Создание условий для подготовки к выполнению норм ГТО.
Автор: Семейкина Марина Геннадьевна Должность: учитель физической культуры Учебное заведение: МАОУ СОШ № 22 Населённый пункт: город Екатеринбург Наименование материала: статья Тема: Создание условий для подготовки к выполнению норм ГТО. Раздел: начальное образование
Автор:
Семейкина
Марина
Геннадьевна,
учитель
физической
культуры,
МАОУ СОШ № 22
Третий урок физической культуры: создание условий для подготовки
младших школьников к выполнению норм ГТО .
Третий час в школе является прекрасной ареной не только физической
подготовки и повышения двигательной активности обучающихся, но и сдачи
норм
по
многим
видам
испытаний
ГТО.
В
2014
г.
Правительство
РФ
разработало
и
приняло
ряд
документов,
направленных
на
воссоздание
комплекса ГТО: Постановление Правительства РФ № 540, Положение о ГТО,
Указ
Президента
о
ГТО.
В
этих
документах
определены
цели,
задачи,
принципы, содержание, структура и методика внедрения комплекса ГТО.
В моей работе это важное решение стало новым толчком в оживлении
массовых форм физического воспитания младших школьников. И, конечно
же,
стимулом
в
увеличении
двигательной
активности
школьников
и
стремлении обучающихся совершенствовать двигательную подготовленность
с целью сдачи своей ступени ГТО.
Содержание I
и II ступени ГТО складывается из естественных видов
движений,
позволяющих
обучающимся
овладеть
жизненно
важными
прикладными навыками, развивать двигательные качества и рассчитано на
обучающихся начальных классов.
На третьем уроке физической культуры, который можно проводить на
открытом воздухе, в том случае если нет условий для проведения урока в
спортивном
зале,
можно
осуществлять
подготовку
ряда
тестов
(видов
испытаний): челночного бега, бега на 30 метров, метание теннисного мяча в
цель, кросса, смешанного передвижения, ходьбы на лыжах.
Содержание
третьего
часа
я
планирую
таким
образом,
чтобы
в
структуру
урока
входили
упражнения,
подвижные
игры,
эстафеты,
способствующие
формированию
того
или
другого
навыка
из
комплекса
испытаний.
В
подготовительную
часть
урока
я
включаю
обязательный
продолжительный бег, тем самым с успехом тренирую бег на дистанцию 1
километр.
В
основной
части
урока,
особенно
во
время
общих
для
всех
обучающихся игр и эстафет, без ущерба для отдыха, можно готовиться к
выполнению тестов по челночному бегу, бегу на 30м, прыжкам, поскольку
эти двигательные действия легко включить в любую игру-эстафету. Целый
ряд подвижных игр я использую для тренировки меткости бросков различных
мячей в подвижную и неподвижную цели, с различного расстояния.
Имея
в
наличии
конструкции
на
игровых
площадках,
я
веду
планомерную подготовку обучающихся к лазанью, передвижению в висе,
подтягиванию из виса на перекладине.
Развитие двигательных качеств осуществляю во время подготовки к
тому или другому виду испытаний. Например, при тренировке в скоростном
беге, я использую ряд подвижных игр: «Воробьи-вороны», «Вызов номеров»,
«Перемена мест», «Кто быстрей», игр-эстафет, стартов из различных и.п.,
игр-соревнований
по
челночному
бегу,
бегу
на
10м,
20м
развивающих
быстроту движений, ловкость.
Являясь прекрасным средством не только для укрепления функций
сердечно-сосудистой и дыхательной систем, но и средством развития общей
выносливости
в
начале
урока,
повторяющегося
на
каждом
занятии,
я
включаю в содержание занятия продолжительный бег (300-500м) бег или
смешанное передвижение, а зимой – продолжительное катание в умеренном
темпе на лыжах, игры, спортивные развлечения, эстафеты.
Учитывая, что дети младшего школьного возраста любят прыгать и
скакать, в своей работе я возмещаю эту детскую потребность в играх с
элементами
прыжков:
«Кто
дальше
прыгнет»,
«Волк
во
рву»,
«Салки
с
прыжками», «Прыжки по кочкам» и т.д. Вместе с тем разнообразные прыжки,
многоскоки,
прыжки
через
скакалку,
подвижные
игры
являются
эффективным
средством
для
развития
скоростно-силовых
качеств,
но
и
выступают
как
отдельный
вид
упражнений,
которые
я
направляю
на
овладение техники прыжков.
Многократное
повторение
игр
с
перебрасыванием
резиновых
и
набивных
мячей,
метание
мячей
различного
веса
на
дальность,
броски
теннисного
мяча
на
дальность
и
высоту
развивают
скоростно-силовые
качества мышц плечевого пояса и туловища. Подвижные игры: «Метко в
цель», «Подвижная цель», «Охотники и утки», «Защита крепости», игры со
снежками
совершенствуют
глазомер,
точность
и
координацию
движений.
Поставленная передо мной задача заключается в том, чтобы научить детей
различными способами бросания и ловли мячей, правильно соразмерять свои
силы с дальностью и высотой полета, подготовить к упражнениям в метании
мяча и как итог улучшить результат.
Все виды лазанья, перелазания, ползания, висы, упоры, передвижения
на
руках
в
висе
способствуют
развитию
силы
рук,
ног,
туловища,
а,
соответственно, я использую как подготовку в силовых тестах.
Вся
подготовительная
работа
по
подготовке
сдачи
норм
ГТО
завершается выполнением испытаний (тестов). Эта итоговая работа по сдаче
норм ГТО в школе проводится в виде спортивного праздника. Соревнования
проводятся
в
общешкольном
масштабе,
в
звене
младших
классов
–
по
параллелям и внутри класса. Все эти формы организации по сдаче тестов
ГТО
не
исключают
друг
друга
и
имеют
место
в
плане
массовой
физкультурной работы школы. В условиях класса или параллели классов
соревнования я провожу по типу многоборья, по трем видам испытаний
(метание теннисного мяча в цель, челночный бег, прыжок в длину с места).
Возможны и другие сочетания. Соревнования по лыжам, кросс я планирую
как массовые общешкольные соревнования.
При организации работы по системе тестирования, я придерживаюсь
определенных принципов:
оценивать результаты выполнения тестов при первом их выполнении не
следует (вначале они должны служить лишь отправной точкой);
контрольные
«прикидки»
рационально
проводить
в
конце
каждой
четверти
для
поддержания
у
обучающихся
интереса
к
занятиям
и
корректировки результатов;
контрольные
«прикидки»
не
должны
носить
соревновательный
характер;
показатели одного обучающегося нельзя сравнивать с показателями
другого (единственное, что можно сопоставлять, - это интенсивность роста
показателей каждого ученика по отношению к самому себе);
для определения эффективности работы над развитием двигательных
качеств необходимо вести систематический учет показателей обучающихся
на протяжении всего пребывания в школе;
условия
для
выполнения
испытаний
комплекса
ГТО
во
время
соревнований должно быть одинаковым для всех обучающихся;
и,
наконец,
необходимое
требование
–
соблюдение
правил
безопасности.
Реализация предложенного мной варианта использования третьего часа
физической
культуры
непосредственно
для
подготовки
к
выполнению
нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к
труду
и
обороне»
способствует
не
только
модернизации
системы
физкультурно-спортивного движения, но и созданию эффективной системы
физического
воспитания.
Отсюда,
занятия
физической
культурой
я
рассматриваю,
прежде
всего,
как
средство
укрепления
здоровья
обучающихся,
повышения
их
работоспособности,
организованности,
собранности. В процессе подготовки к сдачи нормативов ГТО и участие в
соревнованиях отчетливо проявляются детские характеры, и это дает мне
возможность
находить
более
эффективные
методы
воспитания.
А
диагностика
физической
подготовленности
дает
мне
возможность
отслеживать
состояние
физического
развития
школьников,
намечать
программу
его
совершенствования,
своевременно
вносить
коррективы
в
реализацию программы.
Ведь главной своей задачей я вижу внедрение физической культуры в
повседневный быт школьников.