Напоминание

Особенности организации внеурочной деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья в сельской школе в контексте реализации ФГОС


Автор: Красных Наталья Юрьевна
Должность: заместитель директора по воспитательной работе
Учебное заведение: МБОУ Акташская СОШ им. Ст. Мохова
Населённый пункт: с. Акташ
Наименование материала: статья
Тема: Особенности организации внеурочной деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья в сельской школе в контексте реализации ФГОС
Раздел: среднее образование





Назад





Особенности организации внеурочной деятельности для детей

с ограниченными возможностями здоровья в сельской школе

в контексте реализации ФГОС
В действующем Федеральном государственном образовательном стандарте особое внимание уделяется внеурочной деятельности школьников. Как известно, предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин на уроках. Внеурочная деятельность объединяет все виды активности школьников, кроме учебной. Важной ее целью является проявление и развитие учащимися их интересов на основе, как правило, свободного выбора, усвоения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций. Особое значение внеурочные занятия имеют в работе с детьми с ограниченными возможностями, поскольку при таком подходе создаются благоприятные условия для их успешной социализации. Кроме указанной задачи, такая деятельность призвана обеспечить успешную адаптацию ребенка в школе; оптимизировать учебную нагрузку; улучшить условия для развития детей; учитывать их возрастные и индивидуальные особенности. Особенность внеучебной работы с детьми с ограниченными возможностями заключается в том, что она сопровождается дополнительной коррекционно-развивающей работой, которая должна помогать в усвоении учебных предметов, а также в формировании навыков жизнедеятельности. Внеурочная деятельность с детьми с ограниченными возможностями в сельской школе имеет свою специфику, которая, как показывает опыт работы, заключается в следующем: - малочисленность и постоянство педагогического коллектива и классов; - близкое знакомство жителей села, учащихся и педагогов школы, все друг друга знают; - включенность учащихся в жизнь села, трудовую деятельность; - раннее привлечение детей к домашнему и сельскохозяйственному труду;
- близость детей к народным культурным традициям, к природе; - отдаленность узких специалистов и социальных учреждений. Указанные особенности имеют как положительные, так и отрицательные стороны. Так, например, небольшое количество учителей и учащихся дает возможность варьировать, корректировать учебно-воспитательный процесс и внеурочную деятельность, реагировать на потребности детей и их родителей, устанавливать доверительные межличностные отношения, объединяться для совместных мероприятий. С другой стороны, малочисленность школы представляет некоторые трудности в организации внеурочной деятельности, поскольку выбор ее форм ограничен. В частности нецелесообразна организация некоторых воспитательных мероприятий по классам, в которых менее 10 человек. Поэтому рекомендуется создавать разновозрастные временные и постоянные группы. Небольшое количество учащихся и стабильность педагогического коллектива способствует тому, что дети с ограниченными возможностями, как правило, легко адаптируются в своем классе. Однако это ограничивает их социализацию, развитие коммуникативных умений, спо собно сть ориентироваться в непривычной обстановке. В силу указанных выше обстоятельств при организации внеурочной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья необходимо учитывать проблемы и трудности, которые объективно существуют в сельской школе, а также обеспечить реализацию положительного потенциала школы и ее окружающей среды. Внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям: игровая; познавательная; проблемно-ценностное общение; досугово- развлекательная деятельность; художественное творчество; трудовая деятельность; спортивно-оздоровительная деятельность; краеведческая деятельность. Следует отметить, что нередко данные направления при проведении мероприятий не разграничиваются, а реализуются комплексно, во взаимосвязи.
Практика работы в сельской школе показывает, что особой популярностью среди детей с ограниченными возможностями здоровья пользуются следующие виду внеучебной деятельности: - для детей и их родителей организуются встречи с участием успешных жителей села, специалистов, людей (например, «Знакомство с чудо- мастерами»; - дети выполняют творческие работы и проекты (например, «Бабушкин сундучок»); - создаются предметные кружки, творческие объединения с привлечением педагогов школы, специалистов и жителей села (например, «Русский фольклор», «В мире русских сказок», «Математика в быту», «Ремесло» и т.д.); - приглашаются учащиеся других сел к проведению совместных мероприятий, конкурсов, соревнований, олимпиад; - организуются тематические выставки к памятным и знаменательным датам; - привлекаются родители и другие члены семей учащихся, например, к проведению семейных конкурсов и праздников («Самая дружная семья», «Спортивная семья» и т. д.); - проведение народных праздников, в том числе местного значения, например, «Деревенские посиделки», «Праздник урожая»; - осуществляется исследовательская работа, в том числе краеведческая (например, по истории села, участникам ВОВ, культуре и обычаям и т.д.); - проводятся экскурсии (в фермерские хозяйства, на природу и т.д.). Таким образом, организация внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса, поскольку она положительно влияет на обучение, развитие и социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья. При организации работы важно привлечение семьи ребенка. Следует учитывать возможности здоровья каждого конкретного ребенка.


В раздел образования