"К далёким берегам..." (Культура и искусство Испании)
Автор: Зяблова Елена Викторовна Должность: преподаватель хореографии и теоретических дисциплин Учебное заведение: МБУДО "ДШИ р.п.Белореченский" Населённый пункт: Усольский район Иркутская область Наименование материала: Методическая разработка урока Тема: "К далёким берегам..." (Культура и искусство Испании) Раздел: дополнительное образование
МОУ ДОД Детская школа искусств
Иркутская область Усольский район
ОТКРЫТЫЙ УРОК
Тематический вечер «К далеким берегам….»
Хореографическое отделение
(возраст учащихся 12-15 лет)
Продолжительность урока – 45 минут
Тема: «Культура и искусство Испании с ХVI до начала XXI века»
р.п. Белореченский
апрель 2014 г.
ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА
Дата: 8 апреля 2014 год
Ф.И.О. преподавателя: Зяблова Елена Викторовна
Ф.И.О. концертмейстеров: Цветникова Наталья Юрьевна
Жарков Анатолий Николаевич
Ф.И.О. преподавателя, исполнителя хореогр. номеров:
Шафикова Ида Назифовна
Учащиеся 4-5 класса хореографического отделения;
Учащаяся музыкального отделения;
Интегрированный урок с использованием учебного материала по предметам:
Слушание музыки и музыкальной грамоте, Истории хореографии, Истории
искусств, Народно-сценическому танцу, Историко-бытовому танцу,
фортепиано.
Тема: «Культура и искусство Испании с XVI до начала XXI века». («К
далеким берегам…»)
Цель: Знакомство и приобщение учащихся к культурному наследию
испанского народа.
Задачи:
1. Чистота и выразительность исполнения танцевальных и музыкальных
номеров учащимися хореографического и музыкального отделения;
2. Импровизация хореографических и музыкальных композиций
преподавателями;
3. Выразительная беседа с учащимися с использованием учебного материала
по предмету Слушание музыки и музыкальная грамота, История
хореографии, История изобразительного искусства.
Тип: урок с разнообразными видами занятий;
Форма: групповая;
Методы: словесный, практический, наглядный;
Оборудование: Мультимедийная установка, рояль.
Атрибуты: Испанские веера;
Методический материал: Слайды об испанских художниках, видеофрагменты
выступлений оперных певцов, хореографических коллективов.
ПЛАН УРОКА
1. Слайды об Испании (Архитектура, пейзажи).
2.
Музыкально-хореографическая
композиция
«
К
далеким
берегам…»,
Альбенис – Грусть.
3. Испанский танец (ансамбль для фортепиано).
4. Художники средневековья – Эль Греко, Диего Веласкес, Франциско Гойя.
5. Ж.Бизе опера «Кармен». «Хабанера». Исп. Елена Образцова.
6. Композиция на материале испанского танца. Исполняют учащиеся 5 класса
хореографического отделения.
7. Серенада «Я здесь, Инезилия!». М. Глинка, сл. А. Пушкина.
8. «Арагонская хота». Ансамбль академического танца им. И. Моисеева.
9. Фламенко - Шафикова И.Н.
10. Испанские вокалисты XX и XXIвека. Слайды.
11. Дуэт «Барселона»
12. «Падеспань». Танец, исполняют учащиеся 4 класса, хореографического
отделения.
13. Художники XX века – Пабло Пикассо. Сальвадор Дали.
14. Испанские ритмы – хореографическая постановка, исполняют учащиеся 5
класса хореографического отделения.
ХОД УРОКА
В
концертном
зале
зрители
–
учащиеся
ДШИ
хореографического,
музыкального, художественного отделения, преподаватели, родители. (Рояль
в центре сцены).
1. Слайды об Испании (Архитектура, пейзажи).
За кулисами ведущая читает размышление Иосифа Бродского об Испании:
На свете есть земля, где дышат не кислородом, а страстью.
Жители этой земли, на первый взгляд ничем не отличаются
от обычных людей,
но живут они не так как все.
Над ними не небо, а бездна,
и солнце самозабвенно выжигает свое имя в сердцах всех,
кто поднимает к нему голову.
Это Испания.
Федерико Гарсия Лорка, один из самых страстных поэтов в мире,
написал когда-то:
«На зеленом рассвете быть сплошным сердцем.
Сердцем.
А на спелом закате – соловьем певчим.
Певчим».
В этом – вся испанская душа. Сплошное сердце, сплошное пение.
2. Музыкально-хореографическая композиция « К далеким берегам…»,
Альбенис – Грусть.
Под музыкальное сопровождение Зябловой Е.В., танцует Шафикова И.Н.
-
Настоящая Испания – это танец, который вам сыграют преподаватель
Цветникова Н.Ю. и учащаяся класса фортепиано.
3. Испанский танец (ансамбль для фортепиано). ( Задвигается за кулисы
рояль).
4. Художники средневековья – Эль Греко, Диего Веласкес, Франциско
Гойя.
Ведущая рассказывает о великих художниках средневековой эпохи, на фоне
рассказа показывают слайды творений художников.
-
Испания прославилась и великими художниками:
Эль Греко, Диего
Веласкес, Франциско Гойя – непревзойденные и неповторимые творцы.
Эль Греко, родившись в
XVI веке, опередил свою эпоху на 500 лет вперед,
картины
художника
как
будто
написаны
художником-авангардистом
нынешнего XXI столетия, полотна завораживают мистическим содержанием,
масштабами, красками.
Диего Веласкес – первый художник, который получил статус придворного
художника, получал за службу денежное жалование. В обязанности Диего
Веласкеса
входило
не
только
написание
портретов
королевской
семьи,
великосветских особ, но и прием знатных гостей, организация и проведения в
замке короля балов. В коллекции художника более 16 портретов испанского
короля - Филиппа IV, у которого и служил Диего Веласкес.
Франциско
Гойя
- первый
художник-промышленник,
по
его
картинам
мадридская мануфактура выпускала гобелены. Гений, любимец женщин, он
имел много заказов, работать приходилось и днем и ночью. Чтобы было
много света, по ночам в мастерской, на полы шляпы нанизывал свечи и
создавал свои шедевры.
-
Многих
художников,
композиторов,
поэтов,
вдохновил
образ,
гордой,
непокорной цыганки – Кармен. Сейчас предлагаю послушать «Хабанеру», в
исполнении оперной певицы Елены Образцовой, из оперы Ж. Бизе «Кармен».
5. Ж.Бизе опера «Кармен». «Хабанера». Исп. Елена Образцова.
-
Под
звуки
известной
«Хабанеры»,
в
сопровождении
концертмейстера,
Жаркова
А.Н.,
на
сцене
исполнят
испанский
танец
учащиеся
5
класса
хореографического отделения.
6.
5
класс
хореографического
отделения.
Композиция
на
материале
испанского танца.
- Ребята, (обращение ведущей в зал), а что такое романс? (Ответ ребят).
Правильно, это песня. Эти песни исполняли испанские певцы-романсеры.
Пели
они
и
по
ночам,
посвящая
свои
песни
прекрасным
дамам,
своим
возлюбленным, такие посвящения стали называться
серенадами. Великий
русский
композитор
Михаил
Глинка,
долгое
время
жил
в
Испании,
под
впечатлением
была
сочинена
и
серенада,
«Я
здесь,
Инезилия!»,
давайте
послушаем:
7. Серенада «Я здесь, Инезилия!». М. Глинка, сл. А. Пушкина.
- На создание многих произведений вдохновила композитора эта страна,
солнечная, яркая. Одно из таких произведений – «Арагонская хота», танец,
который мы посмотрим в исполнении ансамбля академического танца им. И.
Моисеева.
8. «Арагонская хота». Ансамбль академического танца им. И. Моисеева.
- Настоящая, подлинная Испания – это фламенко: танец, песня жизнь.
Фламенко сравнивают с шаманством, с мистикой. В танце тело и душа,
природа и культура забывают, что различны.
9. Шафикова И.Н. – Фламенко
10. Испанские вокалисты XX и XXIвека. Слайды.
- Гордость и славу и признания всего мира являют собой оперные голоса
Пласидо Доминго, Хосе Каррераса и конечно, бриллиантовое бельканто
Монсерат Кабалье.
11. Дуэт «Барселона»
- Страстная, пламенная испанская музыка не оставляет равнодушными
слушателей, любителей танцев, и в середине 60-х годов на популярных
танцплощадках танцевали «Падеспань», в такт музыки подпевали –
«Падеспанчик – хорошенький танчик…». Учащиеся 4 класса
хореографического отделения приготовили этот танец.
12. «Падеспань». Танец, исполняют учащиеся 4 класса, хореогр. отд.
13. Художники XX века – Пабло Пикассо. Сальвадор Дали.
- Испанская земля подарила миру еще два гениальных художника, которые
творили в XXвеке – это Пабло Пикассо и Сальвадор Дали.
(Показываются слайды с произведениями искусства художников).
Пабло Пикассо – работал в различных направлениях художественного
искусства – «кубизм», «сюрреализм», «неоклассицизм». Был в творчестве
художника «голубой» (преобладание в картинах голубых, сине-зеленых
красок) и «розовый» (преобладание розовых, светлых оттенков) период.
Героями «розового» периода стали цирковые артисты, арлекин – любимый
персонаж. Одни из самых известных картин – «Акробат и молодой арлекин»,
«Семейство комедиантов», «Девочка на шаре». В последние годы жизни
художник увлекается керамикой, много удивительных произведений он
оставил в конце своего пути.
Сальвадор Дали – безумный гений, так называют его искусствоведы,
почитатели его таланта. Этот художник был одним из основателей
авангардного течения «сюрреализма», всего причудливого, необычного. Он
считал, что в творчестве не должно быть никаких преград, канонов, и в
претворении своей идеи надо идти до конца. Так Дали и делал. Музой его на
всю жизнь стала Гала Элюар (Елена Дьяконова), которую он изображал на
многих своих картинах, и когда ее не стало, в 1982 году, Дали остаток своей
жизни провел затворником. После себя художник оставил огромную
коллекцию из драгоценных камней, коллекцию шляп, мебели, дизайнером
которых он являлся. Снимался он и в рекламных роликах, создал эмблему
любимой сладости детей – «чупа-чупс».
Не хватит всей жизни, чтобы понять, охватить своим разумом все
творчество гениальных людей, создателей произведений искусства. А может
и не стоит? Ведь их творения на все времена, и пусть будущие поколения
открывают для себя новые грани таланта великих художников, и над миром
звучит гимн солнца и любви – испанское фламенко.
14.