Роль дополнительного образования детей в социальной адаптации в сельской местности
Автор: Фоминых Сергей Александрович Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Районный дом детского творчества" Населённый пункт: п. Черноисточинск Свердловская область Наименование материала: статья Тема: Роль дополнительного образования детей в социальной адаптации в сельской местности Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Районный дом детского творчества»
п. Черноисточинск
«Роль дополнительного образования детей в
социальной адаптации в сельской местности»
педагог дополнительного
образования
Фоминых С.А.
2017 г.
Происходящие в России социально-экономические преобразования и
движение
к
гражданско-правовому
государству
определяют
особую
актуальность
формирования
поколения
активных,
компетентных
граждан,
способных
принимать
ответственные
решения
в
ситуации
выбора,
обладающих чувством ответственности за судьбу страны.
В народе говорят: «Все начинается с детства». Закладываются
личностные качества, определение жизненной судьбы, а в применении к
обществу – это тот фундамент, на котором со временем формируется народ,
нация. Уже завтра нынешним школьникам будет принадлежать решающее
слово в развитии науки и техники, культуры и политики, само существование
цивилизации.
А жизненное пространство ребёнка не может ограничиваться только
образовательным
учреждением.
В
концепции
модернизации
российского
образования
подчёркнута
особая
роль
учреждений
дополнительного
образования
детей
как
одного
из
определяющих
факторов
развития
склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального
самоопределения детей.
Сельская местность, характерна тем, что в ней нет достаточного
количества досуговых культурных центров, климатические условия часто не
позволяют
общаться
со
сверстниками
в
свободное
время
на
детских
дворовых площадках. Родители почти всегда заняты зарабатыванием денег и
редко находят время для должного общения с детьми. И для них телевизор и
Интернет становятся близкими друзьями.
К сожалению, 60% детей живут в «неблагополучных» семьях.
Самый важный критерий, который лежит в основе понятия
«неблагополучная семья» - низкое качество детско-родительских отношений.
Проблемные семьи – чрезмерная, суетливая, а по сути совершенно
пустая опека своих детей, либо вялотекущее, попустительское воспитание –
равнодушие.
Кризисные семьи – переживается утрата (развод, потеря жилья, работы,
средств к существованию)
Асоциальная семья – проблемы с алкоголем, но в таких семьях дети
любят своих родителей, переживают за них, скрывают их пьянство.
Аморальные семьи – полностью утрачивают семейные ценности, в
полной мере присутствуют алкоголизм, наркомания, жестокое обращение с
детьми.
Антисоциальные семьи – крайняя степень деградации, выражается в
противоправном,
антиобщественном
поведении,
паразитическом
образе
жизни.
Дети
подвергаются
изощренным
издевательствам,
вынуждены
заниматься попрошайничеством, воровством и проституцией.
Необходимо создавать обучающую и воспитывающую среду,
естественную стихию учения и воспитания. Это процесс непреднамеренной
социализации. Он состоит в надлежащем воздействии не на детей, а на
окружающую их обстановку, среду их жизнедеятельности. Всё окружающее
служит для него книгой, из которой он, сам того не замечая, непрерывно
обогащает свою память и сознание.
Нельзя учить детей ничему такому, в чем они не видят
действительного и непосредственного интереса для себя – удовольствия и
пользы. Иначе какой мотив побудит их учиться? Непосредственный интерес
есть двигатель, который ведет и верно, и далеко. Есть жажда знания, которая
рождается из естественного любопытства к близкому и дальнему.
Нелепо требовать от детей прилежания, если их уверяют, что они
извлекут из данных познаний пользу, когда вырастут. Если они в настоящее
время нисколько не интересуются этой полезностью, ради которой должны
напрягаться, жертвовать игрой и страдать, она останется непонятной.
Ребенок знает, что он станет взрослым. Все понятия, которые он
может иметь о состоянии взрослого человека, являются для него предметом
познания. Но все это знание обязано быть посильным для его возраста, опыта
и способности суждения.
Задача педагога дополнительного образования, в том, чтобы
организовать
интересное
и
полезное
для
детей
их
окружение,
зародить
желание искать и находить ответы на интересные им вопросы, а также дать
средства удовлетворения любознательности.
Дети с родителями каждый день (невольно) слушают политические
новости,
новости
экономики,
хроники
происшествий.
Добавьте
к
ним
новости в области культуры и искусства (фрагмент биографии какого-либо
актера,
композитора,
творческого
человека
новости
в
области
кинематографии и т.д.)
Нужно создайть на индивидуальных занятиях атмосферу доверия
(добровольного диалога. Нередко возникают проблемы в коллективах, на
коллективных занятиях. Дети учатся слушать друг друга, принимать точку
зрения
другого,
анализировать,
находить
возможные
пути
решения
в
различных ситуациях.
Для того, чтобы помочь ребенку в социальной адаптации
необходимо
самому
педагогу
владеть
и
знаниями
педагогики
и
опытом
общения, как со взрослыми, так и с детьми.
Задача
центра
дополнительного
образования
состоит
в
том,
чтобы
создать мир, в котором дети могут свободно жить и вырастать. Только в этой
активной, провоцирующей творчество, обстановке – залог развития новых
посетителей этого мира в результате естественного раскрытия личности.
Такая личность способна привносить в мир идеалы и отстаивать их от
мракобесия и неволи.
Обучающая и воспитывающая среда решает и множество иных,
очень трудных педагогических проблем.