Автор: Асадуллина Ляйсан Мирсалимовна Должность: педагог-психолог Учебное заведение: ГБУ РЦ ГО Населённый пункт: Республика Башкортостан, г.Уфа Наименование материала: Статья Тема: Ребёнок инвалид в семье. Раздел: дополнительное образование
Статья: ребёнок инвалид в семье.
Когда в семье рождается ребенок с нарушением развития, радость от появления
на свет долгожданного малыша, смешивается с горем. «Почему это случилось
именно в нашей семье?» «В чем мы провинились»? «Кто виноват в случившемся» -
вот лишь немногие вопросы, которые еще долгое время не оставят как родителей
ребенка, так и других близких ему людей.
Но, решение этой проблемы можно и нужно искать. И, первое, что необходимо
сделать родителям – взять себя в руки. Чувствительность новорождённого к среде
очень велика, и поэтому, находясь в стрессовом состоянии, родители невольно
погружают в него и ребенка.
Научитесь принимать ребенка таким, каков он есть. Не испытывая к нему
чувства жалости и не выделяя на фоне других детей, Вы существенно облегчите
его социализацию в будущем. Помните, что он – такой же ребенок как все,
обладающий своим внутренним миром, своими талантами и потребностями; и не
«инвалид», а особый ребенок, доверенный Вам жизнью.
Как можно внимательнее присматривайтесь к ребенку; старайтесь найти его
призвание и выявить наиболее сильные стороны. Во многом, в этом вам поможет
любопытный психологический феномен гиперкомпенсции. Он проявляется в том,
что слабость одних функций в организме ребенка чаще всего сочетается с
ускоренным развитием других. Так, слепые дети обладают поразительно развитым
осязанием и слухом, цветовое зрение глухого ребенка развито сильнее, чем у
здорового. Как можно раньше включите его в среду сверстников и не
препятствуйте его общению со здоровыми детьми. Пусть Вас не смущает то, что
первое время дети будут сторониться необычного ребенка. Простой разговор
зачастую может поставить все на свои места благодаря развитой в этом возрасте
детской эмпатии и доверчивости.
Не старайтесь излишне опекать ребенка – такое отношение может в будущем
превратить ребенка в эгоиста-потребителя, не способного к самостоятельным
действиям. Учите его быть сильным, отстаивать свои права и приспосабливаться к
жизни в этом непростом мире. Почаще приводите примеры особых людей,
добившихся немалого успеха в жизни, убедительно доказав, что физическая
инвалидность ни в коем случае не тождественна духовной ущербности. И, конечно
же, не опускайте руки в стремлении улучшить состояние ребенка. Читайте
специализированную литературу, общайтесь с родителями, чьи дети оказались в
подобных жизненных обстоятельствах, узнавайте о новейших разработках в
области исследования заболевания вашего ребенка.
Проблемы детской инвалидности являются в Республике Башкортостан делом
государственной важности. При активном участии администрации г. Уфы в 2004
году был открыт Реабилитационный центр для детей и подростков с
ограниченными возможностями здоровья.
Реабилитационный центр осуществляет мероприятия по комплексной
медицинской реабилитации и интеграции детей с отклонениями в умственном и
физическом развитии в возрасте от рождения и до 18 лет.
Целью деятельности Реабилитационного центра является оказание
медицинской, психолого-педагогической и социальной помощи, направленной на
устранение или возможно более полную компенсацию ограничений
жизнедеятельности, восстановления социального статуса ребенка-инвалида.
«Воспитание особого ребенка – это колоссальный труд, требующий
максимальной самоотдачи. Но, самое главное не теряйте веры в себя и плоды
Вашего труда не заставят себя ждать! «