Музыкально-дидактические игры и их роль в сенсорном воспитании детей дошкольного возраста
Автор: Валенская Лиана Викторовна Должность: музыкальный руководитель Учебное заведение: ГБОУ Школа 998 Населённый пункт: Москва Наименование материала: Методическая разработка Тема: Музыкально-дидактические игры и их роль в сенсорном воспитании детей дошкольного возраста Раздел: дошкольное образование
К у р с : Музыкальное
воспитание
и
развитие
детей
дошкольного возраста
Т е м а : Музыкально-дидактические
игры
и
их
роль
в
сенсорном воспитании детей дошкольного возраста
Выполнил:
музыкальный руководитель
Валенская Лиана Викторовна
ГБОУ Школа №998 Кор № 8
Москва
3
Оглавление
Введение ______________________________________________________ 3
Глава I
Теоретическое
обоснование
необходимости
развития
музыкально-
сенсорных способностей детей дошкольного возраста
1.1. Характеристика музыкально-сенсорных способностей детей __ 4
1.2. Задачи развития музыкально-сенсорных способностей _______ 6
1.3.
Методы
и
приемы
развития
у
детей
дошкольного
возраста
музыкально-сенсорных способностей. ____________________ 7
1.4. Классификация музыкально-дидактических игр и пособий ____9
Глава II
Практические материалы для работы с детьми по развитию музыкально-
сенсорных способностей
2.1. Перечень музыкально-дидактических игр для детей младшего и
старшего дошкольного возраста _________________________ 13
2.2. Описание музыкально-дидактических игр _________________ 16
Заключение ____________________________________________________27
Используемая литература _______________________________________ 28
Введение
4
Любовь
человека
к
прекрасному,
нравственные
основы
личности
закладываются в самом раннем детстве. Они воспитываются различными
средствами, в том числе, и музыкой.
Музыка
заставляет
волноваться,
радоваться,
грустить.
Но
чтобы
человек не остался «глухим» к музыке, необходимо с самого раннего
возраста
развивать
его
музыкальные
способности,
совершенствовать
музыкальный
слух.
Большую
помощь
в
этом
оказывают
музыкально-
дидактические игры, которые являются средствами обучения и сенсорного
воспитания
детей,
поскольку
формируют
их
умение
различать
высоту,
тембр, длительности и силу звука.
А так как игра является ведущим видом деятельности дошкольника, в
которой наиболее успешно развиваются все психические процессы, то
именно
в
игре
педагог
в
интересной,
занимательной
форме
может
преподнести
учебный
материал,
-
а
ребенок
легко
его
усвоить.
Следовательно,
использование
музыкально-дидактических
игр
в
музыкальном
воспитании
детей
дошкольного
возраста
имеет
большое
значение.
Цель
работы:
показать
необходимость
использования
в
работе
с
детьми дошкольного возраста музыкально-дидактических игр для развития
музыкально-сенсорных способностей.
Задачи:
- изучить литературу по данной теме;
-
раскрыть
понятие
«музыкально-сенсорные
способности»
детей
дошкольного возраста.
- выявить связь между использованием музыкально-дидактических
игр и развитием музыкально-сенсорных способностей детей.
5
Глава I
Теоретическое
обоснование
необходимости
развития
музыкально-сенсорных
способностей
детей
дошкольного
возраста.
1.1
Характеристика
музыкально-сенсорных
способностей
детей
дошкольного возраста.
Особо
важным
звеном
в
развитии
всех
видов
музыкальной
деятельности
детей
является формирование
музыкально-сенсорных
способностей. Н.А. Ветлугина отмечает, что музыкальное переживание
всегда сенсорно, так как музыка – и простейшие созвучия, и сложные
образы – прежде всего воспринимаются чувственно. Поэтому сенсорные
процессы
являются
показателем
целостного
восприятия
произведения,
различения выразительных средств, а так же проявлений, связанных с
восприятием отдельных свойств музыкальных звуков.
В
основе
развития
музыкально-сенсорных
способностей
лежит
вслушивание,
различие,
воспроизведение
четырех
основных
свойств
звуков: высоты, длительности, тембр, силы.
Сенсорное
музыкальное
воспитание
–
о с н о в а
р а з в и т и я
музыкальности.
Определенный
уровень
сенсорного
развития
детей
позволяет
им
более
эмоционально,
сознательно
относиться
к
музыке,
чувствовать
красоту
ее
звучания
в
единстве
с
чувствами
и
мыслями,
выраженными
в
ней.
Это
происходит
благодаря
содержательной
и
разнообразной деятельности, в процессе которой формируются сенсорные
процессы и способности.
Возрастные особенности музыкальных проявлений детей и характер
и х
д е я т е л ь н о с т и
в ы з ы в а ю т
н е о бход и м о с т ь
о п р е д е л е н и я
последовательности
формирования
соответствующих
задатков .
Музыкальность детей – это комплекс способностей, включающих интерес
к музыке, ее сопереживание и достаточно развитый слух.
Уже
в
первые
месяцы
жизни
плясовой
напев
и
одновременная
активизация
телодвижений
малыша
вызывает
у
него
оживление,
выразительную
мимику,
а
неторопливая,
несколько
монотонная
колыбельная песня постепенно успокаивает его, что свидетельствует об
эмоциональном отклике.
Также рано проявляется и музыкальный слух. Ученые установили, что
малыши уже на третьем месяце жизни правильно реагируют и отличают
крайние звуки интервала октавы, а к семи месяцам многие способны
различать и полутон. Б.М. Теплов считает это важным фактором в развитии
сенсорных
способностей
при
условии
правильно
организованной
деятельности.
6
Следует отметить особую роль эмоционального восприятия высоты,
тембра,
силы
и
длительности
звуков,
т.е.
музыкальных
сенсорных
способностей
дошкольников,
т.к.
на
их
основе
формируются
более
сложные навыки.
7
1.2.
Задачи развития музыкально-сенсорных способностей
детей.
Все задачи, которые решаются средствами музыкально-дидактических
игр, связаны с задачами музыкального воспитания.
Это следующие задачи:
-
учить
детей
различать
звуки
по
высоте,
воспроизводить
звуки
контрастной высоты;
- передавать несложные ритмические рисунки хлопками, в движении,
графически;
- различать громкую и тихую музыку;
- узнавать по тембру различные детские музыкальные инструменты и
уметь изменять тембр голоса в игре;
- различать характер музыки и действовать в соответствии с этой
музыкой;
Все задачи решаются в каждой возрастной группе, но предъявляемые
детям требования постепенно повышаются.
8
1.3.
Методика
развития
музыкально-сенсорных
способностей детей.
Игра – прекрасная форма деятельности, позволяющая приблизить,
расположить к себе детей, в том числе и малоактивных. Руководя игрой,
педагог следит, чтобы дети соблюдали правила, точно выполняли задания,
связанные с содержанием игры.
Музыкально-дидактические игры предшествуют занятиям, на которых
постепенно усложняются задания, требующие самостоятельных действий
и в игре.
Совершенствование сенсорных способностей детей всегда находится
в прямой зависимости от системности проводимых упражнений. В работе с
дошкольниками
они
применяются
с
самого
раннего
возраста
(«Кто
пришел?», «Что звучит?», «Кто в домике живет?» и т.д.).
Музыкально-дидактические упражнения занимают немного времени и
могутбыть включены во все виды музыкальной деятельности на занятиях.
Н.А.
Ветлугина
разработала
систему
таких
упражнений.
В
«Музыкальном букваре» Н.А. Ветлугиной в разделе «Как рассказывает
музыка?»
детей
последовательно
знакомят
с
наиболее
доступными
средствами
выразительности:
звуковысотными
соотношениями,
характерными
мелодическими
интонациями,
ритмическими
рисунками,
темповыми
изменениями,
динамическими
оттенками,
тембровыми
красками.
Выразительность
звуковысотных
соотношений
—
интонаций,
интервалов — подчеркивается тем, что они могут передавать какое-нибудь
характерное
жизненное
явление:
например,
равномерное
нисходящее
движение
звуков
малой
терции
передает
покачивание
колыбели;
повторяющиеся интервалы большой секунды имитируют напев гармошки;
энергичные движения на септиму вверх и вниз рисуют взлеты качелей.
Чтобы научить детей различать высоту звуков, важно опереться на уже
имеющийся у них опыт определения высокого и низкого регистров. На
этой основе дети легко усваивают термины: «высокий», «низкий» звуки,
«выше», «ниже». Например: высоко поют скворцы-птенчики, а птица-мама
поет пониже («Птенчики»).
Далее
дети
упражняются
в
различении
звуков
по
высоте.
Песни-
упражнения
расположены
в
такой
последовательности,
чтобы
сначала
воспринимались более широкие интервалы — септима, секста, квинта
(«Качели», «Труба», «Эхо»), затем более узкие— кварта, терция, секунда
(«Труба», «Колыбельная», «Гармошка»).
Когда дети уже хорошо различают два звука по высоте, внимание их
обращается
на
то,
что
одинаковые
звуки
могут
повторяться
(«Считалочка»), что можно сопоставить не только два, но и три звука
(«Бубенчики»). При этом иллюстрации наглядно демонстрируют высоту
9
звуков. Например, высоко звенящие бубенчики расположены выше, а более
низко звенящие — ниже.
Развитие
ритмического
слуха
связано
с
осознанием
и
умением
различать соотношение звуков по длительности. То, что один звук может
быть
долгий,
другой
короткий,
ребенок
усваивает
по
аналогии
с
различными жизненными наблюдениями (например, долго или коротко
гудит паровоз). Целесообразно подводить к понятиям о длительностях на
примерах, где имеются четверти и восьмые. («Буду летчиком», «Я иду с
цветами», «Петушок» и т. д.). Перед детьми должно отчетливо выступать
ритмическое оформление мелодии. Упражнения проигрываются без слов, и
дети, вслушиваясь в музыку, подпевают: «ли» (восьмая) и «лё» (четверть),
сопровождая
пение
движением
руки.
Можно
использовать
несложное
дидактическое пособие: из картона вырезаются небольшие карточки одной
высоты, но разной ширины — более узкие (восьмые) и более широкие
(четверти). Пользуясь этими карточками, дети «складывают» ритмический
рисунок знакомых песен.
В комплексе средств, характеризующих музыкальные образы в их
развитии, немаловажную роль играют динамические и темповые оттенки.
Динамические оттенки воспринимаются детьми при сопоставлении
контрастной
силы
звучания
—
тихо
и
громко.
Осознание
значения
динамики происходит на основе их представлений о явлениях природы,
действиях людей («Труба и эхо»), В некоторых примерах динамический
контраст выступает как одна из особенностей общего характера звучания
музыки («Мы танцуем»).
Дети знакомятся с еще одной особенностью музыкальной речи —
тембровой
окрашенностью
звучания.
Тембровая
окраска
зависит
от
гармонических созвучий, от способа звукоизвлечения.
Хотя воспроизведение на фортепиано различных тембровых качеств
звучания
как
средства
выразительности
весьма
условно,
все
же
дети
хорошо различают окраску голосов птиц («Петух и кукушка»), людей
(«Папа и мама разговаривают»), музыкальных инструментов («Балалайка и
гармошка»).
Все
перечисленные
упражнения
обеспечивают
последовательное
формирование музыкально-сенсорных способностей ребенка.
10
1.4.
Классификация
музыкально-дидактических
игр
и
пособий.
В зависимости от дидактической задачи и развертывания игровых
действий музыкально-дидактические игры разделяются на три вида:
1. Спокойное музицирование.
2.
Игры
типа
подвижных,
где
элемент
соревнования
в
ловкости
отодвинут по времени от момента выполнения музыкальных заданий.
3. Игры, построенные по типу хороводных.
В
первом
виде
предусматривается
статичное
расположение
детей,
разделенных
на
подгруппы.
Соревнование
заключается
в
умении
вслушиваться в музыку. Этот вид часто проводится с пособиями (за лучшее
выполнение задания подгруппы детей или ребенок, если игра ведется с 2 -
3
детьми,
награждаются
фишкой,
флажком.
В
процессе
игры
дети
выполняют ее правила, показывая ту или иную картинку, поднимая в
соответствии со звучанием флажки разных цветов и т.д.).
Второй
вид
характеризует
динамика
действий.
Здесь
дети,
разделенные
на
подгруппы,
вслушиваясь
в
музыкальное
звучание,
реагируют на него движением. Звучат громкие звуки - в пространстве
групповой комнаты двигается одна подгруппа детей, тихие - другая, а
предыдущая
останавливается.
После
неоднократной
смены
звучания
наступает завершающий момент игры - физкультурное соревнование: одна
подгруппа
догоняет
другую
или
каждая
собирается
у
заранее
обозначенного места и т.д.
В третьем виде двигательная активность детей ограничена. Между
собой соревнуются три или два круга, или коллектив (круг) и солист.
Например, при звучании высоких звуков идут дети первого круга, при
звучании звуков средней высоты - второго круга, на звучание звуков низкой
высоты
реагируют
движением
дети
третьего
круга.
Победителем
становятся те, кто точнее реагировал на смену звучания.
Цель
применения
музыкально-дидактических
игр
и
пособий
–
развивать музыкально-сенсорные способности, углублять представления
детей о средствах музыкальной выразительности.
Музыкально-дидактические игры отличаются от пособий тем, что они
предполагают
наличие
определенных
правил,
игровых
действий
или
сюжета.
Дети
могут
использовать
их
не
только
на
занятиях,
но
и
в
самостоятельной
деятельности.
Музыкально-дидактические
пособия
применяются в основном на занятиях, чтобы наглядно проиллюстрировать
отношения
звуков
по
высоте
и
длительности,
поупражнять
детей
в
различении динамики, тембра, регистра, темпа и других выразительных
средств.
11
Музыкально-дидактические
пособия,
как
правило,
включают
зрительную наглядность (карточки, картинки с передвижными деталями и
т. д.).
Различение свойств музыкальных звуков (высота, продолжительность,
динамика,
тембр)
лежит
в
основе
развития
музыкально-сенсорных
способностей
(Н.
А.
Ветлугина).
Некоторые
свойства
звуков
дети
различают
легко
(тембр,
динамика),
другие
—
с
большим
трудом
(звуковысотные, ритмические отношения).
Развитие
музыкально-сенсорных
способностей
(элементарных
представлений
о
свойствах
музыкальных
звуков)
является
средством
активизации
слухового
внимания
детей,
накопления
первоначальных
ориентировок
в
языке
музыки.
Как
было
отмечено,
дети
с
легкостью
усваивают представления о тембре и динамике звуков и труднее — о
высоте и ритме. Поскольку основные музыкальные способности лежат в
основе переживания выразительного содержания именно звуковысотных и
ритмических
движений,
следует
использовать
в
первую
очередь
музыкально-дидактиче ские
игры
и
по собия,
моделирующие
звуковысотные и ритмические отношения мелодии.
Применение зрительной наглядности, включающей пространственные
представления (выше — ниже, длиннее — короче), помогает сформировать
у
детей
представления
о
свойствах
музыкальных
звуков.
Зрительная
наглядность в образной форме моделирует отношения звуков по высоте и
длительности.
Э. П. Костиной разработаны настольные музыкально-дидактические
игры для развития музыкально-сенсорных способностей.
Поскольку одной из основных задач музыкального воспитания детей
является развитие музыкальных способностей, можно классифицировать
музыкальные
игры
и
пособия
именно
по
этому
основанию
—
их
возможностям
в
развитии
каждой
из
трех
основных
музыкальных
способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений и
чувства ритма. При этом развитие музыкально-сенсорных способностей
(прежде всего различие звуков по высоте и длительности) играет важную
роль. Осознание этих соотношений с помощью моделирования свойств
музыкальных звуков помогает воспроизведению их детьми.
Игры и пособия для развития музыкально-слуховых представлений
связаны
с
различением
и
воспроизведением
звуковысотного
движения.
Поскольку в формировании музыкально-слуховых представлений большую
роль
играют
моторика,
интеллектуальные,
зрительные
представления,
опора
на
восприятие
мелодии,
для
развития
этой
способности
используются музыкально-дидактические игры и пособия, моделирующие
отношения
звуков
по
высоте,
направление
движения
мелодии
и
включающие
воспроизведение
мелодии
голосом
или
на
музыкальном
инструменте. При этом все методы (наглядный, словесный, практический)
могут применяться в сочетании друг с другом.
12
Возникновению
первоначальных
представлений
о
высоте
звуков
способствует зрительная и слуховая наглядность во взаимосвязи со словом.
Примерами
таких
пособий
могут
быть
попевки
из
«Музыкального
букваря»
с
показом
картинок,
музыкальная
лесенка,
разнозвучащие
колокольчики.
Осознание
направления
движения
мелодии
предполагает
связь
интеллектуальных, слуховых, зрительных, двигательных представлений в
опоре
на
восприятие
мелодии.
Моделирование
направления
движения
мелодии в музыкально-дидактических играх и пособиях осуществляется
многими
способами:
использование
музыкальной
лесенки,
набора
разнозвучащих
колокольчиков;
выкладывание
на
карточках
с
нотным
станом кружочков, соответствующих высоте звуков мелодии. Это задание
может
быть
дано
детям
в
образной
форме:
передвижение
кузнечика
(бабочки)
с
цветка
на
цветок,
нарисованных
на
различной
высоте,
в
соответствии со звуками мелодии. (Она звучит в тот момент, когда дети
выполняют задание.) Полезна здесь также опора на моторику (вокальную
или реальные движения).
По скольку
развитие
спо собно сти
м у з ы ка л ь н о - с л у хо в ы х
представлений
требует
слуховой
сосредоточенности,
воспроизведения
мелодии
голосом
или
на
музыкальном
инструменте,
использование
подвижных
игр
исключается.
Для
активизации
музыкально-слуховых
представлений
применяются
музыкально-дидактические
пособия,
настольные и хороводные игры.
Моделирование отношений звуков по высоте с помощью различных
средств
позволяет
развивать
способность
музыкально-слуховых
представлений, связывая воедино слуховые, зрительные и двигательные
представления детей.
Развитие
чувства
ритма
—
способности
активно
(двигательно)
переживать
музыку,
ощущать
эмоциональную
выразительность
музыкального
ритма
и
точно
его
воспроизводить
—
предполагает
использование
музыкально-дидактических
игр
и
пособий,
связанных
с
воспроизведением
ритмического
рисунка
мелодии
в
хлопках,
на
музыкальных
инструментах
и
передачей
смены
характера
музыки
с
помощью движений.
Для
развития
представлений
о
продолжительности
звуков
целесообразно использовать пособия и настольные игры, моделирующие
эти
отношения
звуков,
с
одновременным
воспроизведением
мелодии.
(Короткие и длинные палочки или маленькие и большие предметы могут
соответствовать коротким и долгим звукам.)
Так как чувство ритма наряду с ладовым чувством образует основу
эмоциональной отзывчивости на музыку, для передачи ритма и характера
музыки в движениях применяются все виды игр (настольные, подвижные,
хороводные). Подвижные игры могут быть и сюжетными, и несюжетными.
13
Большими
возможностями
в
развитии
способности
чувства
ритма
обладают творческие игры, в которых ребенок воссоздает определенный
образ
персонажа
или
свободно
комбинирует
известные
ему
движения,
передавая
характер
и
ритм
музыки,
меняющиеся
на
протяжении
музыкального произведения.
Таким
образом,
музыкально-дидактические
игры
и
пособия
сое-
диняют в себе различное сочетание методов музыкального воспитания. Их
применение
должно
быть
обусловлено
четкой
постановкой
задачи,
решение
которой
преследует
педагог.
Если
та
или
иная
способность
недостаточно развита, педагог имеет возможность варьировать задания,
направленные на развитие именно этой способности. Образная, игровая
форма, применение разнообразных упражнений позволяют поддерживать у
детей интерес к деятельности, осуществлять ее более успешно.
Развитие у детей музыкально-сенсорных способностей должно быть
постоянно в поле зрения педагога, осуществляться различными методами и
средствами, в том числе с помощью музыкально-дидактических игр и
пособий.
14
Глава II
Практические материалы для работы с детьми по развитию
музыкально-сенсорных способностей.
2.1. Перечень музыкально-дидактических игр для детей младшего и
старшего дошкольного возраста.
Музыкально-дидактические игры для детей младшего дошкольного
возраста.
Игры на различение звуков по высоте:
1. «Птица и птенчики»
2. «Чей домик?»
3. «Где мои детки?»
4. «Чудесный мешочек»
5. «Подумай и отгадай!»
6. «Курица и цыплята»
7. « Угадай-ка!»
8. «Кто в домике живет?»
9. «Найди игрушку!»
10. «В лесу»
11. «Буратино»
Игры для развития чувства ритма:
1. «Прогулка»
2. «К нам гости пришли»
3. «Что делают дети?»
4. «Зайцы»
Игры для развития тембрового слуха:
1. «Нам игрушки принесли»
2. «Колпачки»
3. «Наш оркестр»
Игры на развитие диатонического слуха:
1. «Эхо»
2. «Веселые ладошки»
3. «Наш оркестр».
15
Музыкально-дидактические игры для детей старшего
дошкольного возраста
Игры для развития звуковысотного слуха:
1. «Музыкальное лото».
2. «Ступеньки».
3. «Угадай колокольчик!»
4. «Найди нужный колокольчик!»
5. «Три поросенка».
6. «Подумай и отгадай!»
Игры на развитие чувства ритма:
1. «Прогулка».
2. «Наше путешествие».
3. «Определи по ритму!»
4. «Учитесь танцевать!»
5. «Выполни задание!»
Игры на развитие тембрового слуха:
1. «Определи инструмент!»
2. «На чем играю?»
3. «Слушаем внимательно!»
4. «Музыкальные загадки»
Игры на развитие диатонического слуха:
2. «Громко — тихо запоем!»
3. «Колобок»
4. «Найди щенка!»
Игры на развитие памяти и слуха:
1. «Сколько нас запоет?»
2. «Слушаем музыку!»
3. «Наши песни».
4. «Волшебный волчок».
5. «Что делают в домике?»
6. «Назови композитора!»
7. «Веселая пластинка».
8. «Какая музыка?»
Игры для развития детского творчества:
1. «Музыкальный телефон».
2. «Музыкальная шкатулка».
3. «Веселый маятник».
16
4. «Наши любимые пластинки».
5. «Музыкальная карусель».
6. «Музыкальный магазин».
17
2.2. Описание музыкально-дидактических игр
Игры для развития звуковысотного слуха
Музыкальное лото
Игровой
материал:
карточки
по
числу
играющих,
на
каждой
нарисованы 5 линеек (нотный стан), кружочки-ноты, детские музыкальные
инструменты (балалайка, металлофон, триола).
Ход игры: ребенок-ведущий играет мелодию на одном инструменте
вверх — вниз или на одном звуке. Дети должны на карточках выложить
ноты-кружочки от первой линейки до пятой, или от пятой до первой, или
на одной линейке.
Игра проводится в свободное от занятий время.
Ступеньки
Игровой материал: лесенка из пяти ступенек, игрушки (матрешка,
мишка,
зайчик),
детские
музыкальные
инструменты
(аккордеон,
металлофон, губная гармошка).
Ход
игры:
ребенок-ведущий
исполняет
на
любом
музыкальном
инструменте
мелодию,
другой
ребенок
определяет
движение
мелодии
вверх — вниз или на одном звуке и соответственно передвигает игрушку
по ступенькам лесенки вверх — вниз или постукивает на одной ступеньке.
Следующий
ребенок
действует
другой
игрушкой.
В
игре
участвует
несколько детей.
Угадай колокольчик!
Игровой
материал:
карточки
по
числу
играющих,
на
каждой
нарисованы три линейки; цветные кружочки (красный, желтый, зеленый),
которые как бы соответствуют высоким, средним, низким звукам; три
музыкальных колокольчика (по типу «Валдай») различного звучания.
Ход игры: ребенок-ведущий звенит поочередно то одним, то другим
колокольчиком, дети располагают кружки на соответствующей линейке:
красный кружок — на нижней, если звенит большой колокольчик; желтый
— на средней, если звенит средний колокольчик; зеленый — на верхней,
если звенит маленький колокольчик.
Играют несколько детей. Игра проводится во вторую половину дня.
Примечание:
игру
можно
провести
с
металлофоном.
Ведущий
поочередно играет верхний, нижний, средний звуки. Дети располагают
кружки-ноты на трех линейках.
18
Повтори звуки!
Игровой материал: карточки (по числу играющих) с изображением
трех бубенчиков: красный — «дан», зеленый — «дон», желтый — «динь»;
маленькие карточки с изображением таких же бубенчиков (на каждый по
одному); металлофон.
Ход игры
Воспитатель-ведущий
показывает
детям
большую
карточку
с
бубенчиками:
«Посмотрите,
дети,
на
этой
карточке
нарисованы
три
бубенчика. Красный бубенчик звучит низко, мы назовем его «дан», он
звучит
так
(поет
ДО
первой
октавы):
дан-дан-дан.
Зеленый
бубенчик
звучит немного выше, мы назовем его «дон», он звучит так (поет МИ
первой, октавы): дон-дон-дон. Желтый бубенчик звучит самым высоким
звуком,
мы
назовем
его
«динь»,
и
звучит
он
так
(поет
СОЛЬ
первой
октавы):
динъ-динъ-динъ».
Педагог
просит
детей
спеть,
как
звучат
бубенчики: низкий, высокий, средний.
Затем
детям
раздают
по
одной
большой
карточке.
Воспитатель
показывает маленькую карточку, например с желтым бубенчиком. Тот, кто
узнал, как звучит этот бубенчик, поет «динь-динь-динь» (СОЛЬ первой
октавы). Воспитатель дает ему карточку, и ребенок закрывает ею желтый
бубенчик на большой карточке.
Металлофоном можно пользоваться для проверки ответов детей, а
также в том случае, если ребенок затрудняется спеть (он сам играет на
металлофоне).
В игре участвует любое количество детей (в зависимости от игрового
материала). Но при этом надо помнить, что каждый участник получит
маленькую карточку только тогда, когда споет соответствующий звук или
сыграет его на металлофоне.
Найди нужный колокольчик!
Игровой материал: пять наборов колокольчиков по типу «Валдай».
Ход игры: в игре участвуют пять детей, один из них — ведущий. Он
садится за небольшой ширмой или спиной к играющим и звенит то одним,
то другим колокольчиком. Дети должны в своем наборе найти колокольчик,
соответствующий данному звучанию, и прозвенеть им. При повторении
игры ведущим становится тот, кто правильно определил звучание каждого
колокольчика.
Игра проводится в свободное от занятий время.
Три поросенка
Игровой материал: на планшете изображены лес и сказочный дом. В
нем вырезано одно окошко, в котором вращающийся диск с изображением
трех поросят: Нуф-Нуф в синей шапочке, Наф-Наф в красной шапочке,
Ниф-Ниф
в
желтой
шапочке.
Если
диск
вращать
с
обратной
стороны
планшета, то в окошке домика поочередно появляются все три поросенка.
19
Вверху на игровом поле прикреплены три пластинки от металлофона.
Под пластинкой ФА первой октавы нарисована мордочка поросенка в
синей
шапочке
—
Нуф-Нуфа,
под
пластинкой
ЛЯ
первой
октавы
—
поросенок
в
красной
шапочке,
Наф-Наф.
Под
пластинкой
ДО
второй
октавы — поросенок в желтой шапочке Ниф-Ниф.
Здесь же прикреплен молоточек от металлофона, который свободно и
легко вынимается из петельки; 8-12 больших карт (по числу играющих),
каждая из которых разделена на три части (три окошка) с изображением
шапочек трех поросят: синей, красной, желтой.
Ход игры: дети рассаживаются полукругом.
— Посмотрите, дети, какой красивый домик! — говорит воспитатель.
— Живут в нем знакомые вам поросята Ниф-Ниф, Нуф-Нуф, Наф-Наф.
Поросята очень любят петь. Они спрятались в домике и выйдут только
тогда, когда вы споете, как они. У Ниф-Нифа самый высокий голос: «Я —
Ниф-Ниф. (Поет и играет на пластинке ДО второй октавы.) У Нуф-Нуфа
самый низкий голос. (Поет и играет на пластинке ФА первой октавы.) У
Наф-Нафа немного повыше». (Поет и играет на пластинке ЛЯ первой ок-
тавы.)
Затем воспитатель объясняет правила игры, которые заключаются в
следующем. Дети поочередно вращают диск. В окошке домика появляется
поросенок, например в желтой шапочке. Ребенок должен спеть: «Я — Ниф-
Ниф» — на звуке ДО второй октавы и, если спел правильно, получает
карточку
с
изображением
желтой
шапочки
и
закрывает
ею
соответствующее
изображение
на
своей
карточке.
Если
ребенок
затрудняется спеть, он играет на пластинке. Побеждает тот, кто раньше
закроет
все
три
части
своей
карты.
Игра
проводится
в
свободное
от
занятий время и на музыкальном занятии (без раздачи карточек).
Игры для развития чувства ритма
Прогулка
Игровой
материал:
музыкальные
молоточки
по
числу
играющих,
фланелеграф
и
карточки,
изображающие
короткие
и
долгие
звуки
(с
обратной стороны приклеена фланель).
Ход игры: Игра соответствует аналогичной, проводимой в младшей
группе, но кроме этого дети должны передать ритмический рисунок —
выложить на фланелеграфе карточки. Широкие карточки соответствуют
редким ударам, узкие — низким.
Например:
«Таня
взяла
мяч,
—
говорит
воспитатель,
—
и
стала
медленно ударять им о землю». Ребенок медленно стучит музыкальным
молоточком о ладошку и выкладывает широкие карточки. «Пошел частый,
сильный
дождь»,
—
говорит
воспитатель.
Ребенок
быстро
стучит
молоточком и выкладывает узкие карточки.
Игра проводится на занятии и в свободное от занятий время.
20
Наше путешествие
Игровой
материал:
металлофон,
бубен,
угольник,
ложки,
музыкальный молоточек, барабан.
Ход
игры:
воспитатель
предлагает
детям
придумать
небольшой
рассказ о своем путешествии, которое можно изобразить на каком-либо
музыкальном инструменте. «Послушайте сначала, что я вам расскажу, —
говорит воспитатель. — Оля вышла на улицу, спустилась по лестнице
(играет на металлофоне).
Увидела подружку — она очень хорошо прыгала через скакалку. Вот
так. (Ритмично ударяет в барабан.) Оле тоже захотелось прыгать, и она
побежала домой за скакалкой, перепрыгивая через ступеньки. (Играет на
металлофоне.)
Мой рассказ вы можете продолжить или придумать свой рассказ».
Игра проводится во второй половине дня.
Определи по ритму!
Игровой материал: карточки, на одной половине которых изображен
ритмический
рисунок
знакомой
детям
песни,
другая
половина
пустая;
картинки,
иллюстрирующие
содержание
песни;
детские
музыкальные
инструменты — группа ударных (ложки, угольник, барабан, музыкальный
молоточек и др.). Каждому дают по 2-3 карточки.
Ход
игры:
ребенок-ведущий
исполняет
ритмический
рисунок
знакомой песни на одном из инструментов. Дети по ритму определяют
песню и картинкой закрывают пустую половину карточки (картинку после
правильного ответа дает ведущий).
При повторении игры ведущим становится тот, кто ни разу не ошибся.
Одному ребенку можно дать большее число карточек (3-4).
Учитесь танцевать!
Игровой
материал:
большая
матрешка
и
маленькие
(по
числу
играющих).
Ход игры: игра проводится с подгруппой детей. Все сидят вокруг
стола. У воспитателя большая матрешка, у детей — маленькие. «Большая
матрешка
учит
танцевать
маленьких»,
—
говорит
воспитатель
и
отстукивает своей матрешкой несложный ритмический рисунок. Все дети
одновременно повторяют этот ритм своими матрешками.
При
повторении
игры
ведущим
может
стать
ребенок,
правильно
выполнивший задание.
Выполни задание!
Игровой материал: фланелеграф; карточки с изображением коротких
и длинных звуков (игра «Прогулка»); детские музыкальные инструменты
(металлофон, арфа, баян, триола).
21
Ход
игры:
воспитатель-ведущий
проигрывает
на
одном
из
инструментов ритмический рисунок. Ребенок должен выложить, карточки
на фланелеграфе. Количество карточек можно увеличить. В этом случае
каждый играющий выкладывает ритмический рисунок на столе.
Игры для развития тембрового слуха
Определи инструмент!
Игровой
материал:
аккордеон,
металлофон,
арфа
(каждого
инструмента по два), колокольчик, деревянные ложки — 4.
Ход игры: двое детей сидят спиной друг другу. Перед ними на столах
лежат
одинаковые
музыкальные
инструменты.
Один
из
играющих
исполняет
на
любом
музыкальном
инструменте
ритмический
рисунок,
другой на таком же инструменте его повторяет. Если ребенок правильно
выполняет музыкальное задание, то все дети хлопают. После правильного
ответа играющий имеет право загадать загадку. Если ребенок ошибся, то
он слушает задание.
Игра проводится в свободное от занятий время.
На чём играю?
Игровой материал: карточки (по числу играющих), на одной половине
которых
изображения
детских
музыкальных
инструментов,
другая
половина пустая; фишки и детские музыкальные инструменты.
Ход
игры:
детям
раздают
по
несколько
карточек
(3-4).
Ребенок-
ведущий проигрывает мелодию или ритмический рисунок на каком-либо
музыкальном
инструменте
(перед
ведущим
небольшая
ширма).
Дети
определяют звучание инструмента и закрывают фишкой вторую половину
карточки.
Игру можно провести по типу лото. На одной большой карточке,
разделенной на 4-6 квадратов, изображены различные инструменты (4-6).
Маленьких карточек с изображением тех же инструментов должно быть
больше и равно количеству больших карт. Каждому ребенку дают по одной
большой карточке и 4-6 маленьких.
Игра
проводится
так
же,
но
только
дети
закрывают
маленькими
карточками соответствующие изображения на большой.
Слушаем внимательно!
Игровой
материал:
записи
инструментальной
музыки,
знакомой
детям; детские музыкальные инструменты (пианино, аккордеон, скрипки и
т.д.).
Ход игры: дети сидят полукругом перед столом, на котором находятся
детские инструменты. Им предлагают прослушать знакомое музыкальное
произведение, определить, какие инструменты исполняют его, и найти их
на столе.
22
Музыкальные загадки
Игровой материал: металлофон, треугольник, бубенчики, бубен, арфа,
цимбалы.
Ход игры: дети сидят полукругом перед ширмой, за которой на столе
находятся
музыкальные
инструменты
и
игрушки.
Ребенок-ведущий
проигрывает
мелодию
или
ритмический
рисунок
на
каком-либо
инструменте. Дети отгадывают. За правильный ответ ребенок получает
фишку. Выигрывает тот, у кого окажется большее число фишек. Игра
проводится в свободное от занятий время.
Игры для развития диатонического слуха
Громко — тихо запоем!
Игровой материал: любая игрушка.
Ход игры: дети выбирают водящего. Он выходит из комнаты. (Все
договариваются,
куда
спрятать
игрушку.
Водящий
должен
найти
ее,
руководствуясь
громкостью
звучания
песни,
которую
поют
все
дети:
звучание
усиливается
по
мере
приближения
к
месту,
где
находится
игрушка, или ослабевает по мере удаления от нее. Если ребенок успешно
справился с заданием, при повторении игры он имеет право спрятать
игрушку.
Игра проводится как развлечение.
Колобок
Игровой материал: игровое поле, молоточек. Колобок и несколько
различных небольших предметов, изображающих стог сена, бревно, пенек,
муравейник, елку. Все это расставляется на игровом поле в любом порядке.
Ход
игры:
дети
рассматривают
фигурки
на
игровом
поле,
затем
выбирают водящего, он выходит за дверь или отворачивается от остальных
играющих. Дети договариваются, за какую фигурку они спрячут Колобка,
и зовут водящего:
«Укатился Колобок,
Колобок - румяный бок,
Как же нам его найти,
К деду с бабкой принести?
Ну-ка, Ира, по дорожке походи, походи
И по песенке веселой Колобка отыщи!».
Все поют любую знакомую песню. Водящий берет молоточек и водит
им по дорожкам от фигурки к фигурке. Если молоточек находится далеко
от той фигурки, за которой спрятан Колобок, то дети поют тихо, если
близко — громко.
Игра проводится с подгруппой детей в свободное от занятий время.
Найди щенка!
23
Игровой материал: игровое поле, игрушечный щенок, 2-3 небольших
бочонка, молоточек с матрешкой на конце.
Ход игры: дети договариваются, в какой из бочонков они спрячут
щенка, и зовут водящего:
«Вот щенок наш убежал, спрятался за бочку, Во дворе их много так —
не найти его никак! Ну-ка, Саша, поспеши и щенка нам отыщи! Мы не
будем помогать, будем песню запевать».
Далее игра проводятся так же, как и предыдущая.
Игры, для развития памяти и слуха
Сколько нас поет?
Игровой
материал:
планшет
со
вставными
карманами
или
фланелеграф;
три
матрешки-картинки
большого
размера
для
каждого
играющего
(для
фланелеграфа
с
обратной
стороны
матрешки
оклеены
фланелью);
карточки
(по
числу
играющих)
с
прорезями;
музыкальные
инструменты.
В игре можно использовать другой игровой материал — три карточки
с изображением поющих детей (на первой одна девочка, на второй — двое
детей, на третей — трое).
Ход игры: ребенок-ведущий играет на одном из инструментов один,
два или три разных звука. Дети определяют количество звуков и вставляют
в прорези своих карточек соответствующее число матрешек. Вызванный
ребенок
выкладывает
матрешек
на
флане-леграфе
или
вставляет
в
кармашки планшета.
Надо обязательно напомнить детям, что они должны брать столько
матрешек, сколько разных звуков услышат. Если дважды звучит один и тот
же звук, то «поет» только одна матрешка.
При выполнении игры с другим игровым материалом дети поднимают
карточки
с
изображением
одной,
двух
или
трех
поющих
девочек
в
соответствии с количеством звуков.
Игра
проводится
с
небольшой
подгруппой
детей
в
свободное
от
занятий
время.
Необходимо,
чтобы
вначале
педагог
выступал
в
роли
ведущего.
Слушаем музыку!
Игровой
материал:
4-5
картинок,
иллюстрирующих
содержание
знакомых
детям
музыкальных
произведений
(это
могут
быть
и
музыкальные пьесы); записи музыкальных произведений.
Ход
игры:
дети
рассаживаются
полукругом,
перед
ними
на
столе
располагают картинки так, чтобы они хорошо были видны всем играющим.
Проигрывают какое-либо музыкальное произведение. Вызванный ребенок
должен
найти
соответствующую
картинку,
назвать
произведение
и
24
композитора,
написавшего
эту
музыку.
Если
ответ
правильный,
все
хлопают.
Игра проводится на музыкальном занятии и в свободное время.
Наши песни
Игровой
материал:
карточки-картинки
(по
числу
играющих),
иллюстрирующие содержание знакомых детям песен; металлофон, записи
музыкальных произведений, фишки.
Ход игры: детям раздают по 2—3 карточки. Исполняется мелодия
песни на металлофоне или в записи. Дети узнают песню и закрывают
фишкой нужную карточку. Выигрывает тот, кто правильно закроет все
карточки Игра проводится в свободное время.
Волшебный волчок
Игровой
материал:
на
планшете
расположены
иллюстрации
к
программным
произведениям
в
разделе
«Слушание»;
в
центре
—
вращающаяся стрелка.
Ход игры
Вариант 1. В записи или на фортепиано исполняется знакомое детям
произведение.
Вызванный
ребенок
указывает
ст релкой
н а
соответствующую
иллюстрацию,
называет
композитора,
написавшего
музыку.
Вариант
2.
Ведущий
исполняет
на
металлофоне
мелодию
программной
песни.
Ребенок
стрелкой
указывает
на
картинку,
которая
подходит по содержанию данной мелодии.
Вариант
3.
Ребенок-ведущий
стрелкой
указывает
на
какую-либо
картинку,
остальные
дети
поют
песню,
соответствующую
содержанию
данной картинки.
Первый
и
второй
варианты
игры
используются
на
музыкальных
занятиях в разделах «Слушание» и «Пение». Третий вариант обыгрывается
детьми самостоятельно в свободное время.
Игра может быть использована и в группах младшего дошкольного
возраста.
Что делают в домике?
Игровой материал: на планшете изображены сказочные домики с
открывающимися
ставнями;
в
окошках
домиков
—
рисунки,
соответствующие музыке: танец, марш, колыбельная; записи музыкальных
произведений, поощрительные значки.
Ход игры: воспитатель-ведущий предлагает детям прослушать музыку
и угадать, что происходит в домике. Музыкальный руководитель играет на
фортепиано
(или
мелодия
звучит
в
записи).
По
музыке
дети
узнают
произведение, например «Польку» М.И. Глинки.
25
Ребенок говорит: «В домике танцуют». Для проверки ему разрешается
открыть ставни домика, в окошке — рисунок с изображением танцующих
детей.
За правильный ответ — поощрительный значок. Выигрывает тот, кто
получит большее число значков.
Игра проводится в свободное время.
Назови композитора!
Игровой материал: записи программных произведений М.И. Глинки,
П.И. Чайковского, Д.Б. Кабалевского.
Ход игры: воспитатель показывает детям портреты композиторов М.И.
Глинки, П.И. Чайковского, Д.Б. Кабалевского, предлагает назвать знакомые
произведения этих композиторов. За правильный ответ ребенок получает
очко.
Затем
музыкальный
руководитель
проигрывает
то
или
иное
произведение (или звучит запись). Вызванный ребенок должен назвать
произведение и рассказать о нем. За полный ответ ребенок получает два
очка. Выигрывает тот, кто получит наибольшее количество очков.
Игра проводится на занятии, но может быть использована и в качестве
развлечения.
Веселая пластинка
Игровой материал: игрушечный проигрыватель с набором пластинок
— в центре нарисована картинка, передающая содержание песни; записи
программных произведений.
Ход игры: звучит в записи вступление к какому-либо знакомому детям
произведению. Вызванный ребенок находит среди пластинок нужную и
«проигрывает» ее на игрушечном проигрывателе.
Какая музыка?
Игровой
материал:
записи
вальса,
польки,
пляски;
карточки
с
изображением танцующих вальс, польку, пляску.
Ход
игры:
детям
раздают
карточки.
Музыкальный
руководитель
исполняет на фортепиано (в записи) музыкальные пьесы, соответствующие
содержанию
рисунков
на
карточках.
Дети
узнают
произведение
и
поднимают нужную карточку.
Игры для развития детского творчества
Музыкальный телефон
Игровой материал: к планшету прикреплен вращающийся диск от
телефона
со
стрелкой.
Вокруг
диска
помещены
рисунки,
передающие
содержание знакомых детям песен.
Ход игры: дети сидят полукругом, перед ними воспитатель-ведущий,
он объясняет, что это музыкальный телефон и дети могут заказать по нему
любую песню — она будет исполнена.
26
Вращается диск телефона вправо, стрелка останавливается против
рисуниа, на котором изображены, например, гуси. Все поют песню «Гуси»
А. Филиппенко.
Затем выходит ребенок, вращает диск, исполняется другая
песня,
которую
поют
все
дети
или
кто-то
из
них
индивидуально,
по
желанию.
Перед
исполнением
песни
дети
должны
назвать
ее
и
имя
композитора. В дальнейшем дети играют самостоятельно по типу концерта
по заявкам.
Музыкальная шкатулка
Игровой
материал:
красочно
оформленная
шкатулка,
карточки
с
иллюстрациями содержания знакомых песен (на обороте карточки для
контроля указываются название песни и композитор).
Ход
игры:
в
шкатулку
помещают
5-6
карточек.
Дети
по
очереди
вынимают
карточки
и
передают
их
ведущему,
называя
музыкальное
произведение
или
композитора.
Песни
исполняются
без
музыкального
сопровождения всей группой детей или индивидуально.
В дальнейшем игра проводится как концерт.
Веселый маятник
Игровой
материал:
на
планшете
изображен
маятник,
под
ним
рисунки,
соответствующие
содержанию
одного
из
видов
детской
исполнительской
деятельности:
игре
на
музыкальных
инструментах,
пению, танцу, чтению стихотворений.
Ход игры: дети рассаживаются полукругом, в центре ведущий, он
держит маятник. Ведущий устанавливает стрелку маятника на рисунке,
изображающем
поющих
детей.
Все
или
заранее
выбранные
дети
исполняют знакомую песню без музыкального сопровождения. Ведущий
указывает
стрелкой
или
объявляет
следующий
номер
(называет
имя
ребенка и вид его деятельности). Таким образом организуется концерт
детской художественной самодеятельности.
Игра проводится как развлечение.
Наши любимые пластинки
Игровой
материал:
набор
самодельных
пластинок
с
рисунками
знакомых песен, игрушечный проигрыватель.
Ход игры: пластинку устанавливают на диск и озвучивают ее, т.е. все
дети поют хором или индивидуально.
Игру
хорошо
использовать
в
сюжетно-ролевых
играх
в
«семью»,
«день рождения кукол» и т.п.
Музыкальная карусель
Игровой материал: карусель — подвижный шестигранник, к каждой
стороне
которого
крепится
рисунок,
характеризующий
один
из
видов
детской деятельности.
27
Ход игры: дети садятся по кругу, ведущий в центре за столом, на
котором устанавливается карусель. Дети загадывают, кто будет первым
играть
на
металлофоне.
Ведущий
раскручивает
карусель.
Когда
она
останавливается,
дети
определяют,
кто
сидит
перед
картинкой
с
изображением
играющего
на
металлофоне.
Этот
ребенок
должен
исполнить на металлофоне какую-либо мелодию. Так дети определяют, кто
будет петь, танцевать, читать стихи.
Музыкальный магазин
Игровой
материал:
игрушечный
проигрыватель
с
вращающимся
диском;
пластинки
с
иллюстрациями
знакомых
песен;
инструменты
(металлофон, арфа, аккордеон, баян, губная гармошка и т.д.).
Ход
игры:
ребенок-«покупатель»
хочет
прослушать
звучание
инструмента,
который
он
собирается
«купить».
Ребенок-«продавец»
должен сыграть на этом инструменте несложный ритмический рисунок или
мелодию знакомой песни.
Если покупают пластинку, то «продавец» ставит ее на вращающийся
диск проигрывателя и голосом воспроизводит мелодию. От его исполнения
зависит, будет ли куплена данная пластинка. Иногда сами «покупатели»
могут воспроизвести звучание данного инструмента.
Игра
помогает
развитию
самостоятельной
деятельности
детей
и
проводится в свободное от занятий время.
28
Заключение
Основное
назначение
музыкально-дидактических
игр
и
пособий
-
формирование у детей музыкальный способностей; в доступной игровой
форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте; развить у
них
чувство
ритма,
тембровый
и
динамический
слух;
побудить
к
самостоятельным
действиям
с
применением
знаний,
полученных
на
музыкальных занятиях.
Музыкально-дидактические игры и пособия обогащают детей новыми
впечатлениями,
развивают
у
них
инициативу,
самостоятельность,
способность к восприятию, различению основных свойств музыкального
звука.
Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр и пособий в
том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных
знаний в жизненной практике.
В основе дидактического материала лежат задачи развития у детей
музыкального
восприятия,
игровое
действие
помогает
ребенку
в
интересной
для
него
форме
услышать,
различить,
сравнить
некоторые
свойства музыки, а затем и действовать с ними.
Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны,
интересны
и
привлекательны.
Только
в
этом
случае
они
становятся
своеобразным
возбудителем
желания
у
детей
петь,
слушать,
играть,
танцевать.
В
процессе
игр
дети
не
только
приобретают
специальные
музыкальные знания, у них формируются необходимые черты личности, в
первую очередь чувство товарищества, ответственности.
29
Используемая литература
1. Ветлугина Н.А.
Музыкальное воспитание в детском саду. – М., Просвещение, 1981.
2. Ветлугина Н.А.
Музыкальный букварь. – М., Музыка, 1985.
3. Зимина А.Н.
Мы играем, сочиняем. – М., Ювента, 2002.
4. Комиссарова Л.Н., Костина Э.П.
Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников. – М.,
Просвещение, 1981.
5. Кононова Н.П.
Музыкально-дидактические
игры
для
дошкольников.
–
Мю,
просвещение, 1982.
6. Новикова Г.П.
Музыкальное воспитание дошкольников. – М., Аркти, 2000.
7. Радынова О.П., Катинене А.И., Палавандишвили М.Л.
Музыкальное воспитание дошкольников. – М., Просвещение, Владос,
1994.
8. Эстетическое воспитание в детском саду/Под ред. Н.А. Ветлугиной.
– М., Просвещение, 1985.
30