"Применение ИКТ на уроках русского языка и литературы как средство мотивации обучающихся"
Автор: Кузнецова Ирина Анатольевна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ СОШ п. Агроном Населённый пункт: п. Агроном Лебедянского района Липецкой области Наименование материала: статья Тема: "Применение ИКТ на уроках русского языка и литературы как средство мотивации обучающихся" Раздел: среднее образование
Применение ИКТ на уроках русского языка и литературы как
средство мотивации обучающихся.
«Приохотить» ученика к учению гораздо более
достойная задача учителя, чем «приневолить» его.
К. Д. Ушинский
В настоящее время, на стыке веков и тысячелетий, компьютеризация охватила
практически все сферы человеческой деятельности. Уже не представляется
возможной жизнедеятельность человека без компьютера. Широкое
распространение получают персональные компьютеры и в школах. Возникла
необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных
информационных технологий, реализующей принципы личностно
ориентированного образования. Информационные технологии,
рассматриваемые как один из компонентов целостной системы обучения, не
только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативности
учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют
по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить
образовательную систему, в которой ученик был бы активным и равноправным
участником образовательной деятельности.
Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет
активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения,
повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся
.Педагогические технологии не остались в стороне от всеобщего процесса
компьютеризации .Перед учителем – словесником, который собирается
использовать возможности компьютера на своих уроках, всегда возникают
вопросы о целесообразности его использования на уроках русского языка и
литературы, о том, в какой степени компьютер может заменить учителя и на
каких этапах урока, а также о том, какие
дидактические функции можно возложить на
компьютер.
Обучение предполагает общение на уроке как между учителем и учащимися, так
и общение учащихся друг с другом .Использование ИКТ позволяет погрузиться в
другой мир, увидеть его своими глазами, стать как бы участником того или иного
процесса. Управление обучением с помощью компьютера приводит к
повышению эффективности усвоения, активизации мыслительной деятельности
учащихся. Одно из основных назначений компьютера как средства обучения –
организация работы учащихся с помощью программно – педагогических
средств, от степени совершенства которых и зависит эффективность обучения.
Для решения таких задач компьютер является хорошим помощником учителю-
словеснику наряду с другими средствами обучения. Сразу хочется оговориться,
что подготовка и проведение уроков с компьютерной поддержкой требуют от
учителя очень много времени и терпения. Но зато такие уроки приносят
большое удовлетворение и ученикам, и учителю. Компьютерная деятельность на
уроке ориентирована на поддержку традиционного курса обучения, и в этом
случае она не только не отвлекает ученика от предмета, но и служит развитию у
ребёнка повышенного интереса к нему. Для повышения эффективности
обучения используются разнообразные средства обучения:
электронные учебники в виде специально разработанных программ или
презентаций;
тренажёры, работа с которыми позволяет учащимся выполнить достаточное
количество заданий, способствующих автоматизации умений и навыков;
программы для контроля уровня знаний, например, с помощью тестов;
ресурсы Интернета, с образовательной информацией в разных сферах.
5) собственные презентации и мн.др.
Компьютер обладает достаточно широкими возможностями для создания
благоприятных условий работы по осмыслению орфографического
(пунктуационного) правила. В обучающих программах могут быть использованы
разнообразные формы наглядности, которые способствуют различные способы
организации и предъявления теоретического материала в виде таблиц, схем,
опорных конспектов и так далее. И демонстрирует не только статичную
информацию, но и различные языковые явления в динамике с применением
цвета, графики, эффекта мерцания, звука, пиктографии, «оживления»
иллюстраций и так далее (это качественно новый уровень применения
объяснительно-иллюстративного и репродуктивного методов обучения).
Использование ИКТ на уроках русского языка позволяет разнообразить формы
работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает
творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц в презентации
позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания с
последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют
орфографическую зоркость. Использование кроссвордов, иллюстраций,
рисунков, различных занимательных заданий, тестов, воспитывают интерес к
уроку; делают урок более интересным.
На уроках литературы, применение ИКТ позволяет использовать разнообразный
иллюстративно-информационный материал. Причем материал находят сами
учащиеся в Интернете, составляют презентации, таким образом, ИКТ развивает
самостоятельность учащихся, умение находить, отбирать и оформлять материал
к уроку. Уроки в компьютерном классе развивают умение учащихся работать с
компьютером, самостоятельно решать учебные задачи.