории, а затем возвращает, говоря, что деятельность нации необходимо рассматривать как деятельность каждого принадлежащего к ней человека. Суть в том, что, отрицая право личности творить историю, писатель признает это право уже не за личностью, а за безвольной, покорной частичкой роя. В то же время Андрей, Пьер, а иногда и другие герои стремятся вырваться из массы, выйти из слепого повиновения стихийной силе, утвердиться, наперекор воле провидения. 5. Попробуем рассмотреть систему образов романа. На сколько групп можно их разделить? - на четыре... …Пьер, Андрей, княжна Марья, Ростовы, Денисов … Курагины, А.П.Шерер, Жерков, Несвицкий, Берг… … народ как единое целое… …Кутузов, Наполеон, Александр… - Жизнь людей какой группы Толстой показывает как неестественную, фальшивую? Почему?
Какую роль в раскрытии их характеров играет французский язык? Возможный вариант ответа : Французские фразы уверенно и бойко врываются в русский текст, захватывают целые страницы. Они не только помогают создать дух эпохи, выразить французский склад мыслей, но сразу как бы становятся орудием лицемерия. Большая часть того, что говорится с позой, задней мыслью, самолюбованием, говорится по- французски. Пьер и Андрей постепенно избавляются от французского языка, как от дурной привычки. Наташа и Марья практически почти не употребляют его. - Что же у Толстого является настоящей жизнью? Возможный вариант ответа: Это духовный поиск Болконских; полнота жизни Ростовых, их душевная щедрость; стремление к нравственному совершенству Пьера; героизм солдат и их жалость к пленным французам; твердость Кутузова - вот настоящая жизнь! 6. Ненастоящим становится для Толстого всякое стремление нарушить естественный ход событий. Даже плотское влечение Пьера к Элен более нормально, чем бутафорская жизнь высшего света. Это все же проявление природы. - Тогда почему это чувство не выдержало испытания временем? Именно потому, что оно было плотским, неодухотворенным. По той же причине оказалось безнравственным влечение Наташи к Анатолю. 7. Учитель литературы: Толстой смотрит на своих героев сверху и как бы в увеличительное стекло. Личность он показывает в особенной нравственной системе координат. Какими бы не были его герои, жизнь продолжается, она течет, подчиняясь вечным, только ей известным ритмам, она оскорбительно равнодушна ко всем проектам императорских штабов, к мелким политическим победам и поражениям, и даже к смертям. Она равнодушна к метаниям Андрея и Пьера, к слезам Александра, к страданиям Николая Ростова, к гибели какого-то рыжего артиллериста... Пестрота трогательных своей хрупкостью человеческих жизней тонет в могучем потоке, растворяясь в нем. Таково понимание проблемы личности и истории в романе. И вот тут-то я бы хотела вернуться к тем словам, понятиям, которые уже звучали сегодня на уроке:
ЛИЧНОСТЬ, РОЙ, но уже в совокупности этих понятий, как их соотношение понимает Толстой. Вспомните, как мы на группы разделили систему образов Третья группа - народ. -Что такое народ? Народ у Толстого в его романе? -И какова роль Кутузова в произведении Толстого? Почему его мы вписали не в третью, а во вторую группу? (ответы учеников) ВЫВОД: В "Войне и мире" Толстой по-новому, используя литературный опыт своей эпохи, интерпретировал любимую пушкинскую тему: разбушевавшаяся стихия, падение кумиров, народ. Стихия, разбушевавшаяся в романе - это, конечно, таинственная сила жизни. Кумир Наполеон, упавший под натиском этой стихии, неизбежно должен был уступить место новым верованиям. Личность, теснимая извне, потерявшая нравственный ориентир с падением идеалов, казавшихся некогда незыблемыми, слаба и беспомощна. Чтобы сохранить себя, личность в "Войне и мире" должна балансировать на грани между естественной и искусственной жизнью, одиночеством и роем, разумом и чувством, несмотря ни на что, сопротивляться воле провидения. Домашнее задание: С очинение-миниатюра "Идеальная личность - это...", опираясь на роман Толстого "Война и мир"


В раздел образования