Напоминание

"Развитие мотивации к обучению в ходе групповой работы и работы в парах".


Автор: Сергиенко Наталья Вячеславна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ-СОШ №1
Населённый пункт: г. Маркс Саратовская область
Наименование материала: мастер - класс
Тема: "Развитие мотивации к обучению в ходе групповой работы и работы в парах".
Раздел: начальное образование





Назад




Мастер – класс по теме: «Развитие мотивации к обучению в ходе групповой работы и работы в парах». Подготовила и провела: Сергиенко Наталья Вячеславна, учитель начальных классов первой категории. МОУ – СОШ №1 г. Маркса Саратовской области Слушатели-участники: учителя начальных классов. Цели: познакомить учителей с возможностями работы в группах и парах на уроках русского языка.. Задачи: Познакомить с особенностями, назначением и местом на занятии групповой работы и работы в парах, а так же возможные варианты применения на уроке. Показать практическую значимость таких видов работ. Прогнозируемый результат мастер – класса: Расширение знаний о возможностях использования групповой работы и работы в парах. Получение учителями представления о разнообразии и возможностях применения на уроках работы в группах и парах. Активизация внедрения в учебный процесс преподавателя таких видов работ. Используемые средства ИКТ (информационно- коммуникационные технологии): Презентация выступления. Компьютер. Мультимедийный проектор, экран. Методическое обеспечение.: учебник русского языка. Карточски, схемы, алгоритмы, оценочные листы. Ход работы.
Одному или одной

Трудно справиться с бедой.

Слово мы

Сильней, чем я.

Мы семья

И мы друзья.
Все мы большая дружная семья педагогов. И на надеюсь, что наша работа пройдёт в тёплой и дружеской обстановке, с пользой для всех. Давайте познакомимся. Меня зовут Сергиенко Н.В. учитель начальных классов 1 категории. Стаж работы почти 30 лет. Третий год работаю с казаками. Сейчас у меня второй класс, с которым мы осваивает программу развивающего обучения «Планета знаний». Мне хочется предложить вам этапы урока, в котором гармонично сочетаются различные формы работы, суть которой сводится к одному – эффективному получению знаний учащимися. Буду вам признательна за активное участие, отклики и пожелания. В ходе проведения мастер – класса мы рассмотрим примеры групповой работы и работы в парах. Выступление учителя
с одновременной демонстрацией слайдов презентации. Своё выступление мне бы хотелось начать со слов И.Г Песталоцци «Мои ученики будут узнавать новое не от меня, они будут открывать это новое сами, Моя задача помочь им раскрыться, развить собственные идеи». В условиях введения стандартов нового поколения задача учителя начальной школы состоит в том, чтобы обеспечить организацию такой учебной деятельности обучающихся, в процессе которой развивались бы их мыслительные и творческие способности, каждый школьник смог бы почувствовать себя личностью. Решению этой задачи способствует использование групповых технологий в образовательном и воспитательном процессе. Основная цель групповой работы - активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала. Задачи групповой работы: 1. Активизация познавательной деятельности 2. Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности 3. Развитие умений успешного общения 4. Совершенствование межличностных отношений в классе Коллективные виды работ делают урок более интересным, живым, воспитывают у детей сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал, помогают учителю объяснять и постоянно контролировать знания, умения и навыки у ребят всего класса. Учитель получает возможность реально осуществить индивидуальный подход к обучающимся: учитывать их способности, темп работы; при делении класса на группы, давать группам задания дифференцированные по трудности, по объёму учебного материала. Группа может состоять из 2-х и более человек. Они могут быть сформированы по различным признакам. Например, по рядам, по взаимным симпатиям, по уровню подготовленности и т. д Нужно только помнить о нескольких «нельзя»: 1. Нельзя составлять группу только из слабых учеников. 2. Требовать полной тишины при работе группы. 3. Нельзя наказывать ребёнка запретом работы в группе. 4. Нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать. Я хочу предложить Вам два вида работы: 1. Работа в группе при повторении темы «Проверяемые орфограммы в корне слова». 2. Работа в парах при работе со схемой и над алгоритмом проверки орфограмм в корне слова. Каждый этап вы будете оценивать свою работу с помощью условных обозначений в оценочных листах. ! - Я работал в полную силу ? - Я затруднялся в некоторых вопросах • - Я мог бы работать лучше И так мы начинаем. Для продолжения нашей работы нам необходимо разделиться на группы. Как я уже сказала ране, способы распределения на группы могут быть различными. Я предлагаю составить букеты к международному женскому дню 8-е марта. Образец букета на экране. Давайте вспомним правила работы в группе:
Тема нашего урока: Проверяемые орфограммы корня. -Давайте определим цели и задачи нашей работы. - Чему мы должны научиться на уроке? 1. Находить орфограмму в корне слова. 2. Выбирать способ проверки орфограммы. Подбирать проверочные слова. 3. Учится грамотно писать. - Как вы должны работать, чтобы урок прошёл с пользой? ( высказывания учеников) В каждой группе выберем командира. Хочу напомнить о распределении обязанностей в группе. Я приглашаю командиров выбрать задание и начать обсуждение в группах. Каждая группа подготовит ответ на вопрос, связанный с определённой орфограммой по плану, выберете ученика, который даст полный ответ на поставленный вопрос. Но сначала вспомним правила работы в группе: (в помощь слайд) Задания для групп: А) Для того, чтобы правильно написать безударную гласную в корне слова, нужно: 1)_____________________________________________________________ _____ 2) ________________________________________________________________ Найдите в классе слова на орфограмму из вашего задания и разместите её в 1 столбик. Б) Для того, чтобы правильно написать парную согласную в корне слова, нужно: 1)_________________________________________________________________ 2) ___________________________________________________________________ Найдите в классе слова на орфограмму из вашего задания и разместите её во 2 столбик. В) Для того, чтобы правильно написать непроизносимую согласную в корне слова, нужно подобрать родственное слово так, чтобы ________________________________ _________________________________________________________________________. Найдите в классе слова на орфограмму из вашего задания и разместите её в 3 столбик. Представители всех команд проверят работы групп. ( Оцените свою работу на этапе «Работа в группах) Работа в парах наиболее рациональна целесообразна именно в первый год обучения, т.к не сформированны межличностные отношении и речевые навыки. При работе парами дети приучаются внимательно слушать ответ товарища (ведь они выступают в роли учителя), постоянно готовиться к ответу (для ребёнка очень важно, чтобы его спросили), учатся говорить, отвечать, доказывать. Детям такая работа очень нравиться. Есть дети, которые стесняются высказываться при всем классе. В более узком кругу сверстников стеснительные дети начинают говорить. Я использую данную технологию на различных этапах урока. И при постановке темы урока, и при определении целей и задач урока, и на этапе повторения и закрепления изученного материала и даже на этапе подведения итогов. Для проведения работы в парах я использую различные схемы и алгоритмы.
И сейчас я хочу предложить вам поработать в парах со схемой. (5мин.) Работа в парах. Дополните схему. Сравните с учебником. - Чем отличается схема в учебнике от вашей схемы? (оцените свою работу на этапе работа со схемой) - На этапе рефлексии можно использовать алгоритмы. Продолжим работу в парах. VI. Итог урока - Как же мы должны действовать, чтобы не допускать ошибок при написании слов? (Алгоритм). Заполните алгоритм при помощи слов подсказок. Сверьте свои алгоритмы с алгоритмом на экране. Те, у кого они совпадают, могут поставить условный знак в свой оценочный лист. Пользуясь оценочным листом, проанализируйте свою работу. Какую отметку вы поставили Какую бы отметку вы себе поставили за урок и почему? В заключении, я прошу Вас украсить нашу корзину к 8-му марта цветами. А мне позвольте на память о нашей встрече преподнести небольшие сувениры, которые дети сделали на кружке. Работая уже несколько лет над технологией групповой работы, я пришла к выводу, что у детей: •
Повышается учебная и познавательная мотивация ( по итогам двух

триместров – было 13 учеников, которые учились на 4 и 5, стало 16)

Снижается уровень тревожности учащихся

В группе эффективнее усвоения и актуализации знаний.

Улучшается психологический климат в классе

Развиваются коммуникативные способности.

В завершении нашей работы, разрешите поблагодарить вас за активную работу и

пожелать: нашей работы хочется пожелать:

Пусть будет комфортно тебе, средь коллег,

Поверь мне, ведь это так много.

Когда на работу в охотку идти,

И кажется легкой дорога.

Придет к тебе все, ты не бойся, дерзай,

Работай, не пряча таланты.

Коллег своих ты за дела уважай,

И станешь ты частью команды.


В раздел образования