Автор: Тихонова Нина Николаевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МОУ "Татищевский лицей" Населённый пункт: Саратовская область р.п. Татищево Наименование материала: технологическая карта урока по математике Тема: Деление многозначных чисел на однозначные Раздел: начальное образование
Учитель
Тихонова Нина Николаевна
Класс
4 Г
Тема:
Деление многозначных чисел на однозначные.
Тип урока:
Открытие новых знаний.
Цель:
Формировать умение овладеть письменным приемом деления многозначного числа на однозначное.
Задачи:
1.
воспитательные: способствовать воспитанию дружеских взаимоотношений, взаимопонимания, умения
работать друг с другом; воспитанию интереса к предмету, адекватно оценивать результат своей работы;
2.
развивающие: развивать вычислительные навыки, логическое мышление, математическую речь
3.образовательные: создать условия для решения письменного приема деления многозначного числа на однозначное
Планируемые результаты:
Личностные:
формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению математики, развитие доброжелательности,
готовности к сотрудничеству с учителем и учащимися
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов
разрешения трудностей, умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность.
Познавательные УУД:
формировать освоение способов решения проблем творческого и поискового характера, делать
выводы.
Коммуникативные УУД:
развивать умения работать в парах, группах; внимательно слушать и слышать друг друга,
договариваться между собой, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Предметные:
формирование умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами; решать текстовые задачи;
выполнять и строить алгоритмы; представлять, анализировать и интерпретировать данные.
Основные понятия:
алгоритм, неполное делимое, цифры частного
Межпредметные связи:
математика, русский язык, окружающий мир
Оборудование:
1.
Основные: Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Математика. Учебник для 4-го класса.
Часть 2. стр. 78-79
1.
Дополнительно: ноутбук, проектор, презентация
Организация
пространства
Фронтальная работа, групповая и индивидуальная работа, работа в парах
Технология проведения
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Планируемые результаты
урока (этапы)
УУД
1. Мотивация к учебной
деятельности
1. Организует актуализацию требований к ученику со
стороны учебной деятельности.
Громко прозвенел звонок.
Начинается урок.
2. Создаёт условия для возникновения у учеников
внутренней потребности включения в учебную
деятельность. Устанавливает тематические рамки.
Прочитаем девиз урока:
« Где есть желание, найдётся…?» ( слайд 2 ).
Здесь пропущено слово , которое состоит из 4 букв и
из 3 звуков.
« Где есть желание, найдётся путь» ( слайд 2 ).
Как вы думаете путь к чему? ( к знаниям, к умениям)
Почему сегодня у нас такой девиз?
- Сегодня на нашем пути необходимо выполнить
два шага : Что я не знаю? Сам найду способ!
- Вы готовы к работе? Тогда в путь.
- Пожелайте друг- другу удачи.
Читают девиз, вставляют
слово
Слушают учителя, создавая
эмоциональный настрой
(положительные эмоции,
внимание других, доброе
отношение окружающих и
т.д.)
Личностные: выражать
положительное отношение к
процессу познания, желание
узнать новое, проявлять
внимание.
Регулятивные: нацеливание
на успешную деятельность.
2.Актуализация знаний.
Организует актуализацию знаний, используя для
этого задания: математический диктант, мозговой
штурм
1)Математический диктант:
(
слайд 3 )
– Чему рана:
Выполняют арифметические
Личностные: учебно-
познавательный интерес к
новому учебному материалу
и способам решения новой
задачи.
Регулятивные: принимать и
Сумма чисел 710 и 290?
Разность чисел 600 и 150
Произведение чисел 150 и 2
Частное чисел540 и 6
Чему будет равен результат, если :
9 увеличить в 40 раз
5 увеличить в 80 раз
640 уменьшить в 8 раз
250 уменьшить в 5 раз
– Я задумала число, если его увеличить в 6 раз, то
получится 120. Какое число я задумала?
- Если число 25 увеличить в несколько раз, то
получится 250. Во сколько раз нужно увеличить
число?
-Кто справился с заданием без ошибок поставьте -!,
кто допустил 1,2 ошибки-+
-У кого возникли затруднения? -
2) Мозговой штурм
- Подумайте, что можно сделать с данными знаками и
буквами ( слайд 4 ).
а = : 1 а
- Составить буквенное выражение:
а : 1 = а
а : а = 1
( слайд5 )
- Работая в группе, вспомните, что вы знаете о
делении и задайте вопросы по этим выражениям друг
другу
действия.
Проводят самопроверку,
оценивают результат.
Работают в группах.
Составляют буквенное
выражение на деление.
сохранять учебную задачу; в
сотрудничестве с учителем
ставить новые учебные
задачи.
Познавательные: - умение
сравнивать и анализировать,
выполнять задания
поискового и творческого
характера.
Коммуникативные:
аргументировать свою точку
зрения.
1)Как называются компоненты при делении?
2) Как найти неизвестное делимое, делитель?
3)Какие знаете свойства деления?
4)Способы проверки деления
- Проверим ваши знания
-Какое из утверждений является верным? Указать
истинность или ложность высказываний.( слайд 6 ).
а) Число, которое делят, называется делителем;
б) Число, на которое делят, называется делителем;
в) Число, которое получается в результате деления,
называется делителем.
Делимое находится так: ( слайд 7 ).
а) к частному прибавить делитель;
б) частное разделить на делитель;
в) частное умножить на делитель.
Какие из этих выражений верные? ( слайд 8 ).
а) а : 0 = а;
б) 0 : в = 0;
в) с : с = 1
Участвуют в диалоге.
Решают логические задачи.
3.Постановка учебной
задачи. Создание
проблемной
ситуации.
Открытие
детьми нового знания.
Ведёт побуждающий диалог. Побуждает к
осознанию темы урока.
-Что такое алгоритм?
-Путь к решению, действие по плану.
-Повторите алгоритм деления ( слайд 9 )
Повторяют алгоритм
Познавательные:
- постановка и
формулирование проблемы
- поиск и выделение
необходимой информации
Регулятивные:
-Выполните деление многозначного числа на
однозначное пользуясь алгоритмом деления.
( слайд 10 )
Проблема!
– Давайте подумаем. Может запись можно изменить?
Как вы думаете, есть другая форма записи?
- Какова же тема нашего урока?
-Молодцы! Давайте найдём краткий путь решения.
( слайд 10, вторая часть )
( слайд 11 )
-Сравните, чем похожи, чем отличаются решения
-Какой способ самый рациональный?
– Молодцы, правильно. Как вы думаете, что вы
должны будете знать и уметь после окончания этого
урока?
Ученик комментирует.
Под руководством учителя
выявляют место
затруднения.
Формулируют тему урока.
«Деление многозначных
чисел на однозначные
кратким способом.»
-Подробную запись
заменили краткой?
Делают вывод:
Мы должны будем усвоить
алгоритм деления
многозначного числа на
однозначное, когда в частное
выносится нуль, уметь
делить на однозначное
число разными способами.
- целеполагание;
Коммуникативные:
- умение выражать свои
мысли;
4.Первичное закрепление
с проговариванием во
Организует работу по закреплению нового знания с
проговариванием во внешней речи.
Коммуникативные:
внешней речи.
5. Физминутка
А теперь откройте учебники на стр.78, № 3
1 и 2 числ. выражения
Снимает физическое и эмоциональное напряжение
- Перед вами число. Прочитайте его. (7003.204)
Столько раз поднимем руки, сколько единиц в классе
тысяч (3)
Столько выполним наклонов, сколько единиц в классе
миллионов (7)
И
присядем
столько
раз,
сколько
сотен
в
классе
единиц(2)
На носочки встанем,
Потолок достанем
.
И тихонько сядем.
( слайд 12 )
Ученик работает у доски с
проговариванием во
внешней речи, остальные в
тетради.
Выполняют упражнения.
-умение выражать свои
мысли;
Регулятивные:
-овладение алгоритмом
деления;
6.Взаимоконтроль с
проверкой по эталону.
1. Организует самостоятельную работу в парах для
усвоения нового способа.
2. Даёт инструктаж по выполнению задания.
стр.78 №4 (по рядам)
-Выберите правильную букву
-Докажите правильность выбора
Работают в парах.
Прогнозируют результат и
выполняют задание.
Регулятивные:
-прогнозирование;
-самоконтроль;
-коррекция;
Коммуникативные:
-учебное сотрудничество;
7.Включение нового в
систему знаний и
повторения.
Организует работу над задачей для закрепления
умения решать задачи.
- Вернёмся к учебнику. Задача с.79 № 6а)
Познавательные:
- анализ с целью выделения
главных признаков;
8.Рефлексия учебной
деятельности.
- Прочитайте задачу.
- О чём говорится в задаче?
- Что известно?
- Как звучит вопрос задачи?
- Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи?
- Записать условие на доске, решение самостоятельно.
- Посмотрите на условие и скажите, что можно узнать,
используя эти данные?
Благодарит ребят за работу.
- Огромное трудолюбие и ваша тяга к знаниям
помогла нам сделать на уроке открытие.
Урок сегодня был удачный,
Не прошёл для вас он зря.
Вы все очень постарались.
Вам понравилось, друзья?
-Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели
бы поделиться с друзьями, родителями? Где вы будете
Дети отвечают на вопросы
учителя по содержанию
задачи.
Составляют план решения.
Ученик решает задачу у
доски самостоятельно,
остальные в тетради.
Дети вспоминают тему и
поставленные задачи урока.
- умение осознанно строить
речевое высказывание в
устной форме;
- выделение и поиск
необходимой информации;
Коммуникативные:
- умение достаточно полно и
чётко выражать мысли;
-интегрирование в группы и
продуктивное
взаимодействие.
Регулятивные:
- планирование;
- контроль;
- коррекция;
- самооценка.
Регулятивные:
- оценка того, что усвоено,
осознание качества и уровня
усвоения.
Познавательные:
- умение структурировать
знания;
Коммуникативные:
- аргументировать свои
высказывания;
9.Домашнее задание.
10. Итог урока
применять полученные знания?
Оцените свои достижения на уроке. (Слайд 13).
-Если вам все удалось на уроке выбирайте – весёлый
смайлик, а если у вас остались неразрешенные
проблемы – задумчивый, если вам ещё понадобится
помощь- грустный.
Проводит инструктаж домашнего задания.
С.79 №8 б) вычислить, №6 б) (те, у кого оценки 4и 5)
( слайд 14 ).
Подошёл к концу урок,
Прозвенит сейчас звонок,
Вам девчонки и мальчишки –
Всем спасибо за урок.
Высказывают своё мнение.
Оценивают свои достижения
Записывают задание в
дневники.