Напоминание

Инновационные технологии на уроках химии в свете ФГОС.


Автор: Вьюнова Лариса Анатольевна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МБОУ СОШ №80
Населённый пункт: г. Владивосток
Наименование материала: статья
Тема: Инновационные технологии на уроках химии в свете ФГОС.
Раздел: среднее образование





Назад





Инновационные технологии на уроках химии (проектная деятельность).
Выполнила : учитель химии МБОУ СОШ №80 г. Владивосток Вьюнова Л.А. «Единственный путь, ведущий к знаниям – это деятельность» Б.Шоу. За время обучения в школе дети должны не только получить знания, но максимально развить свои способности. Формирование способностей невозможно вне активной, заинтересованной деятельности учащихся. Я, как учитель уверена, что каким – либо одним методом не даёт возможности использовать всю гамму способностей учеников. Но, на мой взгляд, именно исследовательский метод, как ни какой другой, позволяет превратить ребёнка в активного субъекта совместной деятельности. Помня правило: «Бесталанных нет, а есть занятые не своим делом», использование исследовательского метода даёт возможность не только успевающим, но и слабым ученикам использовать свои сильные стороны. Ещё Конфуций говорил: Я слышу – и забываю, Я вижу – и запоминаю, Я делаю – и понимаю». Исследовательская деятельность – самостоятельная деятельность, но учитель может управлять процессом проявления и преодоления затруднений, прогнозировать их появление, следовательно, активизировать мировоззренческие позиции в учебном процессе. Исследовать – значит видеть то, что видели все, но думать так, как не думал никто. Выпускник школы должен адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно критически мыслить, быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах. Школа должна создать условия для формирования у обучающихся современных ключевых компетенций: общенаучной, информационной, познавательной, коммуникативной. Среди разнообразных направлений современных методик и технологий наиболее адекватным поставленным целям, с моей точки зрения, является метод проектов. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие творческого мышления. Школьник становится активным, заинтересованным, равноправным участником обучения. У него происходит отход от стандартного мышления, стереотипа действий, что позволяет развить стремление к обучению. Такая работа на уроке и внеурочное время имеет большое образовательное, воспитательное, а также развивающее значение. Метод проектов предоставляет учителю широчайшие возможности для изменения традиционных подходов к содержанию, формам и методам учебной деятельности, выводя на качественно новый уровень всю систему организации процесса обучения. Он может найти применение на любых этапах обучения, в работе с учащимися разных возрастов, способностей и при изучении материала различной степени сложности. Химия – одна из сложных наук. Изучение химии в школе способствует формированию мировоззрения учащихся. Однако в условиях сокращения времени, отводимого на изучение химии при сохранении объёма её содержания, снижает интерес учащихся к предмету. Считаю необходимо создавать условия для развития познавательной активности ученика и его самореализации через накопление собственного опыта. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную работу учащихся, однако этот метод сочетается с групповым подходом в обучении. Я знакомлю обучающихся, с правилами и основами проектной деятельности, с требованиями, предъявляемыми к проектам:
- в проекте должна быть решена какая – либо проблема; - проводится исследовательская работа; - проект выполняется самостоятельно учащимися; - учитель выполняет роль, консультанта; - результаты проекта должны иметь практическую значимость; - в конце проекта необходимо проанализировать, что получилось, а что нет. Учащиеся перед началом работы над проектом получают инструкции: 1)требования к проекту, 2)методические рекомендации, памятки – как правильно оформить проект, 3)шкала баллов оценивания проекта. Сначала я знакомлю ребят с проектами прошлых лет, в зависимости от поставленного вопроса готовлю небольшие презентации, буклеты, где стараюсь заинтересовать учащихся заняться исследовательской работой и созданием проекта. Ребятам предлагаю примерные темы проектов: история развития химии, химическое производство, химия в быту, химия и здоровье, жизнь и деятельность великих химиков, химия и экология и т.д. применительно к школьному курсу химии система проектной работы может быть представлена двумя подходами: 1. Связь проекта с учебными темами (на уроке). 2. Использование проектной деятельности во внеклассной работе (внеурочная деятельность). Для реализации метода проектов в учебном процессе за основу можно взять любую программу курса химии. Я работаю по программе курса химии автора О.С.Габриеляна. Можно использовать проектную деятельность при изучении, таких тем как:
8 класс
– химические элементы, шеренга великих химиков, классификация химических реакций, признаки химических реакций.
9 класс
– металлы и неметаллы, химическое производство азотной и серной кислот, органические вещества.
10 класс
– классы органических веществ, нефтяная промышленность
11 класс
– строение вещества, химические реакции, химия в жизни общества. Проекты бывают разные по времени, но лучше если он будет длиться не более 3 месяцев, так как может утратиться интерес к проекту. Очень интересными получились проекты по теме: «Металлы и космос», «Металлы в организме человека», «Химия в пище», «Химия в быту». Для проектной деятельности на уроках химии, я использую следующие виды проектов: исследовательские, индивидуальные и групповые, информационные. Учащиеся, готовя материал для проекта, проводят эксперименты во внеурочное время, а защиту проектов стараюсь проводить на уроках обобщениях или изучения нового материала. Презентация – важный навык, который развивает речь, мышление. Учащиеся знают, что презентация предполагает не только демонстрацию продукта, но и обязательно рассказ о самой проектной деятельности, об этапах выполнения проекта, о трудностях, возникших идеях, о решении проблем.
Результаты применения проектной деятельности.
Анализируя опыт работы организации проектной деятельности по химии можно сделать выводы: - работа стимулирует внутреннюю познавательную мотивацию и способствует повышению интереса к химии, - уроки проходят более оживлённо, - увеличилось число учащихся, выбирающих химию для сдачи экзамена, - появился стимул не только получить хорошую отметку, но и получить хорошие знания, результат проделанной работы.
У обучающихся, выполняющие проекты, формируются проектные умения: планирование, поисковые умения, коммуникативные умения, презентационные умения. Учащиеся, выполняющие проекты по химии принимают активное участие в конкурсах в школе, районе, крае. Таким образом, проектная деятельность способствует формированию нового типа учащихся, обладающего набором умений и навыков самостоятельной работы, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделённого опытом самообразования. В заключение хочется привести слова, которые являются путеводителем в моей работе: «Я не могу управлять направлением ветра. Но я всегда могу поставить паруса так, чтобы достичь своей цели» О.Уальд.


В раздел образования