Напоминание

ситуативной тревожности на фоне адаптации


Автор: Асадуллина Ляйсан Мирсалимовна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ГБУ РЦ ГО
Населённый пункт: Республика Башкортостан, г.Уфа
Наименование материала: Статья
Тема: ситуативной тревожности на фоне адаптации
Раздел: среднее профессиональное





Назад





Ситуативной тревожности на фоне адаптации.
Процесс вхождения ребенка в мир взрослых имеет свою специфику на разных этапах онтогенеза. Изменение социальной ситуации связано с необходимостью адаптации к новым условиям, нормам и требованиям. Выделяются различные уровни, типы и виды адаптации. Применительно к социальному развитию ребенка чаще всего используется понятие «социализация», которое предполагает не только усвоение человеком общественных образцов, норм и ценностей, но и активное взаимодействие с социальной средой, в результате которого конструируется образ мира и себя. В отличии от такого понимания социализации, социальная адаптация рассматривается как процесс и результат приспособления индивида к условиям социальной среды. Ведущие институты социализации в детстве – семья, группа сверстников, образовательные учреждения, средства массовой информации. Основным показателем адаптированности ребенка к новым условиям является уровень его психологического здоровья (благополучия). Ведущими факторами, влияющими на процесс психологической адаптации детей к дошкольному учреждению, служат возраст поступления, социальная ситуация развития, стиль общения с педагогами и сверстниками, микро климат в семье, качество детско-родительских отношений, индивидуально- психологические особенности ребенка, его личностные качества и параметры его психического развития. Трудности адаптации обусловлены как возрастными, так и индивидуальными особенностями развития дошкольника. Психологическое сопровождение адаптации дошкольников к детскому саду осуществляется в процессе взаимодействия всех специалистов дошкольного учреждения при поддержке родителей и включает следующие направления профессиональной деятельности: педагогическую диагностику, психопрофилактику и психокоррекцию, консультирование, методическую и организационную работу. Диагностика психологической адаптации детей к дошкольному учреждению направлена на изучение объективных и субъективных критериев адаптированности, а также на выявлении роли возрастных, индивидуально- психологических, социальных и педагогических факторов в процессе приспособления к новым условиям. Ведущими параметрами оценки психологической адаптации ребенка к детскому саду служат его эмоциональнее состояние, отношение к дошкольному учреждению, принятие норм и правил поведения, уровень тревожности, успешность общения с педагогом и сверстниками.
Основными средствами диагностики указанных параметров выступает наблюдение, беседа, тестирование, проективные методики, социометрия, на основе результатов которых составляется комплексное представление об особенностях адаптации детей к дошкольному учреждению, намечаются пути коррекционно-развивающей работы по преодолению негативных тенденций в процессе привыкания к новым условиям, и делается прогноз его социального и личностного развития. Психопрофилактиканаправлена на сохранение психологического благополучия ребенка в образовательном учреждении и предупреждение нарушений адаптации и отклонений в развитии личности. Коррекционно-развивающая работа помогает преодолеть различные трудности, возникающие у дошкольников в процессе привыкании к детскому саду. Консультирование педагогов и родителей предполагает оказание помощи рекомендательного характера в связи с проблемами поведения, общения и эмоционального самочувствия ребенка. Методическая работа направлена разработку различных программ и оптимизацию условий образовательной среды. Организационная работа предполагает совершенствование уровня педагогическим процессом. Таким образом, психологическое сопровождение адаптации детей должно носить комплексный характер и способствовать раскрытию индивидуальных возможностей адаптации каждого ребенка к новой социальной ситуации.


В раздел образования