Напоминание

ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА И ЕЁ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ И МОТИВАЦИИ ИНТЕРЕСА РЕБЁНКА К ОБУЧЕНИЮ ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО


Автор: Кузнецова Марина Васильевна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУДО "ФДШИ"
Населённый пункт: Г. Фролово Волгоградской обл.
Наименование материала: статья
Тема: ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА И ЕЁ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ И МОТИВАЦИИ ИНТЕРЕСА РЕБЁНКА К ОБУЧЕНИЮ ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО
Раздел: дополнительное образование





Назад





М.В. Кузнецова
(г. Фролово, Волгоградская обл.)
ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА И ЕЁ РОЛЬ

В ФОРМИРОВАНИИ И МОТИВАЦИИ ИНТЕРЕСА

РЕБЁНКА К ОБУЧЕНИЮ ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО
Без дара снискать любовь ученика все остальные таланты педагога окажутся бесполезными. (М. Гретри) В наше время интерес к обучению детей фортепианной игре не теряет своей актуальности. Многие родители приводят своих детей в ДМШ и ДШИ с целью дать им начальное музыкальное образование, тем самым расширить их кругозор, повысить интеллект, занять свободное время. Но не все поступающие к нам дети от природы музыкально одарены и способны успешно справляться с требованиями программы обучения. Как же быть в данной ситуации? Необходимо дифференцировано подходить к каждому ученику. В совре- менной фортепианной педагогике одним из главных постулатов должен быть: «Обучать всех желающих детей вне зависимости от природных музыкальных данных, способностей, одарённостей, не ориентируя их на музыкальную карье- ру». Здесь уместны слова А.Б. Гольденвейзера: «Музыке нужно учить всех в той или иной форме и степени, а воспитывать профессиональными музыкантами нужно не только не всех, но лишь немногих» 1 . Чем раньше ребёнок начинает обучаться игре на фортепиано, тем благо- творнее это сказывается на его психофизическом, интеллектуальном и личност- ном развитии. В помощь преподавателям для работы с юными пианистами су- ществует множество современных методик и технологий: О.А. Геталовой 2 , Т.Б. Юдовиной-Гальпериной 3 , М.А. Глушенко 4 и другие.
Но, безусловно, огромное и важное значение в обучении ребёнка игре на фортепиано имеет личность педагога. Особенно значима роль первого педагога, так как он закладывает пианистический, интеллектуальный, психологический фундамент, на котором будет строиться дальнейшее обучение и развитие ребён- ка. Детским педагогом может стать далеко не каждый. Для этого недостаточ- но быть искусным музыкантом, виртуозным пианистом. Педагогический талант далеко не всегда сопутствует исполнительскому. Многие выдающиеся музыканты и педагоги обращали внимание на раз- личия, разделение возрастных педагогических ступеней при обучении музыке. Каждая ступень обучения требует особых методов, приемов и подходов. И.К. Гофман говорил: «<…> можно взять какого-нибудь исключительного учителя с отличной репутацией, который будет превосходным преподавателем для продвинутого ученика, но может оказаться неспособным заложить доброка- чественный фундамент у начинающего» 5 . Все детские впечатления, связанные с миром музыки, неотъемлемы от образа педагога. От того, кто будет первым учи- телем, зависит музыкальная судьба ученика. Мы, педагоги, должны облегчить детям сложный путь в мир музыки. Как хочется, чтобы воспоминания о музыкальном детстве доставляли людям ра- дость, а не досаду, чтобы родители, желая отдать ребёнка в музыкальную шко - лу, не обрекали их на ненужные мучения. Многие, наверное, помнят свои дет- ские переживания, связанные с тяжёлым опытом обучения музыке. За каждым таким случаем скрывается, прежде всего, ошибка преподавателя. Впечатления музыкального детства сохраняются в памяти навсегда. Ошибки педагога, дефекты преподавания, особенно на раннем, первоначальном этапе обучения музыке, могут нанести непоправимый ущерб ученику. Обучение игре на фортепиано – протяженный во времени, многогранный и очень сложный процесс, требующий многих усилий. Результаты его прояв- ляются далеко не сразу
Труд педагога – это бесконечные новые ощущения и переживания, он тре- бует огромных затрат душевных сил и энергии. Эта работа не прекращается ни на минуту, продолжаясь всегда и везде. Из воспоминаний известного современного детского педагога Т.Б. Юдо- виной-Гальпериной: «Никогда я не отбирала талантливых – в моем классе учи- лись, как правило, разные дети. Более того, часто моими учениками станови- лись ребята с нарушениями опорно-двигательного аппарата и даже «лишенные» музыкальных данных. Я не воспитала яркой плеяды известных пианистов. Но это никогда и не было моей задачей: вопреки господствовавшим установкам для меня было гораздо важнее учить ребенка музыке независимо от его природных данных» 6 . Важной задачей детского педагога является формирование и мотивация интереса ребёнка к обучению. Педагог сам должен «гореть» свои творчеством, уметь «зажечь» ребёнка, исполняя различные произведения, рассказывая о жиз- ни композиторов, об истории создания произведений. Детский педагог должен обладать целым комплексом различных дарова- ний, многое знать и уметь. Однако самое главное, что требуется от него, это без- граничная любовь к детям. Когда ученик «заражается» взаимной любовью к своему педагогу, то у него появляется непреодолимый интерес к занятиям и можно надеяться на успехи в творчестве. Детскому педагогу ни в коем случае нельзя проявлять в обращении с уче- ником грубость, крик, жёсткость. Всё это внушает ребенку иррациональный ужас, калечит психику, тормозит развитие личности, притупляет ум и волю. Жёсткий педагог может лишь убить любовь к музыке. Педагогу запрещено в не- сдержанной форме высказывает свое мнение о способностях ученика или да- вать отрицательную оценку его природным данным, это может привести к пси- хологическому срыву ребенка. Он не только потеряет самоуважение и веру в себя, но может даже навсегда отказаться от занятий. При работе с детьми нам необходимо опираться на глубокое познание дет- ской психологии, понимание особенностей детского возраста. Внимание к ду-
шевному состоянию ребенка – непременное условие работы с детьми! Отсут- ствие такого внимания, «психологическая запущенность» ученика могут транс- формироваться у него в пассивность и даже агрессивность. Необходимо начинать урок с создания психологически комфортной атмо- сферы. Это важно не только для ученика, но и для самого педагога, который чувствует себя настоящим психотерапевтом, освобождая ребенка от отрицатель- ных эмоций, облегчая возникшие у него проблемы. Одно из основных требова- ний к педагогу – безмерное чувство такта и абсолютное уважение к ученику. Работа с детьми – это всегда в значительной степени импровизация (что не отменяет подготовку и продумывание каждого конкретного урока с каждым учеником). Импровизационная форма занятий требует от учителя эмоциональ- ной гибкости, артистичности, интуиции. Каждый ученик – это неповторимый микрокосмос. Каждое новое соприкосновение с ребенком не похоже на преды- дущее. Приходится искать особые подходы, приемы, методы обучения прежде всего потому, что у детей разные темпераменты, характеры, способности. Педагогика – всегда поиск и творчество. Нам необходимо изучать особен- ности ученика – его характер и привычки, свойства нервной системы, темпера- мент, склад психики, тогда мы сможет подбирать разные формы педагогическо- го воздействия. Но, конечно же, в любом случае дети нуждаются в поощрении, тем более во время музыкальных занятий. Уже давно доказано психологами, (хотя и так было ясно), что игра – это тот вид деятельности, который для ребёнка сам по себе является прекрасной мотивацией. Остаётся только умело использовать этот вид подачи информации на уроке. Благоприятно, если уроки будут проводиться в игровой форме, каждый урок — это маленький спектакль. Всегда необходимо иметь в запасе большой выбор игр, они придают уроку динамику. Весь учебный материал, данный в иг- ровой форме, легче воспринимается, увлекает, рождает игровой азарт, желание самому сделать что-то, запомнить, повторить, то есть научиться.
Должен присутствовать и педагогический оптимизм. Что бы ни происхо- дило в нашей личной жизни, мы обязаны входить в класс с доброжелательной улыбкой. Дети очень внимательно следят за нами, обращая внимание на внеш- ний вид, улавливая малейшие нюансы нашего настроения, голоса. Педагогу необходимо уметь заразить ученика творческой энергией, чтобы ребёнок стре- мился к сотворчеству, к самовыражению. Еще одна важная рекомендация – постоянный творческий контакт, содру- жество с родителями учеников. Педагогический такт располагает к себе не только детей, но и родителей. Они дают ребёнку чувство психологической за- щищённости, их присутствие на уроках, контакт с педагогом – особенно в на- чальный период занятий, когда он ещё не может чувствовать и понимать ребён- ка так, как его понимают близкие, – обязательны! Учитель, конечно, должен уметь уловить черты характера ребёнка, но на первых порах он делает это ско- рее интуитивно. Родители помогают педагогу создать более точное и полное представление об ученике. Благодаря этому можно гораздо быстрее найти кон- такт с ребёнком. Благотворное воздействие на мотивацию к обучению оказывает участие ребёнка в концертной деятельности, как исполнителя, так и слушателя. Необхо- димо раз в полугодие устраивать тематические классные сборы учащихся, му- зыкальные гостиные, родительские собрания с концертом учащихся, посещать выездные концерты, совершать походы в театр. Всё это тесно сближает учени- ков класса, их родителей, завязывает между ними тёплые дружеские отношения на основе общих интересов. Участие родителей в занятиях помогает не только педагогу, но и способствует улучшению взаимоотношений между учениками и их родителями, содействует их взаимопониманию, взаимоуважению. Ребёнку должен быть интересен предмет изучения. Да, иногда может быть трудно, иногда может одолевать лень, но, несмотря на это, должен быть интерес
.
И наша основная задача - находить новые способы для поддержки это- го интереса.
Нельзя предъявлять излишние требования, это может вызвать нервное перенапряжение и страх перед игрой. Ученик становится легко утомляемым, у него появляется негативное отношение не только к обучению, но и к самой му- зыке. В этом случае музыка из способа самовыражения превращается в мораль- ную и физическую пытку. Путь к чистоте исполнения начинается с богатства образных ощущений. Другими словами: в обучении музыке поэтика и образность важнее, нежели от- сутствие погрешности в нотном тексте. Не следует привлекать начинающих учеников к многократным автоматическим повторениям. Дети при этом могут потерять всякий интерес к занятиям. Не стоит болезненно реагировать на не- точности в тексте – надо учитывать, что ребёнок в течение довольно долгого времени воспринимает окружающий его мир интуитивно-образно, он не спосо- бен на логическое осмысление. Всему свое время. Труд педагога безусловно нелегок, и требования, предъявляемые к педаго- гу, действительно предельно строги. Но награда за этот труд невероятно высока. Мы открываем перед детьми таинственный и прекрасный мир музыки, вводим их в волшебный мир звуков и тем самым помогаем рождению настоящих, пол- ноценных, гармоничных личностей. Совместные переживания располагают ученика и педагога друг к другу, а игры настолько увлекают самого учителя, так сближают его с учениками, что в итоге он становится для них близким и доро- гим человеком. Очень хорошо, если уже в детстве встречается педагог, которому можно поведать все самое заветное и сокровенное. То, чем делятся дети со своим учи- телем, нередко остается секретом даже для родителей. Если ученик доверяет своему педагогу, видит в нем друга, единомышленника, родители могут быть спокойны и уверены в том, что судьба их ребёнка в надежных руках. В обучении ребёнка музыке основным должен является принцип психоло- гической совместимости педагога и ученика. Истинный педагог должен являть- ся, прежде всего, настоящим другом. Если между педагогом и учеником не воз- никает невидимая духовная ниточка, «духовная паутинка», то самый талантли-
вый ребёнок не будет работоспособен и самостоятелен. Педагог на уроке – это друг, собеседник, советчик. Несомненно, педагогам нужна и физическая выносливость, и терпение. Но если мы выбрали это призвание, если живет в наших душах творческая увлеченность, работа лишь придает нам силы, бодрости, позитива, оптимизма. Душа педагога должна стремиться к духовному обогащению учеников. Сов- местное путешествие в образно-эмоциональный мир музыки, где доминирует стремление к победе добра над злом, воспитывает ум, формирует характер, влияет на психическое здоровье ребенка. Если происходит слияние творческих устремлений ученика и педагога, то занятия музыкой способны в огромной сте- пени повлиять на нравственное и духовное развитие ребёнка. Личность педаго- га и великая сила музыки способны воспитать доброго, порядочного, достойно- го человека.
Примечания
1 В классе А.Б. Гондельвейзера // Сост. Д.Д. Благой, Е.И. Гондельвейзер. – М.: Музыка, 1986. С. 6. 2 Геталова О.А. В музыку с радостью: уч. пособие. – СПб.: Союз художников, 2002. 3 Юдовина-Гальперина Т.Б. За роялем без слёз, или я – детский педагог: уч. пособие. – СПб.: Союз художников, 2002. 4 Глушенко М.А. Волшебный мир фортепиано: уч. пособие. – СПб.: Копозитор, 2005. 5 Пианисты рассказывают: сб. статей // Под общ. ред. М. Соколова. – М.: Музыка, 1984. Вып. 2. С. 29. 6 Юдовина-Гальперина Т.Б. За роялем без слёз, или я – детский педагог: уч. пособие. – СПб.: Союз художников, 2002. С.


В раздел образования