Автор: Виноградова Ирина Анатольевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ детский сад №8 Населённый пункт: город Ставрополь Наименование материала: Статья Тема: Воспитание потребности в здоровом образе жизни Раздел: дошкольное образование
Воспитание потребности в здоровом образе жизни
По данным отечественных исследователей, здоровье человека на 50 – 55%
зависит от собственного образа жизни, на 20 – 25 – от окружающей среды, на
16
–
20
0
от
наследственности
и
на
10
–
15%
-
от
уровня
развития
здравоохранения в стране.
Роль педагога ДОУ состоит в организации педагогического процесса,
сберегающего здоровье ребёнка дошкольного возраста и воспитывающего
ценностное
отношение к здоровью. В ходе совместной деятельности с
детьми
педагог,
сотрудничая
с
семьёй,
обеспечивает
восхождение
дошкольника к культуре здоровья.
Несомненно,
проблема
раннего
формирования
культуры
здоровья
актуальна, своевременна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный
возраст является решающим в формировании фундамента физического и
психического здоровья. Ведь до 7 лет человек проходит огромный путь
развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни.
Сегодня
под
здоровым
образом
жизни
мы
понимаем
активную
деятельность людей, направленную на сохранение и улучшение здоровья,
большое значение при этом уделяется формированию физической культуры
личности.
Основные цели при формировании здорового образа жизни:
- укреплять здоровье и современная коррекция нарушений;
- оказание помощи семье в воспитании здорового ребёнка;
- проведение лечебно – оздоровительных мероприятий;
- подготовка детей к жизни в социуме.
Для
осуществления
лечебно
–
оздоровительных
и
коррекционных
мероприятий, не нарушающих образовательного процесса, учебная нагрузка
в режиме дня дозируется с учётом состояния здоровья ребёнка, в занятия
включаются физкультминутки, упражнения для профилактики и нарушения
осанки, дыхательные упражнения и т.д.
На педагогических советах, семинарах, обсуждаются вопросы общего и
индивидуального
развития
детей,
уточняются
знания
об
особенностях
дошкольного
возраста,
с
помощью
промежуточной
диагностики
ведётся
анализ усвоения воспитанниками программных задач, на основе полученных
результатов строится индивидуальная коррекционно – развивающая работа.
Движения
необходимы
ребёнку,
так
как
способствуют
его
развитию
физиологических
систем,
следовательно,
определяют
темп
и
характер
нормального
функционирования
растущего
организма.
Не
секрет,
что
в
детском саду, и дома, большую часть дети проводят в статическом положении
(за столом компьютерным, у телевизора, играя в тихие игры на полу).
Это
увеличивает
нагрузку
на
определённые
группы
мышц
и
вызывает
утомление. Снижаются сила и работоспособность скелетной мускулатуры,
что влечёт за собой искривление позвоночника, плоскостопие и т.д. Стрессы,
тревожность
возникают
из
–
за
неблагополучной
обстановки
в
семье
и
«заорганизованности»
воспитательно
–
образовательного
процесса.
Они
нарушают
нормальное
течение
физиологических
процессов
и
неизбежно
ведут к ухудшению здоровья.
В
целях
создания
единого
образовательного
пространства
для
детей
проводятся
совместные
мероприятия
с
родителями,
сверстниками,
проводятся
консультации
с
родителями
и
педагогами
по
вопросам
оздоровления.
Роль
родителей
в
формировании
здорового
образа
жизни
значительна: активное участие в создании культурных традиций детского
сада, поддержка усилий специалистов в формировании привычек здорового
образа жизни, готовность принимать помощь от них.
Инструктор,
но
физической
культуре
большое
внимание
уделяет
использованию
на
занятиях
элементов
дыхательной
гимнастики,
что
способствует
развитию
лимфо
–
кровообращениям;
им
же
разработана
система дыхательных упражнений, утреней гимнастики и физкультурных
пауз для детей, успешно применяемых всеми педагогами нашего сада.
Каждый шаг можно оценить с точки зрения здоровья. Например, мы сидим
(осанка). Можно сделать упражнения, не вставая со стула (для ног, мышц
брюшного пресса, спины)
Когда
модель
здорового
образа
жизни
войдёт
в
привычку,
то
станет
необходимой, как глоток свежего воздуха.