"Коррекция отношений в повседневном общении у старших подростков с ОВЗ"
Автор: Трохимчук Тамара Григорьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГОКУ школа - интернат р.п. Квиток Населённый пункт: Иркутская область, р.п. Квиток Наименование материала: доклад Тема: "Коррекция отношений в повседневном общении у старших подростков с ОВЗ" Раздел: среднее профессиональное
Конфликт – это константа человеческой жизни
Мы живем в мире, где часто солнечный свет взаимопонимания заслоняется мрачными тучами обид, дует
холодный ветер подозрений, сверкают молнии конфликтов. Как сохранить прекрасную погоду в нашей душе,
жить в мире и радости? Как не “ промокнуть” под дождем непонимания и как помочь в этом другим?
Существуют разные конкретные причины конфликтов. Каждую из них можно выявить и, таким образом,
предупредить столкновение, ссору. Дело в том, что конфликтная ситуация не всегда переходит в конфликт.
Любой человек в той или иной ситуации может вступить в конфликт. Но люди конфликтны по разным
причинам. Бывают ситуативно и перманентно конфликтные личности. Первых вынуждает к конфликту
сложившаяся ситуация. У вторых конфликтность — черта характера, проявляющаяся постоянно. К таким
конфликтным личностям наиболее часто относится человек с завышенной или заниженной самооценкой. Он
или протестует против требований старшего, сложившихся в коллективе норм поведения, или маскирует свое
несогласие, создает видимость удовлетворения учебой, работой, коллективом. Очевидно, что во втором случае
выявить и нейтрализовать конфликтную личность труднее. И нередко педагог даже не подозревает, кто в
коллективе "воду мутит". А такого члена коллектива необходимо выявить и относиться к нему особенно
внимательно, не давая повода для интриг.
Конфликтный человек обычно вспыльчив и упрям. Он капризен и любит поломаться перед людьми. Не думает
о последствиях собственных поступков. Считает, что окружающие имеют массу недостатков, но умело их
скрывают и выходят сухими из воды там, где он становится козлом отпущения. Часто переносит собственные
недостатки на других. Испытывая чувство неполноценности по какой-либо причине, например, низкого роста,
начинает ненавидеть тех, кто строен и высок. По этой же причине грубиян может невзлюбить вежливого,
воспитанного человека, некрасивая девушка — красавицу, не умеющий связанно излагать материал —
златоуста.
Конфликт не возникает на пустом месте. Он — следствие объективных трудностей в деятельности группы
людей.
Конфликт может разразиться по поводу общей изгороди или общей границы, из-за того, кому мыть посуду или
очищать загрязненную природу. Он может связан с нашими самыми интимными взаимоотношениями или с
мимолетными связями. Если люди относятся нетерпимо к моральным, культурным, религиозным,
политическим или иным различиям между ними, конфликт неизбежен, и его последствия зачастую бывают
тяжелыми.
Конфликт может также послужить стимулом к переменам и толчком к прогрессу. Хотя навыки по разрешению
конфликтов вовсе не гарантируют полного их разрешения во всех случаях, они могут предоставить новые
возможности для расширения знаний о себе самом и других.
Давайте сначала посмотрим, что происходит при возникновении конфликта. Что происходит, если конфликт
разрешается неправильно или подавляется? Взглянем на следующий перечень последствий:
тревога
уход
проволочки
беспомощность
смятение
одиночество
низкая производительность
вялость
затаенный гнев
развал
отрицание
отход
эскалация
поляризация
высокое кровяное давление
стресс
усталость
болезнь
битая посуда!
А вот что происходит, если конфликт разрешается правильно:
все идет гладко
ощущение расширения
покой
веселье
кипучая энергия
счастье
открытость
эффективность
ощущение силы
радость общения
чувство успеха
возможностей
чувство локтя
перемены
рост положительных
личностных
качеств
расширение взаимоотношений
мир
расслабление
крепкое здоровье
Не менее частые причины конфликтов – отсутствие доверия и уважения к подчиненным со стороны
администрации при высокой требовательности к ним и невнимание к развитию индивидуальных дарований и
способностей педагогов, отсутствие личностно-ориентированного подхода.
В большинстве своем педагоги не любят конфликты. По традиции, сложившейся годами, часто звучат фразы:
“избавляться от конфликтов”, “предотвращать конфликты”, хотя есть необходимость задуматься, есть ли
положительное в таком явлении, как противоречие между двумя субъектами, вроде бы препятствующее их
дальнейшему взаимодействию. Многие педагоги с облегчением и удовольствием говорят “бесконфликтный
класс”, “бесконфликтная группа” и т.д. Но конфликт объективен и неизбежен, как объективна сама жизнь.
Конфликт – это столкновения, серьезные разногласия, во время которых вас обуревают неприятные чувства
или переживания. Конфликт отличается от огорчения тем, что в конфликтной ситуации всегда есть, по крайней
мере, два пути, два варианта поведения; причем, один из них или оба могут оказаться приемлемы (или
неприемлемы).
Конфликты неистребимы: они появляются при любых жизненных обстоятельствах и сопровождают нас от
рождения до самой смерти. Вот некоторые виды конфликтов:
внутренние (проблему переживаем только мы) и внешние (проблему переживаем мы и, по крайней
мере, еще один человек);
прямые (направленные на нас) и косвенные (не направленные непосредственно на нас);
индивидуальные (внутриличностные или межличностные) и коллективные (участвуют трое и больше).
О каком бы виде конфликта мы ни говорили, для конфликтующих он обычно проявляется в одной из
следующих двух форм:
они испытывают что-то неприятное, вызывающее злость. огорчение, чувство вины или боль;
они что-то делают, говорят или думают, расстраиваясь или испытывая смешанные чувства из-за этой
необходимости выбора.
Конфликт любого вида может проявляться прямо (сделанное или сказанное имеет непосредственное
отношение к вам) или косвенно (сказанное или сделанное не касается вас лично, но задевает и расстраивает
вас). Спор между вами и деловым партнером – пример прямого конфликта. Примером косвенного конфликта
может явиться ваше несогласие с решением руководства класса – это решение касается всех учеников и не
направлено непосредственно против вас, но задевает вас.
Конфликт может проявляться внешне (какие-то неурядицы с другим человеком или людьми), либо внутренне
(размолвка с самим собой).
А еще конфликт может прятаться под разными масками. Как вы потом убедитесь, для разрешения конфликта
необходимо сорвать маски.
Будет пока достаточно, если вы ознакомитесь со следующими общими положениями:
конфликт может быть активным или пассивным – вы или сами создаете его, или переживаете его, когда
он уже кем-то создан;
он может быть прямым: направленным на вас;
он может быть косвенным: не направленным на вас, но задевающий вас;
он может быть внешним – выражаться в вашей реакции на внешние обстоятельства;
он может быть внутренним – реакция на нелегкий выбор, который предстоит сделать;
он может быть позитивным или негативным;
он проявляется во многих ситуациях и неисчислимых обличиях – гнева, стресса, расстройства, печали и
даже болезни.
Конфликты – это константа человеческой жизни от периода становления личности до его смерти.
Мы, почему-то, не сопоставляем конфликт и диалектическое противоречие. Взаимодействие
противоположных, взаимоисключающих сторон объекта или системы, которая вместе с тем находится во
внутреннем единстве и взаимопроникновении, является источником самодвижения и развития природы,
общества и познания. Разрешение противоречий приводит к качественным изменениям.
Для этого необходимо знать причины, условия возникновения конфликтов, их природу, способы
предупреждения и разрешения.
Стили образования
«Плохой учитель сообщает истину, хороший учит ее находить».
А.Дистервег
Аннотация
Материал предназначен для педагогов (родителей, воспитателей, учителей),
заинтересованных в развитии и формировании социальноадекватной личности ребенка
(воспитанника, ученика). Определены стили образования и их педагогические
результаты.
Скрытый источник педагогического конфликта.
Процесс и результат формирования личности ребенка (воспитанника, ученика) во многом
обусловлен условиями и стилем его образования. Выбор стиля образования определяется
способностью педагога (родителя, воспитателя, учителя) не только решать стоящие
перед ним образовательные задачи, но и его способностью понимать, предупреждать и
устранять педагогические конфликты. Одним из источников современного
педагогического конфликта является неявный фактор времени. Образовательная цель
педагога направлена на «светлое будущее» ребенка: "Тебе ЭТО потом пригодится!".
Цель же ребенка в большей степени ориентирована на «яркое настоящее»: «А меня
сейча с интересует ТО, а не ЭТО!». Ниже приведена модель педагогического конфликта,
типовые принципы устранения которого определяют стили образования, влияющие на
формирование личности ребенка.
Модель педагогического конфликта:
Участники
образования
Педагог
à
(родитель, воспитатель,
учитель)
ß
Ребенок
(воспитанник, ученик)
Образовательная
цель
Надо делать ЭТО
à
ß
Хочу делать ТО
Обоснование
Потом тебе пригодиться
à
ß
Сейчас мне интересно
Фактор времени
Будущее
à
ß
Настоящее
Типовые стили образования
Приведенная выше модель педагогического конфликта позволяет определить три
типовых принципа его устранения: авторитарный, анархичный, демократичный.
Каждый принцип дает соответствующий стиль образования, влияющий на формирование
личности ребенка.
Авторитарный стиль образования. При авторитарном стиле образования доминирует
Цель педагога, Цель же ребенка игнорируется. Ребенок у авторитарного педагога
выступает в качестве обслуживающего ресурса. Девиз авторитарного стиля: «Делай так,
как МНЕ надо!».
Модель авторитарного стиля образования:
Участники
образования
Педагог
à
(родитель,
воспитатель,
учитель)
ß
Ребенок
(воспитанник,
ученик)
Образовательная
Надо делать ЭТО
à
ß
Хочу делать ТО
цель
Анархичный стиль образования. При анархичном стиле образования доминирует Цель
ребенка, Цель же педагога максимально принижена или полностью игнорируется.
Педагог выступает в качестве ресурса, обеспечивающего прихоти хаотично
действующего ребенка. Девиз анархичного стиля образования: «Делай то, что ТЫ
хочешь!».
Модель анархичного стиля образования:
Участники
образования
Педагог
à
(родитель, воспитатель,
учитель)
ß
Ребенок
(воспитанник, ученик)
Образовательная
цель
Надо делать ЭТО
à
ß
Хочу делать ТО
Демократичный стиль образования. При демократичном стиле образования Цели
педагога и ребенка максимально согласованы и полностью интегрированы. Педагог и
ребенок совместно договариваются и достигают общую Цель. Девиз демократичного
стиля образования: «Делай то, что Ты хочешь так, как Мне надо!». Цель педагога
становится средством достижения Цели ребенка, а Цель ребенка становится средством
достижения Цели педагога.
Модель демократичного стиля образования:
Участники
образования
Педагог +
(родитель,
воспитатель, учитель)
Ребенок
(воспитанник, ученик)
Образовательная
цель
Делай ТО, используя
ЭТО +
Хочу делать ТО,
используя ЭТО
Обоснование
Сейчас тебе ЭТО
пригодиться +
Потом ТО мне будет еще
интереснее
Черты личности ребенка, сформированные разными стилями образования.
Каждый стиль образования дает свои педагогические результаты.
Ребенок при авторитарном
стиле образования:
- дисциплинирован, исполнителен, последователен при
наличии готовой инструкции;
- лжив, т.к. имеется страх наказания за любые ошибки;
- пассивен, плохо ориентируется в новых для него
условиях;
- со слабым воображением и творческим мышлением, т.к.
привык действовать только в рамках готового задания.
Ребенок при анархичном
стиле образования:
- недисциплинирован, неисполнителен,
непоследователен;
- активен, свободен в поведении, склонен к лидерству;
- правдив, т.к. безразличен к мнению окружающих;
- с хорошим воображением и творческим мышлением;
- эгоистичен; агрессивен, безответственен, с низким
уровнем общей культуры.
Ребенок при демократичном
стиле образования:
- дисциплинирован, последователен в организации и
исполнении задуманного;
- активен, свободен в поведении, обладает качествами
лидера;
- правдив, готов к диалогу с окружающими;
- с хорошим воображением, творческим и стратегическим
мышлением;
- имеет стремление к саморазвитию и прогрессивному
развитию общества.
Заключение.
Для современного общества, стремящегося к развитию наиболее целесообразен и
перспективен демократичный стиль образования, т.к. педагог и ребенок, являясь
равноправными участниками образования, совместно строят настоящие и будущие
социальные отношения. Демократичный стиль образования требует от педагога высокого
профессионализма в умении прогнозировать и решать педагогические проблемы разного
вида и уровня.
Для применения педагогами демократического стиля образования разрабатываются и
успешно внедряются АТРИЗ-технологии.
Литература.
Гафитулин М.С.Адаптивная Теория Решения Изобретательских Задач (АТРИЗ)
//Технологии творчества. –1998. -№2. – С.40-43.
Гафитулин М.С. Модель перспективного образования//Новые ценности образования:
ТРИЗ-педагогка. Научно-методический сборник – 2003. -№1(12) - С. 12-16.
Современный словарь иностранных слов - М.: Рус. яз., 1992.- 740 с.
Материалы опубликованы: «Журнал ТРИЗ», «Начальная школа», «Педагогика + ТРИЗ», «На путях к новой
школе», «Адукацыя i Выхаванне», «Технологии творчества», «Новые ценности образования: ТРИЗ-
педагогика», «Учительская газета», газета «Завуч» и др
С О Д Е Р Ж А Н И Е
ВВЕДЕНИЕ
ПРОГРАММЫ ТРЕНИНГОВ
Тренинг
«Толерантная
позиция
педагога
в
конструктивном
разрешении
педагогических
конфликтов»
o
Приложения к программе тренинга
Приложение 1. Тест К. Томаса «Стратегии поведения в конфликтных ситуациях»
Приложение 2. Картография конфликта
Приложение
3.
Характеристика
качеств
оппонента
в
конфликтном
взаимодействии
Приложение 4. Пример искреннего выражения чувств
Приложение 5. Отношения противостояния и согласованности
Тренинг «Транзактный подход к становлению и развитию личности педагога толерантного
типа»
o
Приложения к программе тренинга
Приложение 1. Тест «Родитель-Взрослый-Ребенок»
Приложение 2. Мини-лекция «Транзактный анализ Эрика Берна»
Приложение 3. Ключ к упражнению 1
ДИАГНОСТИКА КОНФЛИКТНОСТИ И АГРЕССИВНОСТИ У ПЕДАГОГОВ И
СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Методика «Личностная агрессивность и конфликтность» (Авторы: Е. П. Ильин и П. А. Ковалев )
Тест А. Ассингера «Оценка агрессивности в отношениях»
Диагностика состояния агрессии. «Опросник Басса-Дарки»
Методика
самооценки
личностной
тревожности,
фрустрированности,
агрессивности
и
ригидности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ