Реализация системно-деятельностного подхода на уроках химии в условиях введения ФГОС
Автор: Черменина Светлана Витальевна Должность: учитель химии и географии Учебное заведение: МКОУ ВСОШ Населённый пункт: город Кирово-Чепецк, Кировская область Наименование материала: Статья Тема: Реализация системно-деятельностного подхода на уроках химии в условиях введения ФГОС Раздел: полное образование
Реализация системно-деятельностного подхода на уроках
химии в условиях введения ФГОС
Черменина Светлана Витальевна,
учитель химии и географии МКОУ ВСОШ
города Кирово-Чепецка Кировской области
Системно-деятельностный подход на уроках химии - один из новых
подходов
к
обучению,
достаточно
резко
отличающийся
от
сложившихся
школьных традиций прошлых десятилетий.
За последнее десятилетие появилось множество новых программ и
учебников, и каждый из них основывается на определенной концепции, новом
взгляде авторов на то, чему и как надо обучать школьников. Если принять во
внимание перемены, произошедшие в нашем государстве за эти десять лет, это
становится понятным. У многих из вас возникает вопрос: почему бы не учить
детей так, как учили нас с вами? Но давайте задумаемся: нынешнее поколение
родителей школьников училось в 80-90-е годы. Согласитесь: это была совсем
другая страна, другое государство, другие идеалы, другой уклад общества –
одним словом, другая эпоха! Можем ли мы учить сейчас так же, как учили 30
лет
назад?
Не
получится
ли,
что
мы
вырастим
граждан
несуществующего
государства?
Мы живем в то время, когда на наших глазах в сфере образования происходят
важные
изменения.
Меняются
подходы
к
обучению,
каждый
учитель
самостоятельно расставляет акценты в методике преподавания, пытаясь найти
ответы на вопросы «Что?» и «Как?».
ФГОС пункт 7 гласит: «В основе стандарта лежит система деятельностного
подхода, который представляет:
-
воспитание
и
развитие
качества
личности,
отвечающих
требованиям
информационного общества;
- переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе
образования на основе разработки содержания и технологий образования;
- ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающихся на
основе универсальных учебных действий), что означает умение учиться, т.е.
способность
ученика
к
саморазвитию
путем
сознательного
и
активного
присвоения нового социального опыта».
Принятие новых стандартов – это признание системно-деятельностного подхода
в
образовании
как
основы
для
построения
содержания,
способов
и
форм
образовательного процесса.
Понятие системно - деятельностного подхода было введено в 1985 г. как
особого рода понятие. Деятельность включает в себя цель, средства, результат и
сам процесс (Большая Советская Энциклопедия).
Системно – деятельностный подход нацелен на развитие личности.
Не для всех химия станет смыслом жизни, но многим ученикам уроки химии
помогут: найти себя в этом бурном мире, научиться самостоятельно мыслить,
принимать решения, быть уверенным в себе, правильно оценить свои интересы
и
способности.
В
связи
с
этим
меняются
и
требования,
и
подходы
в
преподавании химии: от умений транслировать и формировать программный
объем знаний – к умениям решать творческие задачи, развивать способности
личности обучающихся на основе овладения ими способами деятельности, и,
прежде всего, на основе освоения обобщенных способов учебной деятельности
при
изучении
конкретного
химического
материала.
При
системно-
деятельностном подходе перед учителем стоит задача гораздо более сложная,
чем просто «вложить» в ученика определенную сумму химической информации.
Целью системно-деятельностного подхода является воспитание личности
ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином
своей деятельности, ставить цели, решать задачи, отвечать за результат.
Основной
результат
–
развитие
личности
ребенка
на
основе
учебной
деятельности.
Для
того, чтобы
знания
обучающихся
были
результатом
их собственных
поисков,
необходимо
организовать
эти
поиски,
управлять,
развивать
их познавательную деятельность.
Позиция
учителя: к классу
не с ответом
(готовые
знания,
умения,
навыки),
а с вопросом, а лучше с противоречием.
П о зи ц и я
у ч е н и ка : самостоятельное п о з н а н и е
м и р а ,
( в специально
организованных для этого условиях).
Учебная задача — задача, решая которую ребенок выполняет цели учителя. Она
может совпадать с целью урока или не совпадать.
Учебная деятельность — управляемый учебный процесс.
На
уроках
я
использую
разнообразные
типы
деятельности
учащихся:
исследовательский,
проектный,
игровой,
проблемно-поисковый,
метод
коллективного решения проблем, широко использую активные и интерактивные
методы. При этом химические знания запоминаются не путем их заучивания, а
путем
их
многократного
употребления
для
решения
проблемных
задач
с
использованием этих знаний.
Для достижения этой цели используются различные типологии уроков.
Уроки деятельностной направленности по цели можно разделить на несколько
групп:
1. Урок «открытия» нового знания.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу
действия.
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее
новых элементов.
2. Урок рефлексии.
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии
коррекционно-контрольного
типа
и
реализации
коррекционной
нормы
(фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин,
построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).
Образовательная
цель: коррекция
и
тренинг
изученных
понятий,
терминов,
определений.
3. Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности).
Деятельностная
цель:
формирование
у
учащихся
способностей
к
структурированию
и
систематизации
изучаемого
предметного
содержания
и
способностей к учебной деятельности.
Образовательная
цель:
выявление
теоретиче ских
о снов
р а з в и т и я
содержательно-методических
линий
школьного
курса
химии
и
построение
обобщенных норм учебной деятельности.
4. Урок развивающего контроля.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению
контрольной функции.
Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий.
Основные этапы урока «Открытия нового знания»
при системно-деятельностном подходе
I. Организационный момент:
1. Организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок.
2.
Создать
условия
для
возникновения
у
ученика
внутренней
потребности
включения в учебный процесс.
II. Актуализация знаний:
1. Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для
проблемного изложения нового знания.
2.
Актуализировать
мыслительные
операции,
необходимые
для
проблемного
изложения нового знания.
3.
Организовать
фиксацию
затруднений
в
выполнении
учащимися
индивидуального задания или в его обосновании.
III. Проблемное объяснение нового знания:
1. Зафиксировать причину затруднения.
2. Сформулировать и согласовать цели урока.
3. Организовать уточнение и согласование темы урока.
4.
Организовать
подводящий
или
побуждающий
диалог
по
проблемному
объяснению нового знания.
5.
Организовать
использование
предметных
действий
с
моделями,
схемами,
формулами, свойствами и пр.
6. Соотнесение нового знания с правилом в учебнике
7. Организовать фиксацию преодоления затруднения.
IV. Первичное закрепление во внешней речи:
1. Организовать
усвоение
детьми
нового
способа
действий
при
решении
данного класса задач с их проговариванием во внешней речи:
- фронтально;
- в парах или группах.
V. Самостоятельная работа с самопроверкой:
1. Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на
новый способ действия.
2. Организовать самопроверку самостоятельной работы.
3. По результатам выполнения самостоятельной работы организовать выявление
и исправление допущенных ошибок.
4.
По
результатам
выполнения
самостоятельной
работы
создать
ситуацию
успеха.
VI. Включение нового знания в систему знаний и повторение:
1. Организовать выявление типов заданий, где возможно использование нового
способа действия.
2.
Организовать
повторение
учебного
содержания,
необходимого
для
обеспечения содержательной непрерывности.
VII. Итог урока:
1. Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке.
2. Организовать фиксацию степени соответствия результатов деятельности на
уроке и поставленной цели.
3. Организовать проведение самооценки учениками работы на уроке.
4. По результатам анализа работы на уроке зафиксировать направления будущей
деятельности.
5. Организовать обсуждение и запись домашнего задания.
Схема анализа урока в рамках деятельностного подхода
1. Была ли создана учителем в начале урока ситуация успеха? В чем она
выражалась? И какими средствами реализовывалась?
2. Какими средствами пользовался учитель для создания учебной ситуации,
которая привела к постановке учебной задачи:
- использование известных знаний, способов работы детей;
- формы организации учебной работы учащихся;
- создание условий для активной (пассивной) позиции ученика;
- позиция учителя и его роль на данном этапе;
-
использование
учебных
действий
(рефлексивного
контроля
и
оценки)
для
создания ситуации дефицита способностей у детей (уровень освоенности).
3. Возникла ли в результате разворота логики учителя нужная задача у детей или
нет? Могут ли дети зафиксировать данную задачу в виде вопроса (в любой
форме: графической, знаковой, словесной).
4. Уровень владения детьми способностью вести учебную дискуссию, как на
уровне группы, так и на уровне класса: умение детей аргументировано говорить,
ставить вопросы на понимание, выдвигать гипотезы с указанием аргументов и
контраргументов.
5.
Соответствовали
ли
формы
организации
коллективно-распределенной
деятельности поставленным целям урока? Какой уровень владения методикой
организации
коллективной
работы
учащихся
на
уроке
у
учителя?
Были
ли
созданы необходимые условия для работы в парах, в группах?
При организации системно–деятельного подхода на уроках химии я
использую следующие технологии:
1. Технология личностно-ориентированного обучения , основанного на
личностном
подходе.
Данная
технология
позволяет
сформировать
такие
общеучебные умения как мыслить, анализировать, используется личностный
опыт ученика.
Многие вопросы химии в повседневной жизни им хорошо знакомы, интересны и
полезны:
Что такое спиртовый раствор йода?
Почему жиры не растворяются в воде и «плавают» на поверхности?
Почему темнеют украшения из серебра?
Почему изменяется цвет чая при добавлении в него ломтика лимона?
Что такое средства бытовой химии и как они работают?
А
все,
что
касается
самого
человека
непосредственно,
всегда
вызывает
неподдельный интерес и желание разобраться во всех тонкостях вопросов.
Почему мы принимаем витамины, из чего они состоят?
Почему при несбалансированном питании (нехватка микроэлементов) человек
болеет?
Что такое уголь активированный и зачем его принимают?
Большинство из этих вопросов учитель вообще не формулирует, они возникают
у самого ученика, а то, что интересно ученику, будет хорошо изучено.
Результаты своей деятельности учащиеся отражают в листах индивидуальных
достижений.
2. Технология разноуровневого обучения . Данное обучение осуществляю
на всех этапах урока. При письменном опросе использую карточки различной
степени
сложности,
тесты
двух,
трех
уровней
(разрабатываю
сама).
При
закреплении
нового
материала
дифференцирую
вопросы
на
закрепление.
Осуществляю
дифференциацию
и
при
проведении
практических
работ.
Самостоятельные
и
проверочные
работы
содержат
задания
обязательного
у р о в н я ,
з а д а н и я
п о в ы ш е н н о г о
у р о в н я
с л о ж н о с т и .
Контрольные работы составляю таким образом, чтобы они содержали задания
разного уровня сложности. С восьмого класса начинаю работу по подготовке к
сдаче экзамена в формате ГИА и ЕГЭ, составляю работы таким образом, чтобы
они
содержали
задания
с
выбором
одного
ответа
из
четырех,
с
выбором
нескольких ответов, на соответствие, на умения давать краткий и полный ответ,
на работу с рисунками и схемами, то есть полностью в соответствии КИМам .
Использую
дифференцированное
домашнее
задание,
которое
состоит
из
инвариантной и вариативной части, даю возможность ученику выбрать задание
самостоятельно. Предлагаю приготовить сообщения, таблицы, схемы, рисунки,
фотографии,
презентации,
провести
эксперимент,
составить
кроссворд,
и с п о л ь з у я
м а т е р и а л
у ч е б н и к а .
3.
Технология проектного обучения . Использование данной технологии
позволяет
ученику
самостоятельно
приобретать
необходимые
знания,
умело
применять
их
на
практике
для
решения
возникающих
проблем.
Работа над проектом всегда ориентирована на самостоятельную деятельность
учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в
отведенное для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких
н е д е л ь ,
а
и н о г д а
и
м е с я ц е в ) .
Чаще
всего
тематика
проектов
определяется
практической
значимостью
вопроса,
его
актуальностью,
а
также
возможностью
использования
метапредметных знаний:
Спасут
ли
искусственно
полученные
продукты
мир
от
продовольственной
проблемы?
Почему возникает аллергия?
Чем можно заменить природные металлы?
Так ли безопасны газированные напитки?
Что лучше бумажная или пластиковая упаковка?
Могут ли быть детские игрушки убийцами?
Минеральные удобрения – это спасение или нет?
Зимой фрукты свежие?
Каково химическое значение комнатных растений?
4. Исследовательский метод. Особое значение в изучении химии имеет
исследовательский метод. При использовании этого метода учащиеся выдвигают
гипотезу, выбирают путь и отбирают материалы. Ученик становится в позицию
активного
исследователя
–
активизируется
продуктивное
мышление,
формируется
творческий
подход
к
обучению.
Чаще
всего
этот
подход
реализуется при выполнении лабораторных и практических работ. Так, при
выполнении лабораторной работы в 9 классе «Условия протекания реакций
ионного обмена» обучающиеся в ходе работы выдвигают предположения о
химической
активности
веществ
в
растворе,
о
возможных
результатах
х и м и ч е с к и х
п р о ц е с с о в .
Для
повышения
мотивации
к
предмету,
стимулирования
учеников
восьмых
классов предлагаю проведение домашних экспериментов, опытов. Учащиеся
должны представить результаты выполнения лабораторной работы по данной
теме,
таким
образом,
формирую
умение
в
устной
и
письменной
форме
п р е д с т а в л я т ь
с в о и
и с с л е д о в а н и я .
5.
Компьютерные технологии. Реализация системно-деятельностного
подхода
при
обучении
химии
возможна
и
с
помощью
применения
компьютерных технологий. Это направление в педагогической деятельности,
требующее
информационной
компетентности
и
особой
подготовки
–
эта
технология
близка
и
понятна
детям.
Процесс
изучения
химии
становится
интереснее для учащихся, поэтому стараюсь идти в ногу с потребностями детей.
Электронные образовательные ресурсы по химии обеспечивают научность и
наглядность при проведении уроков. Самое главное, у меня, как у учителя
появилась обширная база данных, которую можно использовать в работе. Кроме
того,
визуальная
насыщенность
учебного
материала
делает
его
ярким,
убедительным. Компьютерные презентации позволяют акцентировать внимание
учащихся на значимых моментах информации и создавать наглядные эффектные
образы.
Позвольте закончить мне свое выступление известным анекдотическим
диалогом, слегка перефразированный и как нельзя, кстати, подходящий к теме
нашего
разговора.
«Умеете
ли
Вы
играть
на
флейте?»
-
спрашивает
один
приятель другого. «Не знаю, не пробовал», - слышит он в ответ. Действительно,
научиться играть на флейте можно, только играя на ней. Точно также научиться
основным видам деятельности можно, лишь систематически выполняя их в
процессе обучения.