Напоминание

"К далёким берегам..." (Культура и искусство Испании)


Автор: Зяблова Елена Викторовна
Должность: преподаватель хореографии и теоретических дисциплин
Учебное заведение: МБУДО "ДШИ р.п.Белореченский"
Населённый пункт: Усольский район Иркутская область
Наименование материала: Методическая разработка урока
Тема: "К далёким берегам..." (Культура и искусство Испании)
Раздел: дополнительное образование





Назад




МОУ ДОД Детская школа искусств Иркутская область Усольский район
ОТКРЫТЫЙ УРОК

Тематический вечер «К далеким берегам….»
Хореографическое отделение (возраст учащихся 12-15 лет) Продолжительность урока – 45 минут Тема: «Культура и искусство Испании с ХVI до начала XXI века» р.п. Белореченский апрель 2014 г.

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА
Дата: 8 апреля 2014 год Ф.И.О. преподавателя: Зяблова Елена Викторовна Ф.И.О. концертмейстеров: Цветникова Наталья Юрьевна Жарков Анатолий Николаевич Ф.И.О. преподавателя, исполнителя хореогр. номеров: Шафикова Ида Назифовна Учащиеся 4-5 класса хореографического отделения; Учащаяся музыкального отделения; Интегрированный урок с использованием учебного материала по предметам: Слушание музыки и музыкальной грамоте, Истории хореографии, Истории искусств, Народно-сценическому танцу, Историко-бытовому танцу, фортепиано. Тема: «Культура и искусство Испании с XVI до начала XXI века». («К далеким берегам…») Цель: Знакомство и приобщение учащихся к культурному наследию испанского народа. Задачи: 1. Чистота и выразительность исполнения танцевальных и музыкальных номеров учащимися хореографического и музыкального отделения; 2. Импровизация хореографических и музыкальных композиций преподавателями; 3. Выразительная беседа с учащимися с использованием учебного материала по предмету Слушание музыки и музыкальная грамота, История хореографии, История изобразительного искусства. Тип: урок с разнообразными видами занятий; Форма: групповая; Методы: словесный, практический, наглядный; Оборудование: Мультимедийная установка, рояль. Атрибуты: Испанские веера; Методический материал: Слайды об испанских художниках, видеофрагменты выступлений оперных певцов, хореографических коллективов.
ПЛАН УРОКА 1. Слайды об Испании (Архитектура, пейзажи). 2. Музыкально-хореографическая композиция « К далеким берегам…», Альбенис – Грусть. 3. Испанский танец (ансамбль для фортепиано). 4. Художники средневековья – Эль Греко, Диего Веласкес, Франциско Гойя. 5. Ж.Бизе опера «Кармен». «Хабанера». Исп. Елена Образцова. 6. Композиция на материале испанского танца. Исполняют учащиеся 5 класса хореографического отделения. 7. Серенада «Я здесь, Инезилия!». М. Глинка, сл. А. Пушкина. 8. «Арагонская хота». Ансамбль академического танца им. И. Моисеева. 9. Фламенко - Шафикова И.Н. 10. Испанские вокалисты XX и XXIвека. Слайды. 11. Дуэт «Барселона» 12. «Падеспань». Танец, исполняют учащиеся 4 класса, хореографического отделения. 13. Художники XX века – Пабло Пикассо. Сальвадор Дали. 14. Испанские ритмы – хореографическая постановка, исполняют учащиеся 5 класса хореографического отделения.

ХОД УРОКА
В концертном зале зрители – учащиеся ДШИ хореографического, музыкального, художественного отделения, преподаватели, родители. (Рояль в центре сцены).
1. Слайды об Испании (Архитектура, пейзажи).
За кулисами ведущая читает размышление Иосифа Бродского об Испании: На свете есть земля, где дышат не кислородом, а страстью. Жители этой земли, на первый взгляд ничем не отличаются от обычных людей, но живут они не так как все. Над ними не небо, а бездна, и солнце самозабвенно выжигает свое имя в сердцах всех, кто поднимает к нему голову. Это Испания. Федерико Гарсия Лорка, один из самых страстных поэтов в мире, написал когда-то: «На зеленом рассвете быть сплошным сердцем. Сердцем. А на спелом закате – соловьем певчим. Певчим». В этом – вся испанская душа. Сплошное сердце, сплошное пение.
2. Музыкально-хореографическая композиция « К далеким берегам…»,

Альбенис – Грусть.
Под музыкальное сопровождение Зябловой Е.В., танцует Шафикова И.Н. - Настоящая Испания – это танец, который вам сыграют преподаватель Цветникова Н.Ю. и учащаяся класса фортепиано.
3. Испанский танец (ансамбль для фортепиано). (
Задвигается за кулисы рояль).
4. Художники средневековья – Эль Греко, Диего Веласкес, Франциско

Гойя.
Ведущая рассказывает о великих художниках средневековой эпохи, на фоне рассказа показывают слайды творений художников. - Испания прославилась и великими художниками: Эль Греко, Диего Веласкес, Франциско Гойя – непревзойденные и неповторимые творцы. Эль Греко, родившись в XVI веке, опередил свою эпоху на 500 лет вперед, картины художника как будто написаны художником-авангардистом нынешнего XXI столетия, полотна завораживают мистическим содержанием, масштабами, красками. Диего Веласкес – первый художник, который получил статус придворного художника, получал за службу денежное жалование. В обязанности Диего Веласкеса входило не только написание портретов королевской семьи,
великосветских особ, но и прием знатных гостей, организация и проведения в замке короля балов. В коллекции художника более 16 портретов испанского короля - Филиппа IV, у которого и служил Диего Веласкес. Франциско Гойя - первый художник-промышленник, по его картинам мадридская мануфактура выпускала гобелены. Гений, любимец женщин, он имел много заказов, работать приходилось и днем и ночью. Чтобы было много света, по ночам в мастерской, на полы шляпы нанизывал свечи и создавал свои шедевры. - Многих художников, композиторов, поэтов, вдохновил образ, гордой, непокорной цыганки – Кармен. Сейчас предлагаю послушать «Хабанеру», в исполнении оперной певицы Елены Образцовой, из оперы Ж. Бизе «Кармен».
5. Ж.Бизе опера «Кармен». «Хабанера». Исп. Елена Образцова.
- Под звуки известной «Хабанеры», в сопровождении концертмейстера, Жаркова А.Н., на сцене исполнят испанский танец учащиеся 5 класса хореографического отделения.
6.

5

класс

хореографического

отделения.

Композиция

на

материале

испанского танца.
- Ребята, (обращение ведущей в зал), а что такое романс? (Ответ ребят). Правильно, это песня. Эти песни исполняли испанские певцы-романсеры. Пели они и по ночам, посвящая свои песни прекрасным дамам, своим возлюбленным, такие посвящения стали называться серенадами. Великий русский композитор Михаил Глинка, долгое время жил в Испании, под впечатлением была сочинена и серенада, «Я здесь, Инезилия!», давайте послушаем:
7. Серенада «Я здесь, Инезилия!». М. Глинка, сл. А. Пушкина.
- На создание многих произведений вдохновила композитора эта страна, солнечная, яркая. Одно из таких произведений – «Арагонская хота», танец, который мы посмотрим в исполнении ансамбля академического танца им. И. Моисеева.
8. «Арагонская хота». Ансамбль академического танца им. И. Моисеева.
- Настоящая, подлинная Испания – это фламенко: танец, песня жизнь. Фламенко сравнивают с шаманством, с мистикой. В танце тело и душа, природа и культура забывают, что различны.
9. Шафикова И.Н. – Фламенко

10. Испанские вокалисты XX и XXIвека. Слайды.

-
Гордость и славу и признания всего мира являют собой оперные голоса Пласидо Доминго, Хосе Каррераса и конечно, бриллиантовое бельканто Монсерат Кабалье.
11. Дуэт «Барселона»

- Страстная, пламенная испанская музыка не оставляет равнодушными слушателей, любителей танцев, и в середине 60-х годов на популярных танцплощадках танцевали «Падеспань», в такт музыки подпевали – «Падеспанчик – хорошенький танчик…». Учащиеся 4 класса хореографического отделения приготовили этот танец.
12. «Падеспань». Танец, исполняют учащиеся 4 класса, хореогр. отд.

13. Художники XX века – Пабло Пикассо. Сальвадор Дали.
- Испанская земля подарила миру еще два гениальных художника, которые творили в XXвеке – это Пабло Пикассо и Сальвадор Дали. (Показываются слайды с произведениями искусства художников). Пабло Пикассо – работал в различных направлениях художественного искусства – «кубизм», «сюрреализм», «неоклассицизм». Был в творчестве художника «голубой» (преобладание в картинах голубых, сине-зеленых красок) и «розовый» (преобладание розовых, светлых оттенков) период. Героями «розового» периода стали цирковые артисты, арлекин – любимый персонаж. Одни из самых известных картин – «Акробат и молодой арлекин», «Семейство комедиантов», «Девочка на шаре». В последние годы жизни художник увлекается керамикой, много удивительных произведений он оставил в конце своего пути. Сальвадор Дали – безумный гений, так называют его искусствоведы, почитатели его таланта. Этот художник был одним из основателей авангардного течения «сюрреализма», всего причудливого, необычного. Он считал, что в творчестве не должно быть никаких преград, канонов, и в претворении своей идеи надо идти до конца. Так Дали и делал. Музой его на всю жизнь стала Гала Элюар (Елена Дьяконова), которую он изображал на многих своих картинах, и когда ее не стало, в 1982 году, Дали остаток своей жизни провел затворником. После себя художник оставил огромную коллекцию из драгоценных камней, коллекцию шляп, мебели, дизайнером которых он являлся. Снимался он и в рекламных роликах, создал эмблему любимой сладости детей – «чупа-чупс». Не хватит всей жизни, чтобы понять, охватить своим разумом все творчество гениальных людей, создателей произведений искусства. А может и не стоит? Ведь их творения на все времена, и пусть будущие поколения открывают для себя новые грани таланта великих художников, и над миром звучит гимн солнца и любви – испанское фламенко.
14.

Испанские

ритмы



хореографическая

постановка,

исполняют

учащиеся 5 класса хореографического отделения.


В раздел образования