"Профессиональный стандарт педагога в контексте деятельности современной школы"
Автор: Утебекова Фатима Туктаровна Должность: учитель английского языка Учебное заведение: МБОУ "Котлубанская средняя школа" Населённый пункт: п.Котлубань Городищенский район Волгоградская область Наименование материала: методическая разработка Тема: "Профессиональный стандарт педагога в контексте деятельности современной школы" Раздел: полное образование
Участники семинара:
Утебекова Фатима Туктаровна, руководитель МО, учитель
английского языка,
Мисан Светлана Анатольевна, учитель истории и обществознания
Решетникова Татьяна Васильевна, учитель русского языка и литературы
Чиркина Мария Николаевна, учитель английского языка.
Цель: осмысление необходимости и возможности применения профессионального
стандарта педагога в контексте деятельности современной школы
Новые задачи профессиональной деятельности педагога
Работа с одаренными учащимися.
Работа в условиях реализации инклюзивного образования.
Работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии
.
Работа с девиантными, социально запущенными и социально уязвимыми
категориями обучающихся, в том числе имеющими отклонения в социальном
поведении.
Задачи:
– систематизировать теоретические знания о Профессиональном стандарте педагога в
контексте деятельности современной школы ;
– проанализировать и определить влияние применения профессионального стандарта
педагога на качество образования детей;
– обменяться имеющимся опытом работы по применению стандарта педаггога в
образовательном процессе на уроках гуманитарного цикла
Оборудование:
–
компьютер, медиа-проектор, интерактивная доска
– презентация «Профессиональный стандарт педагога
в контексте деятельности современной школы»(см. Приложение 1 )
-видеофильм «Буревестник»
Форма проведения:
-“
круглый стол”
План проведения семинара
Приветствие. Цели и задачи семинара. Сообщение плана работы семинара.
Вступительная часть
Теоретическая часть
Практическая часть
Рефлексия
Итог семинара
Приветствие. Цели и задачи семинара. Сообщение плана работы семинара.
-Упражнение “Представление”
Каждый участник оформляет в произвольной форме карточку-визитку, где указывает своё
имя. Имя должно быть написано разборчиво и достаточно крупно. Визитка крепится так,
чтобы её могли прочитать.
Даётся 3-4 минуты для того, чтобы все участники сделали свои визитки и подготовились к
взаимному представлению, для чего они объединяются в пары, и каждый рассказывает о
себе своему партнёру.
Задача – подготовиться к представлению своего партнёра всей группе. Основная задача
представления – подчеркнуть индивидуальность своего партнёра, рассказать о нём так,
чтобы все остальные участники сразу его запомнили. Затем участники садятся в большой
круг и по очереди представляют своего партнёра, начиная презентацию со слов: “Для …
самое главное…”.
Вступительная часть:
Эпиграф семинара.
Кто не хочет применять новые средства,
должен ждать новых бед
Френсис Бэкон
Теоретическая часть
Впервые в российском образовании сейчас разрабатывается концепция и содержание
«профессионального стандарта педагога».
По мысли авторов профессионального стандарта педагога, он предназначен для
установления единых требований к содержанию и качеству профессиональной
педагогической деятельности, для оценки уровня квалификации педагогов при приёме на
работу и при аттестации, для планирования карьеры; для формирования должностных
инструкций и разработки федеральных государственных образовательных стандартов
педагогического образования.
Стандарт провозглашён основой для формирования трудового договора, фиксирующего
отношения между работником и работодателем.
От вводимых стандартом требований к учителю зависит исчисление трудового стажа,
начисление пенсий и другие материальные блага педагогов.
Иными словами, этот стандарт определяет собой всё в педагогической профессии: тип,
характер и содержание образования педагога; его трудоустройство, его государственную
аттестацию и присвоение ему соответствующей категории; объём его трудовых договоров
и даже размер его будущей пенсии.
Каковы же эти судьбоносные требования? - Согласно проекту стандарта, педагог должен
использовать специальные подходы к обучению и воспитанию, для того чтобы включить в
образовательный процесс любых учеников: со специальными потребностями в
образовании; одарённых учеников; учеников, для которых русский язык не является
родным; учеников с ограниченными возможностями здоровья и т. д.
Педагог обязан эффективно управлять классами - вовлекать учеников в процесс обучения
и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность, ставить
воспитательные цели, способствующие развитию учеников, независимо от их
происхождения, способностей и характера.
Педагогу вменяется в обязанность умение формировать и развивать универсальные
учебные действия, образцы и ценности социального поведения, навыки поведения в мире
виртуальной реальности и в социальных сетях, навыки поликультурного общения и
толерантность, ключевые компетенции (по международным нормам) и т. д.
В проекте стандарта неоднократно повторяются требования к любому учителю и
воспитателю:
работать в условиях реализации программ инклюзивного образования;
обучать на русском языке учащихся, для которых он не является родным;
работать с учащимися, имеющими проблемы в развитии;
работать с девиантными (хулиганами), зависимыми (наркоманами), социально
запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьёзные отклонения в
поведении.
Стандарт выдвигает требования к личностным качествам учителя, «неотделимым от его
профессиональных компетенций, таких как: готовность учить всех без исключения детей,
вне зависимости от их склонностей, способностей, особенностей развития, ограниченных
возможностей».
Предполагается также поддержка учителем развития коммуникативной компетентности
обучающихся, формирования системы регуляции ими своего поведения и деятельности,
освоения и смены видов ведущей деятельности, формирования детско-взрослых
сообществ, становления картины мира, работы с родителями, семьёй, местным
сообществом.
Стандарт предусматривается введение региональной и школьной компоненты,
учитывающей как региональные особенности (преобладание сельских школ, работа
учителя в мегаполисе, моноэтнический или полиэтнический состав учащихся и т.п.), так и
специфику реализуемых в школе образовательных программ (математический лицей,
инклюзивная школа и т.п.). Наполнение региональной и школьной компоненты
профессионального стандарта педагога потребует творческих усилий учителей и других
педагогов, администраторов, родительской общественности, экспертного сообщества
Практикум
Педагоги МО гуманитарного цикла применяют в практике своей деятельности
современные технологии, активные методы обучения, новые формы проведения учебных
занятий и внеурочных мероприятий.
Утебекова Екатерина Анатольевна поделилась опытом работы по теме « Современный
урок английского языка в начальной школе с позиции формирования УУД»
Мисан Светлана Анатольевна выступила с сообщением по теме самообразования
« Формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными
технологиями »
Решетникова Татьяна Васильевна поделилась опытом работы по теме «Формирование и
развитие познавательной деятельности у учащихся на уроках русского языка и
литературы»
Чиркина Мария Николаевна поделилась опытом работы по теме «Формирование УУД
через игровые технологии на уроках английского языка в начальной школе в рамках
ФГОС II поколения
»
Рефлексия
Просмотр мультипликационного фильма «Буревестник» (во время просмотра
присутствующие делают записи к заранее поставленным вопросам к фильму)
-Что вы можете сказать о структуре урока;
-Что вы можете сказать о готовности учителя и обучающихся к уроку;
- Есть ли у вас претензии к преподавателю по поводу стиля общения учителя с учениками;
Далее педагоги дают оценку просмотренному фильму.
Вывод; педагог должен всегда руководствоваться принципом: “Главное – не навредить!”
Итог семинара
Стандарт педагога выдвигает требования к личностным качествам учителя,
«неотделимым от его профессиональных компетенций, таких как: готовность учить всех
без исключения детей, вне зависимости от их склонностей, способностей, особенностей
развития, ограниченных возможностей». Еще Дистервег говорил, что “Плохой учитель
преподносит истину, хороший – учит ее находить”, а для этого он должен сам обладать
педагогической компетентностью).Мы стремимся найти формы, которые помогут
коллективу успешно освоить стратегию компетентностного обучения. И предлагаемая
линия действий может нам в этом помочь: попробуй сам – предложи обучающимся –
поделись с коллегами – найди единомышленников – объедините усилия. Ведь только
вместе можно добиться наилучшего успеха.
Игра “Аплодисменты по кругу”
Цель: снять напряжение и усталость, поблагодарить всех участников за работу.
Все участники сидят в кругу. Ведущий начинает хлопать в ладоши и смотрит на кого-то из
участников. Они начинают хлопать вдвоем. Участник, на которого посмотрел ведущий,
смотрит на другого участника, включая его в игру. Таким образом, начинают хлопать все
участники.
Список литературы:
1. «Профессиональный стандарт для педагогов (воспитателей, учителей) в сфере
дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования»
приказ Минтруда России от 18.10.2013 №544н.
2. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в
образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие. – М.:
АПК и ПРО, 2003. – 101 с.