Напоминание

Современные представления о мышлении.


Автор: Шушарина Дарья Андреевна
Должность: учитель начальных классов.
Учебное заведение: МБОУ "Школа-интернат №4 г.Челябинска"
Населённый пункт: г. Челябинск
Наименование материала: статья
Тема: Современные представления о мышлении.
Раздел: начальное образование





Назад





Современные представления о мышлении
Понятие мышление в различных сферах научных знаний. Рассмотрим понятие мышление в сфере педагогики. Мышление — это процесс познавательной деятельности человека, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением предметов и явлений действительности в их существенных свойствах, связях и отношениях. Исходный уровень познания — непосредственное чувственное отражение в форме ощущения, восприятия, представления и т. д. По отношению к ним мышление выступает как качественно иная форма отражения, высший уровень познания. Чувственные элементы составляют его содержательную основу, однако в процессе мышления человек выходит за пределы чувственного познания, способен познавать такие объекты, свойства и отношения, которые не даны непосредственно в ощущении и восприятии. Чувственное познание и отвлеченное, абстрактное мышление обогащают друг друга и по мере развития человека становятся все более содержательными и глубокими [10, 348]. Мышление появляется в связи с возникновением потребностей в познании и преобразовании тех или иных условий жизни людей, по мере того, как в ходе их предшествующей активности появляются трудности, противоречия, неожиданности. Разрешение подобных затруднений составляет цель мышления. Потребности человека выступают в форме мотивов специфически познавательных (внутренних) и неспецифических (внешних) В первом случае мыслительная деятельность побуждается собственно познавательной потребностью. Во втором случае мышление инициируется влиянием внешних причин, а не чисто познавательных интересов, учащийся может решать задачу, думать над ней не из желания узнать и открыть для себя что-то новое, а лишь потому, что он вынужден выполнять требования взрослых, но какой бы, ни была исходная мотивация мышления, по мере его осуществления начинают действовать и собственно познавательные мотивы, у школьника, приступившего к учебной задаче по
принуждению, в процессе решения могут возникнуть и чисто познавательные интересы. Мотивы мышления неразрывно связаны с эмоциями, которые выступают в роли регуляторов мыслительной деятельности. В процессе эмоциональной регуляции чувства могут играть как положительную, так и отрицательную роль, соответственно активизируя или тормозя познание. Специфическая направленность эмоций проявляется в том, что они участвуют в оценке различных компонентов мышления (промежуточные цели, применение тактичных приемов ) как успешных или безуспешных. Источник мышления — проблемная ситуация. Она характеризуется наличием некоторых условий, требующих сопоставления, преобразования и принятия на их основе решения. Мышление начинается с анализа проблемной ситуации и формулирования ее в виде задачи. Возникновение задачи означает хотя бы предварительное разделение данного (известного) и искомого (неизвестного). Тем самым намечается будущее решение задачи, которое все более четко прогнозируется в процессе мышления. В этом смысле мышление представляет собой прогнозирование [10, 350]. В психологии. Л.С. Выготский одним из первых отечественных психологов начал разрабатывать проблему деятельности. В его теории психические процессы человека, формирующиеся под влиянием практической деятельности, строятся по аналогии с последней и генетически с ней связаны [6, 54]. Мышление (англ. thinking) — психический процесс отражения действительности, высшая форма творческой активности человека. Мышление постольку процесс отражения объектов, поскольку оно есть творческое преобразование их субъективных образов в сознании человека, их значения и смысла для разрешения реальных противоречий в обстоятельствах жизнедеятельности людей, для образования ее новых целей, открытия новых средств и планов их достижения, раскрывающих сущность объективных сил природы и общества [1, 68].
Мышление — это целенаправленное использование, развитие и приращение знаний, возможное лишь в том случае, если оно направлено на разрешение противоречий, объективно присущих реальному предмету мысли. В генезе мышления важнейшую роль играет понимание (людьми друг друга, средств и предметов их совместной деятельности) [2, 245]. Многочисленные исследования (В.В. Давыдов, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин) показывают, что ребенок начинает познавать окружающий мир посредством мышления с выполнением особых предметно-практических действий, в которых первоначально слиты познавательные и практические (исполнительские) компоненты [11, 107]. Мышление — процесс моделирования систематических отношений окружающего мира на основе безусловных положений. Однако в психологии существует множество других определений. Например, высший этап обработки информации человеком или животным, процесс установления связей между объектами или явлениями окружающего мира; или процесс отражения существенных свойств объектов, а также связей между ними, что приводит к появлению представлений об объективной реальности. Споры по поводу определения продолжаются по сегодняшний день. В патопсихологии и нейропсихологии мышление относят к одной из высших психических функций. Оно рассматривается как деятельность имеющая мотив, цель, систему действий и операций, результат и контроль. Мышление — высшая ступень человеческого познания, процесс отражения в мозге окружающего реального мира, основанный на двух принципиально различных психофизиологических механизмах: образования и непрерывного пополнения запаса понятий, представлений и вывода новых суждений и умозаключений. Мышление позволяет получить знание о таких объектах, свойствах и отношениях окружающего мира, которые не могут быть непосредственно восприняты при помощи первой сигнальной системы. Формы и законы м ы ш л е н и я с о с т а в л я ю т п р е д м е т р а с с м о т р е н и я л о г и к и , а психофизиологические механизмы — соответственно — психологии и
физиологии. (с точки зрения физиологии и психологии — это определение вернее) [2, 247]. Многие философы называли мышление сущностным свойством человека. Так Декарт утверждал: «Я мыслю, следовательно, я существую». Паскаль называл человека мыслящим тростником [15, 312]. В философии, мышление ̶ это направленный процесс переработки информации в когнитивной системе живых существ. Мышление реализуется в актах манипулирования (оперирования) внутренними ментальными репрезентациями, подчиняющимися определенной стратегии и приводящими к возникновению новых ментальных репрезентаций. Мышление возникает у животных в ходе биологической эволюции, когда интенция к действию дифференцируется от ее непосредственного, автоматического перевода в моторные акты и освобождает в когнитивной системе пространственно- образную модель окружающей среды [15, 313]. Мышление предполагает наличие у когнитивного субъекта внутренних когнитивных состояний, содержание которых выражается с помощью актов суждения (т.е. пропозиционально). Суждение невозможно определить без ссылки на лингвистические сущности ̶ предложения, однако это означает лишь, что применительно к человеческому мышлению суждения строятся по лингвистическому образцу и этот образец (предложение) нужен для вербальной репрезентации суждения (мысли). Т.о., в общем случае пропозициональная структура мышления, его пропозициональное содержание вовсе не обязательно должны репрезентироваться в речевых актах [15, 314]. В социологическом словаре мышление это процесс отражения объективной реальности в умозаключениях, понятиях, теориях, суждениях и т. п. [6, 254]. Мы будем придерживаться определения с педагогической точки зрения, и будем рассматривать мышление как исходный уровень познания — непосредственное чувственное отражение в форме ощущения, восприятия, представления.
Существует несколько классификаций видов мышления. Самая распространенная классификация характеризует мышление с точки зрения использования заместителей реальности, строительного материала для того или иного вида мышления. У взрослого человека есть все 3 формы мышления, у него сосуществуют и соотносятся: логика действия, логика образа и логика понятия. Эти перечисленные понятия ввел Брунер, который особо выделял эпигенетическое свойство мышления – мышление надстраивается по очереди (дивергентная концепция интеллекта) – человек не тормозится на одной стадии, а постепенно «дорастает» до всех 3-х [8, 157]. Поэтому в данной классификации представлены три вида мышления. Первое — предметно-действенное (наглядно-действенное) , инструментом которого является предмет, второе — наглядно-образное (иногда называют просто образным мышлением), оперирует образами реального мира, и последнее — словесно-логическое (понятийное) , в котором мы пользуемся словом (понятием) [5, 96]. Эти виды мышления в истории человечества (филогенезе) могут быть проанализированы как развивающиеся на основе друг друга формы познания. Для онтогенетического развития каждой личности такой подход применим лишь в общих чертах. Например, образное мышление у конкретного человека не вытесняется словесно-логическим видом мышления, а интенсивно развивается, что позднее позволяет успешно реализовать такие виды профессионально деятельности, как техническую, изобразительную, графическую, предметно-художественную и т.п. Предметно-действенное мышление (наглядно-действенное). В филогенетическом развитии это мышление считается исходным пунктом всех других видов человеческого мышления. Однако, в нем есть все признаки мышления: оно обобщенно отражает скрытые связи и отношения реальной действительности, осуществляется посредством предметов-заменителей. Причины его возникновения на заре развития человеческого мышления, на первых ступенях развития в онтогенезе и возникновение у взрослого человека в его трудовой и учебной деятельности, в принципе, одни и те же.
Это: а) слабое развитие (или отсутствие) образного и понятийного мышления; б) отсутствие у субъекта на момент изучения знаний о существенных свойствах и связях познаваемого объекта [5, 102]. По словам И.П. Павлова особенность данного вида мышления заключается в том, что с его помощью нельзя решить поставленную задачу без участия практических действий. Поэтому у него такая тесная связь с практикой. К функциям наглядно-действенного мышления относятся: выявление наиболее близко лежащих к «поверхности», но все же скрытых свойств предметов и явлений. Практические преобразования, которые мы совершаем в процессе этого вида мышления, позволяют набрать факты, касающиеся познаваемых объектов; возможность в обобщенной форме овладевать практическими преобразованиями, лежащими в основе выделения самых разнообразных и скрытых свойств предметов; овладение обобщенным умением получать факты [5, 117]. В процессе предметно-действенного мышления, следовательно, формируется широкая, в какой-то мере универсальная база для последующего использования полученной информации, как для разного вида деятельности, так и для формирования различных представлений и понятий [3, 101]. Образное мышление (наглядно-образное). Наглядно-образное мышление было в истории развития вторым видом после предметно- действенного. Оно позволяло (и позволяет) познавать реальный мир без участия практических действий, может быть осуществлено только в плане идеальном. Образное мышление «схватывает» наглядную ситуацию симультанно (одновременно), нередко интуитивно, то есть без развернутого анализа и рассуждения. При этом обладает способностью отображения в чувственной форме движения, взаимодействия сразу нескольких предметов. Если не требуется словесного ответа, то выводы словесно и не формулируются. Вообще слово в образном мышлении является лишь средством выражения, интерпретации выполненных в образах преобразований (Гальперин П.Я). Процесс образного мышления,
осуществляемый в форме образов, протекает быстро, достаточно свернуто. Решение наступает как бы внезапно, в виде озарения, своеобразной мысленной пространственной картины. Поэтому к отличительным признакам образного мышления, кроме симультанности (одновременности), нужно добавить импульсивность и синтетичность. Спецификой образного мышления является наполнение его результатов личностным содержанием и смыслом [4, 76]. Образы гораздо теснее, чем слово, связаны с чувственным отношением человека к окружающему миру, к его переживаниям. По словам А. Н Леонтьева в образе представлены не только перцептивные признаки и свойства объекта, но и эмоционально-личностное отношение к ним, чего часто нельзя обнаружить при оперировании понятиями. В понятиях, особенно научных, фиксируется общественно-родовой опыт человека. И в этом смысле, они обезличены. Это отличие между понятием и образом служит одним из факторов, определяющих большие трудности первичного усвоения понятий и предпочтительности использования примеров при изучении нового учебного материала. Одновременно образы, которые мы предлагаем другим людям, не всегда способствуют уяснению истины, а временами даже усложняют этот процесс. Причин тому несколько. Во- первых, это бедность результативного образа. Действительно, существует множество ситуаций, когда образ в результативном выражении (рисунке, предметной конструкции, схематическом изображении, словесном описании и т.п.) оказывается намного беднее, чем был в момент его создания, оперирования им. Это явление связано с тем, что человек не владеет достаточно точными средствами для выражения содержания имеющегося у него образа. Поэтому должен быть запас созданных образов. Чем их больше и они богаче, тем больше возможностей у человека для их видоизменения, преобразования, то есть успешного оперирования ими. Во-вторых, на понимание представленного образа оказывает существенное влияние близость личностных смыслов, которыми наполнены соответствующие
образы у передающего и воспринимающего информацию. В-третьих, люди различаются по способности создавать и оперировать образами. Для одних достаточно представлений, чтобы легко и свободно создавать образы и оперировать ими. Эта способность связана с развитием у взрослого человека произвольности всех психических процессов. Но бывают люди, которым, по их индивидуальным особенностям, требуется для легкости и свободы создания образа обязательно наличие еще и наглядной основы [7, 84]. Наглядно-образное мышление является основой для понятийного (словесно-логического) мышления. В нее уже заложены основы логического анализа, но только начальные. Словесно-логическое мышление (или понятийное). Довольно часто этот вид мышления называют вершиной развития мышления человека. Используя этот вид мышления, человек может анализировать, сравнивать явления, предметы, ситуации, оценивая предмет, ситуацию, явление, как со своей точки зрения, так и с других точек зрения [13, 25]. Понятийное мышление движется по вертикали: от частного к общему и наоборот, т.е. человек использует индуктивно-дедуктивный способ мышления. Для понятийной мысли характерна иерархизированность, что требует выделения главного и подчинение ему второстепенного. В речи преобладают сложноподчиненные предложения. Для понятийного мышления характерно использование всех мыслительных операций. Человек проявляет чувствительность к логическим противоречиям и адекватно понимает переносный смысл. Операции мышления. Мышление в отличие от других процессов совершается в соответствии с определенной логикой. Соответственно, в структуре мышления можно выделить следующие логические операции: сравнение, анализ, синтез, абстракция и обобщение (А. А. Смирнов). Сравнение вскрывает тождество и различие вещей. Результатом сравнения, кроме того, может стать классификация. Нередко она выступает как первичная форма теоретического и практического познания. Более глубокое проникновение в суть вещей требует раскрытия их внутренних связей, закономерностей и существенных
свойств. Оно выполняется при помощи анализа и синтеза. Анализ – это расчленение предмета, мысленное или практическое, на составляющие его элементы с последующим их сравнением. Синтез есть построение целого из аналитически заданных частей [14, 213]. Анализ и синтез обычно осуществляются вместе, способствуют более глубокому познанию действительности. «Анализ и синтез, – писал С.Л. Рубинштейн, – «общие знаменатели» всего познавательного процесса. Они относятся не только к отвлеченному мышлению, но и к чувственному познанию и восприятию. В плане чувственного познания анализ выражается в выделении какого-нибудь чувственного свойства объекта, до того должным образом не выделявшегося. Познавательное значение анализа связано с тем, что он вычленяет и «подчеркивает», выделяет суще ственное». Теоретический, практический, образный и абстрактный интеллект в своем формировании связан с совершенствованием операций мышления, прежде всего анализа, синтеза и обобщения [9, 96]. Абстракция – это выделение какой-либо стороны или аспекта явления, которые в действительности как самостоятельные не существуют. Абстрагирование выполняется для более тщательного их изучения и, как правило, на основе предварительно произведенного анализа и синтеза. Результатом всех этих операций нередко выступает формирование понятий. Абстрагированными могут стать не только свойства, но и действия, в частности способы решения задач. Их использование и перенос в другие условия возможны лишь тогда, когда выделенный способ решения осознан и осмыслен безотносительно к конкретной задаче [12, 222]. О б о б щ е н и е в ы с т у п а е т к а к с о е д и н е н и е с у щ е с т в е н н о г о (абстрагирование) и связывание его с классом предметов и явлений. Понятие становится одной из форм мысленного обобщения. Конкретизация выступает как операция, обратная обобщению. Она проявляется, например, в том, что из общего определения – понятия – выводится суждение о принадлежности единичных вещей и явлений определенному классу.
Таким образом, понятие «мышление» существует в различных сферах научных знаний. Существует несколько классификаций видов мышления. Самая распространенная классификация характеризует мышление с точки зрения использования заместителей реальности, строительного материала для того или иного вида мышления. Наглядно-действенное, наглядно- образное, словесно-логическое мышление образуют этапы развития мышления в онтогенезе, в филогенезе. В настоящее время в психологии и в педагогике убедительно показано, что эти три вида мышления сосуществуют и у взрослого человека и функционируют при решении различных задач. М ы ш л е н и е совершается в соответствии с определенной логикой. Соответственно, в структуре мышления можно выделить следующие логические операции: сравнение, анализ, синтез, абстракция и обобщение.
Список литературы. 1. Богданова, Т. Г. Диагностика познавательной сферы ребенка / Т. Г. Богданова, Т. В. Корнилова – М. : Роспедагенство, 1994. – 68 с. 2. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко, – СПб. : прайм – ЕВРОЗНАК, 2003. – 672с. 3. Векнер, Л. М. Психические процессы - т. 2, Мышление и интеллект / Л. М. Векнер – Л. : изд. Ленингр. Ун-т им. А. А. Жданова, 1976. – 342 с. 4. Гальперин, П. Я. Психология мышления и учение о поэтапности формирования умственных действий / П.Я. Гальперин – М.: Изд-во АПН РСФСР. 1959. –Т. 1. – 400с. 5. Гребцова, Н.И. Развитие мышления учащихся / Н.И. Гребцова.– М. : «Просвещение». 1994. – 267с. 6. Джери, Д. Большой толковый социологический словарь / Д. Джери, Дж. Джери. – М.: Вече, АСТ, 1990. – 560с. 7. Егорова, Т. В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии / Т. В. Егорова – М.: Педагогика, 1973. 8. Костюк, Г. С. Вопросы психологии мышления / Г.С. Костюк – М. : Изд- во АПН РСФСР. 1953 – Т 1. – 427с. 9. Матасов, Ю. Т. Изучение мыслительной деятельности учащихся вспомогательной школы: Учебное пособие к спецкурсу / Ю. Т. Матасов – Л.,1986. – 73 с. 10.Педагогический энциклопедический словарь / Гл.ред. Б.М. Бим-Бад; Редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. — М. : Большая Российская Энциклопедия, 2003. — 528 с. 11.Рубинштейн, С. Л. О мышлении и путях его исследования. / С. Л. Рубинштейн – М. : Наука, 1958 г. – 220 с. 12.Семенов, И.И. Тенденции психологии развития мышления, рефлексии познавательной активности / — Москва: Воронеж, 2000 г. – 300 с. 13.Сорокотягин, И.Н. Общая психология / И.Н. Сорокотягин. — Екатеринбург: 1993. — 57 с. 14.Столяренко, Л.Д. Основы психологии. 15-е изд.: учебное пособие – Ростов н/д: Феникс, 2006. – 672 с. 15. Фролов. И.Т. Философский словарь / под ред. И.Т.Фролова. – – 7-е изд., перераб. и доп. — М. : Республика,2001. — 719 с.


В раздел образования