Напоминание

Правовое воспитание воспитанников детского дома


Автор: Балаян Галя Алексеевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГКУ "Детский дом №24"Аврора"
Населённый пункт: станица Григорополисская, Новоалександровский район
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: Правовое воспитание воспитанников детского дома
Раздел: дополнительное образование





Назад





Государственное казенное учреждение

для детей – сирот и детей, оставшихся

без попечения родителей,

«Детский дом № 24 «Аврора»

по правовому воспитанию

воспитанников детского дома

Педагог дополнительного

образования:

Балаян Г.А

ст. Григорополисская

2016г.

Методические рекомендации


по правовому воспитанию воспитанников детского дома
Изменения политической и социально-экономической ситуации в России, социальная дифференциация, происходящая в молодежной среде, оказали и продолжают оказывать негативное влияние на подрастающее поколение. В России имеют место беспризорность, правовая незащищенность несовершеннолетних. Молодежь вынуждена адаптироваться к подобным условиям, и результаты вживания в окружающую среду налицо: ранняя алкоголизация, потребление наркотических, токсических, психотропных веществ, нежелание учиться, работать. В связи с этим растет число подростков, занимающихся бродяжничеством. В настоящее время все больше внимания уделяется проблемам правового образования молодого поколения, формирования гражданской ответственности и правового самосознания. Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения воспитанников – это целенаправленная система мер, формирующая установки гражданственности, уважения и соблюдения права, цивилизованных способов решения споров, профилактики правонарушений. Важно, чтобы воспитанники хорошо ориентировались в вопросах законности и правопорядка, имели представление о правонарушениях и видах ответственности. Главное – не бездумное заучивание норм действующего законодательства, а овладение ими, умение мыслить, принимать решения, бесконфликтно разрешать жизненные проблемы, что приспосабливает подростка к самостоятельному и автономному существованию после выпуска из детского дома.
Цель:
 правовое воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,  формирование у подростков гражданской ответственности и правового самосознания.
Задачи:
 формировать правовую культуру у воспитанников;  развивать умение работать с документами;  вырабатывать навыки законопослушного поведения.  сформировать умение различать хорошие и плохие поступки;  способствовать развитию, и укреплению гражданской позиции, отрицательного отношения к правонарушениям;  предупредить опасность необдуманных действий, свойственных подростковому возрасту, которые могут привести к совершению преступлений  усвоить основные нормы, касающихся прав ребенка, уметь применять в конкретных ситуациях полученные знания.
Сегодня основные методические инновации по существу связаны с применением интерактивных методик или диалоговых методов обучения. Проводимые занятия в группах позволяют воспитанникам:  развивать умение работать с документами;  учиться размышлять, делать собственные выводы;  самостоятельно искать решения проблемы. Задача данных методических рекомендаций - оказать помощь в подготовке и проведении мероприятий, направленных на правовое воспитание воспитанников детского дома. Ожидаемые результаты методических рекомендаций:  совершенствование форм и методов работы по повышению уровня правовой культуры и формированию гражданской ответственности у воспитанников;  преодоление воспитанниками возможных пробелов в сфере правового образования. Осуществлять воспитание правовой культуры и законопослушного поведения воспитанников можно при реализации Программы по правовому воспитанию, правовому самосознанию, формированию гражданской ответственности и законопослушного поведения воспитанников детского дома. Так, в детском доме № 24 ст. Григорополисской разработана и реализуется программа правового воспитания, которая направлена на формирование у воспитанников гражданской ответственности и правового самосознания. Правовое воспитание приобретает актуальность в возрасте, начиная с 7 лет, и особую значимость имеет в 14-18 лет, когда подростки могут уже сознательно воспринимать сущность законов. Поэтому Программа используется для работы с детьми среднего и старшего школьного возраста (от 7 лет до 18 лет). Успешная реализация образовательных и воспитательных задач, стоящих перед курсом правового обучения, во многом зависит от методической организации учебной работы, определяемой как содержанием самого предмета, так и особенностями познавательной деятельности воспитанников. Работа по правовому воспитанию должна строиться на следующих принципах:
Принципы:
 включение в воспитательно-коррекционный процесс всех сфер личности подростка: интеллектуальной (сознательное усвоение подростком общественных норм поведения); действенно-практический (вовлечение в общественно-полезную деятельность) и эмоциональный (общение с окружающими);  единство и взаимодополняемость психологических и педагогических методов;
 учет возрастных и индивидуально-личностных особенностей воспитанников;  принцип гражданственности.
Методы

работы
: В работе с подростками по изучению прав человека применяются разнообразные методы (вовлечение в деятельность, стимулирование, увлечение, доверие, сотрудничество и т.д.), но наиболее эффективными являются следующие:  метод переубеждения (предоставление воспитанникам убедительных аргументов, включение их в критический анализ своих поступков);  метод переключения (использование на одном занятии различных форм);  метод проблемного изучения: педагог указывает воспитанникам на проблемную ситуацию, формулирует проблему и указывает ее решение;  самостоятельная работа воспитанников с нормативными актами, документами.
Формы обучения:
В ходе проведения занятия могут быть использованы следующие формы:  фронтальная работа;  групповая работа;  индивидуальная работа.
Формы обучения Индивидуальные, групповые, массовые
Индивидуальные, групповые, массовые
теоретические практические Беседы Сообщения Встречи с интересными людьми Экскурсии Тесты
Просмотр

фильмовфильмов
Конкурсы Выставки Соревнования Показательные выступления
Викторины

Содержание правового воспитания
В содержание правового воспитания и выполнения гражданских обязанностей входит правовое отношение к государству, к труду, к семье, к общественности, государственной и частной собственности. Воспитанники должны иметь представления о законодательных актах, которые раскрывают их права и обязанности, нормы и правила поведения в обществе, основные положения о труде, о браке, основные положения гражданского, административного и уголовного кодексов РФ, Конституции России и т.д.
Рекомендуемые направления по правовому воспитанию воспитанников.
В целях профилактики необходимо проводить работу по правовому воспитанию воспитанников совместно с правоохранительными органами, с КДН (комиссией по делам несовершеннолетних); Работа должна проводиться по следующим направлениям:  организация для воспитанников творческого объединения «Право и закон»;  оказание воспитанникам в учреждении юридической помощи;
 проведение конкурсов на наилучшее знание конституционных прав и обязанностей гражданина Российской Федерации, прав детей и др.;  проведение правовых игр: «В мире правил», «Права и обязанности детей», « Соблюдение порядка в общественных местах»;  викторины «День прав человека»; « Всемирный день прав ребенка» и т.д.;  организация встреч с представителями правоохранительных органов;  организация индивидуальной работы по проблемам подростков социального педагога, психолога;  беседы: «Что такое закон?»; «Главный закон страны»; « Юридическая ответственность и ее виды»; «Документы, удостоверяющие личность. Получи паспорт»;  ролевые игры, дискуссии по вопросам прав;  решение практиче ских ситуаций: « Права и обязанно сти несовершеннолетних в области трудового права» и т.д..
Прогнозируемые результаты реализации Программы:
Реализация Программы воспитания правосознания и формирования законопослушного поведения воспитанников призвана способствовать формированию у них правовой культуры и законопослушности. В результате воспитанники должны: иметь представление: о роли и месте конституционных знаний в жизни; о роли и месте правоотношений в жизни общества и государства в целом. знать:  понятие права;  отличие дееспособности от правоспособности;  ответственность по трудовому праву;  судебную систему РФ;  виды правоохранительных органов;  знать термины: «демократия», «выборы», «закон», «нормы права», «голосование», «избирательный округ», «реформа», «преступление», «преступник», «терроризм», «заложник», «ответственность», «поступок», «проступок», «уголовная ответственность», «кража», «грабеж», «насилие», «хулиганство», «вандализм», «шалость», «геральдика», «герб», «флаг», «гимн», «Конституция», «личность», «индивидуальность», «дискуссия», «дискриминация», «колониализм»;  содержание Конституции Российской Федерации;  содержание гражданских прав, порядок их защиты;  понятие юридической ответственности, ее виды;
 взаимосвязь прав и обязанностей человека; Уметь:  называть основные отрасли права, права ребенка, права человека;  сравнивать преступление, правонарушение и административный проступок; пути решения социальных конфликтов; нормы морали и права;  п р и в о д и т ь п р и м е р ы о б у г о л о в н о й о т в е т с т в е н н о с т и несовершеннолетних;  обладать системой знаний в области прав и законов, уметь пользоваться этими знаниями;  уважать и соблюдать права и законы;  быть законопо слушным (по мере возможно сти ох р а н я т ь правопорядок);  осознавать нравственные ценности жизни: ответственность, честность, долг, справедливость, правдивость. В результате реализации Программы возможно:  формирование правового самосознания воспитанников;  формирование положительной мотивации воспитанников на исполнение  правил, законов, учебную деятельность;  уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности, правонарушениям и злоупотреблению ПАВ в подростковой среде;  формирование у подростков нравственных качеств, чувства эмпатии, представлений об общечеловеческих ценностях.
Раздел 1. Основы теории права.


Тема 1.1 Право: понятие, система, источники Воспитанник должен: иметь представление: - о понятии права, его роли в жизни общества. Понятие права. Общая характеристика отраслей права РФ. Тема 1.2. Конституция Российской Федерации - ядро правовой системы. Воспитанник должен:
иметь представление: - об основном законе государства; знать: - определение Конституции; - полномочия Президента РФ; Конституция - основной закон государства. История развития Конституции. Конституционно-правовой статус человека и гражданина в России. Конституционно-правовой статус Президента РФ, Парламента РФ, Правительства РФ. Административно-территориальное устройство Российской Федерации. Тема 1.3 Всеобщая декларация прав человека. Конвенция о правах ребенка. Воспитанник должен: иметь представление: - о положении человека и гражданина; - об объеме прав и свобод человека и гражданина. знать: - основные права и свободы граждан; - конституционные обязанности человека и гражданина. Права и обязанности человека и гражданина. Всеобщая декларация прав человека(1948 г). Конвенция о правах ребенка 20 ноября 1989 года. Конституционный статус личности в РФ. Права человека и гражданина в России. Личные права, свободы и обязанности человека.Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ". Тема 1.4 Правовое государство. Юридическая ответственность и ее виды. Понятие государства. Охрана прав и свобод граждан. Демократизм законотворчества. Понятие юридической ответственности, ее виды


Раздел 2. Основные отрасли права.

Административное право. Ответственность.
Тема 2.1 Административное правонарушение и административная ответственность.
Воспитанник должен: иметь представление: - об административном правонарушении; - об административной ответственности. знать: - понятие административного правонарушения; - особенности административной ответственности. уметь: - использовать нормативно-правовые акты П о н я т и е а д м и н и с т р ат и в н о го п р а в о н а ру ш е н и я , о т л и ч и е административного про ступка от уголовного пре ступления и дисциплинарного правонарушения. Общая характеристика Кодекса об административных правонарушениях РФ. Виды административных правонарушений. Сущность административной ответственности, ее особенности: наступает в случае нарушения норм административного права, имеет своей целью наказание правонарушителей и предупреждение новых правонарушений, административные взыскания налагаются специальными уполномоченными на это органами и должностными лицами, административная ответственность находит свое выражение в применении мер административного взыскания, устанавливается довольно большим кругом органов государственной власти и управления. Понятие административного взыскания. Виды административных взысканий: предупреждение, административный штраф, конфискация предмета, лишение специального права, исправительные работы, а д м и н и с т р ат и в н ы й а р е с т и т. д . О б щ и е п р а в и л а н а л ож е н и я административного взыскания.
Раздел 3. Гражданское право.
Тема 3.1 Гражданское правоотношение. Гражданско-правовая ответственность. Воспитанник должен: иметь представление:
- о правоотношениях граждан; - об обязательственном праве. знать: - гражданскую правоспособность; - гражданскую дееспособность; - ответственность по обязательствам; Уметь: - составлять договора с помощью Гражданского кодекса РФ; - решать задачи с помощью Гражданского кодекса РФ. Понятие гражданско-правовых отношений. Участники гражданско- правовых отношений. Сроки в гражданском праве. Исковая давность. Право собственности. Защита права собственности и других вещных прав. Тема 3.2 Гражданское правоотношение. Гражданско-правовая ответственность Гражданско-правовое обязательство, обеспечение его исполнения. Гражданско-правовая ответственность: основания освобождения от ответственности, виды ответственности. Предпринимательская деятельность. Жилищные правоотношения.
Раздел 4 Трудовое право и семейное право
Тема 4.1 Трудовое правоотношение Воспитанникдолжен: иметь представление: - о понятии трудового права; - о трудовых правоотношениях. знать: - виды ответственности; - возмещение ущерба; - понятие трудового правоотношения; - основания возникновения трудового договора.
уметь: - использовать знание трудового законодательства в практическом применении. Понятие изменение и прекращение трудового правоотношения. Общий порядок заключения трудового договора. Трудовая книжка работника. Трудовой договор (заключенный с несовершеннолетними). Понятие и виды времени отдыха. Тема 4.2 Ответственность по трудовому праву Трудовая дисциплина и материальная ответственность. Понятие и виды дисциплинарной ответственности. Дисциплинарная ответственность по Правилам внутреннего трудового распорядка. Порядок рассмотрения трудовых споров. Тема 4.3 Семейные правоотношения. Защита семейных прав. Брак в семейном праве. Форма (заключение) брака. Прекращение брака. Недействительность брака. Права и обязанности родителей и детей. Осуществление семейных прав и исполнение обязанностей. Меры защиты и ответственности в семейном праве. Личные и имущественные права и обязанности супругов. Взаимные права родителей и детей. Алиментные обязательства по семейному праву: родителей и детей, Воспитанник должен: иметь представление: - об имущественных отношениях супругов. знать: - понятие, заключение брака; - признание брака недействительным; - расторжение брака; - акты гражданского состояния; - имущественные права супругов; - ответственность супругов по обязательствам. уметь: - определять личные неимущественные права и обязанности, имущественные права и обязанности.
Семейные отношения. Порядок и условия заключения и прекращения брака. Личные и имущественные права и обязанности родителей и детей. Алиментные обязанности родителей. Охрана детства.
Раздел 5 Уголовное право.


Тема 5.1 Уголовное право. Уголовно-правовые отношения. Уголовная ответственность. Воспитанник должен: иметь представление: - об источниках уголовного права; - о субъекте и объекте уголовного права. знать: - понятие уголовного права; - содержание уголовного правоотношения; - состав преступления; - меры уголовной ответственности. Понятие уголовного права. Понятие и классификация преступлений. Отличие пре ступлений от иных правонарушений. Понятие у го л о в н о й ответственности. Понятие наказания. Соучастие в преступлении. Уголовно- правовая ответственность. Уголовное наказание, его виды.
Раздел 7. Судебная система Российской Федерации.

Правоохранительные органы.
Тема 7.1. Судебная система Российской Федерации. Воспитанник должен: иметь представление: - о судебной системе в РФ; знать: - судебную систему РФ. Судебная защита прав и свобод человека и гражданина. Правовой статус судебных органов в РФ. Самостоятельность судебной власти.
Тема 7.2. Правоохранительные органы. Воспитанник должен: иметь представление: - об исполнительных органах власти; - об основных правоохранительных органах. - знать: - деятельность правоохранительных органов. Правовой статус исполнительной власти и правоохранительных органов.
Раздел 8. Правовые основы охраны природы.
Тема 8.1 Экологическое право Объекты природы, подлежащие правовой охране. Содержание экологических прав граждан. Участие граждан в охране природы. Ответственность за нарушения экологии
Приложения к методическим рекомендациям по правовому воспитанию

воспитанников детского дома:

Приложение № 1
. Словарь терминов. 
Приложение № 2.
Тест (оценки уровня правовых знаний для воспитанников). 
Приложение № 3.
Методические материалы и сценарии занятий по правовому воспитанию воспитанников детского дома



Список литературы:
1. Великородная, В.А., Жиренко, О.Е. Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию [Текст]: метод, пособие / В.А. Великородная, О.Е. Жиренко. - М.: ВАКО, 2006. – 224 с. 2. Всеобщая декларация прав человека. 3. Конвенция о правах ребенка. 4. Правовое во спитание в школе. 9-11 классы: р а з р а б от к и организационно- деятельностных игр /авт.- сот. В.В. Гордеева. – Волгоград: Учитель, 2006. –207 с. 5. Правовое воспитание школьников. Конспекты занятий./ Сост. О.В. Летнева. - Волгоград.: Учитель, 2005. – 119 с. 6. Семейный кодекс Российской Федерации.
7. Уголовный кодекс Российской Федерации. 8. Интернет-ресурсы.
Список литературы для детей:
1. Всеобщая декларация прав человека. 2. Конвенция о правах ребенка. 3. Семейный кодекс Российской Федерации.
Приложение №1

Словарь терминов:

Вандализм
– это злонамеренный поступок, за который предусмотрена административная или уголовная ответственность, заключается в осквернении памятников, зданий, порче имущества на общественном транспорте.
Выборы
– избрание путем голосования.
Вымогательство
– это требование отдать деньги, ценности или еще что- нибудь преступнику.

Геральдика
– раздел исторической науки, изучающий гербы и их историю.
Герб

государственный
– это официальная эмблема го сударства, изображаемая на печатях, бланках государственных органов, денежных знаках и т.д.
Гимн государственный
– это официальный символ государства наряду с гербом государственным и флагом государственным.
Голосовать
– право заявлять свое мнение при решении государственных, общественных вопросов.
Государство
– определенный способ организации общества, организация политической власти, производимой посредством и через совокупность официальных органов (правительство, парламент, суды и т.д.).
Грабеж
– это открытое хищение чужого имущества.
Гражданство
– установленная законом связь человека с определенным государством, которая выражается во взаимных правах и обязанностях друг перед другом.
Декларация


это документ, не имеющий обязательной силы (имеет рекомендательный характер), в котором провозглашаются основные принципы.
Демократия
– политический строй, основанный на признании принципов народовластия, свободы и равноправия граждан; принцип организации коллективной деятельности, при котором обеспечивается активное и равноправное участие в ней всех членов коллектива.
Дискриминация
- ограничение или лишение прав определённой категории граждан по признаку расовой или национальной принадлежности, по признаку пола, по религиозным и политическим убеждениям и т. д.
Дискуссия
– спор, обсуждение какого-нибудь вопроса на собрании, в печати.
Закон
– правило, принимаемое государством и обязательное для исполнения всеми гражданами. За невыполнение закона следует наказание.
Заложник
– человек, насильственно задержанный в обеспечение выполнения каких-нибудь требований.
Злонамеренный поступок
- это умышленное причине ние вреда людям или окружающей среде.
Избирательный округ
– административное подразделение государственной территории, участвующее в выборах.
Индивидуальность
– особенности характера и психологического склада, отличающие одного индивидуума от другого.
Колониализм
- политическое, экономическое и духовное порабощение менее развитых стран.

Конвенция
– это международное соглашение по какому-то специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились.
Конституция
– это основной закон государства, определяющий его государственное устройство, систему органов власти и управления, их компетенцию и порядок формирования, избирательную систему, гражданские права и свободы, а также судебную систему.
Кража
– это тайное хищение чужого имущества.
Личность
– человек как носитель каких-нибудь свойств.
Насилие
– применение физической силы к кому-нибудь, принудительное воздействие на кого-нибудь, нарушение личной неприкосновенности.
Несовершеннолетний
– лицо, не достигшее 18 лет.
Ответственность
– обязанность отвечать за свои поступки.
Поступок
– совершенное кем-нибудь действие.
Права человека
– это охраняемая, обеспечиваемая государством узаконенная возможность что-то делать.
Предвыборная компания
– предшествующее выборам предприятие.
Преступление
– нарушение законов государства, действия, которые могут навредить людям и их собственности.
Преступник
– человек, который совершил или совершает преступление.
Проступок
– поступок, нарушающий правила поведения, провинность.
Реформа
– преобразование, изменение, переустройство чего-либо или в какой-нибудь области государственной, экономической и политической жизни, не касающееся основ существующего социального строя.
Свобода совести
– это возможность исповедовать какую-либо религию или не исповедовать никакой.
Социальное происхождение
- принадлежность по рождению к какому-либо классу, сословию.
Терроризм
– это совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба, если эти действия совершены в целях нарушения общественного порядка, безопасности, устрашения населения и органов власти.
Уголовная

ответственность
– относящаяся к пре ступности, к преступлениям и их наказуемости.
Флаг
– официальный символ государства; прикрепленное к древку полотнище одного или нескольких цветов, часто с эмблемой.
Хулиганство
– грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся применением насилия к
гражданам, либо угрозой его применения, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества.
Шалость
– это действие, цель которого пошутить над человеком или разыграть его.
Приложение №2

Тест

(оценки уровня правовых знаний для воспитанников )
1. Что такое Конституция? -Закон о правах детей. -Основной закон России. -Закон о трудовом праве.
2. В каком возрасте начинается административная ответственность? -С 16 лет. -С 18 лет. -С рождения. 3. Кто подлежит призыву на военную службу? -Только мужчины. -Мужчины и женщины. -Только мужчины с 18 лет по 27 лет. 4. Ребенок – это человек… -До 23 лет. -Не достигший 18 лет. -От рождения до 14 лет. 5. Что такое Закон? -Документ, который регулирует права людей. -Правило поведения. -Наказание за преступление– это.. 6. Правонарушение – это.. -Нарушение закона. -Нарушение распорядка дня. -Нарушение режима поведения 7. В чем заключается значение свободы? -В уважении прав других людей. -Это возможность делать то, что хочешь. -Оба варианта подходят. 8. Правонарушения делятся на два вида:  Проступок и поступок.  Проступок и преступление.  Преступление и действие. 1. Несовершеннолетний может трудоустроиться. Начиная с возраста:  С 16 лет  С 18 лет.  С 14 лет. 10.При приеме на работу заключается обязательно:  Коллективный договор.  Трудовой договор.
 Договор о взаимных обязательствах. 11.Какой основной документ закрепляет права детей?  Конституция РФ.  Устав школы.  Конвенция о правах ребенка. 12.С какого возраста граждане начинают осуществлять свои права полностью? . С 18 лет  С 7 лет.  С 21 года.
Критерии оценки уровня знаний:
От 1 до 4 правильных ответов – низкий уровень знаний. От 5 до 9 правильных ответов – средний уровень знаний. От 10 до 14 правильных ответов – высокий уровень знаний
Приложение № 3.

Методические материалы и сценарии занятий по гражданско-

правовому воспитанию воспитанников

детского дома

Занятие на тему: «Моя жизнь. Мои права.»


Педагог:
Дорогие ребята, от вас зависит какую дорогу вы выберете, как сложится ваша жизнь. Но только вам надо помнить, что на выбранном пути вам необходимо соблюдать законы. Сейчас, послушайте притчу о метели. «Вот вышел сеятель сеять: И когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то. Иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока. Когда же взошло солнце, увяло, и так как не имело корня, засохло. Иное упало в тернии, и выросло терние и заглушило его. Иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать. Кто имеет уши, да слышит!»
Педагог:
Ребята,какое смысловое значение имеет эта притча? – Мы прослушали притчу для того, чтобы вы задумались над сказанным, чтобы те слова, которые вы сегодня услышали сохранились в вашем сердце и принесли свои плоды. Каждый из нас имеет право полноценно жить, высказывать своё мнение, свободно выбирать свой путь. Знание прав помогает активно участвовать в жизни общества, ответственно относиться к своей жизни и жизни других людей.
(Cлайд 3)

Права человека
– это нормы и правила, регулирующие отношения людей в обществе, устанавливаемые и охраняемые государственной властью.
Закон
– нормативный акт, документ, принятый высшим органом государственной власти и установленным Конституцией порядком.
(Cлайд 4)

Исторические периоды формирования современной концепции прав человека:

ПЕРВЫЙ
– осознание ценности и значимости отдельной человеческой личности;
ВТОРОЙ
– понимание необходимости ограничения власти;
ТРЕТИЙ
– осознание важности существования в государстве конкретных процедур, позволяющих ограничить власть и мирными способами выступать в защиту прав человека.
(Слайд 5)

«Великая хартия вольностей» – (Англия, 1215 год)

«Декларация независимости» – (США, 1776 год)

«Декларация прав человека и гражданина (Франция, 1789 год)

«Великая реформа 1861-1863 г.г.» (Россия)

«Декларация прав трудящихся и эксплуатируемого народа» (РСФСР, 1918 год)

«Декларация прав человека» – 1948 год

«Декларация прав ребёнка» – 1959 год

«Конвенция о правах ребёнка» – 20 ноября 1989 год

II. Тесты.

Педагог: Р
ебята, посмотрите тесты, в которых вы должны выбрать правильные ответы.
(Слайд 6)

Tecт l
1.
Что такое Конституция?
а) книга о приключениях. б) основной закон России. в) название шоколада. 2.
В каком возрасте начинается административная ответственность?
а) с 16 лет. б) с 18 лет. в) с рождения
.
3.
Чем занимается УК РФ?
а) защитой отношений между людьми.
б) регулированием отношений между преступником и государством. в) оба варианта подходят. 4.
Кто подлежит призыву на военную службу?
а) только мужчины. б) мужчины и женщины. в) только мужчины с 18 лет по 27 лет. 5.
Ребенок – это человек ...
а) который ходит в школу; б) не достигший 18 лет; в) достигший 18 лет.
(Слайд 7)

Тест 2
1.
Что такое закон?
а) документ, который регулирует права людей. б) правило поведения. в) наказание за преступление. 2.
В чем цель наказания?
а) посадить человека в тюрьму. б) предотвратить новые нарушения закона. в) наградить правонарушителей. 3.
Правонарушение – это…
а) нарушение закона; б) нарушение распорядка дня; в) нарушение режима питания. 4.
Какие документы необходимы для устройства на работу?
а) паспорт или свидетельство о рождении. б) трудовая книжка. в) все перечисленные выше документы. 5.
Конвенция о правах ребенка была принята
а) 20 ноября 1989 года; б) 100 лет назад; в) 20 ноября 2002 года.
(Слайд 8)

Тест 3
1.
Сколько статей в нашей Конституция РФ?
а) 100 статей. б) 137 статей
.
в) их в ней вообще нет. 2.
2.Чем занимается кодекс об АП РФ?
а) охраной общественного порядка; б) охраной порядка, прав и свобод человека; в) охраной домов. 3.
В чем заключается значение свободы?
а) в уважении прав других людей. б) это возможность делать то, что хочешь. в) оба варианта подходят. 4.
Может ли ребенок 6-14 лет самостоятельно купить автомобиль?
а) да. б) нет. в) может, только с разрешения родителей. 5.
Ребенок, совершивший преступление ...
а) виновен в любом случае;
б) вообще не может быть обвинен в преступлении; в) невиновен, пока его вина не доказана по закону.
(Слайд 9)

Тест 4
1.
Могут ли законы РФ противоречить Конституции РФ?
а) могут. б) не могут. в) могут, если необходимо. 2.
Защитой прав детства в основном занимается:
а) комиссия по делам несовершеннолетних; б) директор детского сада; в) полиция. 3.
Правонарушение делится на два вида:
а) проступок и поступок; б) проступок и преступление; в) преступление и действие. 4.
Уважительной причиной неявки по повестке в Военный комиссариат

считается:
а) медицинская справка, подтверждающая неявку по болезни; б) неразделенная любовь; в) похищение инопланетянами. 5.
Заботиться о ребенке должны:
а) родители; б) родители и государство; в) звери.
(Слайд 10)

Тест 5
1.
В РФ кто пользуется правами и свободами?
а) все граждане РФ. б) только пенсионеры. в) все живое в нашей стране. 2.
Что грозит водителю за проезд на красный сигнал светофора?
а) арест. б) штраф. в) поселение. 3.
Преступление – это ...
а) особо опасный проступок; б) добрый поступок; в) не очень опасный проступок. 4.
С какого возраста законом разрешается поступать на работу?
а) с 16 лет. б) с 18 лет. в) возраст не ограничен
.
5.
Все дети Земли равны ...
а) в правах; б) по росту; в) по количеству игрушек.

(Слайд 11)

Тест 6
1.
С какого возраста граждане начинают осуществлять свои права полностью?
а) с 18 лет. б) с 7 лет. в) с 20 лет. 2.
Что обязан сделать полицейский при задержании несовершеннолетнего?
а) сообщить начальству. б) сообщить его родителям. в) сообщить классному руководителю. 3.
С какого возраста начинается уголовная ответственность?
а) с 16 лет. б) с 14 лет в особых случаях. в) с 18 лет
.
4.
Какой документ при приеме на работу заключается обязательно?
а) завещание. б) трудовой договор. в) договор о дарении вещи. 5.
Какие дети имеют право на особый уход и защиту?
а) дети-инвалиды и дети, лишенные семьи. б) дети в возрасте с 15 до 18 лет. в) все дети имеют такое право.
(Слайд 12)

Тест 7
1.
Из каких частей состоит власть в РФ?
а) законодательная, исполнительная, судебная. б) законодательная, исполнительная в) власть едина. 2.
Что рассматривает Уголовный Кодекс РФ?
а) преступления. б) проступки. в) хорошие поступки. 3.
Запрещается вовлечение детей в ...
а) преступление; б) игру; в) поход. 4.
Сколько раз в год проходит призыв на военную службу?
а) 2 раза. б) 1 раз. в) призыв объявляется по необходимости. 5.
Ребенок имеет право на:
а) жизнь; б) общение с родителями; в) защиту от голода и болезней
(Слайд 13)

Тест 8
1.
Защита Отечества – это ...
а) долг и награда; б) обязанность; в) долг и обязанность
.
2.
Вовлечение детей в распитие спиртных напитков ...
а) запрещено;
б) полезно; в) не наказывается. 3.
Что такое дееспособность?
а) способность пользоваться своими правами и отвечать за свои действия. б) способность иметь права и обязанности. в) так по-другому называется право на труд. 4.
Ребенок свободен ...
а) выражать свое мнение по вопросам, касающимся его; б) выбирать религию; в) оба варианта
.
5.
Какой самый распространенный вид наказания?
а) предупреждение. б) вызов в полицию. в) штраф.
(Слайд 14)

Тест 9
1.
Если преступление совершено во время самообороны, то:
а) человек несет уголовную ответственность и наказание; б) освобождается от них; в) несет наказание. 2.
Кто обладает правоспособностью?
а) все граждане с 18 лет. б) все граждане с рождения до смерти. в) никто не обладает
.
3.
Спор с родителями – это ...
а) возможность выразить свое мнение; б) случай, когда дети и родители не понимают друг друга; в) желание доказать другим свою правоту. 4.
Что такое альтернативная служба?
а) это обязанность для любого гражданина. б) это право гражданина по убеждениям или по вере не служить в армии. в) это возможность уклониться от службы в армии. 5.
Какой основной международный документ закрепляет права детей?
а) Конституция РФ. б) Устав школы. в) Конвенция о правах ребенка.
III. Подведение итогов. Раздача памяток.

ПАМЯТКА «Я ИМЕЮ ПРАВО…»
Сказать «Я имею право…» означает:  Ты знаешь, что такое закон и право;  Ты знаешь, что такая возможность в законе записана;  Ты знаешь, что у тебя есть все законные основания этой возможностью воспользоваться;  Ты знаешь, что если тебе кто-то помешает воспользоваться своими правами, то ты можешь (имеешь право) привлечь его к суду.
ПАМЯТКА «ВАЖНЫЕ ПРАВИЛА»
1. Чтобы права человека были защищены, недостаточно написать их на бумаге: надо, чтобы сам человек хотел и умел их защищать.
2. Твои права действительны только в том случае, если ты не нарушитель права других людей: если сегодня ты нарушаешь чьи-то права, завтра обязательно найдётся тот, кто пренебрежёт твоими правами и нарушит их. 3. Каждое право порождает обязанность: права без обязанностей приводят к беспределу, а обязанности без прав – к произволу.
Занятие на тему: « Человек в мире правил»
Педагог: Давным-давно на земле появились люди. Одновременно с ними появились главные вопросы: - Что люди могут и чего не могут делать? Что они обязаны делать и что не обязаны? Решая эти вопросы, люди пришли к общему решению и создали правила, обязательные для исполнения каждым человеком. «Зачем людям нужны законы». Законы разрешают, допускают или запрещают человеку совершать какие-либо действия. Родился человек, и уже его наделили определенными правами и обязанностями. С каждым годом он все больше начинает понимать и осознавать их. И у него появляется чувство ответственности перед обществом. В чем же смысл законов, зачем они нужны?
Необходимость в законах
Неужели кто-то не понимает, зачем нужны законы? Законы нужны для соблюдения порядка в обществе и в отношениях между людьми. Если бы законов не было, царила бы анархия и беззаконие. Законы есть разные - физические, нравственные, этические, духовные. Человек очень зависит от них. Нарушение одних приведет к печальным последствиям сразу, а других – через время. И в каждом обществе, культуре, цивилизации свои законы. Например, за одно, и тоже преступление в разных странах по-разному накажут. Но преследуют при этом одну цель, защитить и обезопасить жизнь граждан и перевоспитать виновника. Вот для чего нужны законы.
Государственные законы
Эта категория законов нужна государству для того, чтобы регулировать деятельность граждан страны. А именно, они содействуют их благосостоянию и хорошему порядку в обществе. Таких законов очень много. Это и закон об образовании, о защите прав потребителей, закон о полиции, о недрах земли и другие. Преднамеренно нарушать их, все равно, что противиться самому правительству. Идея-то законов хороша сама по себе. Цели, как мы увидели, благородные. Остается только придерживаться их. Чтобы понять, зачем государству нужны законы, представим себе семью. Глава семьи – отец, ожидает от всех членов понимания, любви, уважения, выполнения определенных обязанностей. Он очень надеется на сотрудничество, ведь, это касается благосостояния всей семьи. Мало того, отец – несет ответственность за атмосферу в доме, за воспитание детей. И как приятно видеть слаженную работу всей семьи. При этом в доме будет царить гармония, мир и понимание. Подобное происходит и в государстве. Если каждый его житель делает хоть что-то для нормальной жизни, общество будет крепким, если же – нет, последствия будут подобны Римской империи. Будучи крепкой и могущественной, она сдала позиции империи, только из-за разрушения крепости семей, из которых состояла.

Дети тоже должны знать законы
Еще со школьной скамьи всем известно, что не знание того или иного закона не освобождает человека от ответственности за преступление или нарушение прав человека, вот зачем нужно соблюдать законы. Чтобы наши дети хорошо разбирались в этом, в школе есть ряд предметов, на которых обсуждают некоторые особенности законов. Например, на уроке обществознания учащимся даже предлагают написать сочинение, зачем нужны законы. И пусть они пишут о том, что для них является законом на время написания работы, главное, чтобы понимали их необходимость. Ну, что же могла написать наша молодежь? Кто-то, мог описать ряд правил, по которым живет он и многие его одноклассники. Если он катается на роликах, на велосипеде он пользуется правилами дорожного движения. И он представляет себе, чтобы было, если бы машины выехали на перекресток, где не работает светофор. Слово «пробка» уже включает воображение в таком юном уме. Все ругаются, кричат друг на друга, но ехать-то все равно нельзя. А вот, когда светофор загорается, дорожное движение тут же регулируется. И одни машины едут прямо, другие – налево, третьи – направо. Пробки – уже нет, потому что начали работать правила. А законы – это тоже правила. Только устанавливают они порядок не на дороге, а в стране. И хотя знать все законы не возможно, понимать, зачем они нужны, должны все жители.
Важность соблюдения законов
Может быть, кому-то и не хочется жить по чужим законам, однако - приходится. Хочется своих правил – подстроенных под себя, а не дают. Именно так представляют люди свободу. Но это мнимая свобода, она не дает удовлетворения и радости в жизни. Все равно лучше быть в обществе, где существует порядок. И этот порядок достигается только благодаря соблюдению государственных, физических и других законов. Соблюдая физические законы, мы же не сопротивляемся им, не пренебрегаем умышленно? Зная закон силы тяготения, не бросаемся со скалы вниз, потому что точно разобьемся насмерть! Так почему же противимся другим важным законам? Мы не можем быть абсолютно свободными, потому что наше тело имеет свои естественные потребности. А мы в свою очередь зависим от окружающего мира. Уже это ограничивает нас, но не ущемляет. И если каждый человек будет двигаться в пределах этих границ, он извлечет только пользу. Сегодня мы поговорим о том, умеем ли мы их выполнять, можем ли мы поступать правильно в различных ситуациях? Тренинг « Давай помиримся». Сейчас мы поиграем в игру, которая называется « Давай помиримся» Представьте себе, что вы поссорились со своим другом, но потом захотели с ним помириться. Вот вы взяли яблоко и пошли к нему. Какие слова вы скажете, чтобы он захотел с вами помириться? Если вы найдете такие слова, и он захочет с вами помириться, он возьмет у вас яблоко. (Инсценирование ситуации) А теперь представьте, что вы миритесь с человеком, который сам виноват в том, что вы ссоритесь.
Вывод
: Умей прощать ошибки других.
Инсценировка:
« Сила на право» (К. Ушинский)
Прибежал Ваня в сад, выхватил у маленькой сестры куклу и поскакал с куклой по саду, верхом на палочке. Аня стояла и плакала. Выбежал на улицу старший брат Вани Влад. Он догнал братишку и отнял у него куклу. Ваня побежал жаловаться к отцу, а отец сидел у окна и все видел. - Что скажет Ване отец? Как вы думаете?
Вывод
: Помогай младшим, не обижай их.
Ситуация
: Алик всегда любил быть первым: когда строились в столовую, когда кончались уроки. Он первым выбегал из-за парты, и, если кто-нибудь стоял уже впереди него, то он отталкивал их вперед, громко крича, что это его место. Многие старались с ним не спорить, он был сильным мальчиком, мог и ударить кулаком. Каким растет Алик? Наблюдал ли ты подобные поступки у ребят вашей группы? Как вы боретесь с ним?
Задание:
Придумай и запиши 5 правил в общественных местах. Итог. Все законы обязательны для исполнения взрослыми и детьми. И часть этих законов содержится в Конституции РФ.
Тема занятия: «Что такое «закон». Главный Закон страны.»
Педагог: Тема нашего занятия «Что такое закон?», «Каким законам подчиняются люди, живущие в нашей стране?». Люди не могут жить каждый сам по себе. Во всех природных сообществах все развивается и существует по законам. Даже животные живут по правилам. В каждом доме, в каждой семье есть правила, которым подчиняются все члены семьи. Мама говорит тебе: «Так делать нельзя!». И это для тебя закон. В группе много воспитанников. Может ли каждый воспитанник в группе вести себя так, как ему захочется? (Нет). Почему? (Есть правила, которые надо соблюдать в детском доме, на уроке, на перемене, в столовой, во время праздников). В детском доме есть Кодекс воспитанника: Детский дом – это не только место проживания. Это стиль жизни, который построен на гуманистических принципах и закреплён в Положениях Правил поведения воспитанника государственного казенного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Детский дом № 24 «Аврора» ст. Григорополисской. 1. Каждый воспитанник детского дома должен быть мотивирован на учёбу, то есть отдавать себе отчёт в том, для чего он учится. Прочные знания и компетентность – это первая цель воспитанника. 2. За каждым воспитанником признаётся право иметь и отстаивать свою точку зрения. Мнение меньшинства уважается и учитывается. 3. Соблюдение общепринятых элементарных правил поведения – естественная форма поведения: высокая культура – цель и устремление воспитанника детского дома.
4. Бездельники и лентяи – обуза для детского дома. Творческая работа, которая ведёт к получению ощутимого результата, обеспечивает наибольший успех. 5. Воспитанник способен найти общий язык с педагогами. Уважение к старшим и друг к другу – основа братства в детском доме. Забота старших воспитанников о младших гарантирует будущее дома. 6. Здоровый и полноценный отдых, внешний вид воспитанников, а также порядок и чистота детского дома и всего окружающего пространства нуждаются в постоянной заботе воспитанника. 7. Воспитанник стремится жить правдиво. Уважения достоин только тот, кто держит слово. Ложь способна разрушить жизнь. 8. Курение, сквернословие, употребление алкоголя и наркотиков, противоправные действия несовместимы со званием воспитанника. 9. Активная жизненная позиция – дело чести воспитанника. Не согласен – возражай, возражаешь – предлагай, предлагаешь – сделай. Есть правила поведения учащихся. Давайте вспомним некоторые из них. 1. Не опаздывай в школу. 2. Приходи в школу в строгой и удобной одежде, с аккуратной прической. 3. Со звонком ученик должен быть в классе. 4. На уроке будь внимательным. 5. На перемену выходи спокойно. 6. Не бегай, не шуми, не говори громко. 7. Бережно относись к школьному имуществу. 8. Береги честь школы. Очень хорошо, что вы их помните, и я надеюсь, всегда выполняете. Педагог: А что бывает, когда правила не выполняются? (наказывают). Мера наказания существует не только для детей, но и для взрослых, когда они не выполняют определенные правила. Основные правила записаны в Конституции, которая принимается большинством населения страны. Она отражает законы, без которых невозможна совместная жизнь людей. -Правила или законы придумывают депутаты Государственной Думы. Депутат – это выборное лицо, которому доверяют граждане страны. -А кто подписывает законы, которые придумывают депутаты? (Президент). -Президент – человек, которому доверяют все граждане страны. Президент не только подписывает законы, но контролирует за их выполнением. Кроме всего, президент является и главнокомандующим всех вооруженных сил страны. -А как называется наша страна? (Российская Федерация).
-Главным законом нашей страны является Конституция РФ. По законам Конституции государство должно заботиться о каждом человеке, который имеет право на жизнь, на медицинское обслуживание, получение образования, выбирать профессию, выбирать местожительства, защищать свою честь и доброе имя. Женщины и мужчины имеют одинаковые права. Но кроме прав у человека есть еще и обязанности. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, защищать отечество, добросовестно выполнять свою работу. Все права и обязанности граждан РФ самостоятельно осуществляются с 18 лет. При нарушении прав, человек может обратиться в суд, чтобы защитить свое имя, права и свободу. До 18 лет права ребенка защищает другой закон. Этот документ называется Конвенция прав ребенка. Этому закону подчиняются все страны. Задание. Каждый из вас получил листок с заданием распределить, что относится к правам, а что к обязанностям граждан. Права Обязанности  Иметь фамилию  Слушать учителя, не перебивая его  Хорошо учиться  Выражать свои мысли  Не загрязнять окружающую среду  Выбирать место жительства  Защищать отечество  Помогать старшим Выполнив это задание, мы закрепим, что относится к правам, и что относится к обязанностям. А теперь давайте подведем итог. 1. О чем вы сегодня узнали на занятии? 2. Что такое закон? 3. В каком документе собраны все главные законы РФ? 4. Существуют ли законы для детей? 5. Кто придумывает законы и кто их подписывает?
Занятие на тему: «Правоспособность и дееспособность

детей от 6 до 14 лет»
Согласно ст. 60 Конституции РФ гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет. Дееспособность - это не только способность гражданина своими действиями приобретать гражданские права, но и осуществлять их; не только способность создавать для себя гражданские обязанности, но и исполнять их. Общее правило о моменте возникновения полной дееспособности имеет два исключения. Первое относится к лицам, вступившим в брак до достижения совершеннолетия. Семейный Кодекс РФ (статьей 13) устанавливает для мужчин и женщин
брачный возраст в 18 лет. При регистрации брака несовершеннолетние лица приобретают дееспособность в полном объеме. При расторжении брака до наступления совершеннолетия дееспособность лица сохраняется. Вторым исключением из общего правила о возникновении дееспособности в полном объеме с наступлением совершеннолетия является предусмотренная ст. 27 Гражданского Кодекса РФ - эмансипация. Правоспособные, но обладающие дееспособностью не в полном объеме (например, малолетние) приобретают гражданские права и создают обязанности не самостоятельными действиями, а посредством действий дееспособных лиц - законных представителей - родителей, усыновителей, опекунов или попечителей. Статьей 28 Гражданского Кодекса РФ предусмотрено, что за несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет (малолетних), сделки могут совершать от их имени только их родители, усыновители или опекуны. Малолетние в возрасте от шести до четырнадцати лет вправе самостоятельно совершать: - мелкие бытовые сделки; - сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации; - сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения. Имущественную ответственность по сделкам малолетнего, в том числе по сделкам, совершенным им самостоятельно, несут его родители, усыновители или опекуны, если не докажут, что обязательство было нарушено не по их вине. Эти лица в соответствии с законом также отвечают за вред, причиненный малолетними. В соответствии со ст. 26 Гражданского Кодекса РФ несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет совершают сделки, с письменного согласия своих законных представителей - родителей, усыновителей или попечителя. Сделка, совершенная таким несовершеннолетним, действительна также при ее последующем письменном одобрении его родителями, усыновителями или попечителем. Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет вправе самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей и попечителя: - распоряжаться своими заработком, стипендией и иными доходами; - осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности; - в соответствии с законом вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими; - совершать мелкие бытовые сделки и иные сделки, предусмотренные статьей 28 Гражданского Кодекса РФ. По достижении шестнадцати лет несовершеннолетние также вправе быть членами кооперативов в соответствии с законами о кооперативах. Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет самостоятельно несут имущественную ответственность по сделкам, совершенным ими самостоятельно, перечисленные выше в соответствии с указанной статьей Гражданского кодекса. За причиненный ими вред такие несовершеннолетние несут ответственность в соответствии с Гражданским Кодексом РФ. При наличии достаточных оснований суд по ходатайству родителей, усыновителей или попечителя либо органа опеки и попечительства может ограничить или лишить несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими заработком, стипендией или иными доходами, за исключением случаев, когда такой несовершеннолетний приобрел дееспособность в
полном объеме в соответствии с пунктом 2 статьи 21 или со статьей 27 Гражданского Кодекса РФ (эмансипация). Эмансипация является вторым специальным основанием приобретения гражданином дееспособности в полном объеме до достижения им восемнадцати лет. Для объявления лица эмансипированным, как следует из ст. 27 Гражданского Кодекса РФ, необходимо совокупность двух условий: а) достижение шестнадцати лет; б) трудовая или предпринимательская деятельность. ГК не допускает в качестве второго условия эмансипации наличие у несовершеннолетнего иного (кроме зарплаты или предпринимательского дохода) источника, например дохода от ценных бумаг, банковского вклада и т.п. Это положение означает, что основным содержанием второго условия является не собственно доход, а признание возможности самостоятельной деятельности самого несовершеннолетнего, результатом которой является постоянный доход. Ввиду этого прекращение эмансипированным несовершеннолетним трудового договора или предпринимательской деятельности не является основанием отмены эмансипации. В отличие от вступления в брак при снижении несовершеннолетнему брачного возраста, что влечет приобретение им полной дееспособности "автоматически", эмансипация требует объявления. Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) производится по решению органа опеки и попечительства - с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя либо при отсутствии такого согласия - по решению суда. Следует иметь в виду, что эмансипированное лицо является полноценным участником только гражданских правоотношений. Иные возрастные ограничения и цензы (избирательные, административные и т.д.) объявлением лица эмансипированным не отменяются. Родители, усыновители и попечитель не несут ответственности по обязательствам эмансипированного несовершеннолетнего, в частности по обязательствам, возникшим вследствие причинения им вреда.
Тема занятия: «Правила поведения воспитанников

в детском доме»
Правила являются общими для всех воспитанников детского дома. Организация обучения и воспитания в Учреждении строится с учетом индивидуальных особенностей воспитанников в соответствии с планом, разрабатываемым детским домом самостоятельно, и регламентируется расписанием занятий. В Детском доме устанавливается режим, обеспечивающий научно-обоснованное сочетание обучения и воспитания, труда и отдыха, который составляется с учетом круглосуточного пребывания воспитанников в детском доме. Режим дня ежегодно согласовывается с органами Роспотребнадзора и утверждается директором Учреждения. Обучение и воспитание детей проводится в процессе учебной работы, общественно-полезного труда. Учебная работа проводится также воспитателями на занятиях по самоподготовке воспитанников в каждой возрастной группе. В Учреждении организуются творческие объединения, экскурсии, общественно-культурные мероприятия с целью проведения досуга и отдыха воспитанников. Участие воспитанников в различных формах трудовой деятельности основывается на принципе добровольности. Дисциплина в Учреждении поддерживается на основе уважения и человеческого достоинства воспитанников. Применение методов физического и психического насилия по отношению к воспитанникам не допускается. Содержание и обучение воспитанников в Учреждении осуществляется на основе полного государственного обеспечения.

Основные права и обязанности воспитанников детского дома.
Права и обязанности воспитанников детского дома определяются Уставом и иными локальными актами Учреждения.
Воспитанники детского дома имеют право на:
- бесплатное содержание и получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами; - защиту своих прав и интересов; - уважение человеческого достоинства, свободу совести; - удовлетворение потребности в эмоционально-личностном общении; - защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности; - развитие своих творческих способностей и интересов; - получение квалифицированной помощи в обучении и коррекцию имеющихся проблем в развитии; - отдых, организованный досуг в выходные, праздничные и каникулярные дни.
Основные обязанности воспитанников:
Воспитанники обязаны: - выполнять Устав Учреждения, добросовестно учиться, бережно относиться к имуществу, уважать честь, достоинство других воспитанников и работников детского дома и выполнять правила внутреннего распорядка, режим дня воспитанника; - соблюдать расписание занятий, кружков, не опаздывать и не пропускать занятия без уважительной причины; - соблюдать чистоту в Учреждении и на прилегающей к нему территории; - беречь здание, оборудование, имущество; - экономно расходовать электроэнергию и воду; - бережно относиться к результатам труда других людей и оказывать посильную помощь в уборке помещений во время дежурства; - соблюдать порядок и чистоту в столовой, раздевалке, туалете; - принимать посильное участие в ремонте и благоустройстве здания, жилых помещений, территории; - уделять должное внимание своему здоровью и здоровью окружающих; - соблюдать законы жизнедеятельности группы и детского самоуправления.
Воспитанникам запрещается:
- приносить, передавать и использовать спиртные напитки, табачные изделия, наркотические и токсические вещества; - использовать любые вещества, ведущие к взрывам и возгораниям; - применять физическую силу для выяснения отношений или вымогательства; - совершать любые действия, влекущие за собой опасность для окружающих, для собственной жизни и здоровья; - употреблять грубые выражения по отношению к другим воспитанникам и ко всем работникам детского дома. - без разрешения педагога уходить из Учреждения и с его территории. Уходя из детского дома, воспитанники обязаны всегда сообщать: куда они уходят, с кем и когда предполагают вернуться. - курить в детском доме и на его территории.

Внешний вид воспитанников.
Воспитанник обязан следить за своим внешним видом, быть чисто и аккуратно одетым, причесанным, переобувать в детском доме сменную обувь. Уличная и сменная обувь должна быть чистой. Воспитанник должен следить за чистотой тела, рук, зубов, носа. Воспитанник содержит в порядке свои личные вещи, ухаживает за одеждой и обувью. В торжественных случаях, физкультурных занятиях, занятиях физическим и самообслуживающим трудом одежда и обувь воспитанников должна соответствовать моменту.
Поведение воспитанников на занятиях
Каждый педагог определяет для своих занятий правила поведения воспитанников на занятиях в соответствии с законом Российской Федерации и традициями Учреждения. Во время занятия нельзя шуметь, отвлекаться самому и отвлекать товарищей от занятий посторонними разговорами, играми и другими, не относящимися к занятию делами. Время самоподготовки должно использоваться только для учебных целей. Во время занятий воспитанник обязан соблюдать правила поведения, а также правила техники безопасности на занятии. По окончании занятий воспитанник должен навести чистоту и порядок на своем рабочем месте, убрать на место учебные принадлежности, инструменты и рабочий материал.
Обязанности дежурных
Дежурный подчиняется требованиям педагога и работников столовой. Обеспечивает порядок в спальных комнатах, игровых. В столовой проявляет внимание и осторожность при получении и употреблении горячих и жидких блюд. Убирает стол после принятия пищи. Обеспечивает порядок в раздевалке, совместно с медицинским работником контролирует уборку одежды и обуви в шкафах и сушилке. Своевременно осуществляет утреннюю и вечернюю уборки спальных и игровых комнат. Раз в неделю воспитанники производят генеральную уборку спальных и игровых комнатах, ухаживают за комнатными растениями и животными.
Поощрения за успехи
За активное участие в общественной жизни детского дома, успехи в учебе воспитанников устанавливаются следующие меры поощрения: - устная благодарность воспитателя, администрации Учреждения; - письменная благодарность директора Учреждения; - награждение подарком.
Ответственность за нарушение дисциплины
В случае систематического неподчинения воспитателям, грубого нарушения дисциплины, к воспитанникам могут применяться следующие меры взыскания:
- порицание со стороны воспитателя, заместителей директора и директора Учреждения; - устный выговор воспитателя, заместителей директора и директора, объявленный перед группой; - письменный выговор директора Учреждения.
Занятие на тему: «Как не стать жертвой преступления»

Цели:
 обучение детей находить выход из экстремальных ситуаций, предвидеть и по возможности избегать их;  развитие навыков умения видеть опасность и быстро реагировать;  воспитание навыков самоконтроля, самообладания в трудных жизненных ситуациях.
Педагог
: Современная жизнь полна неожиданностей, порой неприятных и зачастую опасных. Нередки случаи, когда в темном подъезде, на дальней остановке транспорта или в тихом сквере совершаются разного рода преступления: убийства, изнасилования, нанесение телесных повреждений, грабежи, разбои, мошенничества и т.п. Если вести себя более осторожно, то вероятность уберечь свою жизнь, здоровье от преступного посягательства значительно возрастет. Для безопасности движения в школу и обратно, у вас есть маршрутные листы, причем выбираются самые безопасные, где меньше переходов через дорогу. Для чего это делали? (чтобы избежать дорожно-транспортных происшествий и т.д.). По пути следования необходимо запоминать местонахождение отделов милиции и опорных пунктов охраны порядка. Это касается случаев, когда вы поздно возвращаетесь домой с занятий, тренировок. Большинство преступлений совершается под покровом ночи. Какие правила необходимо соблюдать, чтобы безопасно добраться в позднее время от пункта назначения до детского дома?
Дети
. Нужно заранее продумать свой маршрут, мысленно представить, какой из путей самый безопасный, то есть, какие улицы людные, достаточно освещенные. Пусть даже этот маршрут и длиннее, чем какой – то другой, зато меньше вероятность стать жертвой преступления.
Педагог:
Верно. Нужно избегать коротких дорог, пролегающих через дворы, свалки, кладбища, пустыри, плохо освещенные улицы. Идите по тротуару всегда навстречу направлению уличного движения и подальше от дорожной бровки: в этом случае никто не сможет подъехать к вам на машине сзади, оставаясь незамеченным, вы также уменьшите риск внезапного нападения со стороны преступника. Что делать, если машина остановилась, и водитель стал вести себя агрессивно: кричать, требовать, чтобы вы сели в машину.
Дети.
Нужно срочно убегать.
Педагог:
Нужно закричать и убегать в направлении, противоположном движению автомобиля. Это позволит выиграть жизненно важные секунды, чтобы убежать и, кроме
того, затруднит водителю преследование. Никогда не пользуйтесь услугами попутных машин с незнакомыми водителями и не соглашайтесь на предложение «подвезти». Избегайте подходить вплотную к стоящим автомобилям. Остерегайтесь автомашин с работающим двигателем и сидящими внутри людьми. Если машина тормозит, а пассажиры просят показать им дорогу (особенно с наступлением темноты), говорите с ними, стоя на безопасном расстоянии. Не подходите к автомобилю на расстояние вытянутой руки. Также не рекомендуется слушать на улице аудио-плейер. Как вы думаете, почему?
Дети:
Можно не услышать сигнал автомобиля и попасть под колеса.
Педагог:
В наушниках невозможно распознать звуки, предостерегающие об опасности (например, шаги за спиной, шорох колес и т. п). Что делать, если вы услышали шаги за спиной, и вам кажется, что кто-то пытается вас догнать? Во - первых, никогда не стесняйтесь повернуться т проверить свои подозрения., если чувствуете, что кто-то преследует вас. При этом попытайтесь изменить темп ходьбы или перейти улицу «туда - обратно». Если ваши опасения оправдались, поищите безопасное людное место. Если в опасной ситуации вы решились бежать, то делайте это как можно быстрее и внезапнее, при этом зовите на помощь. Если же бежать некуда, вы можете попытаться предотвратить нападение или, по крайней мере, не оказаться застигнутым врасплох. Оставаясь спокойным и собранным, под внешним благовидным предлогом (например, необходимость поправить обувь) отойдите в сторону, остановитесь и пропустите преследователя вперед. Все время удерживайте его в поле зрения. Тем самым вы заставите действовать этого человека в ситуации, к которой он внутренне еще не успел подготовиться. Не очень решительный человек может растеряться и даже отказаться от своих преступных намерений. Что вы будете делать, если преступник все-таки догнал вас и схватил за руки?
Дети
: Звать на помощь, вырываться.
Педагог:
В случае нападения кусайтесь, царапайтесь, смело принимайте меры самозащиты. В некоторых случаях даже ваша попытка оказать сопротивление резко снижает желание преступника продолжить нападение. Нападающий рассчитывает найти в вас чаще всего пассивную жертву, поэтому любое сопротивление с вашей стороны застанет преступника врасплох и может привести в замешательство. При этом никогда не провоцируйте своего противника на обострение конфликта, не отвечайте грубостью на грубость, оскорблением на оскорбление. Это может явиться той последней каплей, которая толкнет его к агрессивным действиям. Часто бывает так, что в городском транспорте незнакомый человек пытается завести с вами знакомство. Как поступить в этом случае?
Дети.
Промолчать, пересесть на другое место, сказать, что не хочешь с ним беседовать.
Педагог:
При первых попытках завести с вами знакомство не понравившегося вам человека решительно оборвите его. Не вступайте с ним в пререкания и не конфликтуйте, сделайте вид, что ничего не произошло и перейдите на другое место (лучше ближе к выходу). Вы пересели на другое место, но этот человек опять подошел к вам и пытается снова завести беседу, может быть, даже проявляет агрессию, например, хватает за руку. Как избежать конфликта в данной ситуации?

Дети:
Можно обратиться за помощью к другим пассажирам, кондуктору, либо выйти на людной остановке неожиданно для преследователя в последние секунды перед закрытием двери.
Педагог
: Какие преступления в основном совершаются в пассажирском транспорте?
Дети:
В основном – кражи.
Педагог:
В трамваях, троллейбусах и автобусах обычно промышляют воры – карманники. Они режут сумки, вытаскивают из них кошельки, достают деньги из карманов. Как обезопасить себя в этом случае?
Дети:
Не носить деньги в карманах, сумки держать перед собой, а не за спиной. Как правило, жертвами преступников становятся девушки и женщины. Преступнику легче с ними справиться, так как физически они слабее мужчин. Какие советы можно дать девушкам?
Дети:
Не ходить в позднее время в одиночку, находиться на улице в компании друзей.
Педагог
: Уходя из дома, позаботьтесь о том, чтобы близкие знали, куда вы направляетесь и как с вами можно связаться в экстренном случае.
Обобщение, подведение итогов.

Как не стать жертвой преступления

Безопасность на улице
Изучите возможные варианты дорог в учебное заведение, к друзьям и пр. Перед выходом из дома спланируйте ваш будущий маршрут. Мысленно представьте самый короткий и безопасный путь к пункту следования. Сообщите лично или оставьте записку о том, куда вы идете и когда вернетесь, по возможности сообщите телефоны друзей. Если вам случится возвращаться домой вечером, то лучше заранее продумать свой путь и возможность сопровождения взрослых. Избегайте короткой дороги, пролегающей через дворы, свалки, кладбища, пустыри, плохо освещенные улицы, а также участки, поросшие лесом или плотным кустарником. Лучше удлинить маршрут, но идти через людные места. В темных и плохо освещенных кварталах ходите по середине улицы. Идите по тротуару всегда навстречу направлению уличного движения и ближе к дорожной бровке: в этом случае никто не сможет подъехать к вам на машине сзади, оставаясь незамеченным, вы также уменьшите риск внезапного нападения со стороны преступника, прячущегося за углом, в темной арке, подворотне. В случае, если на улице к вам подъехала машина и водитель стал вести себя агрессивно, закричите и убегайте в направлении, противоположном движению автомобиля. Это позволит выиграть жизненно важные секунды, чтобы убежать, и, кроме того, затруднит водителю преследование. Никогда не пользуйтесь услугами попутных машин с незнакомыми водителями и не соглашайтесь на предложение «подвезти».
Избегайте подходить вплотную к стоящим автомобилям. Остерегайтесь стоящих автомашин с работающим двигателем и сидящими внутри людьми. Если машина тормозит, а пассажиры просят показать им дорогу (особенно с наступлением темноты), говорите с ними, стоя на безопасном расстоянии. Не подходите к автомобилю на расстояние вытянутой руки. Если вы надели шарф, заправьте оба конца под пальто. Проверьте, чтобы они не свисали на спину: в противном случае нападающий может схватить за них, чтобы потащить вас или задушить. Обычно, когда звонят по телефону-автомату, поворачиваются лицом к стене. Воспитайте у себя привычку стоять наоборот , тогда злоумышленник не сможет незаметно подойти к вам сзади. Особенно это важно в вечернее и ночное время. Не слушайте на улице аудио плейер и музыку мобильного телефона: в наушниках невозможно распознать звуки, предостерегающие об опасности (например: шаги за спиной, шум в кустах, звук подъезжающей машины и др.). Через плохо освещенные тоннели ходите осторожно. Лучше не проходить через них в одиночку, воспользуйтесь обществом других людей, идущих в том же направлении (они будут вас охранять сами того не подозревая). Увидев впереди шумную группу подростков, когда поблизости нет других людей, лучше перейдите на другую сторону улицы или вернитесь назад и выберите другой путь.
Дополнительные советы девушкам
Безусловно, этими советами воспользуется далеко не каждая девушка, потому что некоторым из них пришлось бы изменить в какой-то мере образ жизни, нормы поведении, принципы взаимоотношений с юношами и мужчинами и т.д. Но мы и не собираемся переубеждать их. Эти советы в основном обращены к девушкам наивным, доверчивым, слабо ориентирующимся в жизненных ситуациях, которые могут закончиться для них трагически. Уходя из дома, позаботьтесь о том, чтобы родители знали, куда вы направляетесь и как с вами можно связаться в случае необходимости. По возможности находитесь на улице в компании близких и проверенных друзей. Приходя в гости, осмотритесь, запомните расположение комнат, дверей, устройство замков, местонахождение телефона, наличие соседей, так как вы должны быть готовы в любой момент покинуть квартиру. Не стесняйтесь попросить у хозяев квартиры, где вы гостите, разрешения позвонить по телефону и сообщить родителям, что вы направляетесь домой. Отвечайте отказом на предложение случайного знакомого подвезти вас домой. Когда незнакомец на улице приглашает вас зайти к нему в дом, под самым благовидным предлогом, вежливо откажитесь и быстро уходите.
Будьте осмотрительны, не бойтесь показаться «белой вороной» в подростковой компании, уклоняйтесь от употребления спиртного - в пьяных компаниях чаще всего совершаются грабежи, изнасилования и убийства. В случае опасности под любым предлогом (выйти попить, поправить одежду, в туалет) постарайтесь незаметно уйти из квартиры. На улице стремитесь быстрее затеряться в толпе. Позвоните, чтобы вас встретили. При подходе к своему дому будьте внимательны и осторожны. Разрядите ситуацию, объяснив на следующий день членам компании свой уход плохим самочувствием или другими причинами. Вывод: Помните, что предупредить преступление всегда лучше, легче и безопаснее для вас, чем пытаться пресечь его, когда оно уже началось. Ещё хуже, если оно все-таки совершилось. В этих случаях: -старайтесь запомнить внешность преступника, - старайтесь сохранить спокойствие и самообладание, -не следует нарушать первоначальную картину преступления (застирывать, затаптывать, замазывать, сжигать что-либо и т.д.). Человек всегда должен быть бдительным. Бдительность должна выражаться в том, что разговаривая с незнакомцем, человек должен понимать, что может оказаться жертвой мошенников. Существует масса примеров, когда пострадавший рассказывает, что и сам не понял, как он пригласил мошенника к себе в дом, как отдал деньги. О том, что можно стать жертвой обмана надо помнить всегда.


В раздел образования