Напоминание

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования.


Автор: Кокшарова Людмила Федоровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ д\сад № 1
Населённый пункт: Кировская область г Малмыж
Наименование материала: опыт работы
Тема: Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 «Светлячок» г. Малмыжа Кировской обл. ОПЫТ РАБОТЫ по теме: Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования. Автор: воспитатель Кокшарова Людмила Федоровна г.Малмыж
Тема: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную

технику рисования».


Цель:
Создание условий для развития у детей мелкой моторики через нетрадиционные методы рисования.
Задачи
: 1. Расширять представление о многообразии нетрадиционных техник рисования. 2. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознаком- ления с нетрадиционными техниками рисования. 3. Формировать эстетический вкус, творчество, фантазию. 4. Развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение. 5. Совершенствовать технические умения и навыки рисования. 6. Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.
Актуальность темы:
«Детство – каждодневное открытие мира, поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия» «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими слова- ми, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В. А. Сухомлинский. Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребенок чувствует себя уверенно. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множе- ство положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знако- мых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемо- стью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет по- чувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, ду- мать, фантазировать. Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивиду- альность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, при- носить людям радость. Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знако- мятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообра- зием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Рисование нетрадиционными техниками - важнейшее дело эстетического воспитания. Изобра- зительная деятельность - одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глу- боко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции. Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произве- дения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возмож- ность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыра- жаться. Проблемой развития нетрадиционных техник рисования занимались Р. Г. Казакова, Т. И. Сайганова, Е. М. Седова, В. Ю. Слепцова, Т. В. Смагина, О. В. Недорезова, В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова и другие. За время пребывания в группе дети успевают изучить различ- ные технологии изображения такие как: тычок жесткой полусухой кистью, рисование пальчи- ками, оттиск пробкой, восковые мелки + акварель, монотипия предметная, кляксография обычная, кляксография с трубочкой, кляксография с ниточкой, набрызг, тычкование, моноти- пия пейзажная. Включение в работу с детьми нетрадиционных техник рисования позволяет развивать сенсор- ную сферу не только за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнение соответ- ствующих действий, но и за счет работы с разными изобразительными материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательного интереса ребенка (использование предме- тов, которые окружают малыша каждый день в новом ракурсе - можно рисовать собственной ладошкой, пальчиками, использовать вместо кисточки колосок или листик березы). Происхо- дит развитие наглядно - образного, и словесно - логического мышления, активизация самосто- ятельной мыслительной деятельности детей. (Чем я еще могу рисовать? Что я могу этим мате- риалом нарисовать) За счет использования различных изобразительных материалов, новых технических приемов, требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребен- ка фиксированным положением (как при правильном держании кисти или карандаша, созда- ются условия для развития общей моторной неловкости, развития мелкой моторики. Ведь вместо традиционных: кисти и карандаша ребенок использует для создания изображения соб- ственные ладошки, различные печатки, трафареты, технику " кляксография". Созданию слож- ного симметричного изображения способствует техника " монотипия". Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открыто- сти, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально - положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной дея- тельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, непо- вторима. Распределение техники по возрастным группам. С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать: рисование пальчиками; оттиск печатками из картофеля; рисование ладошками. Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками: тычок жесткой полусухой кистью. печать поролоном;
печать пробками; восковые мелки + акварель; свеча + акварель; отпечатки листьев; рисунки из ладошки; рисование ватными палочками; волшебные веревочки. А в старшем дошкольном возрасте дети могу освоить еще более трудные методы и техники: рисование песком; рисование мыльными пузырями; рисование мятой бумагой; кляксография с трубочкой; монотипия пейзажная; печать по трафарету; монотипия предметная; кляксография обычная; пластилинография. Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения Информационно-аналитический этап работы над темой самообразования: 1. Изучение методической литературы по теме: 2. Разработка перспективного план на сентябрь – май По нетрадиционной техники рисования в младшей группе 3 . Консультация для родителей "Значение развития мелкой моторики у детей дошкольного воз- раста через нетрадиционную технику рисования». 4. Выставки детских рисунков для родителей.
Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании в младшей группе. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятель- ность, которая удивляет и восхищает детей. Важную роль в развитии ребёнка играет развива- ющая среда. Нетрадиционные техники рисования – это способы создания нового, оригиналь- ного произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огром- ная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Нетрадиционные подходы к организации образовательной деятельности «Художественное творчество», вызывают у детей желание рисовать, дети становятся более раскованными, уве- ренными, у них развивается фантазия, творческое воображение, мышление, любознатель- ность. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать чем хочешь и как хочешь. Дети ощущают поло- жительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает. Нетрадиционное рисование – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Каждая техника – это ма- ленькая игра, доставляющая ребенку радость, положительные эмоции. Она не утомляет малы- ша, у ребенка сохраняется высокая активность и работоспособность на протяжении всего вре- мени рисования. Нетрадиционное рисование лежит в основе многих арт-терапевтических техник. Как средство коррекции психических процессов, нетрадиционные техники рисования позволяют преодо- леть чувство страха, дают свободу, вселяют уверенность в себе, своих силах. Современные ис- следования показали, что нетрадиционное рисование способствует ослаблению возбуждения эмоционально расторможенных детей, не смотря на то, что чрезмерно активный ребенок ну- ждается в обширном пространстве для разворачивания деятельности, его внимание часто рас- сеянно и неустойчиво. В процессе нестандартной художественной деятельности зона активно- сти сужается, уменьшается амплитуда движений. Занятия данным видом рисования способствуют развитию зрительно-моторной координации, фантазии, логики, мышления, что очень важно для подготовки дошкольника к обучению в школе. Нетрадиционное рисование – это способ самовыражения, общения с самим собой, от- личное средство не только для поднятия настроения, но и для взгляда на мир другими глаза- ми, открытия в себе новых возможностей! Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребёнок любит быстро достигать результата в своей ра- боте.
Кляксография
Кляксография – это отличный способ весело и с пользой провести время, поэкспериментиро- вать с красками, создать необычные образы. Раздувая кляксы нельзя точно предугадать, как они разойдутся, перельются друг в друга, и каков будет окончательный результат... Такое заня- тие будет интересно и взрослым и детям. Причем не только интересно - но и полезно: напри- мер, в качестве артикуляционной гимнастики. Также рисование выдуванием через соломинку укрепляет здоровье и силу легких и дыхательной системы (что особенно полезно при кашле).
Хочется отметить, что с помощью данного вида рисования хорошо, получается, изображать различные деревья (получаются замысловатые стволы, ветки и т.д.). Попробуйте, результат Вам понравится!
Тычок жесткой полусухой кистью
Средства выразительности: фактурность окраски, цвет. Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, дер- жа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
Рисование пальчиками
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет. Материалы: мисочки с гуа- шью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки. Способ получения изображе- ния: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, за- тем гуашь легко смывается.
Рисование ладошкой
Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт. Материалы: широкие блю- дечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окраши- вает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и ле- вой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, за- тем гуашь легко смывается.
Скатывание бумаги
Средства выразительности: фактура, объем. Материалы: салфетки либо цветная двухсторон- няя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы. Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. За- тем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.
Оттиск смятой бумагой
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: блюдце либо пластиковая ко- робочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуа- шью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага. Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бу- магу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.

Восковые мелки + акварель
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: восковые мелки, плот- ная белая бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Ри- сунок мелками остается не закрашенным.
Точечный рисунок
Детям нравится все нетрадиционное. Рисование точками относится к необычным, в данном случае, приемам. Для реализации можно взять фломастер, карандаш, поставить его перпенди- кулярно к белому листу бумаги и начать изображать. Но вот лучше всего получаются точеч- ные рисунки красками. Вот как это делается. Спичка, очищенная от серы, туго заматывается небольшим кусочком ваты и окунается в густую краску. А дальше принцип нанесения точек такой же. Главное, сразу же заинтересовать ребенка.
Отпечатки листьев
Средства выразительности: фактура, цвет. Материалы: бумага, гуашь, листья разных дере- вьев (желательно опавшие), кисти. Способ получения изображения: ребенок покрывает ли- сток дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно до- рисовать кистью. Проводя цикл занятий с использованием разнообразных техник для выявления способно- стей детей за пройденное время, видно, что у детей, имеются способности к работе красками с использованием нетрадиционных техник. У детей со слабо развитыми художественно-твор- ческими способностями показатели находятся чуть выше, чем в начале учебного года, но за счет применения нетрадиционных материалов улучшился уровень увлеченности темой и тех- никой и способность к цветовосприятию.
Поролоновые рисунки
Почему-то мы все склонны думать, что, если рисуем красками, то обязательно и кисточкой. Далеко не всегда, утверждают тризовцы. На помощь может прийти поролон. Советуем сделать из него самые разные разнообразные маленькие геометрические фигурки, а затем прикрепить их тонкой проволокой к палочке или карандашу (не заточенному). Орудие труда уже готово. Теперь его можно обмакнуть в краску и методом штампов рисовать красные треугольники, желтые кружки, зеленые квадраты (весь поролон в отличие от ваты хорошо моется). Вначале дети хаотично будут рисовать геометрические фигуры. А затем предложите сделать из них простейшие орнаменты - сначала из одного вида фигур, затем из двух, трех.
Разрисовка

маленьких камешков
Разумеется, чаще всего ребенок изображает па плоскости, на бумаге, реже на асфальте, плитки больших камнях. Плоскостное изображение дома, деревьев, машин, животных на бу- маге не так влечет, как создание объемных собственных творений. В этой связи в идеале ис-
пользуются морские камешки. Они гладкие, маленькие и имеют различную форму. Сама фор- ма камешка порой подскажет ребенку, какой образ в данном случае создать ( а иногда взрос- лые помогут малышам). Один камешек лучше подрисовать под лягушку, другой - под жучка, а из третьего выйдет замечательный грибок. На камешек наносится яркая густая краска - и об- раз готов. А лучше его закончить так: после того, как камешек высохнет, покрыть его бесцвет- ным лаком. В этом случае блестит, ярко переливается объемный жук или лягушка, сделанная детскими руками. Эта игрушка еще не один раз будет участвовать в самостоятельных детских играх и приносить немалую пользу ее хозяину.
Метод ниткографии
Существует этот метод в основном для девочек. Но это не значит, что он не пригоден для де- тей другого пола. А заключается он в следующем. Вначале делается из картона экран разме- ром 25х25 см. На картон наклеивается или бархатная бумага, или однотонный фланель. К экрану хорошо бы подготовить симпатичные мешочек с набором шерстяных или полушерстя- ных ниток различных цветов. В основе этого метода лежит следующая особенность: к флане- ли или бархатной бумаге притягивается ниточки, имеющие определенный процент шерсти. Нужно только прикреплять их легкими движениями указательного пальца. Из таких ниток можно готовить интересные сюжеты. Развивается воображение, чувство вкуса. Особенно де- вочки учатся умело подбирать цвета. К светлой фланели подходят одни цвета ниток, а к тем- ной - совершенно другие. Так начинается постепенный путь к женскому ремеслу, очень нуж- ному для них рукоделию.
Объемная аппликация
Очевидно, что дети любят заниматься аппликацией: вырезать что-либо и наклеивать, полу- чая от самого процесса массу удовольствия. И нужно создавать им все условия. Наряду с плоскостной аппликацией научить их делать объемную: объемная лучше воспринимается до- школьником и более реалистично отражает окружающий мир. С целью получения такого изображения нужно хорошо помять в детских руках аппликативную цветную бумагу, затем слегка распрямить и вырезать требуемую форму. После чего едва наклеить и в случае необхо- димости дорисовать отдельные детали карандашом или фломастером. Сделайте, к примеру, так любимую детьми черепашку. Помните коричневую бумагу, слегка распрямите, вырежьте овальную форму и наклейте, а затем подрисуйте голову и ноги.
Рисование пластиковой вилкой
А еще можно рисовать вилками. Понадобятся бумага, гуашь, вилка и конечно же фантазия. Лучше всего использовать пластиковую вилку, так как она более гибкая и безопасная. Окуна- ем вилку в гуашь и начинаем прижимать вилку к бумаге.

Список литературы
1. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006. 2. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Ли- тера», 2006. 3. «Методика обучения изобразительной деятельности» под редакцией Т.С. Комаро- вой. 4. Лыкова И.А. «Дидактические игры и занятия. Художественное воспитание и раз- витие детей 1–7 лет». Методическое пособие для специалистов дошкольных об-
разовательных учреждений. «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва 2009 г. 5. Лыкова И.А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития де- тей 2–7 лет. Цветные ладошки». 6. Лыкова И.А. «Методические рекомендации к программе «Цветные ладошки». «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва 2009 г. 7. Ткаченко Т.А. "Развиваем мелкую моторику", М. Издательство ЭКСМО,2007 8. Утробина К. К., Утробин Г. Ф. «Увлекательное рисование методом тычка»


В раздел образования