Применение инновационных технологий как способ повышения мотивации у обучающихся к урокам физической культуры
Автор: Сафин Румиль Ринатович Должность: учитель физической культуры Учебное заведение: МОУ Елховокустинская СОШ Населённый пункт: Ульяновская область,Новомалыклинский район,село Елховый Куст Наименование материала: статья Тема: Применение инновационных технологий как способ повышения мотивации у обучающихся к урокам физической культуры Раздел: среднее образование
Применение инновационных технологий как
способ повышения мотивации у обучающихся
к урокам физической культуры
Роль уроков физической культуры возрастает в связи с проблемой
сохранения здоровья и развития физического потенциала обучающихся.
Результативность воспитания и обучения во многом зависит от личности
учителя, который играет решающую роль в формировании основ здорового
образа жизни.Здоровье обучающихся с возрастом ухудшается: их
функциональные возможности в ходе учебы снижаются, что затрудняет
усвоение учебной программы, ограничивает выбор будущей профессии.
Базовое, а тем более профилированное образование должно не ухудшать, а
улучшать здоровье обучающихся посредством совершенствования их знаний,
формирования умений и навыков укреплять свое здоровье и здоровье
окружающих.Поэтому одной из наиболее важных задач на современном
этапе обучения обучающихся считаю развитие физических качеств.
Инновация (от лат. in — в, novus — новый) означает нововведение,
новшество. В условиях модернизации образования происходит смена
образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы,
иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический
менталитет. Инновационность: наличие оригинальных авторских идей и
гипотез относительно перестройки педагогического процесса.
Развитие образования, прогресс в отдельных направлениях ее работы
могут осуществляться только как инновационный процесс: замена
устаревших и неэффективных средств новыми средствами для данных
условий и более эффективными, использование новых идей, технологий.
Педагогическая технология – построение системы целей (от общих к
конкретным) для достижения определенного результата развития
обучающихся с высокой вариативностью использования методов, приемов,
средств и форм организации обучения .
Создание устойчивого интереса к занятиям по физической культуре
является само физическое воспитание и создание положительного
эмоционального настроя в процессе двигательной деятельности - это 99%
успеха в освоении предлагаемых заданий и 100% успеха в решении задачи по
формированию желания выполнять физические упражнения ежедневно.
Пути повышения эффективности развития физических качеств
обучающихся является прежде всего, реализия инновационных технологий
по физической культуре, которые направлены на развитие у обучающихся
жизненно необходимых двигательных умений и навыков, развитие таких
физических качеств как сила, ловкость, выносливость, гибкость, быстрота.
Для этого используется здоровье сберегающие технологии. Здоровье
сберегающие технологии в физическом воспитании – это совокупность
приёмов, методов, методик, средств обучения и подходов к образовательному
процессу. При котором выполняются как минимум 4 требования:
1. Учёт индивидуальных особенностей обучающихся.
2.Деятельность учителя в аспекте реализации здоровье сберегающих
технологий на уроках физической культуры должна включать знакомство с
результатами медицинских осмотров обучающихся, их учет в учебно-
воспитательной работе;
3. Не допускать чрезмерной изнуряющей физической, эмоциональной,
нагрузки при освоении учебного материала.
4. Обеспечение такого подхода к образовательному процессу, который
гарантировал бы поддержание только благоприятного морально-
психологического климата в коллективе.
Для достижения целей здоровье сберегающих образовательных
технологий обучения применяются следующие группы средств:
1.Средства двигательной направленности;
2.Оздоровительные силы природы;
3.Гигиенические факторы.
Комплексное применение этих средств позволяет решить задачи
педагогики оздоровления.
К средствам двигательной направленности относятся такие двигательные
действия, которые направлены на реализацию задач здоровье сберегающих
образовательных технологий обучения. Это – движение; физические
упражнения; физкультминутки и подвижные перемены; эмоциональные
разрядки и минутки «покоя» гимнастика (оздоровительная, пальчиковая,
корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний,
для бодрости); лечебная физкультура, подвижные игры; специально
организованная двигательная активность обучающихся (занятия
оздоровительной физкультурой, своевременное развитие основ двигательных
навыков); массаж, самомассаж; тренинги и др.
Так же использую игровые технологии на уроке с целью повышения
эмоциональности и дальнейшей мотивации к занятиям физической
культурой.
Игровая деятельность занимает важное место в образовательном процессе.
Ценность игровой деятельности заключается в том, что она учитывает
психолого-педагогическую природу обучающегося, отвечает его
потребностям и интересам. Игра формирует типовые навыки социального
поведения, специфические системы ценностей, ориентацию на групповые и
индивидуальные действия, развивает стереотипы поведения в человеческих
общностях.
Игровая деятельность на уроках дает возможность повысить у
обучающихся интерес к учебным занятиям, позволяет усвоить большее
количество информации, основанной на примерах конкретной деятельности,
моделируемой в игре, помогает ребятам в процессе игры научиться
принимать ответственные решения в сложных ситуациях. Использование
игровых форм занятий ведет к повышению творческого потенциала
обучаемых и к более глубокому, осмысленному и быстрому освоению
материала. Само ценность игры заключается в том, что она осуществляется
не под давлением жизненной необходимости.
Игра – это проявление желания действовать.
Игровые формы работы в учебном процессе могут нести ряд функций:
- обучающая;
- воспитательная;
- развивающая;
- психотехническая;
- коммуникативная;
- развлекательная;
- релаксационная.
Убыстрение темпа современной жизни ставит задачу более активно
использовать игру для воспитания обучающихся. Сейчас очевидно, что игры
необходимы для обеспечения гармоничного сочетания умственных,
физических и эмоциональных нагрузок, общего комфортного состояния.
Когда в первый раз слышишь фразу “компьютер на уроке физкультуры”,
то сразу возникает недоумение и вопрос: разве это совместимо? Ведь
физкультура – это, прежде всего движение. Так сначала думают все, но до тех
пор, пока не освоишь информационные технологии и не станешь применять
их в своей работе.
Уроки физической культуры включают большой объем теоретического
материала, на который выделяется минимальное количество часов, поэтому
использование современных информационных технологий позволяет
эффективно решать эту проблему. Используя компьютерные технологии в
образовательном процессе, урок становится более интересным, наглядным и
динамичным. Многие объяснения техники выполнения разучиваемых
движений, исторические документы и события, биографии спортсменов,
освещение теоретических вопросов различных направлений не могут быть
показаны обучающимся непосредственно. Поэтому необходимо использовать
различные виды наглядности. Сам факт проведения урока физической
культуры в кабинете, оснащенном компьютерной техникой, интригует
обучающихся, у них появляется внешняя мотивация. Из внешней мотивации
“вырастает” интерес к предмету.
В образовательных учреждениях имеются все условия для проведения
уроков с компьютерной поддержкой: интерактивная доска, мультимедийный
проектор, компьютер.
Так же можно использовать на уроках физической культуры электронные
презентации. Это позволит при использовании компьютерных технологий в
образовательном процессе, сделать урок более демонстративным.
Изменяется содержание деятельности преподавателя; преподаватель
становится разработчиком новой технологии обучения, что, с одной стороны,
повышает его творческую активность, а с другой – требует высокого уровня
технологической и методической подготовленности.
В заключении хочется отметить, что использование инновационных
технологий в физическом воспитании это в первую очередь творческий
подход к педагогическому процессу с целью повысить интерес к занятиям
физической культуры и спортом – это главная цель, к которой мы стремимся
в связи с задачей повышения уровня процесса обучения физической культуре
для сохранения здоровья.