"Материально-технические базы как совокупность элементов в работе дошкольного учреждения"
Автор: Гаврилюк Галина Васильевна Должность: заместитель заведующего Учебное заведение: МАДОУ "Мальвина" Населённый пункт: ЯНАО, г. Ноябрьск Наименование материала: Статья Тема: "Материально-технические базы как совокупность элементов в работе дошкольного учреждения" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Мальвина»
муниципального образования город Ноябрьск
Тема: «Материально-технические базы как совокупность элементов в работе дошкольного
учреждения»
Составила: Гаврилюк Галина Васильевна
Заместитель заведующего по АХЧ
МАДОУ «Мальвина»
Ноябрьск 2017
Заместитель
заведующего
по
административно-хозяйственной
работе
–
менеджер
низового
уровня
5.
Управленческий
персонал
и
руководство
этого
уровня
находятся
в
постоянном
контакте
с
исполнителями,
доводя
до
них
планы
работ,
организуют
производственные и другие процессы, контролируют их исполнение, решают множество самых
различных
проблем
текущего
и
оперативного
планов
в
дошкольной
образовательной
организации.
Иными
словами,
менеджеры
принимают,
в
основном,
оперативные
решения,
связанные
с
выполнением
заданий
и
оптимизацией
использования
выделенных
для
этого
ресурсов подответсвенной им организации.
Сущность и основными аспектами хозяйственной деятельности в ДОУ заключается в
поддержании
материально-технической
базы
учреждения,
в
организации
стабильного
функционирования различных его систем, обеспечивающих образовательный и социально-
бытовой процесс.
Материально-техническая
база
представляет
собой
совокупность
вещественных
элементов,
необходимых
для
функционирования,
развития
учебных
заведений
и
образовательного комплекса в целом (Комарова Е. С. Как оценить работу детского сада:
пособие для дошкольных образовательных учреждений. М., 2006. С. 57).
По
экономическому
содержанию
в
составе
материально-технической
базы
выделяют
прежде всего:
- основные фонды (здания, сооружения, предметы длительного использования;
- оборотные средства (малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, как правило,
имеющие срок службы до одного года) (Комарова Е. С. Я руковожу детским садом: пособие
для руководителей образовательных учреждений. М., 2008. С. 102).
Результаты хозяйственной деятельности учреждения оказывают как опосредованное, так и
прямое влияние на качество и на уровень образования, работы по обеспечению охраны жизни и
здоровья детей в ДОУ. Для того чтобы экономически грамотно распределять средства на
развитие материально-технической базы, необходимо детально знать ее состояние, правильно
определять
приоритеты
и
неотложные
расходы.
Это
основное,
что
выполняет
персонал
административно-хозяйственной деятельности.
Изучение
материально-технической
базы
начинается
с
осмотра
текущего
состояния
зданий, оборудования, инвентаря. Так как далеко не все проблемы находятся на поверхности,
объективной оценке состояния материально-технической базы способствует дополнительное
изучение разнообразной документации.
Выделяют
основные
источники
получения
исходной
информации
о
состоянии
материально-технической базы:
технический паспорт здания;
бухгалтерская документация;
предписания органов санитарно-эпидеологического надзора;
предписание органов пожарного надзора;
специальные проверки, ревизии, инвентаризации.
Необходимо также знать нормативные и фактические сроки эксплуатации, сроки и объемы
проводимых ранее ремонтно-восстановительных работ и многое другое.
В годовом анализе рассматриваются отдельные показатели состояния оборотных средств,
но главное внимание уделяется изучению основных фондов.
Основные фонды дошкольного образовательного учреждения подразделяются на три
большие группы:
- здания и системы жизнеобеспечения (электрощитовая, теплоузел, овощехранилище,
водопровод);
- оборудование и инвентарь;
- участок учреждения.
Изучение
показателей
развития
материально-технической
базы
образовательных
учреждений преследует две цели:
- оценить качественный уровень развития материально-технической базы и наметить
пути ее совершенствования;
-
спланировать
обеспечение
необходимыми
финансовыми
средствами,
инвентарем,
оборудованием для поддержания материально-технической базы в работоспособном состоянии.
Все показатели развития материально-технической базы можно разделить на две
группы:
- показатели наличия (количественная характеристика);
- показатели состояния (качественная характеристика).
Следует отметить, что такое разделение достаточно условно, так как количественный
показатель всегда в определенной мере отражает и качественное состояние, например уровень
обеспеченности.
Для формализации оценки качества материально-технических объектов принято
выделять:
- состояние (аварийное, нуждается в капитальном ремонте, удовлетворительное);
- степень износа (определяется бухгалтером по специальным нормативам) (Комарова Е.
С. Я руковожу детским садом: пособие для руководителей образовательных учреждений. М.,
2008. С. 54).
Итак, вот основные аспекты работы заместителя административно-хозяйственной части в
образовательных
учреждениях,
поэтому
важно
правильно
определит
приоритеты
в
хозяйственной
деятельности.
Обобщенной
оценкой
правильного
ведения
хозяйственной
деятельности
является
отсутствие
в
учреждении
аварийных
ситуаций
и
чрезвычайных
происшествий,
связанных
с
работой
жизнеобеспечивающих
систем.
Поэтому
основными
задачами заместителя заведующего по АХЧ являются:
организация правильной эксплуатации материально-технической базы;
контроль состояния материально-технической базы;
поддержание качественного уровня развития материально-технической базы учреждения,
соответствующего достижению целям, а также его совершенствование.
Тогда и функционирование дошкольной образовательной организации будет на достаточно
высоком уровне, что обеспечить безопасное пребывание воспитанников в ДОУ.