"Технология проектирования в работе с детьми дошкольного возраста"
Автор: Светцова Виктория Анатольевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МДОУ д/с "Незабудка" № 133 Населённый пункт: г. Комсомольск-на-Амуре Наименование материала: статья Тема: "Технология проектирования в работе с детьми дошкольного возраста" Раздел: дошкольное образование
Светцова В.А МДОУ детский сад «Незабудка» № 133, Комсомольск-на-Амуре
Консультация для воспитателей ДОУ
«Технология проектирования в работе с детьми дошкольного возраста»
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира,
который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость.
Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему
помогают педагоги. В дошкольных учреждениях воспитатели широко используют метод
проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование
проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-исследовательская деятельность,
решение кроссвордов, шарад, головоломок и т.д.
Метод проектов как педагогическая идея, технология и практика, возникла в первую
треть двадцатого века. В этом методе отразился подход к образованию американского
философа и педагога Дж.Дьюи (1859-1952). Дьюи исходил из того, что роль детства не
ограничивается подготовкой к будущей взрослой жизни. Детство само по себе –
полноценный период человеческого бытия. Идеи Дж.Дьюи продолжил
В России педагогические идеи Дж.Дьюи первым реализовал на практике с 1905 года
С.Т.Шацкий. Метод проектов широко использовался в России до 30-х. годов, но
постановлением ЦК ВКПб в 1931 году метод проектов был осуждён, и с тех пор до
недавнего времени в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьёзных
попыток возродить этот метод в школьной практике.
Сегодня метод проектов используется вновь, но уже в обновлённом виде. Осмысление и
применение этого метода в свете требований к образованию на современной ступени
общественного развития позволяет говорить о проекте как о новой педагогической
технологии, которая дает возможность эффективно решать задачи личностно-
ориентированного подхода в обучении подрастающего поколения.
Проект – это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей
среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по
достижению намеченных целей.
Метод проектов - это педагогическая технология, стержнем которой является
самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная,
продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает
новые знания в реальные продукты.
Основная цель проектного метода в ДОУ- Создание условий, раскрывающих
творческий и интеллектуальный потенциал дошкольников, ориентированных на
диалогическое взаимодействие детей, родителей и педагогов , способствующих
самопознанию и саморазвитию всех участников педагогического процесса.
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность
Экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать способности и
коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к
изменившейся ситуации школьного обучения
Значение проектов для детей
Дают возможность активизировать самостоятельную и познавательную
деятельность детей.
Помогают осваивать детям окружающую действительность.
Развивают творческие способности.
Развивают умение обобщать, анализировать, наблюдать, слушать.
Способствуют развитию мышления, внимания, воображения.
Помогают увидеть проблему комплексно с разных сторон.
Развивают, память, речь
Проблема осознания понятия «Технология проектирования»
Проектный метод может проходить через все виды детской деятельности в ДОУ. Он
побуждает педагогов повышать свой профессионально-творческий уровень, что,
несомненно, сказывается на качестве образовательного процесса. Подталкивает к
активному взаимодействию всех специалистов ДОУ, родителей воспитанников и
организации социума.
Педагогу важно понять:
- не нужно преподносить готовое и до конца разжеванное знание, которое детям
остается только проглотить и усвоить;
не нужно объяснять и демонстрировать детям правильный способ действия, которым
они могли бы овладеть путем прямого подражания;
нельзя порицать детей за сделанные ими ошибки;
необходимо выбрать главные направления деятельности, строго следить за
соответствием теме проекта
О сновные требования к проведению проекта
1. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской,
информационной, практической. Дальнейшая работа над проектом – это разрешение
данной проблемы. Эта проблема может быть обозначена и воспитателем, и самими
детьми.
2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы;
3. Каждый проект требует исследовательской работы детей, т.е. поиска информации,
которая затем будет обработана, осмыслена и предоставлена участниками проектной
группы.
4. Результатом работы над проектом является продукт. В общем виде это средство,
которое разработали участники проекта для разрешения поставленной проблемы.
5. Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику, и представлен
достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.
типология проектов по Евдокимовой
типы проектов по Киселёвой
Этапы развития проекта
№
Этапы
Содержание
1
Выбор темы проекта
Удовлетворение интересов и
потребностей ребёнка, запросов
родителей, воспитатель инициатор
2
Планирование
«Модель трёх вопросов»
(Что знаем? Что хотим узнать? Как
узнать?)
Составление «Паутинки» (виды
деятельности, направленные на
реализацию проекта)
Планирование проектов (конечный
продукт)
Календарное планирование
3
Реализация проекта
Задача воспитателя: Организация
деятельности детей в центрах
(образовательных областях), оснащение
оборудованием и материалами в
соответствии с темой проекта
4
Завершение проекта
Презентация конечного продукта
Деятельность педагога, детей и родителей
Презентации проекта
К примеру , рассмотрим работу над проектом «Кто в море живет?» для детей 2-ой
младшей группы:
Проблема
Как играть с игрушками- морскими обитателями
Полное наименование проекта
Кто в море живёт?
Тип проекта
информационно – нравственный, творческий
Цель проекта
формирование у детей социально - нравственных
качеств через организацию разных видов
деятельности: игровой, познавательной,
продуктивной. Овладение детьми игровыми
действиями, отражающие известные им
жизненные ситуации.
Образовательные области
Социально-коммуникативное развитие,
художественно- эстетическое развитие,
познавательное развитие, речевое развитие,
физическое развитие.
Период (продолжительность) и
этапы реализации проекта
среднесрочный
Ожидаемые конечные
результаты, важнейшие
целевые показатели:
Для детей
Для педагогов
Для родителей
Для ДОУ
-Научиться играть в режиссёрскую игру
«Обитатели моря» , обогащение знаний об
обитателях моря
Развитие игровых умений и речи детей,
расширение взаимодействия с родителями
Обогащение знаний детей, установление более
доверительных отношений с воспитателем
реализация задач ФГОС
Участники проекта
Воспитатель, дети и родители 2 мл группы
Презентация проекта
Выставка режиссерской для родителей « Мы
играем в море», фотогазета «Как мы с морем
знакомились»
Виды деятельности по областям
Социально-коммуникативное развитие Определение детских интересов
(наблюдение, «интервью») , Развитие игровых умений (С\Р игры, реж. игры, создание
атрибутов к сюжетно-ролевой игре «Моряки» (гюйсы, фуражка, штурвал, подзорная
труба). Развитие интереса к профессиям, связанным с морем, воспитание
уважительного отношения к труду взрослых, гордость за сою семью, свой край (Д/И,
фотовыставки, совместное изготовление поделок)
Развитие у детей интереса к книгам: (Рассматривание картинок с изображением
обитателе морей, кораблей …) слушательских навыков: чтение стихов, сказок, рассказов
на морскую тематику, использование в ходе совместной деятельности литературного
слова Значение воды в укреплении здоровья , безопасность поведения на воде (беседы,
Д/И, обыгрывание ситуаций, игры- драмматизации
Художественно-эстетическое развитие Развитие у детей творческих способностей
(лепка, рисование, аппликация), Подборка раскрасок , Конструктивные игры:
«Разрезные картинки», создание атрибутов к сюжетно-ролевой игре «Моряки» (гюйсы,
фуражка, штурвал, подзорная труба)., изготовление макетов, карт, декоративное
оформление поделок, игры- драмматизации
развитие чувства ритма; проведения музыкальных игр на морскую тематику («какую
песенку поёт кораблик», прослушивание записи звуков моря . музыкальный досуг для
детей «По морям, по волнам», разучивание песен из мультфильмов,
Подбор музыкального сопровождения к рисованию, аппликации и т.д.
Познавательное развитие Определение уровня знаний детей, Рассматривание
картинок с изображением обитателей моря, игры с водой «Пускаем бумажные
кораблики», эксперименты с водой (состояние воды, плавает- тонет…») тематические
беседы, решение проблемных ситуаций
Речевое развитие- вводим в активный словарь детей слова – названия предметов;
стимулируем детей описывать предметы, свои действия, Д/И «Расскажем и покажем».
Артикуляционная гимнастика: «Шторм-штиль», формирование умение договариваться
при распределении ролей, поручений
физич развитие- координация речи с движением (Логоритмика «Раз, два, три, четыре,
пять – начинаем мы играть» , Коллективные подвижные игры: «Море волнуется раз..»,
повышение двигательной активности в ходе выполнения действий в разных зонах
группы и внегруппового пространства , спортивные соревнования, развлечения,
тематические гимнастики.
1 этап Мотивационно-диагностический + планирование мероприятий
1.Определить уровень знаний детей об обитателях моря, игрушках . Метод: беседа с
детьми, наблюдение.
2.Определение детских интересов в выборе игрушек . Метод: беседа с детьми;
рассматривание иллюстраций, игрушек; чтение художественной литературы.
4.Развитие у детей положительно - эмоционального восприятия игрушки-обитателей
морей через игры, сопровождаемые музыкой; (подбор музыкального сопровождения)
5.Развитие у детей познавательных интересов: кто обитает в море, назначение игрушки,
их внешний вид, как можно играть с игрушкой.
6.Развитие коммуникативных способностей: вводим в активный словарь детей слова –
названия рыб и морских животных; стимулируем детей описывать игрушки, свои
действия,
7.Развитие у детей интереса к книгам, бережное отношение к игрушкам по средствам
бережного отношения к книгам, на примере ( В. Сутеев «Кораблик» Г. Цыферов
«Пароходик» А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» Г.Х Андерсен «Русалочка» ,,)
8. Рассматривание слайдов и фотографий об отдыхе на море
2 этап Организационный
1.Рассматривание картинок с изображением обитателей моря;
2.Рассматривание разнообразных игрушек в игре « Морской мир»;
3.Рассматривание книг о животном мире морей
4.Рассматривание мест, где находится каждая игрушка в группе;
5.прослушивание записи звуков моря
6.Выставляем книги и игрушки на морскую тематику
8.Подборка раскрасок – животные и рыбы морей.
10.Провести консультацию для родителей по возникшим вопросам об игрушкам
11.Развитие игровых умений, координации речи с движением, развитие чувства ритма;
12. Уточняем в памяти детей названия четырех основных цветов ( красный, синий,
желтый, зеленый).
13. Мотивировать детей к порядку – учим убирать игрушки на свои места после игры.
Беседы на темы «Зачем нужны игрушки? », , «Такие разные игрушки»,
«Я люблю играть с друзьями»
14 Игры с водой (резиновые игрушки, «Пускаем бумажные кораблики»)
3 этап Содержательно-практический
Социализация, художественно-творческое, музыка, познание, коммуникация, чтение
художественной литературы, физическое развитие.
1.Логоритмика «Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы играть» Цель:
координирование речи с движением, развитие чувства ритма; развитие слухового
внимания.
2 Д/И «Угадай игрушку» Цель: уточняем и закрепляем в памяти детей названия
игрушек, основных цветов ( красный, синий, желтый, зеленый). (познавательное
занятие, совместная деятельность, Д/И)
3.Д/И «Расскажем и покажем». (Предложить детям рассказать о каждой из игрушек,
стоящих на столе. С помощью вопросов: Что это? Какого цвета? Что с ним можно
делать? И т.д.)
Цель: вводим в активный словарь детей слова –названия , действия (плавать, нырять,
ползать, охотиться, передвигать, и т.д.).
4.Д/И «Чего не стало?» ( Цель: развиваем зрительное и слуховое внимание и память.
5 Д/И. «Все на свои места». Цель: приучаем детей к порядку – учим убирать игрушки на
свои места после игры.
6.«Любимая игрушка из игры «Морской мир» Цель: развитие положительного
эмоционального отношения к игрушкам . Дать понятие об игрушках и разнообразных
видах деятельности с ними.
7.Артикуляционная гимнастика: «Шторм-штиль», Цель: развивать у детей
артикуляционную моторику и дыхание.
9. Коллективная подвижная игра: «Море волнуется раз..» Цель: развивать у детей
общую и мелкую моторику, учить соблюдать правила коллективной подвижной игры.
10.Хороводная игра под музыкальное сопровождение: «Найди свою игрушку». Цель:
развивать у детей общую и мелкую моторику, учить соблюдать правила коллективной
подвижной игры.
11.Чтение художественной литературы: Цель: развитие у детей слухового внимания,
заинтересованности к книгам.
12.Рисование пальчиками (красками) «рисуем море». Цель: развитие мелкой моторики,
цветовосприятия, закрепление понятий о игрушке.
13.Лепка из пластилина : «Рыбка ». Цель: развитие мелкой моторики, закрепление
понятий о игрушке.
14.Аппликация: «Разноцветный мир морской». Цель: развитие мелкой моторики,
закрепление понятий о игрушке.
15.С/Р игра «Выходим в море»). Цель: Поддержание игровой мотивации, развитие
игровых навыков, речи
16.Раскраски по тематике Цель : закрепление знаний об обитателях моря, развитие
графических навыков
17 Режиссёрская игра «Море», «Морское дно»
4 этап итоговый
Социализация, художественно-творческое, музыка, познание, коммуникация, чтение
художественной литературы, физическое развитие
Итог проекта: обогащение режиссёрской игры,
выставка для игр родителей, фотогазета
Цель: закрепление понятия «игрушка»,
овладение и закрепление навыками режиссёрской игры,
формирование навыка с помощью воспитателя распределять роли, договариваться
между собой, закреплять стремление раскладывать игрушки по местам.
Используемая литература
1 Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие
для воспитателей. М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с.
2 Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для
педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-синтез, 2008. – 112 с.
3 Киселева Л.С. и др. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: –
М.: АРКТИ, 2003. – 96 с.
4 Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. //
Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004, № 4.
5 Дошкольное воспитание. № 1, 2 2007, № 5, 12 2008.
Дошкольное образование. № 8, 12 2008.
Дошкольное образование. Обучение дошкольников № 5. 2009 - с. 58.
Дошкольное образование. Обучение дошкольников № 6. 2009 - с. 69.
Дошкольная педагогика. № 5. 2008, № 5. 2009.
6 Обруч № 4, 2009. 13. // Ребенок в детском саду. № 3 2003, № 2, 3 2008.
//Коллекция увлечений (приложение к журналу «Обруч»): пособие для работников
дошкольных учреждений/ Н.А. Рыжова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2005. – 80 с