Развитие физических навыков детей дошкольного возраста с помощью мяча
Автор: Косякова Елена Владимировна Должность: инструктор по физкультуре Учебное заведение: МБДОУ №30 Населённый пункт: город Азов, Ростовская область Наименование материала: Статья Тема: Развитие физических навыков детей дошкольного возраста с помощью мяча Раздел: дошкольное образование
Развитие физических навыков детей дошкольного возраста с помощью мяча
Автор: инструктор по физической культуре МБДОУ№30 г. Азова
Косякова Елена Владимировна
Мяч
–
удобная,
динамичная
игрушка,
занимающая
особое
место
в
развитии действий руки. Первые игры с мячом бесценны по своей значимости
для здоровья, эмоциональной достаточности, физического и интеллектуального
развития маленького ребенка. На протяжении всего дошкольного детства игры с
мячом усложняются и как бы "растут" вместе с ребенком, составляя огромную
радость детства.
Развивая
глазомер,
координацию,
смекалку,
они
способствуют
общей
двигательной активности. Для дошкольников мяч – предмет увлечения с первых
лет жизни. Дети не просто играют в мяч, а варьируют им: берут, переносят,
кладут, бросают, катают и т.п., что развивает их эмоционально и физически.
Движения пальцев и кистей рук имеют особое значение для развития
функций мозга ребенка. И чем они разнообразнее, тем больше "двигательных
сигналов" поступает в мозг, тем интенсивнее проходит накопление информации,
а следовательно и интеллектуальное развитие.
Движения рук способствуют также развитию речи. Современные научные
данные
подтверждают
эти
положения:
области
коры
головного
мозга,
"отвечающие" за артикуляцию органов речи и мелкую моторику пальцев рук,
расположены
в
одном
поле,
т.е.
непосредственной
близости
друг
от
друга.
Следовательно,
идущие
в
кору
головного
мозга
нервные
импульсы
от
двигающихся
рук
стимулируют
расположенные
по
соседству
речевые
зоны,
усиливая их активность.
Необходимость использования спортивных игр и упражнений с мячом в
физическом воспитании дошкольников отмечают многие специалисты. Более
того,
детям
5-7
лет
рекомендуется
посещение
групп
общей
физической
подготовки
спортивных
школ,
занятия
видами
спорта,
развивающими
координацию и технику движений.
В. А. Шишкина подчеркивала, что ребенок, мало что умеющий делать, с
трудом
овладевает
новыми
действиями.
И
наоборот:
кто
больше
умеет,
тот
быстрее и легче усваивает новые движения, вносит в них элементы творчества.
По
мнению
М.
А.
Руновой,
игры
с
мячом
–
не
только
интересное
развлечение: в значительной мере они способствуют развитию координации
движений, что очень важно при обучении письму, рисованию, конструированию.
Малыши,
знакомясь
со
свойствами
мяча,
выполняя
разнообразные
действия (бросание, катание, бег за мячом и др.), получают нагрузку на все
группы
мышц
(туловища,
брюшного
пресса,
ног,
рук,
кистей),
у
них
активизируется весь организм. Даже, казалось бы, обычное подкидывание мяча
вверх вызывает необходимость выпрямления, что благоприятно влияет на осанку
ребенка.
Можно
сказать,
что
игры
с
мячом
–
специальная
комплексная
гимнастика:
развивается
умение
схватывать,
удерживать,
перемещать
мяч
в
процессе ходьбы, бега или в прыжке.
При проведении спортивной игры с мячом появляются неограниченные
возможности
комплексного
использования
разнообразных
методов,
направленных на формирование личности ребенка.
Поэтому
в
2015-2016
учебном
году
в
нашем
МБДОУ
было
принято
решение организовать спортивный кружок «Быстрый мяч», который посещают и
мальчики, и девочки средней группы.
Как было замечено в процессе занятий в кружке, проведенных в течение
трех месяцев с начала учебного года, игры и упражнения с мячом не только
развивают ориентировку в пространстве, регулируют силу и точность броска,
развивают
глазомер,
ловкость,
быстроту
реакции;
но
и
нормализуют
эмоционально-волевую сферу, что особенно важно как для малоподвижных, так
и для гиперактивных детей.
Можно
только
удивляться,
замечая
какое
разнообразие
впечатлений
и
действий может давать малышу обычный мяч! Простейшие, на наш взрослый
взгляд,
действия
в
действительности
оказываются
исключительно
полезны:
развивают
наблюдательность,
концентрацию
внимания,
чувства,
движение
и
даже мышление. И зачастую, малыш самостоятельно подмечает и отыскивает
многообразные тайны и сюрпризы.