ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА И ЕЁ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ И МОТИВАЦИИ ИНТЕРЕСА РЕБЁНКА К ОБУЧЕНИЮ ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО
Автор: Кузнецова Марина Васильевна Должность: преподаватель фортепиано Учебное заведение: МБУДО "ФДШИ" Населённый пункт: Г. Фролово Волгоградской обл. Наименование материала: статья Тема: ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА И ЕЁ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ И МОТИВАЦИИ ИНТЕРЕСА РЕБЁНКА К ОБУЧЕНИЮ ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО Раздел: дополнительное образование
М.В. Кузнецова
(г. Фролово, Волгоградская обл.)
ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА И ЕЁ РОЛЬ
В ФОРМИРОВАНИИ И МОТИВАЦИИ ИНТЕРЕСА
РЕБЁНКА К ОБУЧЕНИЮ ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО
Без дара снискать любовь
ученика все остальные таланты
педагога окажутся бесполезными.
(М. Гретри)
В наше время интерес к обучению детей фортепианной игре не теряет
своей актуальности. Многие родители приводят своих детей в ДМШ и ДШИ с
целью дать им начальное музыкальное образование, тем самым расширить их
кругозор, повысить интеллект, занять свободное время. Но не все поступающие
к нам дети от природы музыкально одарены и способны успешно справляться с
требованиями программы обучения. Как же быть в данной ситуации?
Необходимо дифференцировано подходить к каждому ученику. В совре-
менной фортепианной педагогике одним из главных постулатов должен быть:
«Обучать всех желающих детей вне зависимости от природных музыкальных
данных, способностей, одарённостей, не ориентируя их на музыкальную карье-
ру». Здесь уместны слова А.Б. Гольденвейзера: «Музыке нужно учить всех в той
или иной форме и степени, а воспитывать профессиональными музыкантами
нужно не только не всех, но лишь немногих»
1
.
Чем раньше ребёнок начинает обучаться игре на фортепиано, тем благо-
творнее это сказывается на его психофизическом, интеллектуальном и личност-
ном развитии. В помощь преподавателям для работы с юными пианистами су-
ществует множество современных методик и технологий: О.А. Геталовой
2
, Т.Б.
Юдовиной-Гальпериной
3
,
М.А. Глушенко
4
и другие.
Но, безусловно, огромное и важное значение в обучении ребёнка игре на
фортепиано имеет личность педагога. Особенно значима роль первого педагога,
так как он закладывает пианистический, интеллектуальный, психологический
фундамент, на котором будет строиться дальнейшее обучение и развитие ребён-
ка.
Детским педагогом может стать далеко не каждый. Для этого недостаточ-
но быть искусным музыкантом, виртуозным пианистом. Педагогический талант
далеко не всегда сопутствует исполнительскому.
Многие выдающиеся музыканты и педагоги обращали внимание на раз-
личия, разделение возрастных педагогических ступеней при обучении музыке.
Каждая ступень обучения требует особых методов, приемов и подходов.
И.К. Гофман говорил: «<…> можно взять какого-нибудь исключительного
учителя с отличной репутацией, который будет превосходным преподавателем
для продвинутого ученика, но может оказаться неспособным заложить доброка-
чественный фундамент у начинающего»
5
. Все детские впечатления, связанные с
миром музыки, неотъемлемы от образа педагога. От того, кто будет первым учи-
телем, зависит музыкальная судьба ученика.
Мы, педагоги, должны облегчить детям сложный путь в мир музыки. Как
хочется, чтобы воспоминания о музыкальном детстве доставляли людям ра-
дость, а не досаду, чтобы родители, желая отдать ребёнка в музыкальную шко -
лу, не обрекали их на ненужные мучения. Многие, наверное, помнят свои дет-
ские переживания, связанные с тяжёлым опытом обучения музыке. За каждым
таким случаем скрывается, прежде всего, ошибка преподавателя.
Впечатления
музыкального
детства
сохраняются
в
памяти
навсегда.
Ошибки педагога, дефекты преподавания, особенно на раннем, первоначальном
этапе обучения музыке, могут нанести непоправимый ущерб ученику.
Обучение игре на фортепиано – протяженный во времени, многогранный
и очень сложный процесс, требующий многих усилий. Результаты его прояв-
ляются далеко не сразу
Труд педагога – это бесконечные новые ощущения и переживания, он тре-
бует огромных затрат душевных сил и энергии. Эта работа не прекращается ни
на минуту, продолжаясь всегда и везде.
Из воспоминаний известного современного детского педагога Т.Б. Юдо-
виной-Гальпериной: «Никогда я не отбирала талантливых – в моем классе учи-
лись, как правило, разные дети. Более того, часто моими учениками станови-
лись ребята с нарушениями опорно-двигательного аппарата и даже «лишенные»
музыкальных данных. Я не воспитала яркой плеяды известных пианистов. Но
это никогда и не было моей задачей: вопреки господствовавшим установкам для
меня было гораздо важнее учить ребенка музыке независимо от его природных
данных»
6
.
Важной задачей детского педагога является формирование и мотивация
интереса ребёнка к обучению. Педагог сам должен «гореть» свои творчеством,
уметь «зажечь» ребёнка, исполняя различные произведения, рассказывая о жиз-
ни композиторов, об истории создания произведений.
Детский педагог должен обладать целым комплексом различных дарова-
ний, многое знать и уметь. Однако самое главное, что требуется от него, это без-
граничная любовь к детям. Когда ученик «заражается» взаимной любовью к
своему педагогу, то у него появляется непреодолимый интерес к занятиям и
можно надеяться на успехи в творчестве.
Детскому педагогу ни в коем случае нельзя проявлять в обращении с уче-
ником грубость, крик, жёсткость. Всё это внушает ребенку иррациональный
ужас, калечит психику, тормозит развитие личности, притупляет ум и волю.
Жёсткий педагог может лишь убить любовь к музыке. Педагогу запрещено в не-
сдержанной форме высказывает свое мнение о способностях ученика или да-
вать отрицательную оценку его природным данным, это может привести к пси-
хологическому срыву ребенка. Он не только потеряет самоуважение и веру в
себя, но может даже навсегда отказаться от занятий.
При работе с детьми нам необходимо опираться на глубокое познание дет-
ской психологии, понимание особенностей детского возраста. Внимание к ду-
шевному состоянию ребенка – непременное условие работы с детьми! Отсут-
ствие такого внимания, «психологическая запущенность» ученика могут транс-
формироваться у него в пассивность и даже агрессивность.
Необходимо начинать урок с создания психологически комфортной атмо-
сферы. Это важно не только для ученика, но и для самого педагога, который
чувствует себя настоящим психотерапевтом, освобождая ребенка от отрицатель-
ных эмоций, облегчая возникшие у него проблемы. Одно из основных требова-
ний к педагогу – безмерное чувство такта и абсолютное уважение к ученику.
Работа с детьми – это всегда в значительной степени импровизация (что
не отменяет подготовку и продумывание каждого конкретного урока с каждым
учеником). Импровизационная форма занятий требует от учителя эмоциональ-
ной гибкости, артистичности, интуиции. Каждый ученик – это неповторимый
микрокосмос. Каждое новое соприкосновение с ребенком не похоже на преды-
дущее. Приходится искать особые подходы, приемы, методы обучения прежде
всего потому, что у детей разные темпераменты, характеры, способности.
Педагогика – всегда поиск и творчество. Нам необходимо изучать особен-
ности ученика – его характер и привычки, свойства нервной системы, темпера-
мент, склад психики, тогда мы сможет подбирать разные формы педагогическо-
го воздействия. Но, конечно же, в любом случае дети нуждаются в поощрении,
тем более во время музыкальных занятий.
Уже давно доказано психологами, (хотя и так было ясно), что игра – это
тот вид деятельности, который для ребёнка сам по себе является прекрасной
мотивацией. Остаётся только умело использовать этот вид подачи информации
на уроке.
Благоприятно, если уроки будут проводиться в игровой форме, каждый
урок — это маленький спектакль. Всегда необходимо иметь в запасе большой
выбор игр, они придают уроку динамику. Весь учебный материал, данный в иг-
ровой форме, легче воспринимается, увлекает, рождает игровой азарт, желание
самому сделать что-то, запомнить, повторить, то есть научиться.
Должен присутствовать и педагогический оптимизм. Что бы ни происхо-
дило в нашей личной жизни, мы обязаны входить в класс с доброжелательной
улыбкой. Дети очень внимательно следят за нами, обращая внимание на внеш-
ний вид, улавливая малейшие нюансы нашего настроения, голоса. Педагогу
необходимо уметь заразить ученика творческой энергией, чтобы ребёнок стре-
мился к сотворчеству, к самовыражению.
Еще одна важная рекомендация – постоянный творческий контакт, содру-
жество с родителями учеников. Педагогический такт располагает к себе не
только детей, но и родителей. Они дают ребёнку чувство психологической за-
щищённости, их присутствие на уроках, контакт с педагогом – особенно в на-
чальный период занятий, когда он ещё не может чувствовать и понимать ребён-
ка так, как его понимают близкие, – обязательны! Учитель, конечно, должен
уметь уловить черты характера ребёнка, но на первых порах он делает это ско-
рее интуитивно. Родители помогают педагогу создать более точное и полное
представление об ученике. Благодаря этому можно гораздо быстрее найти кон-
такт с ребёнком.
Благотворное воздействие на мотивацию к обучению оказывает участие
ребёнка в концертной деятельности, как исполнителя, так и слушателя. Необхо-
димо раз в полугодие устраивать тематические классные сборы учащихся, му-
зыкальные гостиные, родительские собрания с концертом учащихся, посещать
выездные концерты, совершать походы в театр. Всё это тесно сближает учени-
ков класса, их родителей, завязывает между ними тёплые дружеские отношения
на основе общих интересов. Участие родителей в занятиях помогает не только
педагогу, но и способствует улучшению взаимоотношений между учениками и
их родителями, содействует их взаимопониманию, взаимоуважению.
Ребёнку должен быть интересен предмет изучения. Да, иногда может
быть трудно, иногда может одолевать лень, но, несмотря на это, должен быть
интерес . И наша основная задача - находить новые способы для поддержки это-
го интереса.
Нельзя предъявлять излишние требования, это может вызвать нервное
перенапряжение и страх перед игрой. Ученик становится легко утомляемым, у
него появляется негативное отношение не только к обучению, но и к самой му-
зыке. В этом случае музыка из способа самовыражения превращается в мораль-
ную и физическую пытку.
Путь к чистоте исполнения начинается с богатства образных ощущений.
Другими словами: в обучении музыке поэтика и образность важнее, нежели от-
сутствие погрешности в нотном тексте. Не следует привлекать начинающих
учеников к многократным автоматическим повторениям. Дети при этом могут
потерять всякий интерес к занятиям. Не стоит болезненно реагировать на не-
точности в тексте – надо учитывать, что ребёнок в течение довольно долгого
времени воспринимает окружающий его мир интуитивно-образно, он не спосо-
бен на логическое осмысление. Всему свое время.
Труд педагога безусловно нелегок, и требования, предъявляемые к педаго-
гу, действительно предельно строги. Но награда за этот труд невероятно высока.
Мы открываем перед детьми таинственный и прекрасный мир музыки, вводим
их в волшебный мир звуков и тем самым помогаем рождению настоящих, пол-
ноценных,
гармоничных
личностей.
Совместные
переживания
располагают
ученика и педагога друг к другу, а игры настолько увлекают самого учителя, так
сближают его с учениками, что в итоге он становится для них близким и доро-
гим человеком.
Очень хорошо, если уже в детстве встречается педагог, которому можно
поведать все самое заветное и сокровенное. То, чем делятся дети со своим учи-
телем, нередко остается секретом даже для родителей. Если ученик доверяет
своему педагогу, видит в нем друга, единомышленника, родители могут быть
спокойны и уверены в том, что судьба их ребёнка в надежных руках.
В обучении ребёнка музыке основным должен является принцип психоло-
гической совместимости педагога и ученика. Истинный педагог должен являть-
ся, прежде всего, настоящим другом. Если между педагогом и учеником не воз-
никает невидимая духовная ниточка, «духовная паутинка», то самый талантли-
вый ребёнок не будет работоспособен и самостоятелен. Педагог на уроке – это
друг, собеседник, советчик.
Несомненно, педагогам нужна и физическая выносливость, и терпение.
Но если мы выбрали это призвание, если живет в наших душах творческая
увлеченность, работа лишь придает нам силы, бодрости, позитива, оптимизма.
Душа педагога должна стремиться к духовному обогащению учеников. Сов-
местное путешествие в образно-эмоциональный мир музыки, где доминирует
стремление к победе добра над злом, воспитывает ум, формирует характер,
влияет на психическое здоровье ребенка. Если происходит слияние творческих
устремлений ученика и педагога, то занятия музыкой способны в огромной сте-
пени повлиять на нравственное и духовное развитие ребёнка. Личность педаго-
га и великая сила музыки способны воспитать доброго, порядочного, достойно-
го человека.
Примечания
1
В классе А.Б. Гондельвейзера // Сост. Д.Д. Благой, Е.И. Гондельвейзер. – М.: Музыка,
1986. С. 6.
2
Геталова О.А. В музыку с радостью: уч. пособие. – СПб.: Союз художников, 2002.
3
Юдовина-Гальперина Т.Б. За роялем без слёз, или я – детский педагог: уч. пособие. –
СПб.: Союз художников, 2002.
4
Глушенко М.А. Волшебный мир фортепиано: уч. пособие. – СПб.: Копозитор, 2005.
5
Пианисты рассказывают: сб. статей // Под общ. ред. М. Соколова. – М.: Музыка,
1984. Вып. 2. С. 29.
6
Юдовина-Гальперина Т.Б. За роялем без слёз, или я – детский педагог: уч. пособие. –
СПб.: Союз художников, 2002. С.