Урок внеклассного чтения по повести В.Г.Короленко "Слепой музыкант".
Автор: Антипова Екатерина Георгиевна Должность: учительрусского языка и литературы Учебное заведение: ГБОУ Школа № 171 отделение №15 школа №54; Населённый пункт: Москва Наименование материала: методическая разработка Тема: Урок внеклассного чтения по повести В.Г.Короленко "Слепой музыкант". Раздел: среднее образование
Тип урока: Совершенствование знаний, умений и навыков, целевое
применение усвоения.
Вид урока: Урок – исследование с элементами анализа 2-х эпизодов.
Образовательная
задача:
повышение уровня восприятия и глубины проникновения
в художественный текст;
показать духовное обновление человека, обиженного
судьбой, путь к осознанию своего предназначения.
Задача развития:
воспитание внимательного и вдумчивого читателя;
умение работать с художественным произведением,
анализировать прочитанное, отбирать главное;
обучение грамотному анализу отдельных эпизодов;
умение говорить.
Воспитательная
задача: помочь учащимся услышать нравственное звучание
повести, ее житейские мудрости;
воспитание терпимости, милосердия.
Оборудование: портрет В.Г.Короленко,
рисунки учащихся к различным эпизодам,
фрагмент из фильма,
музыкальное сопровождение,
иллюстрации,
выставка книг.
1.
Тема, идея, жанр, сюжет, композиция произведения. /Название/.
Тема: о преодолении трудностей, об испытаниях, выпавших на долю героя с самого
рождения, о важности человеческого участи.
Идея: показать трудный путь к осознанию своего предназначения.
«Моя задача была не специально психология слепого, а
психология общечеловеческой тоски по полноте
существования».
Жанр: повесть.
Сюжет: включает в себя как бы 2 повествования:
1 – о том, как слепорожденный мальчик тянулся к свету, к жизни;
2 – история о том, как подавленный личным несчастьем человек поборол в
себе пассивное страдание, нашел место в жизни и сумел воспитать в себе
понимание и сочувствие ко всем обездоленным.
Композиция:
Экспозиция: 1, 2 гл. – предчувствие беды - и приговор: «Ребенок родился слепым».
Это трагедия. Как сложится его жизнь?
Развитие действия: Судьба мальчика зависит от окружающих, от участия близких:
/мама, дядя Максим, Эвелина/.
Кульминация: Смириться и страдать или бросить вызов судьбе?
/встреча со звонарем, разговор с дядей/.
Развязка: Путь поисков, обретение счастья: жена, сын, талант, признание.
Эпилог: Вместо слепого, эгоистичного страдания он обрел в душе ощущение жизни
«… он стал чувствовать и людское горе и людскую радость».
1.
Цели и задачи урока.
Тема
нашего
внеклассного
чтения - Нравственные проблемы в повести
В.Г.Короленко «Слепой музыкант».
Цель нашего урока –
попытаться понять, какие нравственные заповеди
оставил автор потомкам в своей повести?
Итак, я приглашаю вас к беседе и к размышлению о прочитанном.
Главный
вопрос,
который
поставил
в
повести
автор
–
это
«Для
чего,
собственно, создан человек?»
«Человек создан для счастья, как птица для полета». Но с горькой иронией
отвечает герой рассказа:
« … только счастье не всегда создано для него».
Вопросу о том, что такое счастье?
Где его границы? В чем его смысл?
Способен ли человек, как личность, сопротивляться обстоятельствам,
изменить эти обстоятельства? – автор посвятил одно из самых замечательных
своих произведений «Слепой музыкант», впервые опубликованный в 1886 году.
2.
Вступительное слово учителя.
К
началу
21
века
человечество,
прошедшее
сложнейший
путь
развития,
надломленное катаклизмами и ослепленное цивилизацией, подарившей блага, но
и развратившей дух, нуждается в надежде, вере в будущее, в духовном прозрении.
Это парадокс цивилизации: чем больших вершин достигает человек в науке,
культуре,
чем
легче
и
комфортнее
становится
его
жизнь,
тем
меньше
совершенствуется
его
дух,
постепенно
приучаемый
к
бездействию;
освобожденный от постоянной заботы от выживания, он теряет способность к
действию, начинает довольствоваться материальным и уподобляется животному, а
это путь к гибели.
Об этом размышляли и размышляют деятели литературы и искусства разных
эпох
и
народов.
Думал
об
этом
и
нидерландский
художник
Питер
Брейгель
Старший.
Одна из замечательных картин Питера Брейгеля «Притча о слепых». В этой
картине
художник,
отталкиваясь
от
евангельской
притчи
(Мф.15,
14),
рассказывает о судьбе человечества.
оставьте их: они — слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму.
Петр же, отвечая, сказал Ему: изъясни нам притчу сию.
Иисус сказал: неужели и вы еще не разумеете?
еще ли не понимаете, что всё, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон?
а исходящее из уст — из сердца исходит — сие оскверняет человека,
ибо
из
сердца
исходят
злые
помыслы,
убийства,
прелюбодеяния,
любодеяния,
кражи,
лжесвидетельства, хуления —
это оскверняет человека; а есть неумытыми руками — не оскверняет человека.
3.
Работа по картине.
- Какое впечатление производит эта картина?
- Почему?
- Вглядитесь в лица слепцов. Вызывают ли они сочувствие?
- Почему?
Вывод: Слепцы Брейгеля ущербны не только физически – они ущербы и
духовно. Они страшны, безобразны, отталкивающе настолько, что не возбуждают
сочувствия. Художник исказил черты уродливыми гримасами, не остановившись
перед тем, чтобы предельно утрировать вызывающее омерзение и исключающее
возможность сочувствия безобразие этих людей.
«Притча о слепых» Брейгеля – это «символическое представление» о судьбе,
ожидающей человечество.
Человечество
ослепили
собственные
пороки,
сделав
его
духовно
ущербным, и потому оно слепо блуждает в потемках духа по земле – а это
путь к гибели.
4.
Анализ текста Короленко.
- Если слепцы –это итог всех заблуждений и грехов человечества, то дети –
его будущее, его надежда на счастье. Они невинны, чисты, не испорчены жизнью,
правда, в наследство от всего человечества они получили один существенный
недостаток – слепоту. Так рассуждает В.К. Короленко в «Слепом музыканте».
Рождение слепого ребенка – это трагедия.
Что с ним будет?
Как сложится его жизнь?
Автор шаг за шагом описывает жизненный путь, по которому идет главный
герой. Многое будет зависеть от людей, которые будут его окружать, от умения
протянуть руку помощи.
1 – этап:
1. Пути познания мира.
1 –й контакт с миром природы происходит у мальчика приблизительно в
3 года.
Как тонко и удивительно точно передает автор
чувства, которые
испытывает слепой ребенок. Короленко подмечает едва уловимые переживания,
впечатления детской души.
Мальчик болезненно
вслушивается в мир звуков.
Чтобы показать мир восприятия мальчика, автор находит в языке все нужные
слова для описания весны:
Звенящая капель,
нежно журчащая вода,
черемуха, шелестящая листвой,
трели соловьиной песни,
грохот, шум, скрип телег, шуршание колеса,
людской говор ярмарки,
стук веток о стекло,
окрики журавлей. / 1 глава, подзаголовок 6/.
- Как происходит познание окружающего мира?
( Болезненно вслушивается,
встревожено протягивает руки, разыскивает мать, прижимается к ней).
Вывод: мир воспринимается мальчиком через звуки, запахи, ощущения.
Звуковые формы стали главными формами его мысли.
- Какие чувства вызывает этот мир? (
Любопытство,страх).
Вывод:
Но ему повезло. Два человека приняли сначала особое участие в
судьбе
ребенка:
его
мать
и
дядя
Максим.
Два
разных
начала
–
нежность
и
поэтичность матери и мужество старого воина – помогли Петру узнать мир.
Роль
дяди
неоценима.
Он
не
мог
оставаться
равнодушным
к
судьбе
племянника. И не только потому, что судьбы их схожи: оба инвалиды: он без ног у
другого
-
зрение. Именно он не дает сестре сделать из ребенка « тепличное
растение». И мы убеждаемся в его правоте.
- Что бы стало с мальчиком без участия дяди?
(Ушел бы в себя.
Рядом с ним
любящие люди. Он знал тепло семьи, доброе дружеское участие окружающих. Ему дарован
талант:
любовь
к
музыке
/Иохим/.Судьба
подарила
Петру
в
образе
Эвелины
Ангела
–
хранителя).
2 – этап.
Казалось, что все хорошо. Но дядя решил расширить границы пространства.
Знакомит
с
людьми
разных
общественных
положений:
встреча
с
семьей
Ставрученков, слепые нищие-бандуристы….
Он узнал о существовании другого мира, мира вне усадьбы. Он почувствовал
себя чужим, ущербным. Петр целиком погрузился во мрак, в личное несчастье.
Этот мир ему неизвестен и захочет ли этот мир принять слепого? Обострились
страдания в его душе и после встречи со звонарем.
Отрывок из фильма
- Что он почувствовал после встречи со звонарем?
(Он почувствовал, что участь
слепых – злость и обида. Наступил душевный кризис).
Гл.6, 3
Тема духовной слепоты последовательно раскрывается в этюде. Не один раз в
произведении писатель говорит о слепоте человеческой. Гл. 4, 4(начало)
5.
Работа по картине Миллеса.
Да, закрытые глаза не дают увидеть и оценить всю красоту и полноту мира,
его
блаженства
и
Радости.
Эта
мысль
выражена
и
в
картине
английского
художника 19 века Миллеса «Слепая девушка».
-
Сравните
ее
с
картиной
Брейгеля
«Притча
о
слепых»?
Какая
из
них
страшнее, трагичнее?
- Почему Вы так думаете?
- Какая больше созвучна этюду Короленко?
Вывод:
Страшнее,
трагичнее,
конечно,
полотно
Брейгеля,
так
как
в
нем
уродство и безысходность людей доведены до крайности. Их финал – гибель. У
слепой девушки Миллеса судьбой отнято зрение, а вместе с ним яркие краски
мира, его многообразие (об этом говорит и солнечный летний пейзаж, и радуга на
заднем плане),
Гл.1, 7 со слов «Природа раскинулась кругом..»
но девушка не поражена физически безобразием, её нежное лицо хоть и печально,
но спокойно, она воспринимает мир через звуки (на это намекает шестигранная
гармоника концертино на ее коленях) и ощущения (рука ее держится за траву) – и
значит не все потеряно для нее. Картина драматична, но не трагична, и потому она
ближе этюду Короленко. Девушка может видеть только сердцем, душой!
6.
Работа с текстом.
Вот этому и учит своего племянника старый гарибальдиец дядя Максим.
Гл.2, 11, начало
Но в жизни людей всегда встречаются моменты, когда приходится делать
выбор между материальными благами и высотой духа. И это определяет конечный
итог жизненного пути: стыд или гордость за то, кем ты стал и как прожил жизнь.
Чтобы оценить важность и возможности этого выбора, дядя Максим подводит
Петра к нищим слепым, а затем отправил его с ними в печерскую лавру пешком.
Отрывок из фильма
Гл.6, 8, со слов «Но вдруг среди этой эгоистичной сосредоточенности…»
Гл.6, 9 (конец) - (начало)10
(
«Я хотел, чтобы ты почувствовал чужое горе и перестал носиться со своим», - с
гневом говорит он юноше. «Ты умеешь только кощунствовать со своею сытою завистью к
чужому
голоду!...»
–
бросает
Максим
Яценко
племяннику.
Почему
дядя
так
с
ним
разговаривает? (Дядя раскрывает перед юношей всю глубину людских страданий: внушает,
что личные несчастья ничтожны по сравнению со страданиями народа). Этот эпизод имеет
особое
значение.
Т.К.
герой
получает
свой
нравственный
урок,
слова
дяди
являются
определяющими и вносят в мысли и поступки героя ясность:
Вывод: Петр делает выбор: уходит странствовать со слепыми по совету дяди.
После
долгого
странствования,
на
смену
злобе
приходит
сострадание
к
людям
и
желание помочь им. В конце концов страдания, о которых он узнал по собственному опыту,
излечили его, душа исцелилась: « как будто кошмар навсегда исчез из усадьбы», куда Петр
возвратился.
Мы видим, что помогла ему обрести душевный мир народная музыка, которой он
овладел в совершенстве.
А вскоре он овладел и высотами классической музыки. Он обретает силу в музыке,
которая может воздействовать на людей, рассказать им то главное о жизни, что так
трудно понял сам.
Повесть заканчивается концертом, где мы видим Петра уверенного, сильного.
Этого он достиг лишь с помощью окружения и собственного упорства.
Замечателен в произведении еще один образ – образ Эвелины.
Не менее сложный выбор сделала и она. Но это ее выбор. И писатель убеждает нас, что
это
была
не
жертва,
а
проявление
искренней
и
очень
самоотверженной
любви.
Автор
воспевает любовь девушки, которая готова ради счастья любимого человека пожертвовать
своим благополучием. Личный подвиг Эвелины приобретает высоко гражданский смысл.
Итак,
повесть о сложном постижении мира о его маленьких победах над недугом, о
том,
что
человек
должен
бороться
за
право
быть
человеком,
несмотря
на
обстоятельства ).
7.
Обобщение материала.
В этюде Короленко говорит о необходимости духовных радостей, о том, что
блаженство духа гораздо важнее блаженства тела. Нужно только суметь устоять
перед искушением, перед соблазнами и увидеть радость в труде, справедливости,
добре, любви, познании – в том, что и составляет суть человеческого духа. На
этой оптимистической ноте и оканчивает свое повествование Короленко.
Чтение Эпилог
Просмотр эпизода.
Обобщение
учителя: В
отличие
от
брейгелевских
героев,
Короленко
утверждает, что слепота – это исправимый недостаток: стоит лишь научиться
видеть не только глазами, но и душой.
- Итак, что же помогло Петру вернуться к полноценной жизни?
- любовь близких,
- человеческое участие,
- милосердие окружающих,
- собственная воля.
8.
Домашнее задание
Сочинение миниатюра. Чему учит нас повесть?