Автор: Зверева Татьяна Валентиновна Должность: учитель Учебное заведение: МАОУ "Гимназия" Населённый пункт: г.Чернушка, Пермский край Наименование материала: Конспект урока письма Тема: Письмо строчной букы "ш" Раздел: начальное образование
Урок письма
Тема :Письмо строчной буквы «ш»
Тип урока: урок открытия новых знаний
(Технология : Письмо «с секретом»)
Цели урока:
Предметные:
знакомство учащихся с твердым, непарным согласным звуком [ш],
и буквой ш строчной, обозначающей этот звук на письме; сочетание ши
освоение алгоритма написания букв;
формировать знание о месте соединения новой буквы;
формировать умения соблюдать точный интервал между буквами «ш», «и»
Познавательные
Учащиеся получат возможность научиться:
• ориентироваться в учебнике (система обозначений, структура текста,);
• понимать информацию, представленную в виде текста;
• моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);
• использовать на доступном уровне логические приёмы мышления (анализ, сравнение,
классификацию, обобщение);
• выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.
Коммуникативные
Учащиеся получат возможность научиться:
• отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;
• выслушивать друг друга;
• участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
• соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
• выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;
• быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе,
приходить к общему решению.
Личностные
Учащиеся получат возможность для формирования:
• восприятия русского языка как основной, главной части культуры русского народа,
культуры России;
• осознания своей принадлежности народу, стране, чувства уважения к традициям,
истории своего народа, своей семьи;
• познавательной мотивации, интереса к русскому языку как к родному;
• осознания слова, как средства языка, богатства и разнообразия слов и их значений
в русском языке; внимания к мелодичности народной звучащей речи;
• понимания здоровьесберегающих аспектов жизни (режим труда и отдыха на уроке,
зарядка физическая и умственная, добрые отношения с одноклассниками и педагогом)
ОБОРУДОВАНИЕ:
Для учащихся: В.А.Илюхина. Прописи для 1 класса в 4 тетрадях.
Тетрадь №3.
Оформление доски: Карточки с буквами, плакат со Змеем Горынычем.
Звуковой фон урока:
Для звуковой зарядки и работы с новым правилом: звуковые шумы в записи
ХОД УРОКА.
1 этап Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности .
- Я рада приветствовать вас, ребята.
(Вместе с детьми мы проговариваем стишок для того, чтобы настроиться .)
Глазкам очень много дела:
На доске следить за мелом.
Ив тетради за словами,
И в окне – за облаками.
Вы, глаза, глядите,
Меня не подводите!
Всё запоминайте.
В тетради повторяйте!
2 Этап Актуализация знаний
Фонетическая разминка. Игра со звуками.
Повторить изученный материал, необходимый для «открытия нового знания», и выявить
затруднения в индивидуальной деятельности каждого учащегося
- Закройте глаза.
-Послушайте.
(Включить звуки)
- Называйте, что вам представляется?
Ответы детей: масло шипит на сковороде, утюг, мяч или шар воздушный выпускает воздух,
листья шуршат, ткань из шёлка, ветерок…
- Да, пожалуй, такой звук ещё издают змеи.
- Они - шипят, поэтому звуку дали название…..
(ШИПЯЩИЙ)
Появление сказ.героя:
- Шалиииишшшшшшшшшшшь, кричиииииииишшшшшшшшшшшшь, летиииишшшшь!!!
- Добрый день, вы узнали меня?
-Это - Змей Горыныч Начитанный.
-Прилетел он с границы Страны грамотного письма, где служит и храбро защищает жителей-буквят
от коварных ошибок.
3 этап Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения
На данном этапе учащиеся определяют цель урока - устранение возникшего затруднения,
предлагают и согласовывают тему урока, а затем строят проект будущих учебных действий,
направленных на реализацию поставленной цели. Для этого в коммуникативной форме
определяется, какие действия, в какой последовательности и с помощью чего надо осуществить.
цель урока
- Вместе с новым звуком-ветерком мы прилетели на урок письма.
- Чему будем учиться на уроке?
Дети: (Писать букву ш, слоги и слова с буквой ш)
Проект будущих учебных действий
- Определитесь, в какой вы группе.(Есть очень удобный вариант.Я его использую
часто.Достаточно к детям, сидящим за 2, 4 партой, повернуться лицом тем, кто сидит за 1,3
партой.Быстро.Удобно)
1 Работа в группах.Задания по группам.
1 группа – Сравните письменную и печатную букву «ш». Найдите знакомые элементы.
Покажите их.
- Выберите в группе ученика, который объяснит, что у вас получилось.
*Постройте букву «ш», используя умение писать изученные буквы.
2 группа - Сравните письменную и печатную букву «ш». Найдите незнакомые элементы. Покажите
их.
- Выберите в группе ученика, который объяснит, что у вас получилось.
*Постройте букву «ш», используя умение писать изученные буквы.
3 группа – Сравните письменную и печатную букву «ш». Найдите знакомые элементы. Покажите
их.
- Выберите в группе ученика, который объяснит, что у вас получилось.
*Постройте букву «ш», используя умение писать изученные буквы.
4 группа – Сравните письменную и печатную букву «ш». Найдите незнакомые элементы. Покажите
их.
- Выберите в группе ученика, который объяснит, что у вас получилось.
*Постройте букву «ш», используя умение писать изученные буквы.
5 группа - 1) На какую букву похожа буква «ш» строчная?
Выбери и подчеркни правильный ответ: буква «у»; «буква ы»; буква «и»
2)Что за элементы нужно добавить, чтобы получить новую букву «ш»?
3) Постройте букву «ш», используя умение писать изученные буквы.
- Выберите в группе ученика, который объяснит, что у вас получилось.
Отчёт по группам
1,3-
2,4-
5-
- Чтобы уменье закрепить, нужно строчку повторить!
Самостоятельная работа.
Письмо строчной буквы «ш»
ВЗАИМОПРОВЕРКА
- Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте.
- Посчитайте, сколько «гномиков» спасает ваш одноклассник от дождя.
ПОЯСНЕНИЕ: «шалашик» – это элемент в нижней части буквы.Мы его отмечаем точкой.В слове
«пропись» - 6 точек. Значит, 6 шалашиков, в которых живут 6 гномиков.
- У кого – 8 шалашиков? Сколько букв «ш» записали? (4, т.к. 1буква=2 шалашикам)
- Если 2 буквы « ш », то сколько шалашиков построили?(4)
- Какой элемент помогал «выстроить» шалашики?
Ученики: секрет
этап Включение в систему знаний и повторение
1 Письмо слогов, буквосочетаний с буквой «ш»
-Змей Горыныч уже готов «прошипеть» слог с буквой «ш»
- Послушайте, какой :
Включить звук [шы.]
-Назовите первый звук.
- Второй звук, какой прошипел Зм.Г.
- Прочитайте, как написано.
( По карточке: ши )
- Что скажете о букве согласного звука?
( С опорой на схему: Буква ш обозначает звук ш.Он согласный твёрдый, непарный. И буква
гласного звука не может показать ни твёрдость, ни мягкость.)
- Какой звук не соответствует букве?
- Сочетание «ши» нужно запомнить.
- Это орфограмма и Зм.Г зорко охраняет это правило.
- Присмотритесь внимательно.
- Бойн и цы на башне в виде…
Ученики: букв
- Правила: жи – ши – это самые первые и важные правила русского языка.
- Когда ребята вспоминают эту бойн и цу-букву, то правильно пишут сочетание:
(ши с буквой и)
- Повторим и запомним новое правило.
-Ши пиши с и!
- Значит, какую задачу мы поставим перед собой?
Ученики: Научиться писать правильно слог «ши».
- Каким способом будете соединять эти 2 буквы?
- Прислушаемся к совету Зм.Г.
«Помогалочка»
- Попробуйте удлинить последний элемент у буквы «ш» при соединении
с буквой «и». Так будет удобнее читать слог.
- Получаем: воздушный мостик-переход.
Показ учителем ( дать в сравнении)
- Как проверить, все ли элементы написали?
- Что будем считать?
(Число секретов и шалашиков. Отмечаем 2 секрета,1 воздушный мостик-переход ,
1маленький секрет и 1 обычный секрет, да 3 шалашика для гномика)
-
Будьте уверенны при письме! Сегодня в дозор( на охрану буквят от злой ошибки) вас
ведёт Змей Горыныч.
Правило письма
Произносим «ши». Звук [ы]- слышим
Пишем букву «и» -
Подчеркиваем ( любимым зелёным цветом Зм.Г),
т.к. есть - бойница «и»
- Записать сочетание « ши» в строчку.
- Чтобы уменье закрепить, нужно строчку повторить!
7этап Включение в систему знаний и повторение .
1.Работа в «Прописи»
- Откройте Пропись №3, на стр.14
Игра «Молчанка» (в Прописи №3)
- Из этих 3 строк выбрать и дописать только те, которые содержат новое правило.
- С заданием №1 у доски поработают 2 ученика.
Проверка задания №1
(уделить внимание работе по алгоритму)
(Три П)
Произносим
Пишем
Подчеркиваем
После ответов детей.
- Обозначьте границу вашего знания в Стране грамотного письма.
«Помогалочка» от Зм.Горыныча
- С помощью красного карандаша обведите выбранную вами строчку.
Линия должна быть замкнутой - это граница! А граница должна быть на замке!
( На доске тоже появляется «граница»)
- Это правило живёт и в нашем классе.
- У кого?
Ученики: у Саш., у Даш.
- Подарите «ласковушку». Попробуйте изменить своё имя.
- У кого в имени появился слог «ши»?
- Начинаем, у…………….
Ученики: У Катюш., у Ариш. , у Миляуш. ,у Илюш.
8 этап. Рефлексия .
- Расскажите, что мы успели выполнить.
-Кто у нас сегодня гостил? Почему Зм.Г.Начитанный?
- Он принёс с собой 3 конверта со своей грамотной и правильной заставы.
- Вам нужно выбрать конверт, а вот какой, принимайте решение сами.
-
Оцените свою работу на уроке
Зелёный конверт для внимательных и активных, для тех, кто много отвечал и может научить
других.
Жёлтый конверт для тех, кто научился сам.
Белый конверт для тех, кому ещё предстоит научиться.
- А теперь, обладатели фото из красного конверта смогут легко и быстро закрасить бойницу, в
которой спрятано новое правило.
- Обладатели фото из жёлтого конверта смогут самостоятельно найти и закрасить бойницу, в
которой спрятано новое правило.
- Обладатели фото из белого конверта приглядитесь к «помогалочке» Зм.Г. Может быть сама
бойница поможет вам увидеть букву нового правила. Раскрасьте ярко. Постарайтесь запомнить
правило Зм.Г.
- Спасибо за работу. Урок закончен.
-
- Спасибо за работу. Урок закончен.
1 этап Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности .
- Я рада приветствовать вас, ребята, и вас, уважаемые гости.