Напоминание

Письмо строчной букы "ш"


Автор: Зверева Татьяна Валентиновна
Должность: учитель
Учебное заведение: МАОУ "Гимназия"
Населённый пункт: г.Чернушка, Пермский край
Наименование материала: Конспект урока письма
Тема: Письмо строчной букы "ш"
Раздел: начальное образование





Назад





Зверева Татьяна Валентиновна

Учитель начальных классов

МАОУ «Гимназия»

Г.Чернушка, Пермский край

Урок письма
Тема :Письмо строчной буквы «ш» Тип урока: урок открытия новых знаний (Технология : Письмо «с секретом») Цели урока: Предметные:  знакомство учащихся с твердым, непарным согласным звуком [ш], и буквой ш строчной, обозначающей этот звук на письме; сочетание ши  освоение алгоритма написания букв;  формировать знание о месте соединения новой буквы;  формировать умения соблюдать точный интервал между буквами «ш», «и» Познавательные Учащиеся получат возможность научиться: • ориентироваться в учебнике (система обозначений, структура текста,); • понимать информацию, представленную в виде текста; • моделировать различные языковые единицы (слово, предложение); • использовать на доступном уровне логические приёмы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение); • выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов. Коммуникативные Учащиеся получат возможность научиться: • отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного; • выслушивать друг друга; • участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы; • соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. • выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью; • быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе, приходить к общему решению. Личностные  Учащиеся получат возможность для формирования: • восприятия русского языка как основной, главной части культуры русского народа, культуры России; • осознания своей принадлежности народу, стране, чувства уважения к традициям, истории своего народа, своей семьи; • познавательной мотивации, интереса к русскому языку как к родному; • осознания слова, как средства языка, богатства и разнообразия слов и их значений в русском языке; внимания к мелодичности народной звучащей речи; • понимания здоровьесберегающих аспектов жизни (режим труда и отдыха на уроке, зарядка физическая и умственная, добрые отношения с одноклассниками и педагогом) ОБОРУДОВАНИЕ: Для учащихся: В.А.Илюхина. Прописи для 1 класса в 4 тетрадях. Тетрадь №3. Оформление доски: Карточки с буквами, плакат со Змеем Горынычем. Звуковой фон урока: Для звуковой зарядки и работы с новым правилом: звуковые шумы в записи ХОД УРОКА.

1 этап Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
. - Я рада приветствовать вас, ребята. (Вместе с детьми мы проговариваем стишок для того, чтобы настроиться .)
Глазкам очень много дела:

На доске следить за мелом.

Ив тетради за словами,

И в окне – за облаками.

Вы, глаза, глядите,

Меня не подводите!

Всё запоминайте.

В тетради повторяйте!

2
Этап Актуализация знаний
Фонетическая разминка. Игра со звуками.
Повторить изученный материал, необходимый для «открытия нового знания», и выявить затруднения в индивидуальной деятельности каждого учащегося - Закройте глаза. -Послушайте. (Включить звуки) - Называйте, что вам представляется? Ответы детей: масло шипит на сковороде, утюг, мяч или шар воздушный выпускает воздух, листья шуршат, ткань из шёлка, ветерок…
-
Да, пожалуй, такой звук ещё издают змеи.
- Они - шипят, поэтому звуку дали название…..

(ШИПЯЩИЙ)
Появление сказ.героя: -
Шалиииишшшшшшшшшшшь, кричиииииииишшшшшшшшшшшшь, летиииишшшшь!!!

-
Добрый день, вы узнали меня? -Это - Змей Горыныч Начитанный. -Прилетел он с границы Страны грамотного письма, где служит и храбро защищает жителей-буквят от коварных ошибок.
3
этап Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения На данном этапе учащиеся определяют цель урока - устранение возникшего затруднения, предлагают и согласовывают тему урока, а затем строят проект будущих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели. Для этого в коммуникативной форме определяется, какие действия, в какой последовательности и с помощью чего надо осуществить. цель урока - Вместе с новым звуком-ветерком мы прилетели на урок письма.
- Чему будем учиться на уроке? Дети: (Писать букву ш, слоги и слова с буквой ш)
Проект будущих учебных действий
- Определитесь, в какой вы группе.(Есть очень удобный вариант.Я его использую часто.Достаточно к детям, сидящим за 2, 4 партой, повернуться лицом тем, кто сидит за 1,3 партой.Быстро.Удобно)
1 Работа в группах.Задания по группам.

1 группа
– Сравните письменную и печатную букву «ш». Найдите знакомые элементы. Покажите их. - Выберите в группе ученика, который объяснит, что у вас получилось.
*Постройте букву «ш», используя умение писать изученные буквы.

2 группа
- Сравните письменную и печатную букву «ш». Найдите незнакомые элементы. Покажите их. - Выберите в группе ученика, который объяснит, что у вас получилось.
*Постройте букву «ш», используя умение писать изученные буквы.

3 группа
– Сравните письменную и печатную букву «ш». Найдите знакомые элементы. Покажите их. - Выберите в группе ученика, который объяснит, что у вас получилось.
*Постройте букву «ш», используя умение писать изученные буквы.

4 группа
– Сравните письменную и печатную букву «ш». Найдите незнакомые элементы. Покажите их. - Выберите в группе ученика, который объяснит, что у вас получилось.
*Постройте букву «ш», используя умение писать изученные буквы.

5 группа
- 1) На какую букву похожа буква «ш» строчная? Выбери и подчеркни правильный ответ: буква «у»; «буква ы»; буква «и» 2)Что за элементы нужно добавить, чтобы получить новую букву «ш»? 3) Постройте букву «ш», используя умение писать изученные буквы. - Выберите в группе ученика, который объяснит, что у вас получилось.
Отчёт по группам


1,3-

2,4-

5-

- Чтобы уменье закрепить, нужно строчку повторить!

Самостоятельная работа.
Письмо строчной буквы «ш»
ВЗАИМОПРОВЕРКА
- Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. - Посчитайте, сколько «гномиков» спасает ваш одноклассник от дождя. ПОЯСНЕНИЕ: «шалашик» – это элемент в нижней части буквы.Мы его отмечаем точкой.В слове «пропись» - 6 точек. Значит, 6 шалашиков, в которых живут 6 гномиков. - У кого –
8
шалашиков? Сколько букв «ш» записали? (4, т.к. 1буква=2 шалашикам) - Если
2
буквы «
ш
», то сколько шалашиков построили?(4) - Какой элемент помогал «выстроить» шалашики? Ученики: секрет
этап Включение в систему знаний
и повторение
1 Письмо слогов, буквосочетаний с буквой «ш»
-Змей Горыныч уже готов «прошипеть» слог с буквой «ш» - Послушайте, какой : Включить звук [шы.] -Назовите первый звук. - Второй звук, какой прошипел Зм.Г. - Прочитайте, как написано. ( По карточке: ши ) - Что скажете о букве согласного звука? ( С опорой на схему: Буква ш обозначает звук ш.Он согласный твёрдый, непарный. И буква гласного звука не может показать ни твёрдость, ни мягкость.) - Какой звук не соответствует букве? - Сочетание «ши» нужно запомнить. - Это орфограмма и Зм.Г зорко охраняет это правило. - Присмотритесь внимательно. - Бойн
и
цы на башне в виде… Ученики: букв
- Правила: жи – ши – это самые первые и важные правила русского языка. - Когда ребята вспоминают эту бойн
и
цу-букву, то правильно пишут сочетание: (ши с буквой и) - Повторим и запомним новое правило. -Ши пиши с и! - Значит, какую задачу мы поставим перед собой? Ученики: Научиться писать правильно слог «ши». - Каким способом будете соединять эти 2 буквы? - Прислушаемся к совету Зм.Г.
«Помогалочка»
- Попробуйте удлинить последний элемент у буквы «ш» при соединении с буквой «и». Так будет удобнее читать слог. - Получаем:
воздушный мостик-переход.
Показ учителем ( дать в сравнении) - Как проверить, все ли элементы написали? - Что будем считать? (Число секретов и шалашиков.
Отмечаем 2 секрета,1 воздушный мостик-переход ,

1маленький секрет и 1 обычный секрет, да 3 шалашика для гномика)
- Будьте уверенны при письме! Сегодня в дозор( на охрану буквят от злой ошибки) вас ведёт Змей Горыныч.
Правило письма

Произносим «ши».
Звук [ы]- слышим 
Пишем
букву «и» - 
Подчеркиваем
( любимым зелёным цветом Зм.Г), т.к. есть
- бойница «и»
- Записать сочетание « ши» в строчку.
- Чтобы уменье закрепить, нужно строчку повторить!

7этап Включение в систему знаний и повторение
. 1.Работа в «Прописи» - Откройте Пропись №3, на стр.14
Игра «Молчанка» (в Прописи №3)
- Из этих 3 строк
выбрать
и
дописать
только те, которые содержат новое правило. - С заданием №1 у доски поработают 2 ученика.

Проверка задания №1

(уделить внимание работе по алгоритму)

(Три П)

Произносим
 Пишем  Подчеркиваем После ответов детей.
- Обозначьте границу вашего знания в Стране грамотного письма.

«Помогалочка» от Зм.Горыныча
- С помощью красного карандаша обведите выбранную вами строчку. Линия должна быть замкнутой - это граница! А граница должна быть на замке! ( На доске тоже появляется «граница»)
- Это правило живёт и в нашем классе.

-
У кого? Ученики: у Саш., у Даш.
-
Подарите «ласковушку». Попробуйте изменить своё имя. - У кого в имени появился слог «ши»? - Начинаем, у……………. Ученики: У Катюш., у Ариш. , у Миляуш. ,у Илюш.
8 этап. Рефлексия
. - Расскажите, что мы успели выполнить. -Кто у нас сегодня гостил? Почему Зм.Г.Начитанный? - Он принёс с собой 3 конверта со своей грамотной и правильной заставы. - Вам нужно выбрать конверт, а вот какой, принимайте решение сами. -
Оцените свою работу на уроке
Зелёный конверт
для внимательных и активных, для тех, кто много отвечал и может научить других.
Жёлтый конверт
для тех, кто научился сам. Белый конверт для тех, кому ещё предстоит научиться. - А теперь, обладатели фото из красного конверта смогут легко и быстро закрасить бойницу, в которой спрятано новое правило. - Обладатели фото из жёлтого конверта смогут самостоятельно найти и закрасить бойницу, в которой спрятано новое правило. - Обладатели фото из белого конверта приглядитесь к «помогалочке» Зм.Г. Может быть сама бойница поможет вам увидеть букву нового правила. Раскрасьте ярко. Постарайтесь запомнить правило Зм.Г. - Спасибо за работу. Урок закончен.
- - Спасибо за работу. Урок закончен.
1 этап Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
. - Я рада приветствовать вас, ребята, и вас, уважаемые гости.


В раздел образования