"Использование личностно-ориентированного подхода на уроках физической культуры положительно влияющего на физическое, психическое и нравственное благополучие учащихся"
Автор: Сафин Румиль Ринатович Должность: учитель физической культуры Учебное заведение: МОУ Елховокустинская СОШ Населённый пункт: село Елховый Куст Наименование материала: статья Тема: "Использование личностно-ориентированного подхода на уроках физической культуры положительно влияющего на физическое, психическое и нравственное благополучие учащихся" Раздел: полное образование
«Использование личностно-ориентированного подхода на уроках
физической культуры положительно влияющего на физическое,
психическое и нравственное благополучие учащихся»
Аннотация.
Данная
статья
предназначена
для
учителей
физической
кул ьту р ы ,
в к л юч а е т
в
с е бя
и д е и ,
ф о рм ы реализации
личностно-
ориентированного подхода в обучении.
Ключевые слова: личностно-ориентированного подход, индивидуальные
особенности и способности, разноуровневые задания, ситуация успеха.
Введение. Модернизация
системы
российского
образования
требует
коренной
перестройки
процесса
обучения
и
воспитания,
в
том
числе
и
физического
воспитания
учащихся.
Это
обусловлено
тем,
что
ухудшение
здоровья детей школьного возраста в России стало не только медицинской, но и
серьезной педагогической проблемой. Именно на уроках физической культуры
необходимо ориентироваться на личность. Поэтому, наиболее актуальным в
деятельности
современного
учителя
является
реализация
личностно-
ориентированного подхода в обучении.
Во-первых,
необходимо
учитывать
индивидуальные
особенности
учеников:
психические
качества,
телосложение,
физическое
развитие,
физические
способности,
состояние
здоровья,
возрастные
и
половые
особенности.
Для
этого
необходимо
тесное
сотрудничество
со
школьным
врачом, психологом, классным руководителем, родителями.
В каждом классе имеются ослабленные дети, учащиеся с различными
диагнозами состояния здоровья. Для них задания и упражнения подбираются в
соответствии с рекомендациями школьного врача. Ослабленные дети не уверены в
своих силах, неловки и застенчивы, малоактивны, чрезмерно чувствительны,
недостаточно подтянуты, безудержно возбудимы. Нужно все время держать
таких
детей
в
поле
своего
внимания. Они
больше
работают
над
совершенствованием техники физических упражнений, разучивают комплексы
корригирующей
гимнастики,
занимаются
оздоровительной
ходьбой.
Они
ориентированы
на
то,
чтобы,
работая
в
группах,
проговаривать
последовательность выполнения упражнения одноклассникам или учителю.
Во-вторых, нужно предоставить учащимся возможность выбора на уроке
разноуровневых заданий по сложности выполнения, затратам энергии, нагрузкам
соответственно индивидуальным возможностям, виду деятельности на уроке:
участник, организатор, консультант. Развитие двигательных способностей - одна
из главных задач физического воспитания в школе.
В-третьих,
важно
создавать
на
уроке
ситуацию
успеха:
учить
без
принуждения,
вызывать
радость
от
занятий
и
от
достижения
результата,
способствовать развитию ребенка, но, в то же время воспитывать ребят в духе
преодоления
трудностей,
вести
их
по
пути
от
«простого
к
сложному»,
от
изученного
к
неизученному,
все
время,
создавая
перед
ними
систему
перспективных направлений в стремлении к совершенствованию.
Формами педагогического контроля в процессе физического воспитания
являются
тестирование,
наблюдение
за
деятельностью
учащихся,
оценка
овладения
программным
материалом. Эти
показатели
определяются
результатами развития физических качеств. Оценивать показатели физической
подготовленности, достигнутые учеником, необходимо не на данный момент, а
за
определённо е
время. Необходимо
быть
максимально
тактичным,
внимательным, не унижать достоинство ученика, использовать оценку таким
образом,
чтобы
она
способствовала
повышению
и
дальнейшему
развитию
интереса учащихся к урокам физической культуры. Учащиеся должны знать
критерии
выставления
отметки,
представлять
перспективу
развития
и
пути
решения для достижения лучших результатов.
Долг
учителя
–
раскрыть
в
ученике
положительные
качества
и
способствовать их развитию, слабых учеников заставить поверить в свои силы,
научить каждого ученика работать на уроках физической культуры, дома – над
развитием своих физических и морально-волевых качеств.