Напоминание

Гражданская война и судьба Григория Мелехова в романе-эпопее М.Шолохова "Тихий Дон"


Автор: Лямина Лариса Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ лицей
Населённый пункт: станица Каневская Краснодарский край
Наименование материала: конспект урока
Тема: Гражданская война и судьба Григория Мелехова в романе-эпопее М.Шолохова "Тихий Дон"
Раздел: полное образование





Назад





Гражданская война и судьба Григория Мелехова в

романе-эпопее М.Шолохова «Тихий Дон»

Эпиграф:
В годину смуты и разврата Не осудите, братья, брата.
Цели урока:
1. Развитие логического мышления (анализ и синтез), навыков сравнительной характеристики образов героев и анализа эпизодов романа. 2. Воспитание уважения к истории своего народа, гуманизма, любви к слову. 3. Обучение работе по логико-смысловой модели. Для оформления доски используются 2 высказывания. 1. Казак (в переводе с тюркского) «удалец, вольный человек». 2. «В гражданской войне нет правых и виноватых, нет справедливых и несправедливых, нет ангелов и бесов, как нет победителей. В ней есть только побежденные – мы все, вся Россия. Трагическая катастрофа рождает только потери
…»
(Б. Васильев, современный писатель.)
Ход урока

I. Вступительное слово учителя о М. Шолохове.
Учитель начинает урок с чтения стихотворения З. Гражданской «Живая вода». А мне опять не спится: Цветут сады… Достаньте мне напиться Живой воды! От мертвой – сохли долы, И лес сомлел. От мертвой – выли вдовы По всей земле. Довольно мертвой, красной Воды-беды! Найти б источник ясной, Живой воды!..
Это стихотворение помогает легко перейти к рассказу об истории создания романа-эпопеи. В содружестве с учениками находятся реминисценции с романом-эпопеей Л.Н. Толстого «Война и мир». Объявляются тема и цели урока.
II. Проверка домашнего задания.
1. Характеристика романа. Время действия Начало – март 1912 года, мирная жизнь. Конец – май 1922 года, гражданская война. Центр – 1917 год, революция. Место действия — хутор – Дон – Россия. Главное действующее лицо – казаки. Вопрос учителя: Что же это за племя такое – казачество? Обратимся к материалу учебника Кутузова, стр. 206-208. 2. Особенности казацкого сословия. А) Повторение стр. 206-208, опрос в парах. Б) Один ученик отвечает у доски на оценку. В) Вывод делается исходя из вопросов: Почему именно судьба казачества в центре внимания автора романа? Как связано время природное и время историческое в романе?
III. Работа по логико-смысловой модели к роману М.А. Шолохова «Тихий

Дон».
1. Построение координат «время», «главные герои», «семья», «ключевые образы». 2. Устное рассказывание с использованием логико-смысловой модели. 3. Координата «время». Логико-смысловая модель помогает ориентироваться при анализе произведения. Антитезой мирной жизни в романе станет война, сначала мировая, а потом и гражданская. Итак, сконцентрируемся на координате «время». 1912 г. – это мирная жизнь казаков, которая отмечена радостным крестьянским трудом, а для главного героя Григория Мелехова – еще и любовью.
Учитель обращается к презентации, проводит небольшую беседу, попутно повторяя понятия «образ», «антитеза».
IV. Викторина на знание текста (уровень А).
1. С какой даты начинается 2-ой том? (1916 год) 2. Кто говорит о войне русских с немцами: «Я – за поражение». (Офицер Бунчук) 3. Кому принадлежит фраза: «Я – рабочий. За что я тебя буду убивать?» (Валет немцу) 4. Кто спасает Степана от смерти? (Г. Мелехов) 5. Назовите имя красной пулеметчицы. (Анна Погудко)
V. Анализ избранных эпизодов.
1. Вступительное слово учителя. Обратимся к 3-ей части романа. Здесь впервые появляется дата: «В марте 1914 года…». Это значимая деталь в произведении: историческая дата отделяет мир от войны. Рассказ о войне зарождается в самой гуще народной жизни:  «Война пристигнет»  «Не бывать войне, по урожаю видать…»  «А ну как война? »  «Война, дядя» 2. Работа с координатой «Главные герои романа», «Ключевые образы романа». Книга первая: Убийство австрийца. Потеря точки опоры. Книга вторая, часть 3, гл.7: Почему в романе нет любования подвигом? Что в таком случае интересует писателя? Как через песню показано настроение казаков? В каких строчках передано отношение автора к войне? Книга третья, часть 6, гл. 24: Трагедия раскола народа. Казнь Подтелкова, убийство казаков. Книга четвертая, часть 8, гл. 6: Разговор с Михаилом. Бывшие друзья – непримиримы.
3. Вывод: особенности шолоховского психологизма – в вычленении аспекта «Что делает с человеком война». Рисуя эпизоды боев, Шолохов передает душевное состояние человека, пролившего чужую кровь. Симпатии автора на стороне Григория Мелехова, ищущего свою правду и находящего её в гармонии с природой, Землей-Матушкой, Доном-Батюшкой. Царские войска, белые, красные, банда Фомина, дезертиры – везде побывал Григорий, отовсюду уходил с окровавленной душой. Писатель наталкивает нас на следующий вывод: «В годину смуты и разврата не осудите, братья, брата». Через батальные сцены, через острые переживания героев, через лирические отступления, пейзажные зарисовки ведет нас Шолохов к осмыслению «чудовищной нелепицы войны».
VI. Суть шолоховской концепции гражданской войны.
А) Слово учителя. В романе действует более 700 персонажей, что придает произведению эпический размах. Тому, что происходило на Дону, есть название – «расказачивание» казачества, сопровождаемое массовым террором и в ответ – жестоким отпором. Б) Самостоятельная работа. Анализ ч. 5 гл.I, ч. 6 гл. II, XIX, XXXI, LIV, XXXIII.
VII. Домашнее задание.
Составить план, написать черновик сочинения на одну из тем по выбору: 1. Трагедия Григория Мелехова. 2. Отщепенец, собственник или …? 3. «В годину смуты и разврата не осудите, братья, брата».


В раздел образования