Напоминание

Формирование экологической культуры личности обучающихся


Автор: Моргунова Марина Юрьевна
Должность: преподаватель специальных дисциплин
Учебное заведение: государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области "Октябрьский техникум строительных и сервисных технологий им.В.Г. Кубасова"
Населённый пункт: г.о.Октябрьск Самарская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Формирование экологической культуры личности обучающихся
Раздел: среднее профессиональное





Назад




« Формирование экологической культуры личности обучающихся» Автор проекта Моргунова Марина Юрьевна Преподаватель специальных дисциплин государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области «Октябрьский техникум строительных и сервисных технологий им.В.Г. Кубасова» Октябрьск 2017
«Природа, как бесценный дар, и человек-это единое целое. Только в общении с природой человек может достигнуть нравственного совершенства». В.И. Вернадский

-
Анализ исследований последних лет по проблеме формирования экологической культуры у студентов и школьников показывает, что разработке этих жизненно важных вопросов уделяется недостаточное внимание. Практика экологического образования позволяет утверждать, что традиционные методы и средства педагогической деятельности при формировании экологической культуры личности в настоящее время недостаточно эффективны.  - Основное противоречие заключается в том, что требуется выполнить заказ общества по формированию экологической культуры студентов, однако на практике его выполнение не может быть реализовано, так как не разработана система адекватных методов и средств. Это подтверждает актуальность проблемы, представленной в данном проекте. Проблема: отсутствие системы эффективных методов и средств педагогической деятельности при формировании экологической культуры личности студентов .
«Настанет время, когда весь мир будет объят одной наукой, одной истиной, одной промышленностью, одним братством, одной дружбой с природой…» Д.И. Менделеев
 Формирование экологической культуры личности направлено на развитие представлений о целостности мира и окружающей среды, воспитание ответственного отношения к сохранности жизни на Земле, осознание студентами ответственности за свое здоровье и окружающих людей, формирование активной жизненной позиции.  -Экологические знания важны каждому специалисту, не зависимо от специальности подготовки, поэтому в каждой дисциплине, междисциплинарном курсе, профессиональном модуле, есть свои кирпичики, из которых складывается здание экологической культуры.  -Формирование экологического мышления идет не только на занятиях, но и через внеаудиторную работу.  -В условиях духовного обновления России, а также социально-экономических реформ, обусловивших изменения в сфере образования и культуры, резко повышается интерес к экологии. В современном мире все больше осознается опасность экологической катастрофы, которая может привести к уничтожению человечества. Повсюду раздаются предостережения о вреде, приносимом нашему здоровью и качеству жизни. Все большее количество людей участвуют в деятельности по охране окружающей среды, и экология становится более значимой в жизни человека, в его существовании на планете. «Думай глобально - действуй локально» - становится экологическим девизом. Острота ситуации требует утверждения новой парадигмы, в соответствии с которой профессиональная деятельность корректировалась бы принципами экологической целесообразности и критериями экологической культуры человека. Актуальность
-Формирование экологической культуры личности студента необходимо на всех уровнях образовательной системы: начальное, среднее, средне-специальное, высшее, а также в дополнительном образовании. В его основе должно быть заложено представление единства человека с природой, его созидательной деятельности, предполагающей не только её эксплуатацию и сохранение, но и дальнейшее её процветание. -Экологическая культура личности - составная часть духовной и материальной культуры, она тесно связана с нравственной и эстетической культурой, выражает материально-предметное и духовно-практическое отношение человека к миру. В этом контексте ее можно определить как способ и меру реализации сущностных сил в процессе предметно-практической деятельности по освоению природы. Содержание экологической культуры личности отражено в мировоззрении, системе убеждений, взглядов и представлений об экологии, в таких о б щ е ч е л о в е ч е с к и х ц е н н о с т я х , к а к п р и р о д а , з д о р о в ь е , д о б р о , к р а с о т а . -Эффективная методика формирования экологической культуры студентов, которая включает не только традиционные дидактические материалы, позволяющие формировать знания студентов об экологии, ее задачах и проблемах, но и произведения изобразительного искусства, поэзии. Они вызывают эмоционально-эстетические чувства, позволяют переосмыслить свое отношение к окружающему растительному и животному миру, изменить п о в е д е н и е , а к т и в и з и р у я с о б с т в е н н у ю д е я т е л ь н о с т ь . - На практике формирование экологической культуры личности, главным образом, осуществляется стихийно (окружающей средой, семьей, СМИ, неформальными контактами, самообразованием студентов). Перед современной системой образования стоит задача подготовки экологически культурных студентов и школьников, способных в полной мере осознать отрицательные последствия непродуманного вмешательства человека в природные процессы и учитывать их в своей деятельности. Современному молодому поколению необходимо не только адаптироваться, но и критически переосмыслить опыт и результаты природопокорительного отношения в ретроспективе, реализовывать стратегию уравновешенного и устойчивого развития.
Экологическая культура и экологическое сознание
 В соответствии с «Программой мероприятий по реализации Концепции экологического образования и воспитания подрастающего поколения» утверждена национальная программа экологического образования, в которой приняты во внимание общие принципы экологической политики в области экологического образования, определены собственные специфические периоды роста и развития системы экологического образования и воспитания. Среди многочисленных проблем особое место занимают углубление и расширение комплексных экологических знаний студентов. Миссии проекта Создание системы мероприятий, направленных на углубление и расширение комплексных экологических знаний студентов.
 -интерес к природе;  -знания о природе, взаимосвязях в природе, воздействии человека на природу;  -чувства эстетические и нравственные;  -позитивная деятельность и поведение в природе;  -мотивы деятельности в природе (познавательные, эстетические, санитарно- гигиенические )  В современных условиях, когда происходит глубочайшее и разностороннее воздействие общества на природную среду, всё более возрастающее значение приобретает экологическое воспитание. Экологическое воспитание призвано формировать экологическое мировоззрение, нравственность и экологическую культуру людей. Для достижения этих целей нужна интеграция всех знаний о природных и общественных законах функционирования окружающей среды.  В настоящее время всё чаще проявляется опасное заблуждение о превосходящем значении личностного над общественным. Поэтому развитие убеждённости в приоритете общечеловеческих экологических ценностей над эгоистическими интересами отдельных личностей и групп превратилось в сложную нравственную проблему. Ни для кого не секрет, что в погоне за прибылью руководители промышленных предприятий часто забывают о том, что все мы - неотъемлемая часть природы и, заключая сделку с совестью, нельзя же поступить и с природой! Под экологической культурой понимается качество личности, включающее в себя следующие компоненты :
 Формированию экологической нравственности и мировоззрения мешает представление о том, что человечество в своей хозяйственной деятельности ещё не перешло границ экологически дозволенных пределов. Отсюда вытекает ложное представление о возможности продолжения экономического развития посредством бесконечного увеличения потребления природных ресурсов: минеральных, водных, земельных, лесных, биологических, рекреационных.  Проблемы экологического воспитания должны рассматриваться не изолированно, а в связи с нравственным, эстетическим, физическим формированием уровня развития личности студента.  У студентов формируют представления о единстве природы, человека, общества, о биологических, социальных, экономических, технологических и эстетических взаимосвязях; умение оценивать многообразие связей между природой, обществом, жизнью и здоровьем человека; осознание законодательства о бережном отношении к природе и охране ее богатств; чувство личной ответственности за состояние окружающей природной среды. Любовь к природе, бережное отношение к ней студенты познают как на занятиях по дисциплинам и междисциплинарным курсам, так и в неурочное время.
 Цель экологической культуры личности (экологического образования) – формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе нового мышления. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природоиспользования и пропаганду идей оптимизации, активную деятельность по изучению и охране своей местности, защите и возобновлению природных богатств. Чтобы эти требования превратились в норму поведения каждого человека необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за сохранность природы, вырабатывать активную жизненную позицию по восприятию проблемы сохранения окружающей природной среды. Цель: создание программы по подготовке формирования экологической культуры личности студентов .
Берегите Землю. Берегите Жаворонка в голубом зените, Бабочку на листьях повилики, На тропинке солнечные блики… Ястреба, парящего над полем, Ясный месяц над речным покоем, Ласточку, мелькающую в жите. Берегите Землю. Берегите, Чудо песен городов и весей, Мрак глубин и волю поднебесий… Нежности беспомощное пенье И любви железное терпенье. Берегите молодые всходы На зеленом празднике Природы. Небо в звездах, Океан и Сушу Но в бессмертие верящую душу, Всех судеб связующие нити. Человека не может не занимать природа, он связан с ней тысячью неразрывных связей, он сын ее. И.С. Тургенев Берегите Землю. Берегите Жаворонка в голубом зените, Бабочку на листьях повилики, На тропинке солнечные блики… Ястреба, парящего над полем, Ясный месяц над речным покоем, Ласточку, мелькающую в жите. Берегите Землю. Берегите, Чудо песен городов и весей, Мрак глубин и волю поднебесий… Нежности беспомощное пенье И любви железное терпенье. Берегите молодые всходы На зеленом празднике Природы. Небо в звездах, Океан и Сушу Но в бессмертие верящую душу, Всех судеб связующие нити. Берегите Землю. Берегите Времени крутые повороты, Радость Вдохновенья и Работы, Древнего родства живые свойства. Откровения Земли и Неба, Сладость Жизни, Молока и Хлеба, Берегите Доброту и Жалость, Чтоб она за слабого сражалась, Берегите будущего ради Это слово из моей тетради. Все дарю! Все доброе приемлю, Только берегите Землю! Михаил Дудин
 В ХХ веке человечество в полной мере ощутило глобальный экологический кризис, который однозначно указывает на антропогенную токсикацию биосферы, на быстрое сокращение биоразнообразия, деградацию на огромных пространствах природных экосистем. Эти драматические изменения окружающей природной среды смогли оказывать негативные воздействия на экономику и здоровье людей. Очевидно, человек в своем развитии перешел допустимые пределы взаимодействия с природой. Именно знания природных законов и закономерностей помогут человечеству в дальнейшем преодолеть экологический кризис и сохранить благоприятную окружающую среду в интересах нынешних и будущих поколений. Глобальные экологические проблемы - парниковый эффект, разрушение озонового слоя, кислотные дожди, потепление климата, пожары, рубка леса и т.д. - в современном меняющемся мире приобрели главное значение. Сохраните благоприятную окружающую среду
Цель: Формирование экологической культуры личности студентов. Цель экологического образования – формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе нового мышления. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природоиспользования и пропаганду идей оптимизации, активную деятельность по изучению и охране своей местности, защите и возобновлению природных богатств. Чтобы эти требования превратились в норму поведения каждого человека необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за сохранность природы, вырабатывать активную жизненную позицию по восприятию проблемы сохранения окружающей природной среды. Цель проекта
 ЗАДАЧА 1. Проведение: Стоит главная задача - помочь студентам стать активными членами общества, которые могли бы понимать экологические проблемы, как глобального, так и локального масштаба и обладать знаниями для их решения.  ЗАДАЧА 2. Реализация :В процессе изучения естественных дисциплин не формируется экологическое сознание, то есть понимание возможности своими действиями причинить природе вред или принести ей пользу. Знания, получаемые в процессе изучения естественных дисциплин, носят отвлеченный характер и не увязываются с повседневной практической деятельностью человека. Осознание этого факта должно помочь совершенствованию экологической подготовки молодых людей, формированию их гражданской позиции, нравственного отношения к окружающему миру.  ЗАДАЧА 3. Разработка: Знание основ экологии – это важнейший компонент экологической культуры, развиваемый у студентов. Задачи проекта
ЗАДАЧИ:  -формировать у обучающихся научное экологическое мировоззрение;  -воспитывать созидательное отношение к окружающей среде;  -прививать необходимые практические навыки и умения поведения на природе;  -вырабатывать умение предвидеть возможные последствия своей деятельности;  -формировать духовную потребность в общении с природой, осознание ее облагораживающего воздействия, стремление к познанию окружающей природы в единстве с переживаниями нравственного характера;  -развивать интерес к экологии как к науке;  -формировать потребность в здоровом образе жизни.  При этом под экологической культурой понимается качество личности, включающее в себя следующие компоненты:  -интерес к природе;  -знания о природе, взаимосвязях в природе, воздействии человека на природу;  -чувства эстетические и нравственные;  -позитивная деятельность и поведение в природе;  -мотивы деятельности в природе (познавательные, эстетические, санитарно- гигиенические и др.) Задачи проекта
 Конституция РФ.  Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"  Федеральный закон об охране окружающей среды.  Конвенция о правах ребенка.  Методические рекомендации Министерства образования РФ о взаимодействии образовательного учреждения с семьей. Правовая база проекта
Команда проекта Преподаватели Куратор группы Администрация техникума Социальные Партнеры Родители
 Первый этап — аналитико-констатирующий,подготовительный (2015-2016 г.г.) предусматривал изучение первоисточников по исследуемой проблемы, анализ педагогического опыта по формированию экологической культуры студентов техникума; разработку методики исследования, проведение констатирующего эксперимента; уточнения критериев, показателей и уровней сформированности экологической культуры как интегративного качества личности. Обработка полученной информации и разработка программы реализации проекта. Подготовка необходимой документации, материально-технической базы для реализации проекта. Знакомство с направлениями деятельности, участниками, специалистами и руководителем проекта.  Второй этап — аналитико-поисковый, практический-основной (2017-2018 г.г.). Обоснована и разработана модель педагогической системы формирования экологической культуры студентов техникума, учитывающий цели, задачи, принципы и требования, педагогические составляющие и условия формирования экологической культуры, разработана методика их системной реализации в учебно-воспитательном процессе. На втором этапе – реализация программы, включающая в себя комплекс мероприятий: практические занятия и семинары; тренинги; мастер-классы; творческие сборы.  Третий этап - завершающую-обобщающий, заключительный ( 2019-2020 г.г.) Проведено формовочный этап эксперимента; скорректировано выходные концептуальные положения исследования; сформулированы выводы и рекомендации педагогическим работникам; определены дальнейшие перспективы исследования; проведены мероприятия по внедрению полученных результатов в учебно-воспитательный процесс техникума. Подведение итогов реализации проекта. Разработка методических рекомендаций. Этапы реализации проекта.
 Общественные организации  Семья  Техникум  Деятельность в общежитии  Воспитательная деятельность в техникуме  Кружковая работа Пути реализации проекта .
 ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.  ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.  ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.  ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.  ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.  ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.  ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.  ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.  ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.  ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). Компетенции.
 План реализации программы экологического воспитания  «В СОДРУЖЕСТВЕ С ПРИРОДОЙ»  Заявки на участие мероприятия  Благодарственные письма  Договора с социальными партнерами  Фотоотчет  Результаты социологического исследования  Методические разработки  Экологическое занятие  Викторина  Лабораторная работа  Практическая работа  Общественное мероприятие  Беседа  Лекция  Спортивная игра  Соревнование  Конкурс  КВН  Экологическая сказка  Экскурсия Форма отчетности
Диагностика результатов:  Основным критерием эффективности работы по формированию экологической культуры обучающихся является единство их экологического сознания и поведения.  Диагностика результатов будет проводиться в конце каждого учебного года путем анкетирования обучающихся, родителей, подведения итогов деятельности в рамках программы. Ожидаемые результаты:  -участие в выявлении экологических проблем Родного края.  -расширение воспитательного и культурного пространства для самореализации, саморазвития экологической культуры обучающихся студентов.  -умение применять теоретические знания в решении практических задач.  -воспитание чутких и внимательных к окружающему миру людей, способных удивляться красоте и совершенству природы, ответственных за ее сохранение  -развитие физических качеств, выработка у обучающихся потребности в здоровом образе жизни;  -достаточное обеспечение необходимой информацией для экологического воспитания обучающихся и педагогов. Диагностика результатов .
Спасибо за внимание!


В раздел образования