Напоминание

Открытый урок


Автор: Ляпин Владимир Васильевич
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ ГСХТ имени атамана М. И. Платова
Населённый пункт: ст.Григорополисская Ставропольского края Новоалександровского района
Наименование материала: Рекомендации по проведению открытого урока
Тема: Открытый урок
Раздел: среднее профессиональное





Назад





Рекомендации к открытому уроку
Урок- это логически законченный, целостный, ограниченный определенными рамками отрезок учебно-воспитательного процесса, основная форма организации обучения в современном ОУ. В нем находятся все основные компоненты учебно-воспитательного процесса цель, задачи, содержание, формы, методы, средства, взаимосвязанная деятельность преподавателя и обучающегося. К необычному на уроке выдающиеся педагоги относились по-разному. В античной и средневековой педагогике необычное, т.е. выходящее за рамки установленных канонов преподавания, было фактически недопустимым, а учителя, нарушавшие это требование, жестоко наказывались. Бывали и редкие исключения, только подтверждающие незыблемость правила: диалогистика Сократа, уроки на природе в "Доме радости" Витторино де Фельтре. Первые, как бы "узаконенные" элементы необычного вносит в урок "Великая диалектика" Я.А.Каменского. Прежде всего - это принцип наглядности. Введение этого принципа в строгую канву урока произвело революцию в педагогическом сознании и поколебало уверенность в неизменности классических правил. Появилась возможность не просто давать положенные знания, но и "раскрашивать" их, представлять с необычной стороны. Урок необходимо проектировать, тем более открытый. И.С.Якиманская различает термин "прожектирование" (медленное, идеальное выстраивание чего-либо и "проектирование" (как создание и практическое выполнение проекта). Анализ педагогической литературы позволяет выделить обобщающую схему проектирования учебной деятельности: 1. Определение цели проектирования (целеполагание). 2. Выяснение схемы педагогических факторов и условий, влияющих на достижение цели (ориентировка). 3. Описание педагогиче ской действительно сти. П од ле жа ще й проектированию (диагностика исходного состояния) 4. Фиксирование (выбор) уровня и оперативных единиц педагогического мышления для принятия решения по созданию проекта (рефлексия). 5. Выдвижение гипотез о вариантах достижения цели и оценка вероятности их достижения в конкретных условиях (прогнозирование). 6. Построение конкретной модели педагогического объекта (моделирование). 7. Построение методики измерения параметров педагогического объекта. 8. Реализация проекта (внедрение). 9. Оценка результатов осуществления проекта и сравнение их с теоретически ожидавшимися. 10. Построение оптимизированного варианта конкретного педагогического объекта. Это наиболее полная схема проектирования ( а не планирование) не отвечает всего лишь на один вопрос: кто проектирует? Ответ на него как бы очевиден -
преподаватель. Обучающийся здесь тоже как бы очевиден - все это делается для него, но без него. С другой стороны, попытки реализовать такое проектирование приводят к проблемам, отмечаемым самим преподавателем. 1. Совместное проектирование, понимается как обучение обучающихся активной умственной деятельности. 2. Усилия переносятся с совместной разработки содержания на единоличное создание преподавателем проблемной ситуации. 3. Совместное проектирование понимается как совмещение разных уроков. 4. Неумение выделять личностно-значимые для обучающихся ценности в содержании изучаемых знаний. 5. Приоритет тактических планирований в подготовке к уроку над стратегическими. Общим местом становится отсутствия понимания смысла учебного взаимодействия, как условия самоактуализации обучающихся. Вместе с тем, умелое применение отдельных элементов традиционного понимаемого совместного проектирования представляет педагогический опыт известного учителя истории из г.Либинска (Краснодарский край) А.В.Литвинова. Стало совершенно очевидно, что прежний опыт проведения открытых уроков себя исчерпал. Открытые уроки стали объектом справедливой иронии сатириков, общества и даже самих детей. Все это приводит к снижению авторитета преподавателя и ОУ как социального института. Дети, общество хотят видеть в современном преподавателе педагога эрудиционного типа, интеллектуала, человека с чувством юмора, находчивого гордого, способного к рефлексии, способному к научному анализу своих изобретений. С другой стороны, в самой учительской среде появляется все больше профессионалов высокого класса, специалистов с высокими степенями, которые могут и хотят передать свои ценные умения другим, испытывают потребность в серьезной аналитической дискуссии с целью саморазвития. Цели проведения открытых уроков. Открытый урок, как правило, является составной частью изучения профессиональной деятельности преподавателя в его системном проявлении. Речь идет об изучении работы преподавателя по диагностированию успешности, анализу, документальному обеспечению образовательно- воспитательного процесса, его общественно-педагогической деятельности, организации внеклассной работы по предмету, его кабинетной работы, его методической деятельности, проводимым им внеклассным мероприятиям, урокам, подготовке обучающихся к конкурсам и полученным вообще результатам обучения, работе с родителями. Проектно-исследовательской и экспериментальной работе, классному руководству. Выбор ключевых тем для подготовки и проведения комплекса предъявляемых педагогических мероприятий (предположим, показ нескольких уроков темы, внеклассных занятий по индивидуальным программам с одаренными детьми, специальная работа с обучающимися. Требующими дополнительного педагогического внимания. Работа с обучающимися, подготовленными для
участия в олимпиадах и предметных соревнованиях, проведение межпредметного вечера, проведение профориентационного классного часа и экскурсии). Совместная работа (с заместителями директора по УВР, или по НМР, или УПР) по подготовке к проведению открытых мероприятий, или создание временного творческого коллектива с той же целью, или создание консультационной группы для помощи преподавателю. Разработка единого плана проведения открытых мероприятий с указанием сроков, выбор или назначение группы поддержки или группы анализа и оценки, определение уровня, на котором будет представлен изучаемый опыт, форма поддержки и распространения предъявленного опыта. Разработка шкалы и ресурсов стимулирования творческого труда педагогов за что, на основании каких критериев, в какой форме и в каких величинах будет оценена деятельность педагога и лиц, принимавших участие в этой деятельности, в том числе и обучающихся и родителей). В этом смысле важно представлять всю палитру возможных стимулов, которые могут быть задействованы администрацией и общественными организациями ОУ с целью повышения мотивации педагогов к творческой продуктивной деятельности. Возможный набор стимулов: Присвоение по итогам аттестации более высокого разряда. Выдвижение на обобщение накопленного педагогического опыта преподавателя. Направление на краевой и региональный конкурс профессионального мастерства. Награждение грамотой, дипломом. Предоставление права самоконтроля, самоанализа, самообобщения накопленного опыта и представления полученных ре зульт атов администрации и коллективу ОУ. Предоставление права выступить с научным отчетом на педагогическом совете или ином педагогическом форуме. Награждение премией, надбавка к окладу. Награждение ценным подарком. Подготовка очерка или отчета в местной печати и газете. Выпуск листовки или буклета с изложением инноваций и достижений педагога в работе. Подготовка и проведение творческого вечера успешного педагога. Награждение педагога благодарственным письмом. Представление педагога к местным или государственным наградам. Выдвижение педагога на грант или другую форму финансовой поддержки . Изготовление полномасштабной видеоверсии комплексного творческого отчета педагога, дайджеста материалов, которые педагог использовал в процессе учебно-воспитательной деятельности, плана и сценария всех интересных открытых мероприятий, проведенных педагогом.
Предоставление педагогу права и возможности пройти обучение у известных ученых и практиков. Награждение педагога подпиской на профессиональные издания и приобретение для него необходимой техники и литературы для повышения его профессиональной готовности. Подготовка брошюры по итогам серии открытых педагогических мероприятий. Награждение медалью ОУ, именной премией, выдвижение в книгу и на доску почета по итогам достижений учащихся на различного рода соревнованиях, олимпиадах, смотрах. Подготовка фото- или кинофильма о достижениях педагога и его учеников (выпускников). Проведение научно-практического семинара или конференции по изучению предложенного опыта. Предоставление педагогу права и возможности открыть собственную научно- исследовательскую лабораторию. Предоставление педагогу права вести школу молодого учителя или передового опыта. Выдвижение педагога в резерв на повышение. Таким образом, надо рассматривать открытый урок не как случайное событие, обязательное для преподавателя, но как целостный процесс, характерный для лучших преподавателей, способных быть маяками, или вернее, лоцманами, в деле повышения качества образования детей. Отношение к проведению открытых уроков показывает характер демократии ОУ: либо это силовое решение и обязательное навязывание педагогам, либо это профессиональное желание педагогов продемонстрировать свои педагогические достижения. Эффектным проявлением административной готовности к проведению открытых мероприятий можно считать фазу предварительных договоренностей, в ходе которых формулируются задания или некоторые условия, определяются критерии успешности. Выстраивается фабула деятельности педагога в ходе показа своих достижений и определяются возможные стимулы. Критериями успешности можно считать: Удовлетворенность самого преподавателя, коллег, администрации и обучающихся. Наличие оправданной, полезной и педагогической привлекательной новизны. Факт достижения заявленных целей. Возможность использования показанного опыта в работе коллег. Сбалансированность воспитательно-образовательных взаимодействий. Активизацию познавательной деятельности учащихся. Наличие доверительно-уважительной, эмоционально положительной обстановки, увлеченность и включенность учащихся в процесс. Сбалансированность форм и методов, применяемых в процессе деятельности.
Учет интересов каждой группы обучающихся (нуждающихся в педагогической поддержке, одаренных, успешных, средних). Использование необходимых и достаточных вспомогательных средств обучения, средств наглядности, технических средств. Разумное соотношение репродуктивного, репетиционного и поискового творчества. Сценарии, видеозаписи и анализ открытых уроков постепенно могут составить золотую коллекцию лучших уроков ОУ, что позволит учить на этом благодатном материале новых преподавателей. Особый ряд могут составить неудачные или провальные открытые уроки, которые обычно оставляют тяжелый след в жизни педагога и могут надломить его и даже способствовать его уходу из ОУ. В этом случае администрация обязана не допустить резко критического разбора урока, - с одной стороны, и терапевтической поддержки педагога - с другой стороны. Не отступая, медленно, но совместно с педагогом следует подготовить новое педагогическое событие, ответственность за успех или неуспех которого поделят между собой как преподаватель, так и директор, или заместитель директора. Перейдем к описанию новой технологии. Для того, чтобы ее осуществить, необходимо обеспечить следующие условия: урок, предшествующий открытому в день его представления, и урок, следующий за открытым, должны быть у преподавателя свободными от работы в других группах. Характеристика обученности, обучаемости, реальных учебных и воспитательных возможностей обучающихся группы, где будет даваться открытый урок. Это абсолютно необходимый элемент технологии, необходимая информация, которую преподаватель сообщает гостям до проведения открытого урока. Здесь не приводятся параметры обученности, обучаемости, учебных и воспитательных возможностей, поскольку они не новы. Их можно найти в книгах и через сеть Интернет. Необходимо понять, что если эта информация перед открытым уроком отсутствует, то все разговоры директора, его заместителей, преподавателе, представляющих открытые уроки, о личностно-ориентированном образовании в их ОУ, о дифференциации и индивидуализации обучения, о диагностике личности обучающегося и прочее являются ложью. Полагаю, что излишне доказывать, что любой психолого-педагогический инструментарий, любая методика или технология подбирается под возможности, особенности подростка. Это как будто сейчас самоочевидно. Однако большинство открытых уроков в большинстве ОУ проходят без информирования гостей об особенностях обучающихся группы, где будет даваться открытый урок. На уроках, где отсутствовала диагностика подростков, после разбора только что проведенного урока, гости могут задать вопросы, которые приводят в полный конфуз преподавателя. А последний в свою очередь пытается дать беспомощные ответы, чтобы, хоть как-то спасти лицо свое и ОУ, но от этой
беспомощности еще больше демонстрировали свою профессиональную некомпетентность едва ли не в самом важном вопросе педагогической практике. Гости снисходительно молчали, а когда расходились, то было очевидно, что лучше бы такого открытого урока не давать вообще и такого позора не испытывать. Среди педагогов уже достаточно современно и хорошо образованных преподавателей, которых как говорят, на дешевке, то есть на примитивном не проведешь. Они хотят и будут задавать вопросы, они сами достаточно компетентны, эрудированны, они дорожат своим временем. Рассказ преподавателя гостям о проекте предстоящего открытого урока. В этой части работы с гостями предлагается следующий алгоритм. Преподаватель сначала дает характеристику группы, где будет проводиться открытый урок, потом рассказывает о проекте предстоящего урока и затем связывает эти части, пояснив гостям, где и как он учитывал те или иные особенности групп подростков при конструировании проекта; преподаватель сразу же в процессе изложения проекта поясняет, какие особенности обученности и обучаемости он учитывал. Заметим также, что связь проекта с учебными и воспитательными возможностями подростков представляет собой важный элемент следующего шага предлагаемой технологии- "Обоснование проекта". Форма рассказа о проекте открытого урока, а также его структура и содержание достаточно вариативны и определяются самим преподавателем, зависят от его видения. Преподаватель, как правило, говорит о месте урока в теме, разделе, курсе; называет ценностные основы, цели, характеризует выбранное содержание учебного материала, методы, формы, обосновывая свой выбор и т.п. Разумеется большое значение имеет новшество, разработанное преподавателем (если их нет, то трудно понять, зачем пригласили людей, среди которых наверняка есть опытные, высококвалифицированные специалисты). Обоснование проекта открытого урока. Здесь прежде всего раскрываются те научные источники, которые лежат в основе проекта. Желательно, чтобы преподаватель назвал ведущие дидактические теории, концепции, парадигмы, образовательные практики. На которые он опирался при проектировании. Здесь же называются работы ученых-методистов, других известных и неизвестных практиков, идеи и опыт которых были заимствованы. К обоснованию проекта относятся и результаты диагностики личности обучающихся группы, которые могут быть получены путем тестирования, педагогических наблюдений, путем экспертной оценки учебной и воспитательных возможностей подростков в ходе педагогического или психолого-педагогического консилиума и другими путями. Было бы весьма желательно, чтобы преподаватель, насколько это возможно, раскрыл свою творческую лабораторию, то есть рассказал, как создавалось разработанная им методика, новшество. Рекомендую преподавателю по возможности более или менее четко определить, что представляет собой его проект с точки зрения известных
путей рождения новшеств: это модификация (совершенствование, развитие, модернизация, рационализация, оптимизация и т.п.) своего прежнего опыта; заимствование и применение в новых условиях кем-то созданного опыта; использование и применение в новых условиях кем-то созданного опыта; использование научных разработок ученых; результат проб и ошибок; результат научно обоснованного и методического инструментированного эксперимента. Педагог обязан четко назвать гостям и вид творческой деятельности, в результате которой было рождено новшество: модификационное творчество (т.е. продукт, который имеет аналог или прототип); комбинаторное творчество (т.е. продукт получен в результате анализа, расчленения чего-то целого на части и комбинации этих частей по-новому); новаторское творчество (т.е. продукт является принципиально новым, не имеет аналогов и прототипов). Ответы преподавателя на вопросы гостей по предлагаемому проекту открытого урока. Разумеется на этом этапе мастер-класса все зависит от того, будут ли вопросы, какие они. В то же время если преподаватель понимает, что люди пришли к нему на учебу, и он ответственен за ее результаты и эффективность, то он может позаботиться, то он может позаботиться о том, чтобы вопросы возникли, то есть спровоцировать их на всех предшествующих этапах: излагать и характеристику группы, и проект урока, и его обоснование не только в повествовательно -объяснительном, но и в проблемном ключе. Во всех случаях ответы должны быть аргументированными. Лично для себя преподаватель по характеру и содержанию заданных вопросов может судить и об ожиданиях гостей, и об уровне их компетентности. А возможно, какой-то из вопросов побудит преподавателя скорректировать проект или подарит ему новую идею для какого-то фрагмента открытого урока, чем позволит оптимизировать проект до его реализации. Подготовка открытого урока по приводимой технологии позволяет гостям осознанно оценивать представленный опыт, существенно уменьшает риск последующих ошибочных оценок, но что самое ценное - вызывает интерес приглашенных, а значит мотивирует их, вызывает у них состояние ожидания ответа на вопрос: "Интересно, а как преподавателю удается осуществить намеченный план, получится ли в точности воспроизвести проект или придется от чего то отказываться, что-то заменять?" Проведение открытого урока. Естественно преподаватель будет стремится реализовать только что представленный обоснованный проект. Однако нужно помнить, что учесть все факторы, влияющие на успешное осуществление намеченного, невозможно. Кто-то из обучающихся, на кого надеялся преподаватель, может заболеть и не быть на уроке, накануне открытого урока в группе мог произойти конфликт с другим преподавателем на предыдущих уроках в этот
день, многие обучающиеся, как и взрослые, метеочувствительны, и их самочувствие может ухудшиться из-за перепадов атмосферного давления и т.д. Учитывая это, педагог не должен стремиться любой ценой, несмотря ни на что выполнить ранее намеченный план полностью независимо от возникших на уроке обстоятельств.
Преподаватель- мастер должен быть готов изменить проект в ходе

самого урока в зависимости от возникшей на уроке предполагаемой или

непредвидимой

ситуации.

Преподавателем

ведь

были

названы

ранее

продуманные

запасные

методические

варианты,

а

необходимость

в

каких-то из них может возникнуть экспромтом. Все это не следует

сразу расценивать как недостаток, упущение, ошибку, ибо способность к

импровизации

-

один

из

показателей

не

только

креативности,

но

и

мастерства преподавателя.
Один из важных факторов, который пока трудно дается всем: необходимо сделать все возможное, чтобы гостям были видны, понятны те моменты, где преподаватель опирается на названные до урока данные об обученности, обучаемости, учебных и воспитательных возможностях обучающихся. Анализ открытого урока самим преподавателем. Форму и содержание анализа определяет сам преподаватель. Необходимо помнить, что одна из целей предлагаемой технологии- повышение эффективности обучения тех, кто был приглашен на урок. Обучающим и развивающим гостей является не только собственно открытый урок, но и все, что ему предшествовало, и все, что за ним последовало. Выступление преподавателя с анализом только, что проведенного урока демонстрирует и способность педагога к рефлексии собственных действий, собственного творчества и является показателем его эрудиции и фактором обучения гостей всем непростым только что названным умениям. Преподаватель говорит о степени достижения поставленных целей, разъясняет причины, объективно оценивает собственные действия и, что особенно важно, разъясняет и комментируете нюансы, которые гости могли не увидеть, не понять, не оценить, так как не видели глаза и лица подростков. Специальное внимание уделяется элементам особого удовлетворения преподавателя тем или иным обучающимся: нередко какой-то ответ кажется гостям верным, естественным и обычным, в то время как для конкретного подроска такой ответ символизирует преодоление, подъем на новую ступень в развитии, инсайт-озарение, которого никогда прежде не было. Анализ открытого урока директором или заместителем директора ОУ. Прежде всего необходимо учесть, что, проводя открытый урок, преподаватель находится в состоянии высокого психологического напряжения, и буквально тут же необходимо дать анализ только что проведенного урока. Опыт показывает, что не всегда удается быстро переключиться на другой вид деятельности, и потому в анализе что-то упускается. Поскольку директор или его заместитель также ответственны за успех столь важного методического мероприятия, то данный им анализ необходим для дополнения анализа,
сделанного преподавателем, тем более, что они хорошо знают своего педагога, суть разработанного им новшества и по ходу открытого урока имели возможность фиксировать в мыслях или в записях то, что является ценным для гостей. Кроме того, анализ только что проведенного открытого урока одним из руководителей ОУ может в случае необходимости скорректировать последующее обсуждение. Здесь имеется в виду ситуация, когда по каким- либо причинам урок не удался. Бывает, что преподаватель накануне переволновался или что-то непредвиденное произошло с обучающимися и т.п. Ответы преподавателя на вопросы гостей по проведенному уроку. Преподаватель сам предлагает гостям задавать вопросы по только, что проведенному уроку. Тут возможны два нежелательных варианта. Бывает, что вопросов нет или их не задают потому, что прежде так не было принято. А вопросы и ответы как форма диалога - важный фактор развития приглашенных на урок. Чтобы вопросы как элемент дискуссии были, рекомендуется еще перед началом четко объявить цель занятия для всех, подчеркнув его учебный, развивающий характер и раздать всем приглашенным алгоритм проведения всего методического мероприятия, обратив внимание участников на то, что специально будет выделено время для ответов на вопросы.


В раздел образования