Роль русских народных сказок в нравственном воспитании детей
Автор: Гребенкина Ольга Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ Новосафоновский детсад "Солнышко" Населённый пункт: Кемеровская обл.,Прокопьевский район, п.Новосафоновский Наименование материала: Консультация для родителей Тема: Роль русских народных сказок в нравственном воспитании детей Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Новосафоновский детский сад «Солнышко»
Консультация для родителей
Разработал:
Гребенкина Ольга Александровна
Прокопьевский муниципальный район
«
Сказка - это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком
жизненных явлений». (В. А. Сухомлинский)
В наше время, когда людям так не хватает эмоционального контакта и
понимания,
часто
можно
встретить
агрессивных
детей,
а
также
равнодушных.
Да
и
всем
нам
понятно,
что
доброта
стала
наиболее
дефицитным
явлением
в
окружающем
мире.
Взрослые
порой
просто
не
знают, как побороть все возрастающую детскую жестокость, враждебность.
Наблюдая за детьми 2-го года жизни, было выявлено, что дети не умеют
общаться друг с другом: проявляют некоторую склонность к враждебности,
нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У
детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. А именно с раннего
возраста идет формирование и развитие нравственных качеств человека.
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости,
агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. С
рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому считаем, что уже с
младшего дошкольного возраста необходимо показать малышу нравственную
суть каждого поступка. Детям сложно самостоятельно разобраться в мире
человеческих отношений, освоить язык чувств, быть добрым, внимательным,
справедливым.
Много
еще
не
зная
и
не
умея,
дети
часто
нарушают
установленные нормы общества.
Наблюдения за детьми убеждают в том, что именно взрослым очень
важно
найти
пути
воспитания
у
детей
миролюбия
и
доброжелательного
поведения,
сформировать
у
них
гуманное
отношение
к
сверстникам,
взрослым людям, а также к природе и животным. Зная тот факт, что именно
художественная литература активно воздействует на чувства и разум ребенка
–
дошкольника,
развивает
его
восприимчивость,
эмоциональность,
следовательно,
является
наиболее
доступным
средством
нравственного
воспитания.
Сказка
–
это
одно
из
основных
произведений
народного
фольклора,
который включает в себя разные по жанру произведения. Передовые русские
педагоги всегда были высокого мнения о воспитательном и образовательном
значении
народных
сказок
и
указывали
на
необходимость
широкого
их
использования в педагогической работе. Так, В.Г. Белинский ценил в сказках
их
народность,
их
национальный
характер.
Он
полагал,
что
в
сказке
за
фантазией и вымыслом стоит реальная жизнь, действительные социальные
отношения. В.Г. Белинский, глубоко понимавший природу ребенка, считал,
что у детей сильно развито стремление ко всему фантастическому, что им
нужны
не
абстрактные
идеи,
а
конкретные
образы,
краски,
звуки.
Н.А.
Добролюбов считал сказки произведениями, в которых народ выявляет свое
отношение к жизни, к современности. Н.А.Добролюбов стремился понять по
сказкам и преданиям взгляды народа и его психологию, хотел, "чтобы по
преданиям
народным
могла
обрисоваться
перед
вами
живая
физиономия
народа,
сохранившего
эти
предания".
Великий
русский
педагог
К.Д.Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в
свою педагогическую систему. Причину успеха сказок у детей Ушинский
видел
в
том,
что
простота
и
непосредственность
народного
творчества
соответствуют таким же свойствам детской психологии. "В народной сказке, -
писал он, - великое и исполненное поэзии дитя-народ рассказывает детям
свои детские грезы и, по крайней мере, наполовину сам верит в эти грезы".
Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий
выработанным
и
проверенным
народом.
Жизнь,
народная
практика
воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Дети и
сказка - неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со
сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и
воспитания
каждого
ребенка.
Материалом
для
народных
сказок
служила
жизнь народа: его борьба за счастье, верования, обычаи, - и окружающая
природа. В верованиях народа было немало суеверного и темного. Это темное
и реакционное - следствие тяжелого исторического прошлого трудящихся. В
большинстве
же
сказок
отражены
лучшие
черты
народа:
трудолюбие,
одаренность, верность в бою и труде, безграничная преданность народу и
родине. Воплощение в сказках положительных черт народа и сделало сказки
эффективным
средством
передачи
этих
черт
из
поколения
в
поколение.
Именно
потому,
что
сказки
отражают
жизнь
народа,
его
лучшие
черты,
культивируют в подрастающем поколении эти черты, народность оказывается
одной из важнейших характеристик сказок. В настоящее время сказка, как и
другие
ценности
традиционной
культуры,
заметно
утратила
свое
предназначение. Этому способствовали современные книги и мультфильмы с
упрощенным
диснеевским
стилем
пересказа
известных
сказок,
часто
искажающие
первоначальный
смысл
произведения,
превращающие
сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное.
Такая трактовка навязывает детям определенные образы, которые лишают их
глубокого и творческого восприятия сказки.
Ранний
возраст
-
решающее
время
для
формирования
характера,
отношения к миру и окружающим, воспитания моральных ценностей. Такие
нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя,
возможно
формировать
с
помощью
сказок,
в
том
числе
о
животных.
Учитывая
тот
факт,
что
в
каждой
сказке
заложен
своеобразный
«нравственный
урок»,
необходимо
помочь
ребенку
понять,
в
чем
он
заключается, прояснить его суть, т.е. понять главный смысл сказки, тем
самым заложить в душе и сознании маленького слушателя определенные
моральные установки. Не зря существует поговорка «Сказка – ложь, да в ней
намек, добрым молодцам урок». Сказки разных типов, писателей разных
стран, благодатный материал для занятий с детьми. Каждую сказку можно
читать
многократно.
Важно
только
помнить,
что
работа
со
сказкой
длительная и кропотливая и от нее нельзя ждать немедленного результата.
Подводя итог, стоит еще раз отметить, что именно сказка помогает
заложить первые представления ребенка о мире природы. Дать понятие о том,
что и растения, и животные - живые существа, они дышат, пьют воду, растут,
а самое главное, чувствуют боль, как человек. Читайте сказки, ведь они так
важны для формирования внутреннего мира ребенка!