Автор: Яндубаева Екатерина Витальевна Должность: воспитатель Учебное заведение: Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение "Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья пгт Кикнур" Населённый пункт: пгт Кикнур Наименование материала: Конспект воспитательского занятия Тема: "Лечение и самолечение" Раздел: среднее профессиональное
Цель:
Дать понятие «самолечение»; рассказать о способах самолечения и его вреде для
здоровья человека.
Задачи:
Коррекция мышления на основе упражнений на установление причинно-следственных
связей.
Формирование навыков адекватного отношения к своему.
Материалы и оборудование:
· Табличка с названием темы.
· Раздаточный материал: «Утверждения», «Пословицы и поговорки»
· Ромашка с названиями лекарственных растений
· Листы – вкладыши к лекарственным препаратам
· Инструкция к практической работе
Методы: круглый стол с участием медицинского работника школы-интерната.
Ход занятия:
I.
Сообщение темы и цели занятия.
II.
Введение в тему. Человеческий организм устроен таким образом, что любой его орган
подвержен
различным
изменениям:
например,
выпадению
и
росту
зубов,
волос.
Но
некоторые изменения сопровождаются болью. и это свидетельствует о болезни человека.
Любую болезнь необходимо лечить, этим занимаются врачи в поликлиниках, больницах.
Если же болезнь не лечить, то это может привести к смерти. Борьба с болезнью с
помощью медицинских препаратов называется лечением.
Слово «самолечение» состоит из двух слов: «сам» и «лечение».
- Как вы думаете можно ли заниматься самолечением? Если да, то - в каких случаях?
Правильный ответ: самолечением заниматься нельзя ни при каких случаях. Даже при
приеме лекарств
от головной боли, насморка необходимо посоветоваться с врачом.
Выбранный самим больным препарат по каким-то причинам может не подойти или даже
навредить, вызвать аллергию, заболевания других органов. И все-таки каждый человек
прибегает к самолечению, когда случаются небольшие порезы, ушибы, головная боль,
ожоги
и
т.д.
При
этом
необходимо
знать
и
строго
соблюдать
простейшие
правила
самолечения. Рассмотрим их.
III.
Инструктаж с показом приемов лечения.
(медработник контролирует и комментирует выполнение)
Что
делать при
порезах,
неглубоких
ранах:
промыть,
обработать
перекисью
водорода, йодом или зеленкой вокруг раны, наложить пластырь или забинтовать.
Что
делать при головной боли : принять лекарство от головной боли (анальгин,
спазмалгон и др.), строго выполняя прочитанную заранее инструкцию к препарату.
Что делать при насморке: принять лекарство для лечения насморка в соответствии с
указанием. Воспользоваться каплями в нос, спреем или приготовленными в домашних
условиях растворами ( рецепты их приготовления объясняет школьный врач).
Что делать при высокой температуре: измерить температуру термометром, вызвать
бригаду «скорой помощи».
Что делать при болях в животе: не заниматься самолечение ни в коем случае, не
принимать никаких препаратов без предварительного осмотра и указания врача; как
можно быстрее вызвать бригаду «скорой помощи».
IV.
Решение ситуативных задач.
У вас на столах лежат листы с утверждениями. Вам надо выбрать те действия, которые
указывают на самолечение:
1.Болит голова - пойду выпью анальгин.
2.Врач посоветовал закаляться.
З.Буду пить настой боярышника - мне сосед посоветовал.
4.Я благодарен стоматологу за его помощь.
5.Чем больше просижу в холодной воде, тем здоровее буду.
6.Сяду на диету и похудею.
7.Мой педиатр назначил мне таблетки от гриппа.
8.Спасибо другу - дал мне таблетки от головной боли.
V.Инструктаж «Вызов скорой помощи».
- Номер телефона – 03 (с дом. телефона)
- 103 – по мобильному телефону.
- текст вызова: «Примите, пожалуйста, вызов». Далее сообщаются следующие сведения:
причина вызова, адрес, возраст больного.
VI. Тренинговые упражнения.
Каждый воспитанник подходит к телефону и осуществляет вызов «скорой помощи».
- Итак, мы выяснили, что самолечение - это когда человек сам себя лечит.
Ребята, а какие виды самолечения вы знаете?
Существует
два
вида
самолечения:
лечение
лекарственными
препаратами
и
лечение
народными средствами. Сначала мы с вами рассмотрим лечение народными средствами. Как, по-
вашему, что к ним относится? (Ответы детей. Это настои, отвары, сборы, лечение травами,
корнями).
Давайте подробнее остановимся на лечении травами, предлагаю такую игру, как ромашка,
на каждом лепестке которой написано растение, а вы попробуете рассказать какую пользу они
приносят! (На ромашке написаны травы:
Крапива, Щавель, Мята, Одуванчик, Алоэ, Ромашка, Подорожник.).
Молодцы ребята, вы очень умело разбираетесь в травах , но это далеко не весь список
лекарственных растений, на самом деле их очень много.
Теперь рассмотрим лечение лекарственными препаратами. В настоящее время существует
около 5000 лекарств. Современное лекарство - одно из величайших достижений человеческого
разума, с помощью медикаментов побеждены боль и большая часть болезней, они продлевают
нам жизнь. Жаль только то, что лекарствами злоупотребляют. Особенно много принимают
болеутоляющих и успокаивающих средств, антибиотиков.
Все лекарства при несогласованном с врачом употреблением скорее идут во вред пациенту,
они нарушают функции органов, откладываются лишним и опасным грузом в организме.
Давайте убедимся в этом, проведя практическую работу.
VII. Практическая работа «Противопоказания и побочные эффекты лекарственных
препаратов»
Выпить таблетку куда проще, чем изменить образ жизни. Ведь очень часто причиной
болезней является образ жизни.
Ребята давайте попробуем заполнить такую схему:
Наши помощники в сохранении здоровья
Правильное питание Личная гигиена Режим дня Движение
Закаливание Врачи
Молодцы!
Самому себя лечить - только портить. Запомните: предупредить болезнь легче, чем ее
лечить. Закаливайте организм, соблюдайте правила личной гигиены и режима питания, все это
дает людям больше пользы, чем принятие лекарств. Занимаясь самолечением, вы можете
нанести непоправимый вред своему организму.
Ребята, а вы знаете, что существуют и существовали шарлатаны и знахари, которые за
деньги обманывали людей. Они прекрасно знают, что их чудо -лекарство - глупость. Люди чего
только не делают по советам знахарей. Люди выпивали ртуть, чтобы избавиться от головной
боли, пили керосин от воспаления лёгких. Один лекарь пропускал через мясорубку речных
раков, разбавлял фарш спиртом и продавал как лекарство от рака. Иногда утверждают, что кому
- то эти лекарства помогали. Борьба против шарлатанов и знахарей является борьбой за
сохранение и укрепление здоровья человека.
А сейчас немного о пословицах и поговорках... В них народная мудрость, связывающая
прошлое с настоящим и будущим. Они своего рода наблюдение народного ума, в которых
содержатся
ответы,
на
многие
вопросы
жизни,
крылатые
слова,
которые
с
удивительной
меткостью выражают сущность сложных явлений.
Предлагаю вам воспользоваться народными мудростями. Но сначала их надо сложить (вы
должны, найти конец поговорки, чтобы получилась целая поговорка или пословица):
1. Лечи лёгкую болезнь, чтобы не пришлось лечить тяжёлую.
2. Живи с разумом, так лекарей не надобно.
3. В здоровом теле, здоровый дух.
4. Умеренность - лучший друг.
5. Кто день начнёт с зарядки, у того дела в порядке.
6. Что в детстве приобретёшь, на то в старости обопрёшься.
7. Что одному можно, другому - яд.
8. Болезнь человека не красит.
9. Здоров, будешь - всё добудешь.
10.У кого что болит, тот о том и говорит
VIII.Закрепление знаний.
· Что такое самолечение?
· Какие действия указывают на самолечение?
· Перечислите, какие виды самолечения существуют?
· Чем опасно самолечение?
· Какой существует выход, чтобы не заниматься самолечением?
· Можно ли заниматься самолечением или нельзя и почему?
Инструкция к практической работе.
Практическая работа
Противопоказания и побочные эффекты лекарственных препаратов.
Цель:
· Убедиться, что все лекарственные препараты имеют побочные эффекты и
противопоказания.
Оборудование:
· Листы – вкладыши к наиболее распространенным лекарственным средствам.
Ход работы:
1. Внимательно ознакомьтесь с листами – вкладышами к лекарственным
средствам.
2. Найдите название, показания, противопоказания и побочные эффекты этих
лекарственных средств.
3. Внесите данные в таблицу.
Название
лекарственног
о препарата
Показания к
применению
Противопоказани
я к применению
Побочные
действия
4. Сделайте вывод.
Инструкция к практической работе.
Практическая работа
Противопоказания и побочные эффекты лекарственных препаратов.
Цель:
· Убедиться, что все лекарственные препараты имеют побочные эффекты и
противопоказания.
Оборудование:
· Листы – вкладыши к наиболее распространенным лекарственным средствам.
Ход работы:
1. Внимательно ознакомьтесь с листами – вкладышами к лекарственным
средствам.
2. Найдите название, показания, противопоказания и побочные эффекты этих
лекарственных средств.
3. Внесите данные в таблицу.
Название
лекарственного
препарата
Показания к
применению
Противопоказания к
применению
Побочные действия
Название
лекарственного
препарата
Показания к
применению
Противопоказания к
применению
Побочные действия
Название
лекарственного
препарата
Показания к
применению
Противопоказания к
применению
Побочные действия
1.Болит голова - пойду выпью анальгин.
2.Врач посоветовал закаляться.
З.Буду пить настой боярышника - мне сосед посоветовал.
4.Я благодарен стоматологу за его помощь.
5.Чем больше просижу в холодной воде, тем здоровее буду.
6.Сяду на диету и похудею.
7.Мой педиатр назначил мне таблетки от гриппа.
8.Спасибо другу - дал мне таблетки от головной боли.
1.Болит голова - пойду выпью анальгин.
2.Врач посоветовал закаляться.
З.Буду пить настой боярышника - мне сосед посоветовал.
4.Я благодарен стоматологу за его помощь.
5.Чем больше просижу в холодной воде, тем здоровее буду.
6.Сяду на диету и похудею.
7.Мой педиатр назначил мне таблетки от гриппа.
8.Спасибо другу - дал мне таблетки от головной боли.