Напоминание

"Технология проектирования в работе с детьми дошкольного возраста"


Автор: Светцова Виктория Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ д/с "Незабудка" № 133
Населённый пункт: г. Комсомольск-на-Амуре
Наименование материала: статья
Тема: "Технология проектирования в работе с детьми дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Светцова В.А МДОУ детский сад «Незабудка» № 133, Комсомольск-на-Амуре Консультация для воспитателей ДОУ «Технология проектирования в работе с детьми дошкольного возраста» С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги. В дошкольных учреждениях воспитатели широко используют метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-исследовательская деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок и т.д. Метод проектов как педагогическая идея, технология и практика, возникла в первую треть двадцатого века. В этом методе отразился подход к образованию американского философа и педагога Дж.Дьюи (1859-1952). Дьюи исходил из того, что роль детства не ограничивается подготовкой к будущей взрослой жизни. Детство само по себе – полноценный период человеческого бытия. Идеи Дж.Дьюи продолжил В России педагогические идеи Дж.Дьюи первым реализовал на практике с 1905 года С.Т.Шацкий. Метод проектов широко использовался в России до 30-х. годов, но постановлением ЦК ВКПб в 1931 году метод проектов был осуждён, и с тех пор до недавнего времени в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьёзных попыток возродить этот метод в школьной практике. Сегодня метод проектов используется вновь, но уже в обновлённом виде. Осмысление и применение этого метода в свете требований к образованию на современной ступени общественного развития позволяет говорить о проекте как о новой педагогической технологии, которая дает возможность эффективно решать задачи личностно- ориентированного подхода в обучении подрастающего поколения.

Проект – это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей. Метод проектов - это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.
Основная цель проектного метода в ДОУ-
Создание условий, раскрывающих творческий и интеллектуальный потенциал дошкольников, ориентированных на диалогическое взаимодействие детей, родителей и педагогов , способствующих самопознанию и саморазвитию всех участников педагогического процесса.

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность
Экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения
Значение проектов для детей
Дают возможность активизировать самостоятельную и познавательную деятельность детей. Помогают осваивать детям окружающую действительность. Развивают творческие способности. Развивают умение обобщать, анализировать, наблюдать, слушать. Способствуют развитию мышления, внимания, воображения. Помогают увидеть проблему комплексно с разных сторон. Развивают, память, речь
Проблема осознания понятия «Технология проектирования»
Проектный метод может проходить через все виды детской деятельности в ДОУ. Он побуждает педагогов повышать свой профессионально-творческий уровень, что, несомненно, сказывается на качестве образовательного процесса. Подталкивает к активному взаимодействию всех специалистов ДОУ, родителей воспитанников и организации социума. Педагогу важно понять: - не нужно преподносить готовое и до конца разжеванное знание, которое детям остается только проглотить и усвоить; не нужно объяснять и демонстрировать детям правильный способ действия, которым они могли бы овладеть путем прямого подражания; нельзя порицать детей за сделанные ими ошибки; необходимо выбрать главные направления деятельности, строго следить за соответствием теме проекта
О сновные требования к проведению проекта
1. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической. Дальнейшая работа над проектом – это разрешение данной проблемы. Эта проблема может быть обозначена и воспитателем, и самими детьми. 2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы;
3. Каждый проект требует исследовательской работы детей, т.е. поиска информации, которая затем будет обработана, осмыслена и предоставлена участниками проектной группы. 4. Результатом работы над проектом является продукт. В общем виде это средство, которое разработали участники проекта для разрешения поставленной проблемы. 5. Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.


типология проектов по Евдокимовой

типы проектов по Киселёвой

Этапы развития проекта


Этапы

Содержание

1

Выбор темы проекта

Удовлетворение интересов и

потребностей ребёнка, запросов

родителей, воспитатель инициатор

2

Планирование

«Модель трёх вопросов»

(Что знаем? Что хотим узнать? Как

узнать?)

Составление «Паутинки» (виды

деятельности, направленные на

реализацию проекта)

Планирование проектов (конечный

продукт)

Календарное планирование


3

Реализация проекта

Задача воспитателя: Организация

деятельности детей в центрах

(образовательных областях), оснащение

оборудованием и материалами в

соответствии с темой проекта

4

Завершение проекта

Презентация конечного продукта
Деятельность педагога, детей и родителей Презентации проекта
К примеру , рассмотрим работу над проектом «Кто в море живет?» для детей 2-ой младшей группы: Проблема Как играть с игрушками- морскими обитателями Полное наименование проекта Кто в море живёт? Тип проекта информационно – нравственный, творческий Цель проекта формирование у детей социально - нравственных качеств через организацию разных видов деятельности: игровой, познавательной, продуктивной. Овладение детьми игровыми действиями, отражающие известные им жизненные ситуации. Образовательные области Социально-коммуникативное развитие, художественно- эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие. Период (продолжительность) и этапы реализации проекта среднесрочный
Ожидаемые конечные результаты, важнейшие целевые показатели: Для детей Для педагогов Для родителей Для ДОУ -Научиться играть в режиссёрскую игру «Обитатели моря» , обогащение знаний об обитателях моря Развитие игровых умений и речи детей, расширение взаимодействия с родителями Обогащение знаний детей, установление более доверительных отношений с воспитателем реализация задач ФГОС Участники проекта Воспитатель, дети и родители 2 мл группы Презентация проекта Выставка режиссерской для родителей « Мы играем в море», фотогазета «Как мы с морем знакомились» Виды деятельности по областям
Социально-коммуникативное развитие
Определение детских интересов (наблюдение, «интервью») , Развитие игровых умений (С\Р игры, реж. игры, создание атрибутов к сюжетно-ролевой игре «Моряки» (гюйсы, фуражка, штурвал, подзорная труба). Развитие интереса к профессиям, связанным с морем, воспитание уважительного отношения к труду взрослых, гордость за сою семью, свой край (Д/И, фотовыставки, совместное изготовление поделок) Развитие у детей интереса к книгам: (Рассматривание картинок с изображением обитателе морей, кораблей …) слушательских навыков: чтение стихов, сказок, рассказов на морскую тематику, использование в ходе совместной деятельности литературного слова Значение воды в укреплении здоровья , безопасность поведения на воде (беседы, Д/И, обыгрывание ситуаций, игры- драмматизации
Художественно-эстетическое развитие
Развитие у детей творческих способностей (лепка, рисование, аппликация), Подборка раскрасок , Конструктивные игры: «Разрезные картинки», создание атрибутов к сюжетно-ролевой игре «Моряки» (гюйсы, фуражка, штурвал, подзорная труба)., изготовление макетов, карт, декоративное оформление поделок, игры- драмматизации развитие чувства ритма; проведения музыкальных игр на морскую тематику («какую песенку поёт кораблик», прослушивание записи звуков моря . музыкальный досуг для детей «По морям, по волнам», разучивание песен из мультфильмов, Подбор музыкального сопровождения к рисованию, аппликации и т.д.
Познавательное развитие
Определение уровня знаний детей, Рассматривание картинок с изображением обитателей моря, игры с водой «Пускаем бумажные
кораблики», эксперименты с водой (состояние воды, плавает- тонет…») тематические беседы, решение проблемных ситуаций
Речевое развитие-
вводим в активный словарь детей слова – названия предметов; стимулируем детей описывать предметы, свои действия, Д/И «Расскажем и покажем». Артикуляционная гимнастика: «Шторм-штиль», формирование умение договариваться при распределении ролей, поручений
физич развитие-
координация речи с движением (Логоритмика «Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы играть» , Коллективные подвижные игры: «Море волнуется раз..», повышение двигательной активности в ходе выполнения действий в разных зонах группы и внегруппового пространства , спортивные соревнования, развлечения, тематические гимнастики.
1 этап Мотивационно-диагностический + планирование мероприятий
1.Определить уровень знаний детей об обитателях моря, игрушках . Метод: беседа с детьми, наблюдение. 2.Определение детских интересов в выборе игрушек . Метод: беседа с детьми; рассматривание иллюстраций, игрушек; чтение художественной литературы. 4.Развитие у детей положительно - эмоционального восприятия игрушки-обитателей морей через игры, сопровождаемые музыкой;
(подбор музыкального сопровождения)
5.Развитие у детей познавательных интересов: кто обитает в море, назначение игрушки, их внешний вид, как можно играть с игрушкой. 6.Развитие коммуникативных способностей: вводим в активный словарь детей слова – названия рыб и морских животных; стимулируем детей описывать игрушки, свои действия, 7.Развитие у детей интереса к книгам, бережное отношение к игрушкам по средствам бережного отношения к книгам, на примере ( В. Сутеев «Кораблик» Г. Цыферов «Пароходик» А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» Г.Х Андерсен «Русалочка» ,,) 8. Рассматривание слайдов и фотографий об отдыхе на море
2 этап Организационный
1.Рассматривание картинок с изображением обитателей моря; 2.Рассматривание разнообразных игрушек в игре « Морской мир»; 3.Рассматривание книг о животном мире морей 4.Рассматривание мест, где находится каждая игрушка в группе; 5.прослушивание записи звуков моря 6.Выставляем книги и игрушки на морскую тематику 8.Подборка раскрасок – животные и рыбы морей. 10.Провести консультацию для родителей по возникшим вопросам об игрушкам 11.Развитие игровых умений, координации речи с движением, развитие чувства ритма; 12. Уточняем в памяти детей названия четырех основных цветов ( красный, синий, желтый, зеленый). 13. Мотивировать детей к порядку – учим убирать игрушки на свои места после игры.
Беседы на темы «Зачем нужны игрушки? », , «Такие разные игрушки», «Я люблю играть с друзьями» 14 Игры с водой (резиновые игрушки, «Пускаем бумажные кораблики»)
3 этап Содержательно-практический
Социализация, художественно-творческое, музыка, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, физическое развитие. 1.Логоритмика «Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы играть» Цель: координирование речи с движением, развитие чувства ритма; развитие слухового внимания. 2 Д/И «Угадай игрушку» Цель: уточняем и закрепляем в памяти детей названия игрушек, основных цветов ( красный, синий, желтый, зеленый).
(познавательное

занятие, совместная деятельность, Д/И)
3.Д/И «Расскажем и покажем». (Предложить детям рассказать о каждой из игрушек, стоящих на столе. С помощью вопросов: Что это? Какого цвета? Что с ним можно делать? И т.д.) Цель: вводим в активный словарь детей слова –названия , действия (плавать, нырять, ползать, охотиться, передвигать, и т.д.). 4.Д/И «Чего не стало?» ( Цель: развиваем зрительное и слуховое внимание и память. 5 Д/И. «Все на свои места». Цель: приучаем детей к порядку – учим убирать игрушки на свои места после игры. 6.«Любимая игрушка из игры «Морской мир» Цель: развитие положительного эмоционального отношения к игрушкам . Дать понятие об игрушках и разнообразных видах деятельности с ними. 7.Артикуляционная гимнастика: «Шторм-штиль», Цель: развивать у детей артикуляционную моторику и дыхание. 9. Коллективная подвижная игра: «Море волнуется раз..» Цель: развивать у детей общую и мелкую моторику, учить соблюдать правила коллективной подвижной игры. 10.Хороводная игра под музыкальное сопровождение: «Найди свою игрушку». Цель: развивать у детей общую и мелкую моторику, учить соблюдать правила коллективной подвижной игры. 11.Чтение художественной литературы: Цель: развитие у детей слухового внимания, заинтересованности к книгам. 12.Рисование пальчиками (красками) «рисуем море». Цель: развитие мелкой моторики, цветовосприятия, закрепление понятий о игрушке. 13.Лепка из пластилина : «Рыбка ». Цель: развитие мелкой моторики, закрепление понятий о игрушке. 14.Аппликация: «Разноцветный мир морской». Цель: развитие мелкой моторики, закрепление понятий о игрушке. 15.С/Р игра «Выходим в море»). Цель: Поддержание игровой мотивации, развитие игровых навыков, речи 16.Раскраски по тематике Цель : закрепление знаний об обитателях моря, развитие
графических навыков 17 Режиссёрская игра «Море», «Морское дно»
4 этап итоговый
Социализация, художественно-творческое, музыка, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, физическое развитие Итог проекта: обогащение режиссёрской игры, выставка для игр родителей, фотогазета Цель: закрепление понятия «игрушка», овладение и закрепление навыками режиссёрской игры, формирование навыка с помощью воспитателя распределять роли, договариваться между собой, закреплять стремление раскладывать игрушки по местам.
Используемая литература
1 Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с. 2 Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-синтез, 2008. – 112 с. 3 Киселева Л.С. и др. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: – М.: АРКТИ, 2003. – 96 с. 4 Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004, № 4. 5 Дошкольное воспитание. № 1, 2 2007, № 5, 12 2008. Дошкольное образование. № 8, 12 2008. Дошкольное образование. Обучение дошкольников № 5. 2009 - с. 58. Дошкольное образование. Обучение дошкольников № 6. 2009 - с. 69. Дошкольная педагогика. № 5. 2008, № 5. 2009. 6 Обруч № 4, 2009. 13. // Ребенок в детском саду. № 3 2003, № 2, 3 2008. //Коллекция увлечений (приложение к журналу «Обруч»): пособие для работников дошкольных учреждений/ Н.А. Рыжова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2005. – 80 с


В раздел образования