Автор: Богданова Раиса Ибрагимовна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: ГБОУ НОШ №611 Населённый пункт: Санкт-Петербург Наименование материала: Конспект урока Тема: Сложение и вычитание в пределах десяти Раздел: начальное образование
ГБОУ НОШ №611 Курортного района г. Зеленогорска
Сложение и
вычитание в
пределах 10
(закрепление)
Учитель начальных классов
1 квалификационной категории
Богданова Раиса Ибрагимовна
Цели:
повторить знания состава чисел;
закрепить умение применять приемы прибавления и вычитания чисел в пределах
10;
решать задачи изученных видов, развивать логическое мышление внимание,
память, речь;
воспитывать умение работать в коллективе, самостоятельность,
дисциплинированность;
прививать любовь к сказкам
Оборудование: карточки с цифрами, картинки с изображениями сюжетов из сказок, герои
сказок, игрушки.
Действующие лица: Лиса, Медведь, Змей Горыныч, Кощей, Василиса Прекрасная.
I
Организационный момент(3 слайд)
В мире много сказок
Грустных и смешных,
И прожить на свете
Нам нельзя без них
В сказке может все случиться,
Наша сказка впереди,
Сказка в двери к нам стучится.
Скажем гостье: «Заходи!»
II Сообщение темы и цели урока .
- Ребята! Сегодня утром к нам прилетел почтовый голубь и принес письмо. Интересно, от
кого оно?(4 слайд)
«Похитил меня Кощей Бессмертный и заточил в своем замке. Помогите, люди
добрые!» Василиса Прекрасная
- Что же делать, ребята?! Вы готовы помочь Василисе? Тогда в путь. Тема сегодняшнего
урока – путешествие по Стране Сказок – Сложение и вычитание чисел в пределах 10. Во
время путешествия мы повторим состав чисел в пределах 10, будем считать и решать
задачи, преодолевать трудности и радоваться успехам.
Сейчас мы с вами находимся у границы Страны Сказок. Дальше начинается
Сказочный лес.(5 слайд) Но чтобы войти в лес, мы должны показать как хорошо и
правильно научились устно считать.
III Устный счет .(6 слайд)
1.
(Дети сигнализируют ответы карточками )
- Найди сумму чисел 6 и 3.
- 9 – это 7 и сколько?
- К какому числу надо прибавить 2, чтобы получилось 7?
- 8 минус 1.
- 4 плюс 3.
- 6 уменьшить на 2.
- Сколько надо прибавить к 1, чтобы получилось 10?
- Дополни число 7 до 10.
2. Решите удобным способом
4+3 2+7 1+8
- Каким правилом будете пользоваться и почему? (Переместительным свойством
сложения, т.к. удобнее к большему числу прибавить меньшее)
3. – Какое число можно вставить в «окошко»? 5≥□ (Можно вставить числа от 0 до 4)
4. В бочке 9л воды, а в ведре 4л. Где воды больше? На сколько больше? ( Воды больше
в бочке на 5л)
5. Зайдем в лес по этой «цепочке»
8 - 1- 6 + 2 + 4- 2 = 5
IV Закрепление и повторение пройденного материала
- На нашем пути стоит избушка, да не простая. Кто в ней живет? (Баба Яга)
- Здравствуй, Баба Яга! (7 слайд)
- Здравствуйте, дети! Что Вас сюда привело? (Нас Василиса Прекрасная на помощь
позвала)
- Да я вам помогу, если вы выполните это задание(8 слайд)
10□□=8 8□□=5
6□□=9 3□□=7
- Молодцы! Возьмите клубочек. Он не простой, а волшебный. Куда покатится, туда и
идите. А как узелочек на нитке увидите, так подмогу и найдете.
- Спасибо, Баба Яга! А мы, ребята, отправляемся вслед за клубком. Вот и первый узелок.
В какую же сказку мы попали? («Репка») (9 слайд))
- Добрый день, ребята, куда путь держите? (Василису выручать из Кощеева плена идем)
- Помогите мне, ребята, может и я чем вам помогу. Старый я стал. Склероз у меня. Вышел
я репку тянуть, да одному мне не под силу такая работа, а кто дома остался – забыл, кого
на помощь позвать – не помню.
- Давайте, ребята, поможем вспомнить дедушке, кто с ним тянул репку(10 слайд) (Дети по
очереди выходят, берут картинки с изображением персонажей этой сказки, строятся за
дедом и произносят состав чисел)
Бабка Внучка Жучка Кошка Мышка
8
9 10
10
8
7 7 9 6 6
- Спасибо, дети! Дарю вам в помощники мышку.(11 слайд)
- Побежали дальше за клубком. А вот и еще один узелок. Что это за избушка? Давайте
постучим… (Картинка со старухой)
- Кто это пожаловал? На постой не пущу, кормить нечем. В прошлом году был у меня тут
солдат, что-то из чего-то варил. А что позабыла…
- Бабушка, мы немного отдохнем и опять пойдем дальше.
Физминутка.
Все ребята дружно встали
И на месте зашагали,
На носочках потянулись
И друг к другу повернулись,
Плечи шире развернем,
Сядем и считать начнем.
- Ребята, а что же варил солдат? Суп из веника, кашу из топора или плов из сапога? (Кашу
из топора)
6
2
3
3
6
1
5
8
3
4
Вы немного отдохнули, поспешим за клубочком дальше.
Привела нас ниточка к следующему узелку, к другой избушке (12 слайд)
- Здравствуйте, звери! О чем спор идет?
Медведь. Мудрая сова задала нам задачи в стихах, а мы не можем их решить, помогите
нам.
(Дети решают задачи в стихах).
1. На пасеке 3 медвежонка
Играли в прятки у бочонка.
Один в бочонок еле влез.
А сколько убежало в лес? (2)
2.
Ну-ка, сколько здесь ребят
На горе катается?
Трое в саночках сидят,
Один дожидается (4)
3.
Два кубика у Маши,
Четыре – у Наташи,
Вы кубики все эти
Скорей считайте, дети (6)
4.
На тарелочке 7 слив,
Вид их очень уж красив.
Съел четыре сливы Павел.
Сколько мальчик слив оставил? (3)
Медведь. Мы вам поможем!
Лиса. Конечно! Вы нас помирили, так за добро добром платят.
- Побежали скорей за клубочком. Ой! Нитка кончилась. Как же мы до Кощея доберемся?!
Физминутка (под музыку)
- Тише! Чья это песенка слышна? («Я от бабушки ушел,
Я от дедушки ушел…»)
(Это песенка колобка) (13 слайд)
- Верно, посмотрите, его подстерегает лиса. Попытаемся отвлечь лису от колобка . Зададим ей
задачу. (Учебник с. 9 №2. Дети решают её с записью в тетрадь).
Спасибо, ребята, вы меня от смерти спасли. Я вас к замку Кощея отведу, но учтите: замок тот
охраняет Змей Горыныч трехглавый. Но он очень любит считать. Вы ему задавайте примеры. А он
сразу подобреет и пропустит вас к замку. (14 слайд)
(3 детей у доски, им остальные дети задают примеры на сложение и вычитание в пределах 10)
- Ох и устал Змей Горыныч! Решил он вздремнуть часок на каждый глазок, а глаз у него 3
пары. Сколько часов будет спать Змей Горыныч?
V Самостоятельная работа
- Вот мы и добрались до замка, но, кажется, сейчас пойдет дождь. У вас всех есть зонтики,
но к сожалению, они белые. Давайте, чтобы они были красивыми, их раскрасим.(15 слайд)
Но сначала надо решить примеры: 3+2, 9-1,8-2, 5+2, а затем сектор с ответом 5 раскрасим
зеленым цветом, 6 – желтым, 7 – синим, 8 – красным.
- Поднимите зонтики над головами, чтобы вас не замочил дождь. Опустите зонтики, дождь
прекратился.
Пока спит Змей Горыныч, мы будем освобождать Василису Прекрасную. Кощей
Бессмертный отдаст её, если решим задачу. В замке 4 башни. Первая башня пустая.
Василиса не в самой высокой башне. Где она?
VI Рефлексия.
Кто не испытывал трудностей
в освобождении Василисы Прекрасной закрасьте обратную
сторону зонтика красным цветом, а кому этот путь показался трудным – чёрным.