Напоминание

"Применение ИКТ на уроках русского языка и литературы как средство мотивации обучающихся"


Автор: Кузнецова Ирина Анатольевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ п. Агроном
Населённый пункт: п. Агроном Лебедянского района Липецкой области
Наименование материала: статья
Тема: "Применение ИКТ на уроках русского языка и литературы как средство мотивации обучающихся"
Раздел: среднее образование





Назад





Применение ИКТ на уроках русского языка и литературы как

средство мотивации обучающихся.

«Приохотить» ученика к учению гораздо более

достойная задача учителя, чем «приневолить» его.

К. Д. Ушинский
В настоящее время, на стыке веков и тысячелетий, компьютеризация охватила практически все сферы человеческой деятельности. Уже не представляется возможной жизнедеятельность человека без компьютера. Широкое распространение получают персональные компьютеры и в школах. Возникла необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных информационных технологий, реализующей принципы личностно ориентированного образования. Информационные технологии, рассматриваемые как один из компонентов целостной системы обучения, не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой ученик был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности. Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся .Педагогические технологии не остались в стороне от всеобщего процесса компьютеризации .Перед учителем – словесником, который собирается использовать возможности компьютера на своих уроках, всегда возникают вопросы о целесообразности его использования на уроках русского языка и литературы, о том, в какой степени компьютер может заменить учителя и на каких этапах урока, а также о том, какие дидактические функции можно возложить на компьютер. Обучение предполагает общение на уроке как между учителем и учащимися, так и общение учащихся друг с другом .Использование ИКТ позволяет погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами, стать как бы участником того или иного процесса. Управление обучением с помощью компьютера приводит к повышению эффективности усвоения, активизации мыслительной деятельности учащихся. Одно из основных назначений компьютера как средства обучения – организация работы учащихся с помощью программно – педагогических средств, от степени совершенства которых и зависит эффективность обучения.
Для решения таких задач компьютер является хорошим помощником учителю- словеснику наряду с другими средствами обучения. Сразу хочется оговориться, что подготовка и проведение уроков с компьютерной поддержкой требуют от учителя очень много времени и терпения. Но зато такие уроки приносят большое удовлетворение и ученикам, и учителю. Компьютерная деятельность на уроке ориентирована на поддержку традиционного курса обучения, и в этом случае она не только не отвлекает ученика от предмета, но и служит развитию у ребёнка повышенного интереса к нему. Для повышения эффективности обучения используются разнообразные средства обучения: электронные учебники в виде специально разработанных программ или презентаций; тренажёры, работа с которыми позволяет учащимся выполнить достаточное количество заданий, способствующих автоматизации умений и навыков; программы для контроля уровня знаний, например, с помощью тестов; ресурсы Интернета, с образовательной информацией в разных сферах. 5) собственные презентации и мн.др. Компьютер обладает достаточно широкими возможностями для создания благоприятных условий работы по осмыслению орфографического (пунктуационного) правила. В обучающих программах могут быть использованы разнообразные формы наглядности, которые способствуют различные способы организации и предъявления теоретического материала в виде таблиц, схем, опорных конспектов и так далее. И демонстрирует не только статичную информацию, но и различные языковые явления в динамике с применением цвета, графики, эффекта мерцания, звука, пиктографии, «оживления» иллюстраций и так далее (это качественно новый уровень применения объяснительно-иллюстративного и репродуктивного методов обучения). Использование ИКТ на уроках русского языка позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют орфографическую зоркость. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов, воспитывают интерес к уроку; делают урок более интересным. На уроках литературы, применение ИКТ позволяет использовать разнообразный иллюстративно-информационный материал. Причем материал находят сами учащиеся в Интернете, составляют презентации, таким образом, ИКТ развивает самостоятельность учащихся, умение находить, отбирать и оформлять материал к уроку. Уроки в компьютерном классе развивают умение учащихся работать с компьютером, самостоятельно решать учебные задачи.


В раздел образования