Напоминание

"Жаворонок"


Автор: Носкова Эльвира Ивановна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ "Верещагинская школа-интернат"
Населённый пункт: г. Верещагино
Наименование материала: конспект интегрированного урока
Тема: "Жаворонок"
Раздел: среднее образование





Назад





Интегрированный урок чтения и музыки в 6 классе.

В.А. Жуковский «Жаворонок», М. Глинка «Жаворонок».

Цель
: ознакомление с лирическим стихотворением В. А.
Жуковского
«
Жаворонок
», музыкальным произведением Ф. Глинки «Жаворонок»
Задачи:
Коррекционно - образовательные: уточнить и расширить знания и представления детей о признаках весны, опираясь на изучаемые произведения; познакомить учащихся со стихотворением В. А. Жуковского «Жаворонок»; работать над навыком выразительного чтения стихотворения Коррекционно-развивающие: обогащать активный словарный запас учащихся, путем ввода в него новых слов из стихотворения; развивать слуховое внимание учащихся при прослушивании стихотворения, музыкальных произведений; развивать воображение при словесном описании картин природы, представленных в стихотворении. Коррекционно-воспитательные: воспитывать любовь к природе родного края; чувство прекрасного; чувство радостного ожидания прихода весны. Оборудование: презентация; грамзапись романса Ф. Глинки «Жаворонок» (минусовка), «Весенняя песня» Мендельсона, грамзапись голоса жаворонка, ролик с картинами и чтением стихотворения «Жаворонок».
Ход урока
1.
Орг. момент (рапорт)
2.
Актуализация знаний. Звучит весенняя мелодия (любая).
Ребята, угадайте с помощью музыкального произведения, о каком времени года пойдет речь сегодня на уроке? Почему вы так решили? Сейчас я вам озвучу загадку, отгадайте, пожалуйста, о каком времени года говорится в загадке: Тает снежок, Ожил лужок. День прибывает. Когда это бывает? (Весна)
слайд

Учитель литературы:
действительно,речь пойдет о весне.
Эмоц. настрой.
Скажите, вы любите играть? А в какие игры? С кем? Сегодня вас ждёт игра с друзьями, и пусть вежливость, доброта и чуткость помогут вам в хорошем настроении провести этот день.
Сегодня у нас урок необычный. Мы проведем его в форме игры. Давайте проверим, все ли у вас готово к уроку? ( 2 команды). Команды в течение урока зарабатывают жетоны, кто набирает большее их количество, выходит в игре победителем. Также урок наш будет не совсем обычен тем, что это одновременно и урок чтения, и урок музыки. Как вы думаете, имеют ли эти два предмета что-то общее?
(ответы учащихся)

Учитель

музыки:
Действительно, ребята, музыка и поэзия всегда живут рядом. И слово, и звук – способны выразить необъятный мир человеческих чувств, и находятся они в единстве, взаимно обогащаясь, и дополняя друг друга.
Учитель литературы:
Как я вам уже сказала, что урок будет в форме игры, то давайте познакомимся с правилами игры.
Слайд с правилами игры.
2.
Учитель литературы:
Проверка домашнего задания. Начнем с проверки д/з. Фронтальный опрос.  Какое произведение мы читали на прошлом уроке? («Весенняя песня»).  Кто автор этой сказки? (Георгий Скребицкий).
СЛАЙД
 О каком времени года идет речь в сказке?  С кем ведет диалог Весна?  Почему это произведение назвали сказкой, что в нем сказочного?  Вспомним, как развивались события в сказке. Расставьте пункты плана правильно.
С л а й д .
Выполнить задание, вам поможет музыкальное произведение с таким же названием " Весенняя песня" Уход Зимы. Пение птиц. Звенящая песнь жаворонка. Хитрая Зима. Оживление животных.
Проверка по слайду.

Поработали

ребята,

сейчас

немного

отдохнем.

Проведем

музыкальную физминутку. Приглашаю наших юных артистов с

текстом слов для исполнения песни, которая называется «Весенняя

песенка». А остальных ребят я приглашаю встать и подпевать, а на

припеве выполнять движение «Пружинка». Физминутка с дуэтом.

Продолжим работу.

Отгадывание кроссворда.
Я предлагаю вашему вниманию кроссворд, но он не совсем обычный. Вам дана сетка самого кроссворда, но нет никаких заданий. Ваша задача, вспомнить:  Какие птицы помогали Весне?
И записать их в том порядке, в каком они предлагали свою помощь.
По

карточке с кроссвордом работают 2 ученика.
У них есть загадки с названием птиц. Их задача угадать и отгадки записать в кроссворд.
Проверка по слайду.
 Смогли они ей помочь? Почему?  Чья песня помогла прогнать Зиму?  Ключевое слово в кроссворде выделено красным цветом, может кто- то догадается, какое следующее произведение мы будем изучать?
3. Сообщение темы и цели урока
Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением «Жаворонок» и узнаем, как описывает это время года В. Жуковский, более тонко понять стихотворение нам помогут музыкальные произведения. Но раз, ребята, мы с вами начнем знакомство со стихотворением, то какую же цель поставим перед собой?
Слайд с темой и целью урока.

4. Краткая справка о писателе. Слайд.
- Василий Андреевич Жуковский – известный русский поэт-лирик, поэт- сказочник. Он родился в 1783 году, 234 года тому назад. Это человек, который всей душой любил русские сказки и предания. В возрасте 14 лет поступил в московский благородный университетский пансион и обучался там 4 года. Там же и написал свои первые стихи. Жуковского, также как и вас, весна не могла оставить равнодушным. Уже 166 лет с удовольствием читают дети и взрослые весеннее стихотворение «Жаворонок», написанное Жуковским в 1851 году, за год до своей смерти.
5. Знакомство с новым материалом (работа в парах с приметами весны,

заполняя на листочках)
а) вступительная беседа учителя, подключение к беседе учащихся, показ иллюстраций и картин с изображением ранней весны, жаворонка. В народе говорят, что жаворонок приносит на своих крыльях весну. Ни одного времени года мы не ждем с таким нетерпением как весну. Ребята, а вы ждете весну? Почему? Все мы устали от снега, зимнего холода, теплой одежды. Все мы ждем первых признаков появления весны. Вспомним, какие это признаки: звон первой капели, более яркие и теплые лучи солнца, первые проталины, звонкое чириканье воробьев.
Раздать

листочки

по

парам.

Необходимо убрать лишние приметы. Проверка по слайду.
(Показ картин и иллюстраций, беседа по ним). Вернемся к теме нашего урока. Кто помнит, какая тема урока? Кто знает, как выглядит жаворонок?
- Жаворонок – это маленькая птичка, один из лучших певцов, который поднимается высоко-высоко в небо, кажется, что к самому солнцу, и оттуда, с высоты звучат его нежные, переливчатые трели. (Слушанье голоса жаворонка)
слайд
б) Первичное прочтение стихотворения (ролик с прочтением и картинами природы), нацеливание:
какую

картину

можно

нарисовать

к

произведению? Также проведем беседу по стихотворению.
Проверка восприятия.  О каком времени года идет речь в стихотворении?  Кто принес песню о весне?  Понравилось ли вам стихотворение? Чем? Какие картины природы вы представили, когда слушали стихотворение?
Учитель музыки:
Прослушивание романса М. Глинки «Жаворонок» (беседа о настроении и чувствах, которые вызывает этот романс). Только что вы слушали литературное произведение. А сейчас я предлагаю вам прослушать музыкальное произведение М. Глинки, которое тоже называется «Жаворонок».
Слайд

с

портретом

М.

Глинки.
Прошу вас послушать очень внимательно произведение, так как после прослушивания проведем небольшую беседу. - Какие звуки весны вы услышали? - Какое настроение вызвала у вас эта музыка? Почему?
Учитель

литературы:
Работа над трудночитаемыми и сложными для понимания словами и словосочетаниями Прежде чем вы будете читать стихотворение, разберем некоторые слова и словосочетания из него. Автор стихотворения жил более двухсот лет назад и люди тогда говорили несколько иначе, чем сейчас, поэтому не всё нам может быть понятно. Слова и словосочетания находятся на
слайдах
, в них поставлено ударение.
Долина
 Как вы думаете, что такое долина? Почитайте объяснение этого слова на слайде. Посмотрите, как пишется это слово.
В лазури
 Какого цвета бывает небо весной?  Лазурный – светло-синий. Автор говорит о лазурном небе. Замените слово лазурь на слово из слайда. Что получилось? (светло-синее небо). Сравним эти два словосочетания – лазурное небо и светло-синее небо. Какое из них вам нравится больше, почему?
Лес зардел
 Кто-нибудь из вас видел восход солнца? Какого цвета оно бывает, когда всходит?
 Зардел, это значит, что лес еще не одетый в зелень листвы, окрашен в красный цвет от лучей восходящего солнца.
Пар белеет тонкий
 Как вы думаете, от чего возникает пар?  Когда лучи солнца пригревают влажную землю, то вода испаряется и появляется пар или туман.  Кто-нибудь из вас видел утром пар, туман? Какого он цвета, можно ли его взять руками? Поэтому и говорят – белый, тонкий. Перед изучением стихотворения давайте подготовим наши глаза. Проведем физминутку. Я внимательно смотрю за вами и та команда, которая дружно подпевает и следит за двигающимися фигурками, получает жетон. г) Физминутка («Надо в дорогу скорей торопиться» - детская песенка. Ребята подпевают, получают жетон) Глаза подготовили для чтения, давайте вспомним и хором прочитаем правила выразительного чтения. Для работы на уроке нужно подготовить наш речевой аппарат (проговаривание скороговорки).
Для чего проводим это упражнение? Что отрабатываем? (закрыть экран)
V. Вторичное чтение (самостоятельное) – 2 раза. - Прочитайте стихотворение про себя, подчеркните незнакомые слова. Разбор слов, если есть. VI. Чтение вслух по строке - эстафета. Сначала читают сильные ученики по одному из той и другой команды. Далее кто не читал, читают по одной строке, передавая эстафету. VII. Подготовка к выразительному чтению стихотворения, как «диктор» - 3 раза. VIII. Выразительное чтение от команды по 1 человеку. IX. Итог урока.
Слайд
1. - Как называется стихотворение, с которым мы сегодня познакомились? Кто его написал? - Понравилось ли вам это стихотворение? Что вам особенно понравилось, запомнилось? X. Дом. задание.
Слайд
Стр. 158 выучить стихотворение наизусть. XI. Рефлексия (закончи предложение)
Слайд


В раздел образования