Напоминание

Роль дополнительного образования детей в социальной адаптации в сельской местности


Автор: Фоминых Сергей Александрович
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Районный дом детского творчества"
Населённый пункт: п. Черноисточинск Свердловская область
Наименование материала: статья
Тема: Роль дополнительного образования детей в социальной адаптации в сельской местности
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Районный дом детского творчества» п. Черноисточинск
«Роль дополнительного образования детей в

социальной адаптации в сельской местности»


педагог дополнительного образования Фоминых С.А.
2017 г.

Происходящие в России социально-экономические преобразования и движение к гражданско-правовому государству определяют особую актуальность формирования поколения активных, компетентных граждан, способных принимать ответственные решения в ситуации выбора, обладающих чувством ответственности за судьбу страны. В народе говорят: «Все начинается с детства». Закладываются личностные качества, определение жизненной судьбы, а в применении к обществу – это тот фундамент, на котором со временем формируется народ, нация. Уже завтра нынешним школьникам будет принадлежать решающее слово в развитии науки и техники, культуры и политики, само существование цивилизации. А жизненное пространство ребёнка не может ограничиваться только образовательным учреждением. В концепции модернизации российского образования подчёркнута особая роль учреждений дополнительного образования детей как одного из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей. Сельская местность, характерна тем, что в ней нет достаточного количества досуговых культурных центров, климатические условия часто не позволяют общаться со сверстниками в свободное время на детских дворовых площадках. Родители почти всегда заняты зарабатыванием денег и редко находят время для должного общения с детьми. И для них телевизор и Интернет становятся близкими друзьями. К сожалению, 60% детей живут в «неблагополучных» семьях. Самый важный критерий, который лежит в основе понятия «неблагополучная семья» - низкое качество детско-родительских отношений. Проблемные семьи – чрезмерная, суетливая, а по сути совершенно пустая опека своих детей, либо вялотекущее, попустительское воспитание – равнодушие.
Кризисные семьи – переживается утрата (развод, потеря жилья, работы, средств к существованию) Асоциальная семья – проблемы с алкоголем, но в таких семьях дети любят своих родителей, переживают за них, скрывают их пьянство. Аморальные семьи – полностью утрачивают семейные ценности, в полной мере присутствуют алкоголизм, наркомания, жестокое обращение с детьми. Антисоциальные семьи – крайняя степень деградации, выражается в противоправном, антиобщественном поведении, паразитическом образе жизни. Дети подвергаются изощренным издевательствам, вынуждены заниматься попрошайничеством, воровством и проституцией. Необходимо создавать обучающую и воспитывающую среду, естественную стихию учения и воспитания. Это процесс непреднамеренной социализации. Он состоит в надлежащем воздействии не на детей, а на окружающую их обстановку, среду их жизнедеятельности. Всё окружающее служит для него книгой, из которой он, сам того не замечая, непрерывно обогащает свою память и сознание. Нельзя учить детей ничему такому, в чем они не видят действительного и непосредственного интереса для себя – удовольствия и пользы. Иначе какой мотив побудит их учиться? Непосредственный интерес есть двигатель, который ведет и верно, и далеко. Есть жажда знания, которая рождается из естественного любопытства к близкому и дальнему. Нелепо требовать от детей прилежания, если их уверяют, что они извлекут из данных познаний пользу, когда вырастут. Если они в настоящее время нисколько не интересуются этой полезностью, ради которой должны напрягаться, жертвовать игрой и страдать, она останется непонятной. Ребенок знает, что он станет взрослым. Все понятия, которые он может иметь о состоянии взрослого человека, являются для него предметом познания. Но все это знание обязано быть посильным для его возраста, опыта и способности суждения.
Задача педагога дополнительного образования, в том, чтобы организовать интересное и полезное для детей их окружение, зародить желание искать и находить ответы на интересные им вопросы, а также дать средства удовлетворения любознательности. Дети с родителями каждый день (невольно) слушают политические новости, новости экономики, хроники происшествий. Добавьте к ним новости в области культуры и искусства (фрагмент биографии какого-либо актера, композитора, творческого человека новости в области кинематографии и т.д.) Нужно создайть на индивидуальных занятиях атмосферу доверия (добровольного диалога. Нередко возникают проблемы в коллективах, на коллективных занятиях. Дети учатся слушать друг друга, принимать точку зрения другого, анализировать, находить возможные пути решения в различных ситуациях. Для того, чтобы помочь ребенку в социальной адаптации необходимо самому педагогу владеть и знаниями педагогики и опытом общения, как со взрослыми, так и с детьми. Задача центра дополнительного образования состоит в том, чтобы создать мир, в котором дети могут свободно жить и вырастать. Только в этой активной, провоцирующей творчество, обстановке – залог развития новых посетителей этого мира в результате естественного раскрытия личности. Такая личность способна привносить в мир идеалы и отстаивать их от мракобесия и неволи. Обучающая и воспитывающая среда решает и множество иных, очень трудных педагогических проблем.


В раздел образования