Напоминание

"Не бояться молний"( по роману В.Крапивина "Журавлёнок и молнии")


Автор: Локтионова Елена Павловна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ г.Астрахани "СОШ № 29"
Населённый пункт: г. Астрахань
Наименование материала: Методическая разработка урока внеклассного чтения по литературе,7 класс
Тема: "Не бояться молний"( по роману В.Крапивина "Журавлёнок и молнии")
Раздел: среднее образование





Назад





«Не бояться молний»

(урок внеклассного чтения по роману Владислава Крапивина

«Журавлёнок и молнии»

7 класс)

Цель урока:
познакомить учащихся с творчеством В.А.Крапивина на примере романа «Журавлёнок и молнии»
Задачи:

Образовательная
: расширить кругозор учащихся, организовать лексическую работу по осмыслению понятий
«дружба», «благородство»,

«принципиальность»,

«сила духа», «самопожертвование», «героизм»,
создать условия по самоопределению учащихся по нравственным проблемам романа
Развивающая
: уметь анализировать прочитанный текст, выделять главное и второстепенное, выражать своё отношение к поступкам героев, передавать своё видение художественного текста на бумаге посредством живописи
Воспитательная
: воспитывать в детях умение дружить, отвечать за свои поступки, честность, порядочность, совестливость, верность данному слову
Наглядность
: книги писателя с иллюстрациями художника Е.Медведева, иллюстрации детей к произведению, презентация на тему «Творчество В.П.Крапивина»
Предварительное задание
: прочитать летом роман Владислава Крапивина «Журавлёнок и молнии»
Задание перед уроком
: вспомнить сюжетную линию произведения; нарисовать рисунок к наиболее яркому, на взгляд учащегося, эпизоду романа; ответить на ряд вопросов (вопросы заранее записаны в тетради), индивидуальное задание – подготовить рассказ о жизни и творчестве писателя с использованием 5-6 слайдов.
Эту книгу мы будем вспоминать, когда мы будем взрослыми

(из опроса юных читателей 80-ых годов 20-ого века)

Слово учителя:
Владислав Петрович Крапивин, наряду с Ю.Я.Яковлевым, А.Г.Алексиным, В.К.Железниковым и многим другими мастерами слов, входит в созвездие замечательных детских писателей, создавших поистине светлые и добрые произведения, прочитав которые один раз, хочется перечитывать раз за разом. Его книги обладают какой-то необыкновенной силой. Читая их, ты погружаешься в удивительно притягательный мир детства, взаимоотношений детей и подростков. Не всё безоблачно в этом мире, как и в жизни взрослых людей. Наряду с хорошими, спокойными, счастливыми днями, бывают и «грозовые» будни, когда «молнии» начинают бить в тебя со всех сторон. И как важно в такой момент не отступать от собственных принципов, а, стиснув зубы, стоять до последнего, как это и делал главный герой романа «Журавлёнок и молнии»- Журка. Итак, тема сегоднящнего урока …(записывается в тетради). Но сначала поговорим о жизни и творчестве самого писателя.

(
Во время выступления ученика желательно записать основные факты, кающиеся жизни и творчества В.П.Крапивина
)

Сообщение заранее подготовленного ученика
(презентация о жизни и творчестве писателя, 5-6 слайдов, на последнем слайде желательно отобразить информацию о многочисленных наградах и премиях В.П.Крапивина, подчёркивающих весомый вклад этого писателя в литературу для детей и юношества )
Учитель:
А сегодня наш разговор пойдёт о романе «Журавлёнок и молнии». Кстати, интересна история моего знакомства с этим произведением (краткий рассказ учителя). Факты моей биографии полностью подтверждают слова, вынесенные в эпиграф. Хотя это утверждение и относилось к другому произведению писателя (роману «Мальчик со шпагой»), но, я думаю, эти слова с полным основанием можно отнести и к роману «Журавлёнок и молнии». Надеюсь, время подтвердит истинность этих слов.
Беседа по вопросам:

-
С какими чувствами вы читали произведение? ( с интересом, повествование захватывает, увлекает, в то же время роман написан простым, доступным для читателя языком)
-
Кто он, главный герой?
-
Журка-это прозвище. А как по-настоящему звали главного героя? Что больше подходит к характеру главного героя: имя или прозвище? Почему?
-
Опишите внешность Журки (можно зачитать портретную характеристику)
-
Рассмотрим, как выглядит Журка на обложке, иллюстрациях к книге. Почему именно так изобразил художник Е.Медведев главного героя? Какие качества хотел подчеркнуть в мальчике?
-
Почему автор не наделяет своего героя внешней силой, а изображает его стройным, даже хрупким?
-
В чём, по-вашему, заключается сила человека? Дайте своё определение понятию
«сила духа»(*)
. (Писатель намеренно подбирает своему литературному персонажу такую внешность. Он хочет донести до читателя мысль о том, что настоящая сила заключается в силе характера, стойкости духа. Кстати, большинство главных героев произведений В.П.Крапивина обладают именно такой внешностью, в литературу даже вошло понятие
«крапивинские мальчики»
).
-
Назовите наиболее важные, на ваш взгляд, черты главного героя и вспомните те эпизоды произведения, где эти черты наиболее ярко проявляются. Учащиеся должны назвать следующие черты характера Журки: - умение работать над собственными слабостями (решение пройти ночью «от забора до забора через кладбище», чтобы наказать себя за проявленное малодушие в походе и доказать самому себе, что «ты ещё ничего») - умение
дружить
– одно из главных качеств мальчика (память о погибшем друге Ромке, отстаивание чести Ирины и её отца, помощь Горьке и многие другие эпизоды) -
благородство,
порядочность (отношения с Валериком - мальчиком, покалечившим отца)
-
принципиальность
, твёрдость характера, совестливость (ключевая сцена – отказ участвовать в съёмке спектакля режиссёра Эммы Львовны Кергелен, так как это было бы предательством по отношению к уехавшему другу – Ирине,можно зачитать отрывок со слов «Журавин, ты слышишь»до слова «Нет») - готовность к
самопожертвованию (
финал произведения)
(*)
по мере работы с этими
понятиями
учащиеся дают свои определения этим словам и показывают иллюстрации к прозвучавшим эпизодам. Иллюстрации по мере комментария прикрепляются к доске
Выразительное инсценированное чтение отрывка из финала
романа заранее подготовленным учеником со слов «Журка машинально встал под этот луч…»(под звуковое сопровождение: звуки дождя и грома) - Финал романа автор оставил открытым. Почему? Опасно ли было для Журки находиться под ударяющими молниями со шпагой в руке? Можно ли утверждать, что ведет себя героически? Почему он не мог поступить иначе? - Подумайте, какие возможны варианты концовки романа. -Обратим внимание на слова, вынесенные в название темы урока? Что такое «молнии»? Всегда они встречаются в жизни людей? Что значит «не бояться молний»? (молнии – непредвиденные обстоятельства, трудности, удары судьбы; «не бояться» – это значит не пасовать, не уклоняться от них, уметь преодолевать , как бы тяжело тебе ни было) - А какие ещё молнии были в жизни Журки? (из неназванных : ссора с отцом- очень сложный момент в жизни главного героя) Кратко обрисуйте причины возникновения конфликта. Кто пришёл на помощь мальчику в эту трудную для него минуту? Какой вывод можно сделать? (Крапивин хочет сказать, что настоящим другом для подростка может быть и взрослый человек, а именно учитель) И последний вопрос: - Кто из героев произведения помогает Журке сформироваться как личность? (прежде всего дедушка, его письма и книги, а также учительница Лидия Сергеевна) Запишите завет дедушки, которому мальчик всегда старался следовать:
«Но если в самой-самой глубине души осталась крошка уверенности, что

прав ты, а не они, - делай по-своему. Не оправдывай себя чужими правильными

словами».
-Согласны ли вы с этим утверждением?
Подведение итогов урока.

Продолжите предложение:
Этот урок заставил меня задуматься … Этот урок научил меня

Я бы хотел спросить у главного героя о …
Учитель:
Подводя итог сегодняшнему разговору, ещё раз хотелось бы подчеркнуть мысль о том
,
что, соприкасаясь с миром произведений Владислава Крапивина, воспитываешь в себе доброго, честного, благородного человека, умеющего дружить по – настоящему и не боящегося ничего, никаких молний. Надеюсь, что сегодняшний разговор не пройдет для вас бесследно. Спасибо всем за урок.

Домашнее задание
: дать развёрнутый ответ на вопрос: «Хотел бы я иметь такого друга, как Журка?»


В раздел образования