"Не бояться молний"( по роману В.Крапивина "Журавлёнок и молнии")
Автор: Локтионова Елена Павловна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ г.Астрахани "СОШ № 29" Населённый пункт: г. Астрахань Наименование материала: Методическая разработка урока внеклассного чтения по литературе,7 класс Тема: "Не бояться молний"( по роману В.Крапивина "Журавлёнок и молнии") Раздел: среднее образование
(урок внеклассного чтения по роману Владислава Крапивина
«Журавлёнок и молнии»
7 класс)
Цель урока: познакомить учащихся с творчеством В.А.Крапивина на примере
романа «Журавлёнок и молнии»
Задачи:
Образовательная : расширить кругозор учащихся, организовать лексическую
работу по осмыслению понятий «дружба», «благородство»,
«принципиальность»,
«сила духа», «самопожертвование», «героизм», создать условия по
самоопределению учащихся по нравственным проблемам романа
Развивающая : уметь анализировать прочитанный текст, выделять главное и
второстепенное, выражать своё отношение к поступкам героев, передавать своё
видение художественного текста на бумаге посредством живописи
Воспитательная : воспитывать в детях умение дружить, отвечать за свои
поступки, честность, порядочность, совестливость, верность данному слову
Наглядность : книги писателя с иллюстрациями художника Е.Медведева,
иллюстрации детей к произведению, презентация на тему «Творчество
В.П.Крапивина»
Предварительное задание : прочитать летом роман Владислава Крапивина
«Журавлёнок и молнии»
Задание перед уроком : вспомнить сюжетную линию произведения;
нарисовать рисунок к наиболее яркому, на взгляд учащегося, эпизоду романа;
ответить на ряд вопросов (вопросы заранее записаны в тетради), индивидуальное
задание – подготовить рассказ о жизни и творчестве писателя с использованием 5-6
слайдов.
Эту книгу мы будем вспоминать, когда мы будем взрослыми
(из опроса юных читателей 80-ых годов 20-ого века)
Слово учителя:
Владислав Петрович Крапивин, наряду с Ю.Я.Яковлевым, А.Г.Алексиным,
В.К.Железниковым и многим другими мастерами слов, входит в созвездие
замечательных детских писателей, создавших поистине светлые и добрые
произведения, прочитав которые один раз, хочется перечитывать раз за разом. Его
книги обладают какой-то необыкновенной силой. Читая их, ты погружаешься в
удивительно притягательный мир детства, взаимоотношений детей и подростков.
Не всё безоблачно в этом мире, как и в жизни взрослых людей. Наряду с хорошими,
спокойными, счастливыми днями, бывают и «грозовые» будни, когда «молнии»
начинают бить в тебя со всех сторон. И как важно в такой момент не отступать от
собственных принципов, а, стиснув зубы, стоять до последнего, как это и делал
главный герой романа «Журавлёнок и молнии»- Журка. Итак, тема сегоднящнего
урока …(записывается в тетради). Но сначала поговорим о жизни и творчестве
самого писателя.
( Во время выступления ученика желательно записать основные факты,
кающиеся жизни и творчества В.П.Крапивина )
Сообщение заранее подготовленного ученика (презентация о жизни и
творчестве писателя, 5-6 слайдов, на последнем слайде желательно отобразить
информацию о многочисленных наградах и премиях В.П.Крапивина,
подчёркивающих весомый вклад этого писателя в литературу для детей и
юношества )
Учитель: А сегодня наш разговор пойдёт о романе «Журавлёнок и молнии».
Кстати, интересна история моего знакомства с этим произведением (краткий рассказ
учителя). Факты моей биографии полностью подтверждают слова, вынесенные в
эпиграф. Хотя это утверждение и относилось к другому произведению писателя
(роману «Мальчик со шпагой»), но, я думаю, эти слова с полным основанием можно
отнести и к роману «Журавлёнок и молнии». Надеюсь, время подтвердит истинность
этих слов.
Беседа по вопросам:
- С какими чувствами вы читали произведение? ( с интересом, повествование
захватывает, увлекает, в то же время роман написан простым, доступным для
читателя языком)
- Кто он, главный герой?
- Журка-это прозвище. А как по-настоящему звали главного героя? Что больше
подходит к характеру главного героя: имя или прозвище? Почему?
- Опишите внешность Журки (можно зачитать портретную характеристику)
- Рассмотрим, как выглядит Журка на обложке, иллюстрациях к книге. Почему
именно так изобразил художник Е.Медведев главного героя? Какие качества хотел
подчеркнуть в мальчике?
- Почему автор не наделяет своего героя внешней силой, а изображает его
стройным, даже хрупким?
- В чём, по-вашему, заключается сила человека? Дайте своё определение
понятию «сила духа»(*) . (Писатель намеренно подбирает своему литературному
персонажу такую внешность. Он хочет донести до читателя мысль о том, что
настоящая сила заключается в силе характера, стойкости духа. Кстати, большинство
главных героев произведений В.П.Крапивина обладают именно такой внешностью,
в литературу даже вошло понятие «крапивинские мальчики» ).
- Назовите наиболее важные, на ваш взгляд, черты главного героя и вспомните
те эпизоды произведения, где эти черты наиболее ярко проявляются.
Учащиеся должны назвать следующие черты характера Журки:
- умение работать над собственными слабостями (решение пройти ночью «от
забора до забора через кладбище», чтобы наказать себя за проявленное малодушие в
походе и доказать самому себе, что «ты ещё ничего»)
- умение дружить – одно из главных качеств мальчика (память о погибшем
друге Ромке, отстаивание чести Ирины и её отца, помощь Горьке и многие другие
эпизоды)
- благородство, порядочность (отношения с Валериком - мальчиком,
покалечившим отца)
- принципиальность , твёрдость характера, совестливость (ключевая сцена –
отказ участвовать в съёмке спектакля режиссёра Эммы Львовны Кергелен, так как
это было бы предательством по отношению к уехавшему другу – Ирине,можно
зачитать отрывок со слов «Журавин, ты слышишь»до слова «Нет»)
- готовность к самопожертвованию ( финал произведения)
(*) по мере работы с этими понятиями учащиеся дают свои определения этим
словам и показывают иллюстрации к прозвучавшим эпизодам. Иллюстрации по мере
комментария прикрепляются к доске
Выразительное инсценированное чтение отрывка из финала романа
заранее подготовленным учеником со слов «Журка машинально встал под этот
луч…»(под звуковое сопровождение: звуки дождя и грома)
- Финал романа автор оставил открытым. Почему? Опасно ли было для Журки
находиться под ударяющими молниями со шпагой в руке? Можно ли утверждать,
что ведет себя героически? Почему он не мог поступить иначе?
- Подумайте, какие возможны варианты концовки романа.
-Обратим внимание на слова, вынесенные в название темы урока? Что такое
«молнии»? Всегда они встречаются в жизни людей? Что значит «не бояться
молний»? (молнии – непредвиденные обстоятельства, трудности, удары судьбы; «не
бояться» – это значит не пасовать, не уклоняться от них, уметь преодолевать , как
бы тяжело тебе ни было)
- А какие ещё молнии были в жизни Журки? (из неназванных : ссора с отцом-
очень сложный момент в жизни главного героя) Кратко обрисуйте причины
возникновения конфликта. Кто пришёл на помощь мальчику в эту трудную для него
минуту? Какой вывод можно сделать? (Крапивин хочет сказать, что настоящим
другом для подростка может быть и взрослый человек, а именно учитель)
И последний вопрос:
- Кто из героев произведения помогает Журке сформироваться как личность?
(прежде всего дедушка, его письма и книги, а также учительница Лидия Сергеевна)
Запишите завет дедушки, которому мальчик всегда старался следовать:
«Но если в самой-самой глубине души осталась крошка уверенности, что
прав ты, а не они, - делай по-своему. Не оправдывай себя чужими правильными
словами».
-Согласны ли вы с этим утверждением?
Подведение итогов урока.
Продолжите предложение:
Этот урок заставил меня задуматься …
Этот урок научил меня …
Я бы хотел спросить у главного героя о …
Учитель: Подводя итог сегодняшнему разговору, ещё раз хотелось бы
подчеркнуть мысль о том , что, соприкасаясь с миром произведений Владислава
Крапивина, воспитываешь в себе доброго, честного, благородного человека,
умеющего дружить по – настоящему и не боящегося ничего, никаких молний.
Надеюсь, что сегодняшний разговор не пройдет для вас бесследно. Спасибо всем за
урок.
Домашнее задание : дать развёрнутый ответ на вопрос: «Хотел бы я иметь
такого друга, как Журка?»