Особенности организации внеурочной деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья в сельской школе в контексте реализации ФГОС
Автор: Красных Наталья Юрьевна Должность: заместитель директора по воспитательной работе Учебное заведение: МБОУ Акташская СОШ им. Ст. Мохова Населённый пункт: с. Акташ Наименование материала: статья Тема: Особенности организации внеурочной деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья в сельской школе в контексте реализации ФГОС Раздел: среднее образование
Особенности организации внеурочной деятельности для детей
с ограниченными возможностями здоровья в сельской школе
в контексте реализации ФГОС
В
действующем
Федеральном
государственном
образовательном
стандарте особое внимание уделяется внеурочной деятельности школьников.
Как
известно,
предметные
результаты
достигаются
в
процессе
освоения
школьных дисциплин на уроках. Внеурочная деятельность объединяет все
виды активности школьников, кроме учебной. Важной ее целью является
проявление и развитие учащимися их интересов на основе, как правило,
свободного выбора, усвоения духовно-нравственных ценностей и культурных
традиций.
Особое
значение
внеурочные
занятия
имеют
в
работе
с
детьми
с
ограниченными
возможностями,
поскольку
при
таком
подходе
создаются
благоприятные условия для их успешной социализации. Кроме указанной
задачи,
такая
деятельность
призвана
обеспечить
успешную
адаптацию
ребенка в школе; оптимизировать учебную нагрузку; улучшить условия для
развития детей; учитывать их возрастные и индивидуальные особенности.
Особенность
внеучебной
работы
с
детьми
с
ограниченными
возможностями заключается в том, что она сопровождается дополнительной
коррекционно-развивающей работой, которая должна помогать в усвоении
учебных предметов, а также в формировании навыков жизнедеятельности.
Внеурочная деятельность с детьми с ограниченными возможностями в
сельской школе имеет свою специфику, которая, как показывает опыт работы,
заключается в следующем:
- малочисленность и постоянство педагогического коллектива и классов;
- близкое знакомство жителей села, учащихся и педагогов школы, все
друг друга знают;
- включенность учащихся в жизнь села, трудовую деятельность;
-
раннее
привлечение
детей
к
домашнему
и
сельскохозяйственному
труду;
- близость детей к народным культурным традициям, к природе;
- отдаленность узких специалистов и социальных учреждений.
Указанные особенности имеют как положительные, так и отрицательные
стороны. Так, например, небольшое количество учителей и учащихся дает
возможность варьировать, корректировать учебно-воспитательный процесс и
внеурочную деятельность, реагировать на потребности детей и их родителей,
устанавливать доверительные межличностные отношения, объединяться для
совместных
мероприятий.
С
другой
стороны,
малочисленность
школы
представляет некоторые трудности в организации внеурочной деятельности,
поскольку
выбор
ее
форм
ограничен.
В
частности
нецелесообразна
организация некоторых воспитательных мероприятий по классам, в которых
менее
10
человек.
Поэтому
рекомендуется
создавать
разновозрастные
временные и постоянные группы.
Небольшое
количество
учащихся
и
стабильность
педагогического
коллектива способствует тому, что дети с ограниченными возможностями,
как правило, легко адаптируются в своем классе. Однако это ограничивает их
социализацию,
развитие
коммуникативных
умений,
спо собно сть
ориентироваться в непривычной обстановке.
В
силу
указанных
выше
обстоятельств
при
организации
внеурочной
деятельности
учащихся
с
ограниченными
возможностями
здоровья
необходимо
учитывать
проблемы
и
трудности,
которые
объективно
существуют
в
сельской
школе,
а
также
обеспечить
реализацию
положительного потенциала школы и ее окружающей среды.
Внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям:
игровая;
познавательная;
проблемно-ценностное
общение;
досугово-
развлекательная
деятельность;
художественное
творчество;
трудовая
деятельность;
спортивно-оздоровительная
деятельность;
краеведческая
деятельность.
Следует
отметить,
что
нередко
данные
направления
при
проведении мероприятий не разграничиваются, а реализуются комплексно, во
взаимосвязи.
Практика
работы
в
сельской
школе
показывает,
что
особой
популярностью
среди
детей
с
ограниченными
возможностями
здоровья
пользуются следующие виду внеучебной деятельности:
- для детей и их родителей организуются встречи с участием успешных
жителей
села,
специалистов,
людей
(например,
«Знакомство
с
чудо-
мастерами»;
- дети выполняют творческие работы и проекты (например, «Бабушкин
сундучок»);
-
создаются
предметные
кружки,
творческие
объединения
с
привлечением педагогов школы, специалистов и жителей села (например,
«Русский
фольклор»,
«В
мире
русских
сказок»,
«Математика
в
быту»,
«Ремесло» и т.д.);
-
приглашаются
учащиеся
других
сел
к
проведению
совместных
мероприятий, конкурсов, соревнований, олимпиад;
- организуются тематические выставки к памятным и знаменательным
датам;
- привлекаются родители и другие члены семей учащихся, например, к
проведению семейных конкурсов и праздников («Самая дружная семья»,
«Спортивная семья» и т. д.);
- проведение народных праздников, в том числе местного значения,
например, «Деревенские посиделки», «Праздник урожая»;
- осуществляется исследовательская работа, в том числе краеведческая
(например, по истории села, участникам ВОВ, культуре и обычаям и т.д.);
- проводятся экскурсии (в фермерские хозяйства, на природу и т.д.).
Таким
образом,
организация
внеурочной
деятельности
является
неотъемлемой
частью
образовательного
процесса,
поскольку
она
положительно
влияет
на
обучение,
развитие
и
социализацию
детей
с
ограниченными возможностями здоровья. При организации работы важно
привлечение
семьи
ребенка.
Следует
учитывать
возможности
здоровья
каждого конкретного ребенка.