Гражданская война и судьба Григория Мелехова в романе-эпопее М.Шолохова "Тихий Дон"
Автор: Лямина Лариса Николаевна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ лицей Населённый пункт: станица Каневская Краснодарский край Наименование материала: конспект урока Тема: Гражданская война и судьба Григория Мелехова в романе-эпопее М.Шолохова "Тихий Дон" Раздел: полное образование
Эпиграф:
В годину смуты и разврата
Не осудите, братья, брата.
Цели урока:
1.
Развитие логического мышления (анализ и синтез), навыков
сравнительной характеристики образов героев и анализа эпизодов романа.
2.
Воспитание уважения к истории своего народа, гуманизма, любви к слову.
3.
Обучение работе по логико-смысловой модели.
Для оформления доски используются 2 высказывания.
1.
Казак (в переводе с тюркского) «удалец, вольный человек».
2.
«В гражданской войне нет правых и виноватых, нет справедливых и
несправедливых, нет ангелов и бесов, как нет победителей. В ней есть
только побежденные – мы все, вся Россия. Трагическая катастрофа
рождает только потери …» (Б. Васильев, современный писатель.)
Ход урока
I. Вступительное слово учителя о М. Шолохове.
Учитель начинает урок с чтения стихотворения З. Гражданской «Живая вода».
А мне опять не спится:
Цветут сады…
Достаньте мне напиться
Живой воды!
От мертвой – сохли долы,
И лес сомлел.
От мертвой – выли вдовы
По всей земле.
Довольно мертвой, красной
Воды-беды!
Найти б источник ясной,
Живой воды!..
Это стихотворение помогает легко перейти к рассказу об истории создания
романа-эпопеи. В содружестве с учениками находятся реминисценции с
романом-эпопеей Л.Н. Толстого «Война и мир». Объявляются тема и цели урока.
II. Проверка домашнего задания.
1. Характеристика романа.
Время действия
Начало – март 1912 года, мирная жизнь.
Конец – май 1922 года, гражданская война.
Центр – 1917 год, революция.
Место действия — хутор – Дон – Россия.
Главное действующее лицо – казаки.
Вопрос учителя: Что же это за племя такое – казачество? Обратимся к материалу
учебника Кутузова, стр. 206-208.
2. Особенности казацкого сословия.
А) Повторение стр. 206-208, опрос в парах.
Б) Один ученик отвечает у доски на оценку.
В) Вывод делается исходя из вопросов: Почему именно судьба казачества в
центре внимания автора романа? Как связано время природное и время
историческое в романе?
III. Работа по логико-смысловой модели к роману М.А. Шолохова «Тихий
Дон».
1.
Построение координат «время», «главные герои», «семья», «ключевые
образы».
2.
Устное рассказывание с использованием логико-смысловой модели.
3.
Координата «время».
Логико-смысловая модель помогает ориентироваться при анализе произведения.
Антитезой мирной жизни в романе станет война, сначала мировая, а потом и
гражданская. Итак, сконцентрируемся на координате «время». 1912 г. – это
мирная жизнь казаков, которая отмечена радостным крестьянским трудом, а для
главного героя Григория Мелехова – еще и любовью.
Учитель обращается к презентации, проводит небольшую беседу, попутно
повторяя понятия «образ», «антитеза».
IV. Викторина на знание текста (уровень А).
1.
С какой даты начинается 2-ой том? (1916 год)
2.
Кто говорит о войне русских с немцами: «Я – за поражение». (Офицер
Бунчук)
3.
Кому принадлежит фраза: «Я – рабочий. За что я тебя буду убивать?»
(Валет немцу)
4.
Кто спасает Степана от смерти? (Г. Мелехов)
5.
Назовите имя красной пулеметчицы. (Анна Погудко)
V. Анализ избранных эпизодов.
1. Вступительное слово учителя. Обратимся к 3-ей части романа. Здесь впервые
появляется дата: «В марте 1914 года…». Это значимая деталь в произведении:
историческая дата отделяет мир от войны. Рассказ о войне зарождается в самой
гуще народной жизни:
«Война пристигнет»
«Не бывать войне, по урожаю видать…»
«А ну как война? »
«Война, дядя»
2. Работа с координатой «Главные герои романа», «Ключевые образы романа».
Книга первая: Убийство австрийца. Потеря точки опоры.
Книга вторая, часть 3, гл.7: Почему в романе нет любования подвигом? Что в
таком случае интересует писателя? Как через песню показано настроение
казаков? В каких строчках передано отношение автора к войне?
Книга третья, часть 6, гл. 24: Трагедия раскола народа. Казнь Подтелкова,
убийство казаков.
Книга четвертая, часть 8, гл. 6: Разговор с Михаилом. Бывшие друзья –
непримиримы.
3. Вывод: особенности шолоховского психологизма – в вычленении аспекта
«Что делает с человеком война». Рисуя эпизоды боев, Шолохов передает
душевное состояние человека, пролившего чужую кровь. Симпатии автора на
стороне Григория Мелехова, ищущего свою правду и находящего её в гармонии
с природой, Землей-Матушкой, Доном-Батюшкой. Царские войска, белые,
красные, банда Фомина, дезертиры – везде побывал Григорий, отовсюду уходил
с окровавленной душой. Писатель наталкивает нас на следующий вывод: «В
годину смуты и разврата не осудите, братья, брата».
Через батальные сцены, через острые переживания героев, через лирические
отступления, пейзажные зарисовки ведет нас Шолохов к осмыслению
«чудовищной нелепицы войны».
VI. Суть шолоховской концепции гражданской войны.
А) Слово учителя.
В романе действует более 700 персонажей, что придает произведению
эпический размах. Тому, что происходило на Дону, есть название –
«расказачивание» казачества, сопровождаемое массовым террором и в ответ –
жестоким отпором.
Б) Самостоятельная работа. Анализ ч. 5 гл.I, ч. 6 гл. II, XIX, XXXI, LIV, XXXIII.
VII. Домашнее задание.
Составить план, написать черновик сочинения на одну из тем по выбору:
1.
Трагедия Григория Мелехова.
2.
Отщепенец, собственник или …?
3.
«В годину смуты и разврата не осудите, братья, брата».