Напоминание

Роспись ткани. Дизайн одежды и аксессуаров


Автор: Попова Ольга Васильевна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: гимназия №259
Населённый пункт: ГО ЗАТО город Фокино Приморского края
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Роспись ткани. Дизайн одежды и аксессуаров
Раздел: среднее образование





Назад




МКОУ гимназии № 259 Роспись ткани. Дизайн одежды и аксессуаров Открытый урок в 7 “а” классе Подготовила учитель технологии высшей категории Попова Ольга Васильевна г Фокино 2013
…Важнейший показатель эффективности проведённой педагогической работы — изменения в поведении детей. Если воспитанник с удовольствием рисует и доводит начатую работу до конца, создает яркие необычные изделия декоративно-прикладного искусства, выражает желание продемонстрировать их другим людям, то педагог близок к цели. Раздел: Создание изделий из текстильных и поделочных материалов (32ч) Рукоделие. Художественные ремесла (8ч) Тема урока:
Роспись ткани. Дизайн одежды и аксессуаров.

Практические работы:
Перевод рисунка на ткань. Работа резервом по контуру. Роспись ткани в соответствии с эскизом.
Цель:
 Развивать личность воспитанника, его творческие способности и индивидуальные дарования через декоративно-прикладное искусство.  Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности. Дать детям общее понятие о декоративно-прикладном искусстве, его видах, задачах, закономерностях.  Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность. Прививать навыки работы в коллективе. Поощрять доброжелательное отношение друг к другу и окружающим, через создание разного рода сувениров, открыток, декоративных композиций.  Воспитывать стремление к разумной организации своего свободного времени. Помогать детям в их желании сделать свои работы практически значимыми.
Задачи обучения
 Дать детям общее понятие о декоративно-прикладном искусстве, его видах, задачах, закономерностях.  Познакомить детей с одним из видов декоративно-прикладного искусства – художественной росписью ткани (батиком).  Формировать у детей практические умения и навыки выполнения росписи ткани (холодный батик), ознакомить детей с видами ткани для
выполнения батика, со специальными красителями и закрепителями, инструментами для нанесения красочного слоя (кисть, валик, трубочки, , тампон и т.д.), освоить с ними весь процесс выполнения холодного батика (эскиз, картон, перевод рисунка на ткань, нанесение резерва, выполнение росписи, закрепление росписи).
Принципы обучения
:  Эмоционально положительное отношение учащихся к деятельности – основное условие развития детского творчества;  Учет индивидуальных особенностей детей – одно из главных условий успешного обучения;  Последовательность освоения учебного материала – от простого к сложному, от учебных заданий к творческим решениям;  Удовлетворение практических чувств ребенка через создание полезных и красивых вещей.
Методы обучения:
 Репродуктивный (воспроизводящий);  Иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);  Проблемный (педагог ставит проблему и решает её вместе с детьми);  Эвристический (проблема ставится самими детьми, ими же предлагаются пути решения) Ход урока
1. Организационный момент
(поздороваться, присутствие на уроке)
2. Актуализация знаний

1.
Какой бывает резерв по составу? Для чего он служит? 2.Какие инструменты служат для нанесения резерва? 3.Как правильно нанести резервную линию? 4.Важна ли консистенция резерва? 5.Какие ткани по составу можно расписывать? 6.С каких тонов или оттенков по насыщенности нужно начинать роспись? 7.Как выполнить растяжку одного цвета (плавный переход от светлого к темному)? (Чтобы рисунок получился как живой, надо придерживаться законов света и тени)

Вступительное слово
К декоративно – прикладному искусству принадлежат изделия , имеющие эстетическую ценность, несущие утилитарное значение и служащие для украшения домов, интерьеров, одежды и др. Такие изделия были частичкой души народа. Мимо подобных вещей нельзя пройти равнодушно, ведь они сделаны руками человека, передавшими вещи свое тепло. Декоративно – прикладное искусство существует столько же времени, сколько и род человеческий. Древнейшим произведениям свойственны удивительная содержательность образов. Особое внимание к эстетике материала. Сфера декоративно – прикладного искусства –неимоверно широка: от эстетического оформления предметов(посуда, мебель, ткани) – до художественной организации огромных архитектурно – парковых комплексов. Основными видами декоративно – прикладного творчества являются: вышивание, резьба по дереву, керамика, искусство батика, гобелена.
Батик
– удивительное, волшебное искусство ручной росписи ткани. Оно пришло к нам из глубокой древности из Индокитая, Японии, Индии. Долгое время
батик
и вышивка были единственным способом декорирования ткани, тончайшими узорами мастера батика расписывали одежды императоров, раджей и махараджи. Вместе с открытием стран Азии европейцы открыли для себя искусство
батик
-
роспись ткани
вручную. Батик вобрал в себя особенности и художественные приемы многих изобразительных искусств - акварели, пастели, графики, витража, мозаики. Он позволяет расписывать различные детали одежды, предметы интерьера, картины на шелке даже тем, кто никогда раньше не занимался оформлением ткани.
Это панно
,
картины
,
занавеси
,
покрывала
,
подушки
,
светильники
,
эксклюзивные

сувениры

ручной

работы
, такие как
платок
,
шарф
,
мужской

шейный

платок
,
настенное

панно
. Мастера – батисты часто комбинируют между собой различные техники и это позволяет им создавать потрясающие картины и постоянно находить что – то новое. Ткани
батик
прекрасно переносят влажно-тепловую обработку, химчистку и стирку, не выгорают. При росписи используются безопасные красители для тканей и натуральные материалы, такие как натуральный шёлк, натуральный шифон, натуральный крепдешин, хлопок. Платки из шелка, шарфы – самая шикарная вещь в гардеробе женщины. Мечтаете выглядеть «дорого» и носить эксклюзивные вещи? Вашу мечту легко осуществить, попробуйте сделать роспись своими руками или заказать платок у художника.

3.Практическая работа:

Условия реализации:
 помещение – мастерская;  красители для батика;  резерв – состав для закрепления;  ткани для росписи – шелк, атлас, крепдешин, бязь и др.  инструменты – кисти, трубочки стеклянные, валики, тампоны, трафареты, карандаши простые, бумага копировальная, калька и др.  рамки деревянные для натяжения ткани разного размера;  клеенки на столы, подставки для кистей, емкости для разведения красителей, емкости для воды.  помещение должно обязательно проветриваться и хорошо освещаться.
Инструктирование учащихся
по правилам техники безопасности при работе с красителями. Защитить одежду, руки, одеть перчатки.
Техника батика
Порядок выполнения работы следующий:
Этап-1.
Рисуем на бумаге шаблон будущей работы – линейное изображение. Обводим тонким черным маркером четкими непрерывистыми замкнутыми линиями.
Этап-2.
Натягиваем ткань на подрамник, используя специальные кнопки для шелка (трехзубчатые) или кнопки с тонкой длинной ножкой. Шелк должен быть натянут как барабан.
Этап-3.
Подкладываем шаблон под ткань, обводим контур с помощью мягкого карандаша (лучше простого). При приобретении опыта можно будет сразу обводить шаблон резервом по ткани, немного его подкрасив.
Этап-4.
Обводим с помощью стеклянной трубочки с резервом линии карандашного рисунка на ткани. Важно, чтобы резерв был необходимой консистенции. Так, очень густой будет вытекать с трудом, не пропитает ткань полностью, а слишком жидкий будет растекаться, образуя подтеки и кляксы. Линия должна быть выразительной, четкой, ровной, равномерной, непрерывной.

Этап-5.
Затем нужно подсушить нанесенные линии резерва, проверить их целостность. Для этого на отдельные закрытые участки нужно капнуть воду и посмотреть, не выходит ли она за контур. Если есть погрешности, то после высыхания нанести резерв на эти участки повторно (лучше с изнанки).
Этап-6.
Приступаем к росписи. Готовим краски разной насыщенности. В работе используем растяжки цвета, переходы от одного цвета к другому, акварельную технику. Начинаем со светлых участков, постепенно переходя к более темным. Фон расписываем в самом конце. По окончании работы оставляем ее до полного высыхания.
Этап-7.
Для окончательной отделки изделия необходимо закрепить краски на ткани. Профессиональные красители закрепляются паром. После закрепления цвета изделие следует оформить в багет, если это картины и панно или обработать край, если это аксессуар (платок, шарф , шаль, парео).
Целевой обход учителя:
Учитель, обходя рабочие места учащихся, контролирует правильность приемов работы, соблюдение технологии, техники безопасности.


4.Итог урока:
1.Анализ и оцениваниесозданных работ: Учитель показывает лучшие работы, отмечает типичные ошибки, предлагает детям оценить работы по следующим критериям:  интересный и оригинальный выбор мотива (орнамента, рисунка);  уровень сложности (тональные переходы, растяжки) и степень овладения ими;  гармоничное сочетание цветов предмета и фона;  композиционное решение работы;  аккуратность выполнения работы. 2. Ответы на вопросы: понравилась ли вам работа на уроке? Интересным было занятие по росписи? Хотели ли вы заниматься и в дальнейшем работой по росписи более сложных композиций?
5.Заключительное слово учителя

БАТИК В СОВРЕМЕННОЙ ОДЕЖДЕ В наше время человек стремится проявить свою индивидуальность во всем , что его сопровождает в жизни: в оформлении жилища, в одежде, прическе , макияже.и т. д. В противовес массовой моде в своих предпочтениях мы все больше и больше обращаемся к моде на эксклюзивные вещи, отражающие особенности личности своего хозяина. В одних странах батик развивался интенсивно и потому стал национальным искусством, а в других он лишь сохранил статус старинного ремесла. В последнее время потребители все больше понимают ценность
ручной

работы
. Проводятся модные показы, семинары, выставки и конференции, посвященные этой технике. Целью таких собраний является развивать этот древний вид искусства во всем мире и презентовать любителям батика новые техники, открывать новых талантливых художников и рассказывать о применении батика в повседневной жизни. Кроме того, батик давно признали очень
полезным хобби
: это не просто интересно, батик развивает
творческие навыки
у детей и людей с ограниченными возможностями. Поэтому батик все больше привлекает людей таких профессий, как педагоги, художники и дизайнеры. В странах Азии батик является
традиционной одеждой
. Его одевают на все торжественные праздники, будь это свадьба или день рождения. Сейчас батик в этих странах носят пожилые люди, да и молодежь приобщается. В России пока батик используется только в роли аксессуаров или картин. Однако потихоньку мы перенимаем тенденции Европы и Азии, и на модных показах батик становится приятным дополнением.
6.Домашнее задание
Выставление оценок, д/з.


В раздел образования