Развитие нравственно-эстетического воспитания детей в процессе освоения народного танца в системе дополнительного образования
Автор: Петрова Анастасия Игоревна Должность: магистрант 2 курса кафедры музыкального образования и хореографического искусства Учебное заведение: ФГБОУ ВО БГПУ имени М.Акмуллы Населённый пункт: Уфа Наименование материала: статья Тема: Развитие нравственно-эстетического воспитания детей в процессе освоения народного танца в системе дополнительного образования Раздел: дополнительное образование
Развитие нравственно-эстетического воспитания детей в процессе
освоения народного танца в системе дополнительного образования
Содержание
нравственно-эстетического
образования
должно
способствовать
формированию
национального
самосознания,
уважения
к
историческому и культурному наследию народов России и всего мира. От
родной песни, родного слова, картин родной природы к пониманию искусства
своих ближайших соседей и к мировой художественной культуре - таким
видится путь познания национальных и мировых культурных ценностей.
Участие
детей
в
системе
нравственно-эстетического
воспитания
в
процессе
освоения
народного
танца
открывает
перед
ними
возможность
углубленно
заниматься
тем,
что
их
влечет.
Педагог,
занимаясь
с
заинтересованными учащимися, имеет возможность широко приобщать их к
художественно-творческой деятельности, формировать самостоятельность и
творческую
активность.
При
этом
необходимо
помнить,
что
все
виды
эстетической деятельности в системе должны быть направлены на духовное
воспитание,
формирование
культуры
детей
и
подростков.
Широкое
использование
нравственно-эстетического
воспитания
детей
в
процессе
освоения
народного
танца
должно
способствовать
пробуждению
художественных
интересов,
развитию
художественного
воображения,
художественно-творческих
способностей
учащихся,
воспитывать
у
них
интере с
к
про светительской,
исполнительской
д е я т е л ь н о с т и ,
пропагандированию различных видов искусства [1].
Успех же всей разнообразной нравственно-эстетической деятельности
зависит
от
того,
насколько
они
овладевают
различными
видами
художественно-творческой
деятельности
и
испытывают
потребность
и
удовольствие от нее.
Народный
танец
таит
в
себе
огромное
богатство
для
успешного
художественного и нравственно-эстетического воспитания, он сочетает в себе
не
только
эмоциональную
сторону
искусства,
приносит
радость,
как
исполнителю, так и зрителю - танец раскрывает и растит духовные силы,
воспитывает художественный вкус и любовь к прекрасному.
При
помощи
народного
танца
детям
предоставляется
возможность
почувствовать целостность мира культуры народа, в котором невозможно
разъединить на части отдельные понятия и явления, разделить духовную и
материальную культуру, разорвать цепь времен и поколений. Эстетическое
воспитание рассматривается как более широкое понятие по отношению к
художественному
воспитанию.
Художественное
воспитание
входит
в
его
состав как целенаправленный педагогический процесс формирования у детей
способности воспринимать, чувствовать, оценивать искусство, наслаждаться
им,
а
также
развивать
свои
художественно
-
творческие
способности
в
процессе творческой деятельности. Ребенок имеет право на творчество, на
получение дополнительного образования, право на знакомство с другими
видами
искусства,
развивающими
личность,
как
художественного,
так
и
прикладного. Он имеет право выбора конкретного направления в развитии
своих
способностей
при
личной
заинтересованности,
поэтому
работа
педагога должна обеспечить ему высокий уровень освоения образовательной
программы. Творчество детей и подростков - это своеобразная сфера их
духовной жизни, их самовыражение и самоутверждение, ярко раскрывающее
индивидуальную
самобытность
каждого.
Как
следствие,
становится
естественным стремление детей танцевать.
Нравственное развитие детей осуществляется в процессе обсуждения
нравственно-эстетического
содержания
народных
танцев,
музыкального
репертуара,
воспитания
критического
отношения
к
распространенным
негативным
явлениям.
Большое
значение
имеет
формирование
чувства
ответственности за свое исполнительское искусство, особенно в ситуациях
выступлений перед инвалидами, участниками Великой Отечественной войны,
пенсионерами,
а
также
во
время
фестивалей,
конкурсов,
концертов
на
праздниках города и района. Цель, направленная на воспитание культурной,
духовно
полноценной
личности
в
процессе
освоения
народного
танца,
требует решения ряда учебных задач [2].
В процессе занятий сочетается групповая и индивидуальная работа.
Расписание
строится
из
расчета
3
занятия
в
неделю.
Образовательный
процесс
строится
в
соответствии
с
возрастными,
психологическими
возможностями и особенностями детей. Процесс не ставит своей целью
подготовку профессиональных исполнителей, но дает возможность раскрыть
в
процессе
нравственно-эстетического
воспитания
заложенные
в
каждом
творческие
задатки
и
реализовать
их
в
соответствующем
репертуаре
в
процессе освоения народного танца.
Обучение
основано
на
комплексном
подходе
в
сочетании
со
вспомогательными
корригирующими
упражнениями
с
учетом
возрастных
особенностей
детей,
что
облегчает
усвоение
танцевальных
движений,
ускоряет формирование осанки и дает возможность заниматься хореографией
всем детям. Форма занятий строится следующим образом:
*
подготовительная
часть
-
маршировки,
бег,
упражнения
по
диагонали,
упражнения на полу;
* основная часть - элементы народного танца;
* обсуждение содержания танцев, музыкального репертуара;
* заключительная часть - элементы танцевальной с развитием в танцевальные
номера.
Для эффективной деятельности по программе необходима материально-
техническая база:
* репетиционный зал, станок;
* музыкальная аппаратура, компакт-диски;
* форма для занятий;
* ткани для пошива костюмов.
Весь репертуар строится из плановых мероприятий школы, района,
города. Внимание уделяется народным танцам. Ведь народный танец - это
сохранение преемственности между поколениями и сохранение народных
традиций, полноценная возможность применения нравственно-эстетического
воспитания в процессе художественного образования. Именно нравственно-
эстетическая наполненность народного танца помогает детям раскрыться на
сцене; они с удовольствием исполняют эти номера. Для детей должны быть
созданы условия для развития личности, на развитие мотивизации личности
к познанию и творчеству, на развитие эмоционального развития ребенка.
Таким образом, развитие детей осуществляется в процессе обсуждения
нравственно-эстетического
содержания
народных
танцев,
музыкального
репертуара,
воспитания
критического
отношения
к
распространенным
негативным
явлениям.
Большое
значение
имеет
формирование
чувства
ответственности за свое исполнительское искусство.
Список используемой литературы:
1.Ветлугина Н.А. Основные проблемы художественного творчества детей.
Художественное творчество и ребенок: Уч. пособие. - М.: Знание, 2009,
С.468.
2.Козлова В.И. Физиология развития ребенка: Уч. пособие. - М.: 2003, С.214.