Напоминание

Автоматизация звука [Р] в слогах, словах и предложениях.


Автор: Писягина Ксения Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ "Большеуковская средняя общеобразовательная школа"
Населённый пункт: Омская область, село Большие Уки
Наименование материала: Конспект
Тема: Автоматизация звука [Р] в слогах, словах и предложениях.
Раздел: начальное образование





Назад





Тема:
Автоматизация звука [Р]в слогах, словах и предложениях.
Этап:
Автоматизация звука [Р]в слогах, словах и предложениях.
Цели:
- уточнить представления об артикуляционном укладе звука [Р]; - закрепить правильное произношение звука «Р» в слогах, словах, предложениях; - развивать фонематический слух через игру «Поймай звук», моторику артикуляционного аппарата через выполнение артикуляционной сказки «О Весёлом Язычке», мелкую моторику через игру «Звуковая дорожка»; - формировать умения образовывать предложения с помощью местоимений единственного и множественного числа, определять местонахождение звука [Р] в слове (в начале, в середине, в конце), изменять существительные по числам; - развитие внимания, памяти, словесно-логического мышления; - воспитывать навык самоконтроля за собственной речью; - формировать положительную мотивацию на занятии.
Оборудование:
письмо, сказка о весёлом язычке, артикуляционный профиль звука [Р], мячик, звуковая дорожка на звук [Р], слоговые ромашки, медаль «Подружилась со звуком [Р]».
Цели по формированию УУД
: Для формирования
личностных
учебных действий:  положительно относиться к коррекционным занятиям, понимая их необходимость для того, чтобы стать более успешным в учебной деятельности;  фонетически правильно оформлять свою речь;  с заинтересованностью воспринимать новый учебный материал и решение новых заданий;  ориентироваться на понимание причин своих успехов и неудач;  самостоятельно оценивать собственную деятельность
для регулятивных :
 принимать и сохранять учебную задачу;  планировать свои действия для выполнения задания;
для познавательных:
 осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;  осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку действия;
для коммуникативных:
осуществлять учебное сотрудничество с педагогом  самостоятельно или при помощи педагога формулировать свою точку зрения.
Цели традиционного логопедического воздействия:
Образовательные  автоматизация звука «Р» в слогах, словах и предложениях. Коррекционно-развивающие  развитие артикуляционной моторики  развитие фонематических процессов  Развитие просодики, голоса, дыхания Воспитательные:  Прививать интерес к логопедическим занятиям Здоровьесберегающие:  Использование психогимнастики, смена положений и упражнений для предотвращения психической и физической усталости.

Тема:
Автоматизация звука [Р]в слогах, словах и предложениях.
Ход занятия:

1.Организационный момент.
- Повторим правило речи. Каждый день всегда, везде: На уроках, в игре. Верно, четко говорим, Никуда мы не спешим. - Как ты думаешь, над каким звуком мы продолжим сегодня работу? Сегодня мы с тобой продолжим работу над звуком «Р». А ещё сегодня на занятии ты должен будешь приложить старание и подружиться со звуком «Р». Для чего ты учишься произносить этот звук? (для того, что бы красиво и правильно говорить)
(Карточка на стене)
- Прежде чем начать работу нам надо решить, что мы будем делать на занятии. - Сегодня на занятии мы будем следить за правильным произношением звука [Р], узнавать этот звук в речи, учиться произносить его в в слогах, словах, предложениях. - С чего мы начнём нашу работу? Нам нужно выполнить артикуляционную гимнастику. А для чего мы перед каждым занятием выполняем упражнения артикуляционной гимнастики? Для того чтобы произносить звуки правильно и чисто, язычок должен быть гибким и сильным. Для этого нужно делать артикуляционную гимнастику.
«В гости к бабушке» (презентация)
ТОЛСТЫЕ ВНУКИ ПРИЕХАЛИ В ГОСТИ (надуваем щёки), С НИМИ ХУДЫЕ — ЛИШЬ КОЖА ДА КОСТИ (втягиваем щёки). БАБУШКА ВНУКАМ СВОИМ УЛЫБНУЛАСЬ (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы), ПОЦЕЛОВАТЬ ОНА ВСЕХ ПОТЯНУЛАСЬ (губы тянутся вперёд). УТРОМ ПРОСНУЛИСЬ — В УЛЫБОЧКУ ГУБЫ (снова широкая улыбка). ЧИСТИЛИ МЫ СВОИ ВЕРХНИЕ ЗУБЫ (широкий язык за верхними зубами) . ГУБЫ СОЖМЁМ МЫ, И РОТ ПРОПОЛОЩЕМ (поочерёдное надувание щёк — губы не пропускают воздух), И САМОВАРОМ ПЫХТИМ, ЧТО ЕСТЬ МОЧИ (одновременное надувание обеих щёк с последующим выпусканием воздуха через губы). ЧАЮ ПОПИЛИ — НИКТО НЕ ОБИЖЕН. ВКУСНЫЙ БЫЛ ЗАВТРАК - МЫ ГУБКИ ОБЛИЖЕМ (кончик языка облизывает губы по кругу). НРАВЯТСЯ ВНУКАМ БОЛЬШИЕ КАЧЕЛИ (широкий язык ставится попеременно то за верхние, то за нижние зубы), ВСЕ МЫ НА НИХ ПОКАЧАТЬСЯ УСПЕЛИ. ПОСЛЕ КАЧЕЛЕЙ МЫ В ПРЯТКИ ИГРАЛИ (широкий язык убирается под верхнюю губу) ПРЯТАЛИСЬ НА ЧЕРДАКЕ И В ПОДВАЛЕ (широкий язык - под нижнюю губу). СКАЧЕТ ВНУЧОК НА ЛОШАДИ ЛОВКО (щёлкаем языком), ЗВОНКИЕ ВЯЗНУТ В ГЛИНЕ ПОДКОВКИ (цоканье на верхней губе). ВОТ ЗАМЕДЛЯЕТ ЛОШАДКА ШАЖОЧКИ (медленное цоканье с натягиванием подъязычной связки), И НА ОПУШКЕ МЫ ВИДИМ ГРИБОЧКИ (присасываем язык к нёбу и открываем рот).
- Молодец, со всеми упражнениями ты справился? Над какими надо ещё поработать? - Для чёткого произношения звуков и ясной дикции необходимо выполнять ещё и дыхательную гимнастику. Выполним теперь дыхательную гимнастику. 1. вдох через нос и выдох через нос 2. вдох через рот и выдох через нос 3. вдох через нос и выдох через рот 4. вдох через рот и выдох через рот - Теперь наш язычок готов к работе? Как мы подготовили язычок для работы? (Выполнили гимнастику для язычка и дыхательную гимнастику.)
3. Уточнение артикуляционного уклада звука [Р]. (профиль)
- Давай вспомним, как правильно мы учились произносить звук [Р]. (Артикуляционный профиль звука [Р]) Как расположены губы, когда мы произносим звук [р]? (Рот приоткрыт) В каком положении зубы? (зубы разомкнуты) Где находится язык при звуке [р]? Что с ним происходит? (широкий кончик языка поднят за верхние зубы, напряжен. Под воздействием сильной струи воздуха кончик языка вибрирует.) Голос работает? (Голос работает.) Воздушная струя теплая или холодная? (сильная, тёплая) (Ребенок повторяет перед зеркалом.) - Правильно. Л.: Звук «р» какой согласный или гласный, звонкий или глухой, твердый или мягкий. Р.: согласный, твердый, звонкий. - А сейчас послушай небольшое стихотворение про звук «р». Я буду его читать, а ты выполняй всё о чём в нём говорится. Ротик свой мы открываем, Язычок приподнимаем, В бугорочки упираем, Краешки к зубам прижмём, Да и сильно дуть начнём. Язычок наш задрожит Никуда не убежит. Всем он так и говорит: «Эта сильная струя Дрожать заставила меня. Не от страха я дрожу, Лишь мотор свой завожу».

4.Произношение изолированного звука.
А какие животные могут издавать этот звук? (Собака, Тигр.) Давай вспомним упражнение
«Испугай тигра»
Сначала тигр идёт издалека и его еле слышно (произнесение звука от тихого к громкому), тигр подошёл близко и рычит очень громко. Мы его не боимся! Тигр убегает от нас (теперь звук произносится от громкого к тихому). А теперь мы с тобой познакомимся с новым упражнением
«Собака рычит»
(
презентация
) Собака может рычать тихо и громко. (Короткое произнесение звука «р» с разной силой голоса.)
5.Развитие фонематического слуха.

Игра «Поймай звук»
(с закрытыми глазами) Слушай внимательно! Хлопни в ладоши, когда услышишь звук [Р]. а) на уровне ряда звуков: Р, Н, Г, Р, З, Р, Р, В, Р, Д, Р б) на уровне ряда слогов: РА- ЛО-ПО-РУ-МЫ-ОР-ВА-РА-РЫ-КО в) на уровне слов: арбуз, окно, кефир, комар, небо, ранец, батон, ракета, робот, стакан, крот. - Ты был достаточно внимателен? Получилось у тебя «поймать» все звуки «Р»?
Обратить внимание на карточку!!! Закрепление звука в слогах.

6.Автоматизация звука в слогах.

Игра с мячом «Закончи слово».

-
А сейчас мы с тобой поиграем в игру «Закончи слово», заодно и отдохнём. Послушай внимательно задание. РА-РА-РА Начинается игра. Я прошу со слогом РА Мне помочь назвать слова! -Я начинаю слово, а ты добавь РА: ко-ра, иг-ра, но-ра, у-ра. РО-РО-РО Ты закончи слогом РО: вед-ро, доб-ро, пе-ро, сереб-ро. А теперь договори Ты слова со слогом РЫ: вет-ры, го-ры, кома-ры, топо-ры. - Молодец, ты хорошо справился с заданием.
7.Автоматизация звука в словах.

Посмотрим на нашу карточку!!!! После закрепления звука в слогах, в чём мы будем

закреплять звук «Р»? Мы будем отрабатывать звук в словах.


Игра «Составь слова» (презентация)
- Все получившиеся слова тебе знакомы? Или есть не знакомые?
Игра «Голова, живот, ноги». (презентация)

(
Определение места звука [Р] в словах (начало, середина, конец). -Я буду называть слова со звуком [Р], а ты должен будешь указать на часть тела, в зависимости от местоположения звука: Ракушка, баран, комар, жираф, ветер, рысь, грач, рыжик, норка, рыба. - Трудным было для тебя это задание?
Обратить внимание на карточку!!! Закрепление в предложениях!

8.Автоматизация звука в предложении.

Игра «Путаница».
- И еще одна игра: будь внимателен, поправь меня, если я перепутаю слова в конце предложений. *Расцвели на клумбе козы, В огород забрались розы. *Ползает у речки мак, Расцветает в поле рак. *На конверт наклею маску, На лицо надену марку. *Я возьму от сыра кошку, Угощу я нашу корку. - Молодец! Все слова встали на свои места!
Проговаривание скороговорок в разном темпе
(Очень медленно, в среднем темпе, быстро, очень быстро). (презентация) Обрадован баран – у барана барабан!
9. Итог занятия.
- Как ты думаешь, мы справились со всеми нашими задачами на занятии? Какие задачи мы ставили в начале занятия?
(Карточка на стене)
- Какой звук мы сегодня произносили больше всего? (звук [Р]). - В чём мы закрепляли звук «Р»? (слогах, словах, предложениях.) - Как ты сам думаешь, получилось у тебя подружиться со звуком «Р»?
10.Оценка речевой деятельности.
- Молодец, ты сегодня очень старался, поэтому чётко и правильно произносил звук [Р] в слогах, словах, предложениях. Ты действительно подружился со звуком «Р» и заслужил небольшую медаль. Благодарю за занятие!


В раздел образования