Напоминание

"Приёмы формирования у обучающихся социально-трудовой компетенции на уроках русского языка и литературы и её роль в адаптации обучающихся в социуме"


Автор: Бехтерева Алена Геннадьевна
Должность: учитель
Учебное заведение: Орловское СУВУ
Населённый пункт: город Орлов Кировской области
Наименование материала: Статья
Тема: "Приёмы формирования у обучающихся социально-трудовой компетенции на уроках русского языка и литературы и её роль в адаптации обучающихся в социуме"
Раздел: среднее образование





Назад





«Приёмы формирования у обучающихся

социально-трудовой компетенции на уроках

русского языка и литературы и её роль в

адаптации обучающихся в социуме»
Подготовлено учителем русского языка и литературы Бехтеревой А.Г. Модернизация российского образования значительно меняет подходы к определению его содержания. Особенно становится важной практико- ориентированная направленность. По мнению ряда отечественных ученых (В. П. Беспалько, И. А. Зимняя, О. Е. Лебедев, А. А. Пинский, А. В. Хуторской, С. Е. Шишов и др.), смысл современного образования состоит в формировании у обучающихся ключевых компетенций. Ключевая компетенция, по определению С. В. Степанова, кандидата педагогических наук, доцента кафедры теории и практики управления образованием Ставропольского государственного университета, может быть определена как совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), которая является заданной (обязательной, необходимой) для качественной, продуктивной деятельности в определенной сфере. Применительно к школьникам ключевые компетенции — это такие функциональные умения, которые помогут им в выполнении настоящих и будущих социальных ролей («ученик», «абитуриент», «студент», «субъект общения», «гражданин», «потребитель», «работник-специалист» и тп.). Требования современного российского государства заключаются в том, что молодой гражданин должен достаточно быстро социально адаптироваться, активно реализовать собственный потенциал, в том числе и в профессиональной сфере. Формирование необходимых компетенций, социальное становление личности - длительный процесс, потому он должен начинаться с детских лет, в том числе на уроках в школе под умелым руководством учителя. Социально-трудовая компетенция близка к профессиональной и означает владение знаниями и опытом в гражданско-общественной деятельности, в социально-трудовой сфере, в профессиональном самоопределении. Она включает в себя:
 Воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбие, ответственность и настойчивость при достижении цели, умение работать в коллективе и т.д.)  Расширение кругозора по теме, связанной с многообразием профессий.  Сообщение элементарных знаний по видам труда, формирование трудовых качеств, обучение доступным приёмам труда, развитие самостоятельности в труде для достижения результата, привитие интереса к труду.  Формирование организационных умений в труде – умение планировать свою деятельность, вовремя приходить на занятия, организовано входить в класс, работать только на своем рабочем месте, правильно располагать на нем учебные принадлежности.  Формирование санитарно-гигиенических, трудовых навыков, навыков самообслуживания.  Умение соблюдать трудовую дисциплину и правила безопасной работы;  Умение владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений;  Владение различными способами контроля и оценки деятельности;  Знания об устройстве и функционировании социальных институтов в обществе; о социальных структурах; о различных социальных процессах,  Умения и навыки эффективного социально-трудового взаимодействия (владение механизмами взаимопонимания в процессе общения). Социально-трудовая компетенция формируется у обучающихся на всех предметах, в том числе и на уроках русского языка и литературы. В основном, это делается за счёт включения в урок элементов, способствующих принятию обучающимися общественных норм (потребностей, требований, реалий) конкретного социума, стремлению к его пониманию на теоретическом и практическом уровне. Безусловно, способствует формированию социально-трудовой компетенции художественная литература. В школьном курсе изучается множество произведений, связанных с трудом, с различными профессиями, их особенностями, нюансами. Это и «Чудесный доктор» А. Куприна, «Косцы» И. Бунина, сказы Бажова, Лескова, рассказы А. Платонова «Юшка», «В прекрасном и яростном мире», «Васюткино озеро» Астафьева, «Бирюк» И. Тургенева, «Железная дорога» А. Некрасова и т.д. Конечно же, само чтение, осознанное чтение – это уже труд. Важным приёмом на уроках литературы я считаю создание детьми сочинений- миниатюр, основанных на проблемных вопросах по изучаемым произведениям. Тексты ребята по возможности зачитывают на уроке, делятся своим мнение по проблеме. Данный труд, конечно, даётся нелегко, но учит письменно выражать свои мысли, соблюдая стилистику и речевые особенности. А самое главное, они
учатся анализировать, внимательно слушать чужое выступление, ведь очень важно - уметь слушать и слышать других, уметь работать в социуме. Остановлюсь подробнее на профессиональном просвещении на уроках русского языка. Чаще всего, конечно, это происходит в ходе изучения, анализа текстов. Так, например, анализируются тексты социально-трудовой, профессиональной направленности различные по тематике (в том числе общественно-политической, морально-этической, тексты, связанные с описанием трудовых процессов, тексты биографического характера). Этому способствуют уроки развития речи. Например, анализируется языковой материал, связанный с профессиональными достижениями известных людей, в том числе лингвистов: текст о первопечатнике И. Фёдорове (6 кл.), М. Ломоносове, Ф. Буслаеве (7 кл.). При работе с текстом уделяется внимание не только содержательной стороне, но и обсуждаются освещенные в нем нормы общества, анализируются ключевые предложения, а уже затем проходит работа над языком. Кроме того тексты социально-трудовой направленности могут приобщать учащихся к доброте, толерантности, вежливости, также способствуют развитию познавательного интереса в сфере освещаемой компетенции. Например, упражнения - описания трудовых процессов: «Мы посадили горох» (5 класс), процессы изготовления изделий плотниками и столяр
а
ми, сочинение о необходимости трудиться «Горе- мечтатель» (7 класс), упражнения, связанные с профессиональным выбором: «Хорошо быть моряком», создание текстовых миниатюр или стихов о профессии, подготовка рекламы выбранной профессии, сочинения о труде и профессиях в форме интервью или репортажа, сочинение на темы: «Чем я больше всего люблю заниматься», «Кем бы я хотел стать и почему», «Профессия будущего» Основные изучаемые разделы также способствуют развитию социально- трудовой компетенции. Например, в 6 классе при изучении рода имени существительного заостряется внимание на словах, тяготеющих к общему роду, обозначающих лиц по профессии, роду занятий: хирург, секретарь, аспирант, инженер, архитектор, корреспондент и т.д.. При изучении раздела «Лексика. Фразеология» (6 кл.) дети знакомятся с лексическими единицами, в том числе с профессионализмами. Изучение данного понятия немыслимо без углубления в профессии, трудовые процессы. Расширение кругозора можно осуществить в ходе проведения занимательной игры-викторины «В мире профессий». Если же название профессии или профессионального
термина вызывает непонимание, необходима работа с толковым словарём, в котором дети самостоятельно ищут разъяснения. Задание может быть таким:  произвести этимологический разбор слов кровельщик, топограф, красильщик, бухгалтер, автомобиль, автолюбитель и др.,  соотнести профессиональные термины с представленными профессиями,  н а й т и в тол ко в ом с л о ва р е о п р ед е л е н и е с л о в горнодобывающая промышленность, порода, штрек и другие слова, связанные с избранной профессией. Данный вид деятельности способствует формированию сущности и социальной значимости своей будущей профессии, позволяет проявить к ней устойчивый интерес. Кроме того, в некоторых случаях уместно задавать проблемные вопросы: Лексика общеупотребительная или необщенародная представлена в этом словаре? Почему в школьный словарь включена лексика не ограниченного употребления, а общенародная? Представьте себе, что словарь состоит только из диалектных слов или только профессиональных. Как бы вы назвали такой словарь? Обогащению речи детей служит знакомство с фразеологической системой русского языка, прежде всего с таким типом устойчивых выражений, как крылатые слова (этому способствуют и уроки литературы). Выяснение происхождения крылатых слов, связанных с античными мифами и историей, с библейскими текстами, с текстами классической отечественной и зарубежной литературы, с названием процесса труда вводит учащихся в национальное культурное пространство, расширяет их знакомство с важными культурными символами. Во время изучения темы «Стили речи» дети на теоретическом уровне знакомятся с понятием «Официально-деловой стиль», а на практическом – учатся писать деловые виды бумаг: заявления, объявления, расписки, резюме, автобиографии и т.д. Владение данным умением обязательно найдёт применение во взрослой жизни, например, при приёме на работу. Формирует социальный опыт учащихся в труде и общении, способствует интеллектуальному росту школьников, расширяет кругозор как в области своего предмета, так и в окружающей действительности проектная деятельность. Она даёт возможность лучше раскрыть собственный потенциал, а включение проектной деятельности в учебный процесс способствует повышению уровня компетентности учащегося в области решения проблем и коммуникаций. Проектное обучение создает положительную мотивацию для самообразования. Поиск нужных материалов требует систематической работы со справочной литературой. Выполняя проект, учащиеся обращаются не только к учебникам, но и к другой учебно-методической литературе, к ресурсам сети Интернет, школьной
медиатеке, т.е. приобщаются к научному, учебному труду. Это формирует и совершенствует общую культуру общения и социального поведения в целом. Ещё одним приёмом формирования данной компетенцией является умение пользоваться различными алгоритмами и составлять их на любом этапе урока, будь то постановка целей или разбор задания для самоподготовки. Они учат детей планированию своей деятельности, четкому осознанию необходимости последовательно выполнять обозначенные задачи. Обязательно теоретическое знание компетенций должно подкрепляться практическими навыками. Различные виды групповой деятельности на уроках русского языка и литературы формируют личную ответственность обучающегося за выбор собственного поведения в ситуации социального взаимодействия, за должное выполнение своей роли в коллективе (к примеру, ответственность за сбор информации к уроку, подготовка к групповому инсценированному чтению отрывков художественных произведений, защита проектов, подготовка публичных выступлений на уроках развития речи). Каждый участник группы должен осознавать, что его роль является важной, без ее выполнения невозможно получить полноценный итоговый продукт, результат. Умение работать в группе, коллективное сотрудничество – важный социально-трудовой навык, важная часть социального взаимодействия. Таким образом, в ходе учебного процесса дети должны не только осваивать предметные знания и умения, но и должны учиться жить в обществе, адаптироваться в нем, достигать социально-трудового успеха, чтобы выполнять р о л ь гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи, легко ориентироваться в правах и обязанностях в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Социально-трудовая компетенция попросту должна подготовить их к участию в повседневной жизни. Формирование социально-трудовых компетенций является основополагающим условием успешного самоопределения личности.
Список литературы
1.Калинина, Н.В. Развитие социальной компетентности школьников в образовательной среде: психолого-педагогическое сопровождение / Н.В.Калинина. - Ульяновск: УИПК ПРО, 2004. - 228с. 2.Учурова С. А. Развитие социальной компетентности подростков в учебной групповой работе. – Известия Уральского государственного университета, 2007, № 50 3.Формирование общих компетенций обучающихся СПО на уроках русского языка и литературы / Медведева Н.В., преподаватель русского языка и литературы, государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Липковский политехнический техникум» 4.Нефедова Л.А., Ухова Н.М. Развитие ключевых компетенций в проектном обучении // Школьные технологии. - 2006. -№ 4.- с.61
5.Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации// Народное образование. – М., 2000, № 9, с.177-180. 6.Пахомова Н. Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — М.: АРКТИ, 2003. (Методическая библиотека) 7.ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА /Ю.С. Дубко, преподаватель русского языка и литературы 8.О.Горбич «Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе» . Москва Педагогический университет «Первое сентября» 2009. 9.Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. – М, 2003. 10.Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию: материалы семинара/ Под ред. А.В. Великановой. – Самара, 2001.


В раздел образования