Автор: Степанова Елена Александровна Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: МУ ДО "Центр эстетического воспитания детей" Населённый пункт: Город Саранск Наименование материала: Методическая разработка Тема: Чудесный мир народной игрушки. Раздел: дополнительное образование
«Кто в детстве в куклы не играл,
тот счастья не видал»
(народная мудрость)
«Чудесный мир русской народной игрушки»
Любовь к России впитывается с материнским молоком, а крепнет она от
созерцания русской природы, знакомства с ее героическим и трагическим
прошлым, от изучения величавой архитектуры, от прикосновения к русским
традициям.
А мастеров, славящихся своими золотыми руками, на Руси издавна было
немало.
Их
ремесло
становилось
семейным
промыслом,
а
округу,
где
п р о ж и в а л и
м а с т е р а ,
д е л а л о
з н а м е н и т ы м
н а
в е с ь
с в е т .
Целые
деревни
занимались
одним
видом
промысла:
плели
кружева,
расписывали платки, делали ложки, самовары или же отраду для детей и
взрослых: игрушки. По сей день игрушки, сделанные русскими мастерами,
несут радость людям и становятся украшением многих коллекций.
Тряпичные куклы
Кукла—первая среди игрушек. Она, известная с глубокой древности,
остаётся вечно юной. На нее не влияет время, она по-прежнему находит свой
путь к сердцам детей и взрослых. Всюду, где селится и живёт человек, кукла
— неизменный его спутник. Она проста, но в этой простоте таится великая
загадка.
Кукла
не
рождается
сама.
Её
создаёт
человек.
Являясь
частью
культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и
характерные
черты
создающего
её
народа.
В
этом
главная
ценность
традиционной народной куклы.
С давних времен тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского
народа. Игра в куклы поощрялась взрослыми, т.к. играя в них, ребёнок учился
вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, а
символом продолжения рода, залогом семейного счастья.
Кукла на Руси появилась более 1000 лет назад. Самые первые куклы
делались из золы, которую брали из очагов и смешивали с водой. Потом
скатывали шарик и прикрепляли к нему юбку. Такая кукла называлась «Баба»
- женское божество. "Баба" передавалась по женской линии от бабушки к
внучке, она дарилась в день свадьбы. Такая кукла была оберегом женщины,
дома, очага. При переезде эту куклу обязательно брали с собой. И
эта
традиция была нормой еще до тридцатых годов прошлого века. Ещё одну
очень древнюю куклу женщины делали, когда остригали свои волосы и клали
их в небольшой мешочек. Таких кукол помещали рядом с больным человеком,
и он быстро выздоравливал. Этими куклами не играли. Они хранились в
сундуках и передавались в день свадьбы.
Сейчас известно 90 видов кукол. Народная тряпичная кукла была не просто
игрушкой, она несла в себе определённую функцию: считалось, что такая
кукла охраняет детский сон и оберегает ребёнка от злых сил. Часто куклу
делали безликой. По старинным поверьям, в кукле без лица (т.е. без души) не
может поселиться нечистая и не принесет ни ребенку, ни взрослому человеку
вреда. Игрушка не была стандартна даже в пределах одной улицы. В каждой
семье её делали по-своему.
Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие
сёстры. С пяти лет такую потешку уже могла делать любая девочка. Куклу
делали с большим старанием. Так как по ней судили о вкусе и мастерстве
хозяйки.
Богородская игрушка
По утверждению историков, резьбой по дереву в XVII веке занимались
крестьяне многих сел, в том числе в Сергиевом Посаде и Богородском.
Игрушечный промысел зародился здесь под влиянием Троице-Сергиева
монастыря — в то время одного из крупнейших центров художественных
ремёсел Московской Руси. Местные мастера вырезали из дерева фигурки
людей и животных. Нередко такие фигурки имели символическое значение.
Медведь, персонаж многих народных сказок, по языческим верованиям, был
символом могущества. Козёл олицетворял добрую силу, покровительствовал
урожаю. Баран и корова символизировали плодородие, олень — изобилие,
удачный брак.
Тавлинская игрушка
В Мордовии в селе Подлесная Тавла делают уникальные деревянные
игрушки, иногда даже целые композиции: сказочных персонажей, пастухов,
охотников — вырезают каждую деталь с ювелирной точностью. Фигурки
людей одеты в национальные рубахи, на которых тщательно прорисованы
узоры.
Игрушки вырезаются из мягких пород дерева и имеют некоторое сходство с
богородской
игрушкой,
но
со
своим,
особым,
колоритом.
Творческий
коллектив,
развивая
традиции
мордовской
народной
резьбы,
создал
самобытный
(тавлинский)
стиль
художественной
обработки
дерева.
Применяются
оригинальная
пластика
форм,
своеобразные
технические
приёмы резьбы и фактура порезок. Скульптурам, декоративным маскам и
движущимся игрушкам из неокрашенного дерева на мордовские народные
темы и сюжеты из сельской жизни присущи лаконичность и условность
формы, выразительность образов. Центральное место в работах тавлинских
мастеров занимает образ человека в различных жизненных ситуациях, часто
наполненных
юмором.
В
украшении
одежды
персонажей,
подставок
для
игрушек
мастера
широко
используют
орнаментальные
мотивы
геометрического
характера.
Преимущественно
техника
исполнения
—
контурная и 3-гранно-выемчатая резьба.
Дымковская игрушка
Вятский край и его деревня Дымково лепили из глины. Дымковская
глиняная игрушка – самый яркий представитель глиняных промыслов России.
Дымковские мастера лепили упитанных барынь под зонтиками, розовощеких
кавалеров
на
коне,
жанровые
сценки
народных
гуляний
или
семейного
чаепития. Лепились и животные: коровы, бараны, козлы, овцы, петушки.
Игрушки довольно просты в исполнении, но как они раскрашены! На чисто-
белом
фоне
сияют
изумрудно-зеленый,
оранжевый,
желтый,
малиновый,
синий цвета, блестит сусальное золото.
До сих пор все куклы из Дымково изготавливаются и расписываются только
вручную.
Каждая
игрушка
является
авторской
работой,
воплощением
внутреннего мира и душевной гармонии мастера. Все игрушки существуют в
единственном
экземпляре,
что
делает
их
еще
более
привлекательными
и
ценными.
Филимоновская игрушка
Еще одним представителем глиняного ремесла в русской игрушке является
филимоновская школа. Это глиняные фигурки животных и людей, как и в
дымковской
игрушке,
только
каждая
игрушка
без
исключения
является
свистулькой.
Игрушки
необыкновенно
изящны
и
тонки.
Это
связано
с
особенностями
филимоновской
глины:
при
сушке
глина
покрывалась
трещинами, поэтому их часто приглаживали мокрой рукой, что сужало и
вытягивало туловище фигурок. Барыни-красавицы, медведи, солдаты, коровы,
гармонисты – веселый пересвист издавали все. В хвосте всех зверей и птиц
находится свисток. Как игрушка из Дымково, так и филимоновская, до сих
пор делается только вручную.
Любая из этих игрушек радует своего хозяина, потому что сделана с доброй
душой и добрыми руками. А самое главное – игрушка из России до сих пор
жива и любима. И пусть так остается еще долгие-долгие годы.
Каргопольская игрушка
Каргопольская глиняная игрушка как художественное явление сегодня по
праву занимает одно из первых мест среди российских народных промыслов
игрушки. Большая заслуга в этом принадлежит известным мастерам из д.
Гринево: Ивану Васильевичу Дружинину (1887 - 1949г.г.) - талантливому
мастеру - классику каргопольской игрушки и Ульяне Ивановне Бабкиной
( 1889 - 1977г.г.) - самой знаменитой мастерице.
Изделиям этих мастеров свойственны лучшие черты старых каргопольских
игрушек.
В
прошлом
они
отличались
архаичностью
образов,
наивной
условностью лепки и примитивной, но живописной раскраской в 2 - 3 цвета.
Фигурки монументальны, неподвижны. В большинстве своем это одиночные
фигурки, которые лепились из одного куска глины, налепных деталей было
немного.
Формы
предельно
упрощены.
Именно
в
лепке
лежит
секрет
выразительности каргопольских игрушек.
В пластике и орнаменте "глиняных баб" Ивана Дружинина сохранилась
ощутимая связь с древнейшей традицией земледельческого культа, с образом
языческой
богини
Матери
-
покровительницы
плодородия,
защитницы
урожая, дома, семьи.
Основная тема творчества Ульяны Бабкиной - образы окружающей её
повседневной
жизни,
образ
человека
северной
деревни.
Меткие
по
пластическому
решению,
радостные
по
росписи,
игрушки
воплощают
естественную радость жизни.
Уже у Бабкиной появляются несвойственные ранее для каргопольской
игрушки характеристики: движение, усложненность пластического решения,
расширение тематики и сюжетные игрушки.
Своим художественным наследием она являет живую преемственную связь
времён. В 50-60 г.г. 20 века она одна во всей округе продолжала заниматься
лепкой игрушки.
Ульяна Ивановна Бабкина жила в покинутой всеми деревне Гринево,
расположенной в 17 километрах от Каргополя. Восемьдесят девять лет - всю
жизнь делала мастерица свои "бобки" (местное название игрушки), то под
протяжно
распеваемую
сказку,
то
под
задорную
частушку,
то
под
напев
старинной песни, перекликавшейся с образами глиняных фигурок. Она часто
дарила игрушки детям или несла на ярмарку в Каргополь.
Русская матрешка
На весь мир известна наша кукла-матрешка. Ее везут из России во все
концы
мира
как
сувенир.
Историками-исследователями
установлено,
что
русские матрешки были выточены по образу и подобию японских фигурок
лысого монашка, которые были привезены в Россию путешественниками.
Первая
русская
матрешка
была
выточена
мастером
Звездочкиным,
а
расписана Сергеем Малютиным. Она состояла из восьми фигурок: первая,
самая большая – девочка, держащая петушка, за ней мальчик и так далее.
Самым последним был младенец в пеленках.
Наиболее распространены пятиместные матрешки, хотя встречаются и
куклы
на
15
мест.
Стоили
первые
игрушки
баснословных
денег,
и,
хотя
предназначались для детских игр, покупали их чаще взрослые состоятельные
люди.
Очень
полюбили
нашу
Матрену
иностранцы
–
вывозилась
кукла
целыми коробами. По сей день девочка Матрена остается традиционным
«сувениром
из
России»,
и,
несмотря
на
то,
что
в
избытке
выпускаются
заводские матрешки, высоким спросом пользуется ручная работа.
Любая из этих игрушек радует своего хозяина, потому что сделана с доброй
душой и добрыми руками. А самое главное – игрушка из России до сих пор
жива и любима. И пусть так остается еще долгие-долгие годы.
Народная игрушка-часть нашей культуры, она несет в себе эмоциональную
память о прошлом, сохраняет приметы настоящего. Понять и почувствовать
это ребенку поможет посещение
музея изобразительных искусств МУДО
«ЦЭВД». где организована выставка народных игрушек.
Подготовила: педагог дополнительного образования Степанова Е.А.