Использование современных образовательных технологий на уроках истории
Автор: Санкина Ольга Николаевна Должность: учитель истории Учебное заведение: МКОУ "Непрядвенская СОШ" Населённый пункт: с. Непрядва Воловский район Тульская область Наименование материала: статья Тема: Использование современных образовательных технологий на уроках истории Раздел: среднее образование
ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ.
Новые
времена
поставили
новые
вопросы.
Меняется
общество,
меняется
отношение к изучаемым предметам. История в этом плане наиболее подвержена
изменениям.
Неизмеримо
расширяется
предметно-информационная
среда.
Содержание учебников выходит за рамки учебных пособий. Телевидение, радио,
компьютеры за последнее время значительно увеличили поток информации.
Однако все эти источники представляют материал для восприятия пассивно. В
обществе, прессе, на телевидение, в учебниках появились разные точки зрения
на одни и те же события, В связи с этим возникает вопрос: «Способен ли
ребенок запомнить и усвоить этот объем информации?» Сегодня многие ищут
пути,
которые
способствовали
бы
повышению
эффективности
обучения.
Учителя
всегда
волновала
проблема,
как
сделать
так,
чтобы
всем
было
интересно на уроке, чтобы все были вовлечены в учебный процесс, чтобы не
осталось ни одного равнодушного. Как с помощью истории развить личность
ученика,
его
творческое
мышление,
умение
анализировать
прошлое
и
настоящее, делать собственные выводы и иметь собственную точку зрения?
Применение элементов современных технологий попытки внести инновации в
традиционную технологию отражают состояние сегодняшнего исторического
образования. Приоритетным направлением исторического образования я считаю
формирование
у
учащихся
ключевых
компетенций,
общеучебных
умений
и
навыков,
универсальных
способов
деятельности.
Я
развиваю
у
школьников
умение
самостоятельно
и
мотивированно
организовать
познавательную
деятельность, использовать элементы причинно-следственного и структурно -
функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого
объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления. Я
применяю в учебном процессе различные образовательные технологии:
1. Информационно-коммуникативные.
2. Игровые технологии.
3. Проектная деятельность.
4. Технология проблемного обучения.
5. Здоровьесберегающие технологии.
6. Технология сотрудничества.
7. Технология исследования.
Информационно-коммуникативные .
Использую
возможности
компьютерного
класса
для
проведения
уроков,
требующих
выход
в
интернет,
локальную
сеть,
индивидуальную
работу
учащихся за компьютерами.
Особое
внимание
я
уделяю
использованию
ИКТ.
Электронные
учебники
являются одним из основных инструментов для регулярных систематических
занятий по предмету.
На уроках и во внеурочной деятельности я использую
электронные учебники и пособия:
«Российская империя» проект Леонида Парфенова
«Энциклопедия истории России» «Интерактивный мир»
Интерактивное наглядное пособие « История России ХIХ век.
«Большая энциклопедия» серия Кирилла и Мефодия
«Всеобщая история 7-8 классы» учебное электронное издание
«Россия ХIХ век.» Клио Софт
«Россия на рубеже третьего тысячелетия» Республиканский
мультимедийный центр
От Рюрика до Путина .История России Евгений Анисимов
Мной разработаны и проводятся уроки с использованием визуальной и
аудиоинформацией,
справочных
и
иллюстративных
мат е р и а ло в ,
предоставляемых
CD,
сопровождающих
рассказ
последовательным
включением
тех
или
иных
изображений,
музыкальных
фрагментов
или
видеосюжетов. Например, с энциклопедиями-путеводителями «Храмы Санкт-
Петербурга»,
«Золотое
кольцо
России»,
CD
«Россия»,
CD
«Московский
Кремль» совершаем мультимедийные путешествия.
С
помощью
информационно-компьютерных
технологий
организую
контрольно – диагностическую деятельность учащихся,
использую готовые
тесты базового и профильного уровней, составляю свои тесты с помощью
программ «Мастер - тест», «Тест - шаблон».
Программы-репетиторы CD
«Репетитор
по
истории»,
применяемые
на
уроках
ориентированы
на
заключительный этап обучения, например на подготовку к ЕГЭ.
Использование Интернета на уроках истории значительно увеличивает объем
информации, задействованной в историческом образовании, позволяет свободно
реализовать современные интерактивные технологии, в том числе проектные и
модульные. Образовательные ресурсы Интернета используются мной и моими
учениками на уроках для работы с
историческими источниками, текстами
монографий и курсов лекций, поиском информации. Большую помощь в работе
с Интернетом
оказывают
каталоги образовательных ресурсов.
Важным
образовательным
ресурсом
является
использование
социальных
сетевых
сервисов,
работа
в
сетевых
образовательных
сообществах
учителей.
Информационные и телекоммуникативные технологии дают возможность мне и
учащимся работать с самыми различными источниками информации на уроках
и внеурочной деятельности. Учащихся привлекает исследовательская проектная
работа
с
использованием
Интернет-ресурсов.
При
разработке
Web-ресурсов
учащиеся
выступают
как
разработчики
проекта,
они
учатся
анализировать
информацию,
работать
в
группе,
участвовать
в
различных
конференциях,
создают
мультимедийные
презентации,
получают
опыт
публичных
выступлений.
Мною
и
моими
учениками
созданы
следующие
мультимедийные
презентации: «Духовная жизнь с СССР в 60-80 –е гг», «Либеральные реформы
Александра II»,
«Блокада
Ленинграда»,
«
Становление
нового
Российского
государства», «Октябрьская революция» и другие.
Игровые технологии
В своей работе я широко использую игровые технологии. Практика показывает,
что уроки истории с использованием игровых ситуаций, делая увлекательным
учебный
процесс,
способствуют
появлению
активного
познавательного
интереса школьников. «На таких занятиях складывается особая атмосфера, где
есть элементы творчества и свободного выбора. Развивается умение работать в
группе: её победа зависит от личных усилий каждого. Достаточно часто это
требует от ученика преодоления собственной застенчивости и нерешительности,
неверия в свои силы». Таким образом, реализуется принцип развития, который
выражается не только в развитии интеллекта, но и в обогащении эмоциональной
сферы и становлении волевых качеств личности, формировании адекватной
самооценки. Игра на уроке истории – активная форма учебного занятия, в ходе
которой
моделируется
определённая
ситуация
прошлого
или
настоящего.
Игровое
состояние,
возникающее
у
школьников
в
ходе
игрового
урока
–
специфическое, эмоциональное отношение к исторической действительности.
Игра порождает радость и бодрость, воодушевляет, обогащает впечатлениями,
помогает
избежать
назойливой
назидательности,
создает
в
подростковом
коллективе атмосферу дружелюбия. В ходе игры все учащиеся незаметно для
себя активизируются, увлекаются поисками ответов, начинают размышлять, т. к.
положение «последнего» в игре мало кого устраивает. Победителем чаще всего
бывает не тот, кто больше знает, а тот, у кого к тому же больше развито
воображение, кто умеет видеть, наблюдать, подмечать, быстрее и точнее реа-
гировать
в
игровой
ситуации,
кто
не
просто
обладает
хорошей
«кладовой
памяти», а может с умом пользоваться ее богатствами.
Проектная деятельность.
Кроме информационных технологий, я использую учебный проект. Учащиеся к
уроку готовят поделки, схемы, рисунки. К уроку «Культура Древней Руси.Магия
русского костюма» (10 класс) разработано театрализованное представление .
Учащиеся в роли горожан и крестьян Руси рассказывают о «своих» обычаях,
верованиях «дамы» о нарядах, причёсках.
На уроке повторения в 8 классе
«Россия в первой четверти XIX века», ученикам было предложено выполнить
мини – проекты. Организация творческого задания: учащиеся делятся на 4
группы,
получают
рабочие
листы,
алгоритм
выполнения
задания,
бумагу
и
иллюстративный материал. Иллюстративный материал готовит учитель. Я его
подготовила,
используя
электронный
диск
«Виртуальная
школа
Кирилла
и
Мефодия.
Уроки
Отечественной
истории
XIX
–
XX
вв.
»
Каждая
группа
выполняет своё задание, а затем представляет результат отчёта по рабочему
листу,
оформленный
на
листе
ватмана.
Итоги
политики
Александра
I
по
вопросам: 1. Внутренняя политика; 2. Внешняя политика; 3. Отечественная
война
1812г.;4.
Движение
декабристов.
Ученикам
надо
ознакомиться
с
инструкцией и выполнить задания. На выполнение задания отводиться-7-10
мин. и на представление- 8-10 мин.
Творческая работа помогает вовлечь в
работу
всех
учащихся,
самореализоваться,
раскрыть
свои
способности:
анализировать,
обобщать
изученный
материал,
делать
выводы,
работать
в
группах,
оформительские
способности.
Использование
иллюстративного
материала решило проблему использования на уроке подвижной наглядности
(портреты исторических деятелей, таблицы, карты, схемы). Новые технологии
создают учащемуся прекрасное пространство для самовыражения в полном
объеме. Развитие умственной и творческой активности школьников в процессе
усвоения знаний становится важным условием их психологической подготовки
к труду как умственному, так и физическому. Через развитие этой активности
происходит становление важных качеств личности: ответственности за свой
труд,
умение
его
организовать,
критически
осмыслить
и
оценить.При
организации
проектной
деятельности
учащихся
я
широко
применяю
технологию работы в группах. Для развития самостоятельности и творческой
активности учеников при изучении истории, а также формирования навыка
работы
в
группе
я
использую
изучение
в
группах
различного
учебного
материала
с
последующей
презентацией
и
обсуждением.
В
рамках
каждой
группы происходит распределение деятельности между участниками проекта в
соответствии с возможностями и склонностями каждого. Такие уроки я провожу
при
изучении
однородного
исторического
материала,
например,
по
теме
«Политические партии современной России накануне выборов», при изучении
вопросов культуры, группы исследуют отдельные её направления: литературу,
живопись, скульптуру и т.п. Я заранее готовлю листы с заданиями для каждой
группы, которая затем выполняет эти задания (на уроке, вне его) с помощью
компьютерного учебника и готовят выступление по результатам проделанной
работы.
В
8-11
классах
считаю
перспективной
проектную
деятельность
учащихся по овладению оперативными знаниями в процессе социализации. За
определённое
время
(от
одного
урока
до
2-3-х
месяцев)
учащиеся
решают
познавательную, исследовательскую либо иную задачи. Примерами учебных
проектов являются «Построить дом ХIХ века», «Роль Великих географических
открытий в экономическом развитии Европы», «Культура в эпоху перемен», «
Памятники
на
территории
Воловского
района»,
«Воловский
район
в
годы
Великой Отечественной войны» и другие.
Технология проблемного обучения
Основана
на
создании
особого
вида
мотивации
-
проблемной,
требует
адекватного конструирования дидактического содержания материала, который
должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций.
При
работе
с
технологией
проблемного
обучения
выделяются
четыре
взаимосвязанных этапа:
1) Постановка проблемного вопроса, создание проблемной ситуации.
2) Выдвижение гипотез по решению проблемной ситуации.
3) Поиск решений проблемы, аргументация, изучение фактического материала,
источниковой базы, осмысление проблемы, обобщение материала.
4) Дискуссия. Аргументация, синтез, обобщение, выводы.
Создавая проблемную ситуацию на уроке, определяем пути выхода из нее:
например, при изучении темы «Первая революция в России 1905-1907 гг.»
формулируется следующая проблема:
«В
годы
первой
русской
революции
большевики
считали,
что
поддержка
политики
реформ
может
ослабить
силу
непосредственного
предстоящего
революционного взрыва. Какой путь – революционного взрыва или реформ – вы
считаете более реальным в 1906-1907 гг., более предпочтительным как средство
преобразования действительности»
Большую
роль
в
формировании
“критического
читателя”
и
“критического
зрителя”
играет
технология
развития
критического
мышления.
Данная
технология особенно востребована в 10-11 классах, во втором концентре; т.к.
приходится опираться на факты, изученные в основной школе, а они учащимися
основательно
забыты.
В
данной
технологии
проводятся
целые
уроки
и
используются отдельные приёмы.
Стадия “вызова” направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по
изучаемому вопросу, мотивацию к дальнейшей работе. Ученик вспоминает, что
ему известно по изучаемому вопросу, делает предположения, задает вопросы, на
которые хочет получить ответы. На данном этапе мною используются приемы:
верные и неверные утверждения, рассказ-предположение по ключевым словам,
кластер. Например, при изучении темы “Культура России XVII века” учащимся
необходимо было вспомнить культуру России XVI века и оформить в кластер.
Учащиеся работали в группах, каждая группа представила свой кластер, потом
был составлен общий. Далее учащимся был предложен текст, и они должны
были найти в нем новую информацию по культуре XVII века. Данный прием
использовался при изучении темы “Внутренняя и внешняя политика Ивана
Грозного”.
В
ходе
работы
было
выяснено,
что
учащиеся
хорошо
помнят
внешнюю политику царя и совсем не помнят внутреннюю. Поэтому главное
внимание
было
сосредоточено
на
изучение
внутренней
политики,
а
высвобожденное время использовалось на анализ документов и разных точек
зрения на деятельность Ивана Грозного.
Здоровьесберегающие технологии:
Особое
внимание
я
уделяю
сбережению
здоровья
учащихся.
Использую
различные
здоровьесберегающие
технологии,
в
том
числе
динамические,
физкультминутки
для
глаз,
что
способствует
укреплению
физического
и
нравственного здоровья учащихся.
Мои уроки и внеклассную деятельность отличает атмосфера сотрудничества,
сотворчества
учителя
и
учеников.
Технология
сотрудничества
положена
в
основу взаимодействия всех участников образовательного процесса.
Успешно применяется мною технология исследования. Учащиеся под моим
руководством
овладевают
умениями
и
навыками
комплексной
работы
с
различными
типами
исторических
источников,
поиска
и
систематизации
исторической информации как основы решения исследовательских задач. Это
позволяет
организовать
исследовательскую
и
творческую
деятельность
учеников
при
изучении
курса
истории.
С
помощью
материа лов
мультимедийного учебника я внедряю игровые технологии на основе групповой
работы. Это всевозможные игры-соревнования. Их провожу при обобщении и
повторении темы или всего курса и наиболее активно во внеклассной работе в
ходе
недели
истории,
традиционно
организуемыми
в
школе.
На
базе
мультимедийного учебника по истории России я предлагаю различные конкурсы
(«Угадайте историческую личность» (для этого используются фотографии, и
биографические
справки
из
раздела
«Персонажи»),
«О
каком
событии
нам
поведал документ» (формируется на основе подборки документов), «Узнайте
гимн»,
«Исторический
комментарий»
(например,
фотографии),
«Определите
эпоху, в которую написана песня» и т.д.).Всякий урок должен способствовать
как
усвоению
новой
информации,
так
и
формированию
умений
и
навыков
обработки
этой
информации.
Я
организую
лекции
(урок
изучения
нового
материала),
семинары,
исследования,
творческие
работы
(уроки
совершенствования знаний, умений, навыков).
Правильность
выбора
технологий
педагогической
деятельно сти
подтверждают
результаты
мониторинга,
проводимого
в
школе.
Отмечается
положительная
тенденция
в
росте
мотивации
учащихся
к
предмету:
увеличивается
процент
учащихся,
испытывающих
интерес
к
изучению
предмета,
увеличивается
количество
детей,
участвующих
во
внеклассных
мероприятиях
по
истории.
Наибольший
интерес
у
учащихся
вызывают
интерактивные формы работы, использование ИКТ.