Автор: Здорова Валентина Юрьевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МОУ СОШ №22 с УИОП Населённый пункт: п. Дубовая роща Наименование материала: конспект урока Тема: Однородные члены предложения Раздел: начальное образование
Цель : развивать умения распознавать в предложении однородные члены,
связанные с помощью союзов и без них, ставить запятую при однородных
членах предложения;
формирование общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения,
обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость
мыслительных процессов)
Технология деятельностного подхода :
1) Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
2) Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном
действии.
3) Постановка проблемы.
4) Построение проекта выхода из затруднения.
5) Реализация построенного проекта.
6) Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
8) Включение в систему знаний и повторение.
9) Рефлексия учебной деятельности.
Тип урока : закрепление изученного материала.
Деятельностный подход в закреплении нового материала в ходе исследования.
Все учащиеся включены в учебное исследование, они формулируют цель своей
деятельности и план действий, на каждом этапе урока видят результат своего
труда, что влияет на формирование положительного отношения к учебному
предмету и стимулирует учащихся на дальнейшую учебную деятельность.
Учащимся самостоятельно необходимо найти решение на созданную
проблемную ситуацию. Работа в группах и в парах способствует выполнению
заданий учащимся разного уровня способностей.
На уроке используются следующие методы :
1.
наглядные – наблюдение за построением предложений, использованием
союзов;
2.
словесные – объяснение и выводы учащихся;
3.
практические – работа с тетрадью на печатной основе, учебником.
Оборудование урока : электронное приложение, учебники, карточки,
фломастеры, листы бумаги.
Успешность и результативность в достижении учащимися целей данного урока
оценивается учителем по следующим критериям:
умение учащихся соотносить и понимать, что они знали в начале урока и какие
знания приобрели на уроке;
увлеченность учащихся в получении новых знаний;
активность детей на уроке;
самооценка учащихся на этапе рефлексии.
Ход урока.
1.
Организационный момент. Готовность к уроку.
1). Приветствие.
Прозвенел уже звонок,
Время начинать урок!
-Я рада видеть вас на уроке русского языка. И думаю, что он принесет нам всем
радость от общения друг с другом.
-У нас на уроке гостья. Давайте поздороваемся и поприветствуем её. Спасибо.
Садитесь.
2).
Мотивирование (самоопределение) учащихся к учебной деятельности
- Ребята, мы с вами изучаем большую и интересную тему :«Слово и его
значение. Предложение ».
–Как вы думаете это очень важная тема для изучения родного языка? (ответы
детей)?
–Чем мы занимаемся на уроке? (ответы детей).
- С чем познакомились на прошлом уроке? (с однородными членами
предложения)
- Сегодня мы продолжим эту работу и вы узнаете ещё много нового.
– Сформулируйте тему урока.
- Какие цели поставим перед собой?
1. Научиться находить однородные члены;
2.
Оформлять их на письме;
3.
Составлять предложения с однородными членами.
- А моя цель –помочь вам в этом.
Я вам желаю успехов! У вас всё получится!
3).Открываем тетради, записываем число.
Минута чистописания и словарная работа.
- Открываем тетради и приступаем к работе (число, классная работа).
- Отгадав загадку правильно, вы узнаете словарное слово, с которым мы с вами
сегодня поработаем.
Летит без крыльев и поёт, Сам не видит и не слышит,
Прохожих задирает. Ходит, бродит, рыщет,свищет.
Одним проходу не даёт,
Других он подгоняет. (Ветер) Кто навстречу попадётся-
Обнимает и дерётся. (Ветер)
- Определите, какую букву будем писать на минутке чистописания.
-Эта буква обозначает в слове ветер - согласный, парный, звонкий,
мягкий звук. (букву в)
Чистописание. (В, в)
-Пока мы с вами будем работать со словом ВЕТЕР, я попрошу 2 учеников
найти значение слова в словаре русского языка Сергея Ивановича Ожегова.
Словарно- орфографическая работа .
- Составьте словосочетания со словарным словом ветер, используя имена
прилагательные .
- Какой бывает ветер?
Слабый – сильный (антонимы), тихий, лёгкий, попутный, перелётный, тёплый,
прохладный, жестокий, суровый, порывистый, шквалистый, штормовой,
ураганный, страшный, буйный
- Подберите
лексическое значение слова- ветер. (Словарь Ожегова)
Ветер-это горизонтальное передвижение воздуха.
- Составьте предложение (со слом ветер) по схеме.
Когда? Что делает? Какой? Какой? Что? ( Зимой дует холодный,
порывистый ветер.)
- Разберите предложение по членам предложения .
–Что надо прокоментировать в этом предложении? (однородные члены).
-Как отделили их друг от друга при записи? Как в устной речи мы отделяем
однородные члены? (интонация перечисления )
- Какие еще происходят изменения в природе с приходом поздней осени?
(…. На водоемах появляется лед.)
(Работа в парах) Карточка № 1
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном
действии.
-Прочитайте предложения.
Реки покрылись льдом.
Озера покрылись льдом.
Пруды покрылись льдом.
- Что в них общего?
- Нравятся они вам или нет? Почему?
3. Постановка проблемы .
-Что нужно сделать, используя знания, полученные на прошлом уроке?
* Реки, озера, пруды покрылись льдом.
- Давайте найдем грамматическую основу предложения.
- Что заметили интересного?
- Какие слова в них перечисляются?
- Одинаковой ли частью речи являются эти слова? Какой? ( именем сущ.)
- Отвечают на один и тот же вопрос? На какой? ( что?)
-Относятся к одному и тому же слову? К какому? (покрылись)
Карточка № 2
* Снег лег на ветви деревьев, покрыл ковром поля, засыпал леса сугробами.
(у доски)
- Найдите главные члены предложения.
- Какие слова перечисляются в этом предложении?
- Одинаковой ли частью речи являются эти слова? Какой? ( глаголом)
- Отвечают на один и тот же вопрос? На какой? ( что сделал?)
- К какому слову они относятся в предложении? (снег)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Вывод: Члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и
относятся к одному и тому же члену предложения, называются
однородными.
Однородными могут быть подлежащие, сказуемые.
- А как вы думаете, второстепенные члены предложения могут быть
однородными?
-Давайте посмотрим на предложение о ветре. Чем являются однородные члены в
этом предложении?
Значит однородными могут быть и главные, и второстепенные члены
предложения.
4). ФИЗМИНУТКА (электронная для глаз )
5.Электронное приложение.
6. Работа по учебнику . (стр.92 – правило)
7. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Самостоятельно.
(стр.93 упр. 156)
1.К кормушке прилетели воробьи, синички и голуби.
2. Малыши играли, весело смеялись на детской площадке.
3. Во время экскурсии мы побывали в музее, в храме и в картинной галерее.
8. Работа в группах.
-Из предложенных утверждений нужно выбрать верные и сформулировать
вывод об однородных членах предложения.
9 . Рефлексия учебной деятельности.
-Что нового узнали на уроке?
-Кто хорошо разобрался в теме урока?
-Кто может помочь другим?
-Над чем ещё надо поработать?
-Какие цели ставили?
-Достигли ли мы их?
-Что понравилось на уроке?
Оцените свою работу на уроке.
Оценки учителя.
Дети оценивают свою работу, используя оценки: хотят знать больше; знают, но
могут больше; затрудняются.
10. Заключительная часть урока.
1) Домашнее задание по выбору: 1. Стр 93 упр.155, правило.
2)Найти 3 предложения с однородными членами в рассказе К. Паустовского
«Барсучий нос»
3) Подготовить новые сведения об однородных членах с союзами.
Итог урока.
Сегодня на уроке я узнал …