Напоминание

Развитие нравственно-эстетического воспитания детей в процессе освоения народного танца в системе дополнительного образования


Автор: Петрова Анастасия Игоревна
Должность: магистрант 2 курса кафедры музыкального образования и хореографического искусства
Учебное заведение: ФГБОУ ВО БГПУ имени М.Акмуллы
Населённый пункт: Уфа
Наименование материала: статья
Тема: Развитие нравственно-эстетического воспитания детей в процессе освоения народного танца в системе дополнительного образования
Раздел: дополнительное образование





Назад





Развитие нравственно-эстетического воспитания детей в процессе

освоения народного танца в системе дополнительного образования
Содержание нравственно-эстетического образования должно способствовать формированию национального самосознания, уважения к историческому и культурному наследию народов России и всего мира. От родной песни, родного слова, картин родной природы к пониманию искусства своих ближайших соседей и к мировой художественной культуре - таким видится путь познания национальных и мировых культурных ценностей. Участие детей в системе нравственно-эстетического воспитания в процессе освоения народного танца открывает перед ними возможность углубленно заниматься тем, что их влечет. Педагог, занимаясь с заинтересованными учащимися, имеет возможность широко приобщать их к художественно-творческой деятельности, формировать самостоятельность и творческую активность. При этом необходимо помнить, что все виды эстетической деятельности в системе должны быть направлены на духовное воспитание, формирование культуры детей и подростков. Широкое использование нравственно-эстетического воспитания детей в процессе освоения народного танца должно способствовать пробуждению художественных интересов, развитию художественного воображения, художественно-творческих способностей учащихся, воспитывать у них интере с к про светительской, исполнительской д е я т е л ь н о с т и , пропагандированию различных видов искусства [1]. Успех же всей разнообразной нравственно-эстетической деятельности зависит от того, насколько они овладевают различными видами художественно-творческой деятельности и испытывают потребность и удовольствие от нее. Народный танец таит в себе огромное богатство для успешного художественного и нравственно-эстетического воспитания, он сочетает в себе не только эмоциональную сторону искусства, приносит радость, как
исполнителю, так и зрителю - танец раскрывает и растит духовные силы, воспитывает художественный вкус и любовь к прекрасному. При помощи народного танца детям предоставляется возможность почувствовать целостность мира культуры народа, в котором невозможно разъединить на части отдельные понятия и явления, разделить духовную и материальную культуру, разорвать цепь времен и поколений. Эстетическое воспитание рассматривается как более широкое понятие по отношению к художественному воспитанию. Художественное воспитание входит в его состав как целенаправленный педагогический процесс формирования у детей способности воспринимать, чувствовать, оценивать искусство, наслаждаться им, а также развивать свои художественно - творческие способности в процессе творческой деятельности. Ребенок имеет право на творчество, на получение дополнительного образования, право на знакомство с другими видами искусства, развивающими личность, как художественного, так и прикладного. Он имеет право выбора конкретного направления в развитии своих способностей при личной заинтересованности, поэтому работа педагога должна обеспечить ему высокий уровень освоения образовательной программы. Творчество детей и подростков - это своеобразная сфера их духовной жизни, их самовыражение и самоутверждение, ярко раскрывающее индивидуальную самобытность каждого. Как следствие, становится естественным стремление детей танцевать. Нравственное развитие детей осуществляется в процессе обсуждения нравственно-эстетического содержания народных танцев, музыкального репертуара, воспитания критического отношения к распространенным негативным явлениям. Большое значение имеет формирование чувства ответственности за свое исполнительское искусство, особенно в ситуациях выступлений перед инвалидами, участниками Великой Отечественной войны, пенсионерами, а также во время фестивалей, конкурсов, концертов на праздниках города и района. Цель, направленная на воспитание культурной,
духовно полноценной личности в процессе освоения народного танца, требует решения ряда учебных задач [2]. В процессе занятий сочетается групповая и индивидуальная работа. Расписание строится из расчета 3 занятия в неделю. Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями детей. Процесс не ставит своей целью подготовку профессиональных исполнителей, но дает возможность раскрыть в процессе нравственно-эстетического воспитания заложенные в каждом творческие задатки и реализовать их в соответствующем репертуаре в процессе освоения народного танца. Обучение основано на комплексном подходе в сочетании со вспомогательными корригирующими упражнениями с учетом возрастных особенностей детей, что облегчает усвоение танцевальных движений, ускоряет формирование осанки и дает возможность заниматься хореографией всем детям. Форма занятий строится следующим образом: * подготовительная часть - маршировки, бег, упражнения по диагонали, упражнения на полу; * основная часть - элементы народного танца; * обсуждение содержания танцев, музыкального репертуара; * заключительная часть - элементы танцевальной с развитием в танцевальные номера. Для эффективной деятельности по программе необходима материально- техническая база: * репетиционный зал, станок; * музыкальная аппаратура, компакт-диски; * форма для занятий; * ткани для пошива костюмов. Весь репертуар строится из плановых мероприятий школы, района, города. Внимание уделяется народным танцам. Ведь народный танец - это сохранение преемственности между поколениями и сохранение народных
традиций, полноценная возможность применения нравственно-эстетического воспитания в процессе художественного образования. Именно нравственно- эстетическая наполненность народного танца помогает детям раскрыться на сцене; они с удовольствием исполняют эти номера. Для детей должны быть созданы условия для развития личности, на развитие мотивизации личности к познанию и творчеству, на развитие эмоционального развития ребенка. Таким образом, развитие детей осуществляется в процессе обсуждения нравственно-эстетического содержания народных танцев, музыкального репертуара, воспитания критического отношения к распространенным негативным явлениям. Большое значение имеет формирование чувства ответственности за свое исполнительское искусство.
Список используемой литературы:
1.Ветлугина Н.А. Основные проблемы художественного творчества детей. Художественное творчество и ребенок: Уч. пособие. - М.: Знание, 2009, С.468. 2.Козлова В.И. Физиология развития ребенка: Уч. пособие. - М.: 2003, С.214.


В раздел образования