Инновационные технологии на уроках химии в свете ФГОС.
Автор: Вьюнова Лариса Анатольевна Должность: учитель химии Учебное заведение: МБОУ СОШ №80 Населённый пункт: г. Владивосток Наименование материала: статья Тема: Инновационные технологии на уроках химии в свете ФГОС. Раздел: среднее образование
Инновационные технологии на уроках химии (проектная деятельность).
Выполнила : учитель химии
МБОУ СОШ №80 г. Владивосток
Вьюнова Л.А.
«Единственный путь,
ведущий к знаниям –
это деятельность»
Б.Шоу.
За время обучения в школе дети должны не только получить знания, но максимально
развить
свои
способности.
Формирование
способностей
невозможно
вне
активной,
заинтересованной деятельности учащихся. Я, как учитель
уверена, что каким – либо
одним методом не даёт возможности использовать всю гамму способностей учеников. Но,
на
мой
взгляд,
именно
исследовательский
метод,
как
ни
какой
другой,
позволяет
превратить
ребёнка
в
активного
субъекта
совместной
деятельности.
Помня
правило:
«Бесталанных нет, а есть занятые не своим делом», использование исследовательского
метода даёт возможность не только успевающим, но и слабым ученикам использовать
свои сильные стороны. Ещё Конфуций говорил: Я слышу – и забываю,
Я вижу – и запоминаю,
Я делаю – и понимаю».
Исследовательская деятельность – самостоятельная деятельность, но учитель может
управлять
процессом
проявления
и
преодоления
затруднений,
прогнозировать
их
появление,
следовательно,
активизировать
мировоззренческие
позиции
в
учебном
процессе.
Исследовать – значит видеть то, что видели все, но думать так, как не думал никто.
Выпускник
школы
должен
адаптироваться
в
меняющихся
жизненных
ситуациях,
самостоятельно критически мыслить, быть коммуникабельным, контактным в различных
социальных группах. Школа должна создать условия для формирования у обучающихся
современных ключевых компетенций: общенаучной, информационной, познавательной,
коммуникативной.
Среди
разнообразных
направлений
современных
методик
и
технологий наиболее адекватным поставленным целям, с моей точки зрения, является
метод проектов. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков
учащихся,
умения
самостоятельно
конструировать
свои
знания
и
ориентироваться
в
информационном пространстве, развитие творческого мышления. Школьник становится
активным, заинтересованным, равноправным участником обучения. У него происходит
отход от стандартного мышления, стереотипа действий, что позволяет развить стремление
к обучению. Такая работа на уроке и внеурочное время имеет большое образовательное,
воспитательное, а также развивающее значение. Метод проектов предоставляет учителю
широчайшие возможности для изменения традиционных подходов к содержанию, формам
и методам учебной деятельности, выводя на качественно новый уровень всю систему
организации процесса обучения. Он может найти применение на любых этапах обучения,
в работе с учащимися разных возрастов, способностей
и при изучении материала
различной степени сложности.
Химия – одна из сложных наук. Изучение химии в школе способствует формированию
мировоззрения
учащихся.
Однако
в
условиях
сокращения
времени,
отводимого
на
изучение химии при сохранении объёма её содержания, снижает интерес учащихся к
предмету.
Считаю необходимо создавать условия для развития познавательной активности ученика и
его самореализации через накопление собственного опыта.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную работу учащихся, однако
этот метод сочетается с групповым подходом в обучении. Я знакомлю обучающихся, с
правилами
и
основами
проектной
деятельности,
с
требованиями,
предъявляемыми
к
проектам:
- в проекте должна быть решена какая – либо проблема;
- проводится исследовательская работа;
- проект выполняется самостоятельно учащимися;
- учитель выполняет роль, консультанта;
- результаты проекта должны иметь практическую значимость;
- в конце проекта необходимо проанализировать, что получилось, а что нет.
Учащиеся перед началом работы
над проектом получают инструкции: 1)требования к
проекту,
2)методические рекомендации, памятки – как
правильно оформить проект, 3)шкала
баллов оценивания проекта.
Сначала я знакомлю ребят с проектами прошлых лет, в зависимости от поставленного
вопроса готовлю небольшие презентации, буклеты, где стараюсь заинтересовать учащихся
заняться исследовательской работой и созданием проекта. Ребятам предлагаю примерные
темы проектов: история развития химии, химическое производство, химия в быту, химия и
здоровье, жизнь и деятельность великих химиков, химия и экология и т.д. применительно
к школьному курсу химии система проектной работы может быть представлена двумя
подходами:
1.
Связь проекта с учебными темами (на уроке).
2.
Использование
проектной
деятельности
во
внеклассной
работе
(внеурочная
деятельность).
Для реализации метода проектов в учебном процессе за основу можно взять любую
программу курса химии. Я работаю по программе курса химии автора О.С.Габриеляна.
Можно использовать проектную деятельность при изучении, таких тем как:
8 класс – химические элементы, шеренга великих химиков, классификация химических
реакций, признаки химических реакций.
9 класс – металлы и неметаллы, химическое производство азотной и серной кислот,
органические вещества.
10 класс – классы органических веществ, нефтяная промышленность
11 класс – строение вещества, химические реакции, химия в жизни общества.
Проекты бывают разные по времени, но лучше если он будет длиться не более 3
месяцев, так как может утратиться интерес к проекту. Очень интересными получились
проекты по теме: «Металлы и космос», «Металлы в организме человека», «Химия в
пище», «Химия в быту».
Для проектной деятельности на уроках химии, я использую следующие виды проектов:
исследовательские, индивидуальные и групповые, информационные. Учащиеся, готовя
материал для проекта, проводят эксперименты во внеурочное время, а защиту проектов
стараюсь проводить на уроках обобщениях или изучения нового материала. Презентация –
важный навык, который развивает речь, мышление. Учащиеся знают, что презентация
предполагает
не
только
демонстрацию
продукта,
но
и
обязательно
рассказ
о
самой
проектной деятельности, об этапах выполнения проекта, о трудностях, возникших идеях, о
решении проблем.
Результаты применения проектной деятельности.
Анализируя опыт работы организации проектной деятельности по химии можно сделать
выводы:
-
работа
стимулирует
внутреннюю
познавательную
мотивацию
и
способствует
повышению интереса к химии,
- уроки проходят более оживлённо,
- увеличилось число учащихся, выбирающих химию для сдачи экзамена,
- появился стимул не только получить хорошую отметку, но и получить хорошие знания,
результат проделанной работы.
У
обучающихся,
выполняющие
проекты,
формируются
проектные
умения:
планирование, поисковые умения, коммуникативные умения, презентационные умения.
Учащиеся, выполняющие проекты по химии принимают активное участие в конкурсах в
школе, районе, крае.
Таким образом, проектная деятельность способствует формированию нового типа
учащихся, обладающего набором умений и навыков самостоятельной работы, готового к
сотрудничеству и взаимодействию, наделённого опытом самообразования.
В заключение хочется привести слова, которые являются путеводителем в моей работе:
«Я не могу управлять направлением ветра. Но я всегда могу поставить паруса так, чтобы
достичь своей цели» О.Уальд.