Автор: Асадуллина Ляйсан Мирсалимовна Должность: педагог-психолог Учебное заведение: ГБУ РЦ ГО Населённый пункт: Республика Башкортостан, г.Уфа Наименование материала: Статья Тема: ситуативной тревожности на фоне адаптации Раздел: среднее профессиональное
Ситуативной тревожности на фоне адаптации.
Процесс вхождения ребенка в мир взрослых имеет свою специфику на
разных этапах онтогенеза. Изменение социальной ситуации связано с
необходимостью адаптации к новым условиям, нормам и требованиям.
Выделяются различные уровни, типы и виды адаптации. Применительно к
социальному развитию ребенка чаще всего используется понятие
«социализация», которое предполагает не только усвоение человеком
общественных образцов, норм и ценностей, но и активное взаимодействие с
социальной средой, в результате которого конструируется образ мира и себя.
В отличии от такого понимания социализации, социальная адаптация
рассматривается как процесс и результат приспособления индивида к
условиям социальной среды.
Ведущие
институты
социализации
в
детстве
–
семья,
группа
сверстников, образовательные учреждения, средства массовой информации.
Основным
показателем
адаптированности
ребенка
к
новым
условиям
является уровень его психологического здоровья (благополучия). Ведущими
факторами,
влияющими
на
процесс
психологической
адаптации
детей
к
дошкольному
учреждению,
служат
возраст
поступления,
социальная
ситуация
развития,
стиль
общения
с
педагогами
и
сверстниками,
микро
климат в семье, качество детско-родительских отношений, индивидуально-
психологические особенности ребенка, его личностные качества и параметры
его
психического
развития.
Трудности
адаптации
обусловлены
как
возрастными, так и индивидуальными особенностями развития дошкольника.
Психологическое сопровождение адаптации дошкольников к детскому
саду
осуществляется
в
процессе
взаимодействия
всех
специалистов
дошкольного учреждения при поддержке родителей и включает следующие
направления профессиональной деятельности: педагогическую диагностику,
психопрофилактику и психокоррекцию, консультирование, методическую и
организационную работу.
Диагностика
психологической
адаптации
детей
к
дошкольному
учреждению направлена на изучение объективных и субъективных критериев
адаптированности, а также на выявлении роли возрастных, индивидуально-
психологических,
социальных
и
педагогических
факторов
в
процессе
приспособления
к
новым
условиям.
Ведущими
параметрами
оценки
психологической
адаптации
ребенка
к
детскому
саду
служат
его
эмоциональнее состояние, отношение к дошкольному учреждению, принятие
норм
и
правил
поведения,
уровень
тревожности,
успешность
общения
с
педагогом и сверстниками.
Основными средствами диагностики указанных параметров выступает
наблюдение, беседа, тестирование, проективные методики, социометрия, на
основе
результатов
которых
составляется
комплексное
представление
об
особенностях адаптации детей к дошкольному учреждению, намечаются пути
коррекционно-развивающей работы по преодолению негативных тенденций в
процессе привыкания к новым условиям, и делается прогноз его социального
и личностного развития.
Психопрофилактиканаправлена
на
сохранение
психологического
благополучия
ребенка
в
образовательном
учреждении
и
предупреждение
нарушений адаптации и отклонений в развитии личности.
Коррекционно-развивающая работа помогает преодолеть различные
трудности, возникающие у дошкольников в процессе привыкании к детскому
саду.
Консультирование
педагогов
и
родителей
предполагает
оказание
помощи
рекомендательного
характера
в
связи
с
проблемами
поведения,
общения и эмоционального самочувствия ребенка.
Методическая работа направлена разработку различных программ и
оптимизацию условий образовательной среды.
Организационная
работа
предполагает
совершенствование
уровня
педагогическим процессом.
Таким
образом,
психологическое
сопровождение
адаптации
детей
должно
носить
комплексный
характер
и
способствовать
раскрытию
индивидуальных
возможностей
адаптации
каждого
ребенка
к
новой
социальной ситуации.