"Преемственность-необходимая связь между старым и новым"
Автор: Симакова Наталья Викторовна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "СОШ №49" Населённый пункт: город Курск, Курская область Наименование материала: статья Тема: "Преемственность-необходимая связь между старым и новым" Раздел: начальное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 49»
«Преемственность – необходимая
связь между старым и новым».
Симакова Наталья Викторовна,
учитель начальных классов
Ребёнок , отправляясь в школу, хочет хорошо учиться. Задача учителя –
поддержать
интерес
к
школе,
разжечь
искорку
познания,
создать
ситуацию
успеха. Желание учиться появляется, когда есть успехи в учёбе. В начале успеха –
уверенность ребёнка в том, что он его достигнет.
Ст а н овя с ь
п я т и к л а с с н и ком ,
р е б ё н о к
и с п ы т ы в а е т
с и л ь н ы й
психологический стресс, равный по силе стрессу первоклассника, результатом
чего является снижение успеваемости.
Всем
вам
очень
хорошо
известно,
насколько
психологически
трудно
работать в 5 классе. Психологи подсчитали и отметили, что адаптивный период
проходит у всех по-разному и занимает по времени приблизительно от шести
месяцев до одного года. Проблема преемственности в обучении русскому языку при
переходе из начальной школы в среднее звено приобрела наибольшую значимость в
условиях современной модернизации образования.
Психологиче ский
аспект
также
работает
на
п р е е м с т в е н н о с т ь .
Основополагающей идеей является идея о сензитивном периоде ребёнка, когда
формируется база словесно-логического мышления. Именно в этот период, а
длится он до 11 лет, необходимо помочь ребёнку осознать грамматику родного
языка
как
целостную
систему.
«После
10-11
лет
способность
к
развитию
нейронных сетей, необходимых для построения центров речи, утрачивается», –
утверждает
Ю.А.
Поташкина,
ссылаясь
на
мнение
психофизиологов,
психолингвистов школы Л.С. Выготского.
И если к этому времени мы не успели сформировать базу абстрактного
словесно-логического мышления и возможную только на её основе произвольную
осознанную речь, то речевое и интеллектуальное развитие ребёнка остаётся
несформированным, а это неуспехи и неудачи в средней школе и в последующем
образовании.
Следовательно,
почти
весь
курс
русского
языка
должен
быть
пройден до 11 лет.
Сейчас большой выбор учебников, у каждого есть свои плюсы и минусы. Но
могут
ли
все
эти
учебники
и
учебные
комплекты
обеспечить
безболезненную
адаптацию
пятиклассника
в
новых
условиях,
предоставить
ему
возможность
не
почувствовать перехода из начального звена в среднее. Мы так же, как и многие из вас,
искали пути решения данной проблемы. По учебнику госпожи Климановой работать
без стресса для учителя невозможно. Вот только два примера, которые заставляют
учителя-практика сомневаться в качестве содержания этих учебников.
Слайд(берез) и следующий.
В связи с этим возникает необходимость в изучении преподавания трудных тем по
другим учебникам и методикам
Результатами,
например,
изучения
личных
окончаний глагола в 4 классе все мы были приятно удивлены. Таблица, которую мы
разыскали в другом УМК, помогла моим ученикам справиться с этой трудной темой.
В этой таблице синтезируются ключевые понятия по теме
Отдавая детей в пятый класс, мы даем им возможность развивать сформированные
образы и системы на более высоком уровне сложности, используя все виды и приемы
работы для развития учащихся через осознание языка.
В школьных программах по русскому языку как в начальных, так и в старших классах
уделяется особое внимание систематической работе над формированием
орфографической грамотности обучающихся, которую можно организовать
следующим образом: обучение орфографии на основе концепции поэтапного
формирования умственных действий.
Необходимость поиска путей и условий повышения качества обучения русскому
языку
в
целом,
и
особенно
орфографии
как
наиболее
сложного
его
раздела
возникает у каждого преподавателя.
Отдавая
детей
в
пятый
класс,
мы
даем
им
возможность
развивать
сформированные образы и системы на более высоком уровне сложности, используя
все виды и приемы работы для развития учащихся через осознание языка.
Такой
таблицей
пользуются
мои
ученики
для
безошибочного
написания
безударных падежных окончаний.
1скл. 2скл. 3скл.
Р.п. –и _________________________________________ -и
Д.п. -е -и
П.п. –е ____________________ -е -и
Мы убедились, как важно правильно осуществлять решение проблемы
преемственности в преподавании, ведь анализ состояния качества обучения
показывает, что наибольшие потери приходятся на 1 и 5 классы. Спад обучения
обуславливается низким уровнем преемственности. А успех зависит только от
согласованных действий всех специалистов школы.
И последнее, о чем хотелось бы сказать, это повышение мотивации в обучении
русскому языку. У детей появляется устойчивый интерес к предмету еще в начальной
школе, и он не утрачивается в среднем звене. У них нет страха перед такой сложной
наукой, как русский язык.
Использование технологии делает уроки русского языка
привлекательными для детей.