Автор: Сунгатова Марина Юрьевна Должность: концертмейстер Учебное заведение: МБОУДО "Детская музыкальная школа № 1 им.П.И.Чайковского" Населённый пункт: г.Казань,Татарстан Наименование материала: Методическая разработка Тема: "Специфика работы концертмейстера" Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования г. Казани
«Детская музыкальная школа №1 им. П. И. Чайковского»
Методическая разработка
Специфика работы концертмейстера
Подготовила
концертмейстер
Сунгатова М.Ю.
г. Казань
2017 год
Концертмейстер –
самая
распространенная
профессиональная
деятельность
пианиста.
Работа
концертмейстера
необходима
всем:
и
на
занятиях
по
всем
специальностям
(кроме
собственно
пианистов),
и
на
концертной
эстраде,
и
в
хоровом
коллективе,
и
в
оперном
театре,
и
в
хореографии, и на преподавательском уровне (в классе концертмейстерского
мастерства).
Без
концертмейстера
и
аккомпаниатора
не
обходятся
музыкальные
и
общеобразовательные
школы,
дворцы
творчества,
эстетические
центры,
музыкальные
и
педагогические
училища,
вузы.
Не смотря
на
это,
многие
музыканты
склонны
отно ситься
к
концертмейстерству свысока: игра «под солистом» и по нотам якобы не
требует большого мастерства. Это глубоко ошибочная позиция.
Солист и пианист-концертмейстер в художественном смысле являются
участниками
единого,
целостного
музыкального
организма.
Более
того
-
искусство концертмейстера дается далеко не всем пианистам. Оно требует
высокого
музыкального
мастерства,
художественной
культуры
и
особого
призвания.
Почти
все
выдающие ся
композиторы
з а н и м а л и с ь
аккомпанементом.
Стоит
вспомнить
яркие
примеры
сотрудничества
Ф.
Шуберта с И. Фогель, М. Мусоргского с Д. Леоновой, С.Рахманинова с Ф.
Шаляпиным, М. Метнера с Э. Шварцкопф. В 19 веке конечной целью всех
консерваторских классов, как в Петербурге, так и в Москве, была подготовка
выпускников - так называемых свободных художников - к разнообразной
практической
деятельности
в
сфере
музыки.
Образцом
здесь
служили
разносторонние творческие направления выдающихся пианистов, в равной
мере
подготовленных
к
творческому
труду
в
области
сольного
и
ансамблевого
исполнения,
концертирования
с
оркестром,
дирижирование,
аккомпанирование (певцам и инструменталистам). Яркими примерами этого
в
отечественной
музыкальной
культуре
может
считаться
деятельность
братьев
Рубинштейн,
М.
Мусоргского,
В.
Сафонова,
Ф.
Блуменфельда.
Великие
пианисты
советских
времен
К.
Игумнов,
А.
Гольденвейзер,
Г.
Нейгауз,
С.
Рихтер,
Г.
Гинзбург
и
многие
другие
считали
полезным
периодически появляться на концертной эстраде в роли концертмейстера.
Выдающийся
английский
пианист
Джеральд
Мур
долгое
время
был
концертмейстером
таких
признанных
мастеров,
как
Д.Фишер-Дискау,
Э.
Шварцкопф, И. Менухин.
Со временем исторически объективные процессы обусловили тенденцию
узкой
специализации.
В
средних
и
высших
музыкальных
заведениях
2
открылись
специальные
классы
концертмейстерского
мастерства.
Это
заметно
отразилось
на
разделении
сольной
и
ансамблевой
деятельности
пианистов. Появилась возможность достичь впечатляющих результатов не
только в сольном, но и в ансамблевом, в частности, концертмейстерском
искусстве.
Доказательство
тому,
известная
творческая
практика
замечательных пианистов – концертмейстеров: М. Бихтера, С. Давыдовой,
М. Карандашова, А. Ерохина, В. Ямпольского, Е. Шендеровича, В. Чачава
и др. Сегодня в России проходят конкурсы - фестивали концертмейстеров,
на которых, кроме соревнований музыкантов, обсуждаются такие проблемы
как «несоответствие сложных задач, стоящих перед концертмейстером, его
роли в ансамблевой работе с солистом, его значение в развитии музыканта и
его вклада в конечный художественный результат, и того места, которое
отводится
концертмейстеру,
а
также
диспропорции
в
уровне
оплаты
музыкантов».
Если обратиться к истории данного вопроса, то можно отметить, что
многие
десятилетия
понятие
«концертмейстер»
обозначало
музыканта,
руководившего
оркестром,
затем
группой
инструментов
в
оркестре.
Концертмейстерство
как
отдельный
вид
исполнительства
появился
во
второй
половине
Х1Х
века,
когда
большое
количество
романтической
камерной
инструментальной
и
песенно-романсовой
лирики
потребовало
особого
умения
аккомпанировать
солисту.
Этому
также
способствовало
расширение количества концертных залов, оперных театров, музыкальных
учебных заведений. В то время концертмейстеры, как правило,
были
«широкого профиля» и умели делать многое: играли с листа хоровые и
симфонические партитуры, читали в различных ключах, транспонировали
фортепианные партии на любые интервалы и т. д.
Со временем эта универсальность была утрачена. Это было связано с
все
большей
дифференциацией
всех
музыкальных
специальностей,
усложнением и увеличением количества произведений, написанных в каждой
из них. Концертмейстеры также стали специализироваться для работы с
определенными исполнителями.
Термины
«концертмейстер»
и
«аккомпаниатор»
не
являются
тождественными, хотя на практике и в литературе часто применяются как
синонимы.
Аккомпаниатор
(от
франц.
«Akkompagner»
-
сопровождать)
-
музыкант, играющий партию сопровождения солисту (солистам) на эстраде.
Мелодию
сопровождают
ритм
и
гармония,
сопровождение
создает
ритмичную и гармоничную сопротивления. Отсюда понятно, какая огромная
ответственность ложится на плечи аккомпаниатора. Он должен выполнить
3
свое дело так, чтобы максимально способствовать художественному единству
всех компонентов музыкального произведения.
Деятельность аккомпаниатора-пианиста имеет целью, конечно, лишь
концертную работу, тогда как понятие концертмейстера в ДМШ включает
нечто большее: разучивание с солистами их партий, умение контролировать
качество их исполнения, знания их исполнительской специфики и причин
возникновения трудностей в исполнении, умение подсказать верный путь к
исправлению тех или иных недостатков. Таким образом, в деятельности
концертмейстера объединяются творческие, педагогические и
психологические функции и их трудно отделить друг от друга в учебных,
концертных и конкурсных ситуациях. Интересен тот факт, что в настоящее
время
термин
«концертмейстер»
чаще
используется
в
контексте
фортепианной методической литературы. Термин же «аккомпаниатор» в
методической литературе чаще всего адресуют музыкантам-народникам,
прежде всего баянистам. Музыкальная энциклопедия вообще не дает понятие
«аккомпаниатор». В ней есть понятие «аккомпанемент» и «концертмейстер».
Тенденция
к
синонимии
двух
слов
наблюдается
в
работах
пианистов-
практиков.
Задачи концертмейстера в работе с исполнителями-инструменталистами
Концертмейстерство является удачным примером универсального сочетания
в
рамках
профессии
элементов
мастерства
педагога,
исполнителя,
импровизатора и психолога.
Как отмечает Е. М. Шендерович, «…в деятельности концертмейстера
объединяются
педагогические,
психологические,
творческие
функции.
Отделить одно от другого и понять, что превалирует в экстремальных или
конкурсных
ситуациях,
трудно».
Для
успешного
осуществления
многофункциональной
деятельности
концертмейстер
должен
владеть
необходимым комплексом знаний, умений и навыков.
Концертмейстер должен знать не только основные принципы ансамблевой
техники,
но
и
технические
и
тембровые
возможности
солирующего
инструмента,
учебный
и
концертный
репертуар
и
его
стилистические
особенности, а также методы репетиционной работы в ансамбле
и совместной исполнительской работы над музыкальным произведением.
Концертмейстеру
необходимо
обладать
умениями,
позволяющими
применять теоретические знания при исполнительском анализе партии
солиста и фортепианной партии в музыкальном произведении, определять
художественные
и
технические
особенности
аккомпанемента,
трактовать
свою
партию
как
часть
цельного
музыкального
образа,
создавать
4
художественную
интерпретацию
фортепианной
партии,
демонстрировать
различный
подход
к
исполнению
фортепианных
и
оркестровых
аккомпанементов.
Для концертмейстерской деятельности необходимо не только владение
арсеналом пианистических средств (звуковой и артикуляционной палитрой,
техническим мастерством, художественной педализацией и т. д.) и умение
выбрать необходимые исполнительские решения (звуковые, динамические,
тембровые, артикуляционные и др.), но и умение воспринимать
и
анализировать
исполнение
партии
солистом
и
звучание
фортепианной
партии,
слышать
одновременно
каждую
партию
в
их
единстве,
контролировать
звучание
ансамбля
и
корректировать
исполнительские
действия в соответствии с исполнительским состоянием солиста, обладать
способностью
к
художественной
антиципации
(от
лат. anticipatio
—
предвосхищение),
раскрывать
художественное
произведение
в
образно-
эмоциональном и выразительно-смысловом единстве с солистом.
Важными качествами концертмейстера являются владение навыками
профессиональной
коммуникации,
умение
проявлять
эмпатию
(от
греч.
empatheia
—
сопереживание)
к
солисту,
устанавливать
эмоциональный
контакт с ним и оказывать психологическую поддержку, адаптироваться
к различным репетиционным и концертным условиям, проявлять артистизм,
исполнительскую
волю
в
репетиционном
процессе
и
концертном
выступлении, моделировать и регулировать эмоциональные состояния.
Е. А. Островская в своей диссертационной работе «Психологические
аспекты деятельности концертмейстера в музыкально-образовательной сфере
инструментального
исполнительства»
выделяет
несколько
основных
принципов,
в
разработке
которых
нашли
отражение
этические
правила
концертмейстерской деятельности. Первый принцип — заинтересованность
концертмейстера в работе, которая способствует постижению им специфики
солирующего инструмента и позволяет оказывать помощь солисту, особенно
начинающему.
Второй
принцип,
отмеченный
Е.
А.
Островской,
касается
высокого художественного уровня исполнения пианистом своей партии, что
является неотъемлемой составляющей профессионализма концертмейстера
и служит эталоном для еще не обладающего мастерством солиста. Третий
педагогический
принцип
—
принцип
коррекции
исполнения
может
осуществляться
как
в
словесной,
так
и
в
музыкальной
форме
с
целью
преодоления исполнительских недостатков неопытных музыкантов.
Следующий принцип — психологический — проявляется в создании
концертмейстером в любых учебных ситуациях стабильной, психологически
комфортной
атмосферы,
способствующей
позитивной
творческой
деятельности и взаимопониманию педагога и ученика. Реализация пятого,
общеэстетического принципа может сыграть, по мнению Е. А. Островской,
5
значительную роль в создании единого «психоэмоционального поля» между
солистом
и
концертмейстером,
зависящего
«не
только
от
интуитивных
способностей
концертмейстера,
но
и
от
стараний
инструменталиста,
общности их интересов на основе знакомых обоим произведений искусства,
литературы,
фильмов».
Последний,
шестой
педагогический
принцип,
выявленный Е. А. Островской в исследованиях, связан с формированием
ценностно-нравственных
установок
солиста,
а
именно
воспитанием
позитивного мировосприятия и объектно-центрированного мироощущения
инструменталиста.
Профессионально-личностные качества концертмейстера, необходимые
для работы в инструментальном классе
В союзе «солист-концертмейстер», в отличие от ансамбля равноправных
партнеров, выполнение ансамблевых задач и ответственность за качество
ансамбля
ложатся
практически
полностью
на
пианиста.
Таким
образом,
одним
из
важнейших
условий
эффективной
работы
концертмейстера
становится
степень
сформированно сти
его
п р о ф е с с и о н а л ь н о -
коммуникативных качеств.
Сущность этого понятия раскрывает в своей монографии «Формирование
профессиональных коммуникативных качеств музыканта-исполнителя
в процессе занятий камерным ансамблем» Е.П. Лукьянова и определяет
их
как
«совокупно сть
социально-ориентированных,
имеющих
художественную направленность свойств личности, проявляющихся
в
активизации
коммуникативной
деятельности
средствами
музыкально-
исполнительского искусства». В состав профессионально-коммуникативных
качеств
музыканта-исполнителя
Е.П.
Лукьянова
включает
музыкально-
сценическую
общительность,
ансамблевую
адаптивность,
деятельную
эмпатию и художественную антиципацию.
Антиципация — «предвосхищение, предугадывание событий, заранее
составленное
представление
о
чем-либо»
—
является
принципиальной
основой совместной деятельности музыкантов. Как во время подготовки
к исполнительскому процессу, так и в ходе музицирования исполнителям
приходится
постоянно
регулировать,
контролировать
и
координировать
совместную деятельность благодаря способности человека предвосхищать,
предугадывать
грядущие
события,
действия,
намерения
и
т. д .
Концертмейстер должен обладать ансамблевой интуицией: хорошо понимать
не только специфику рядом звучащего инструмента, но и индивидуальную
манеру солиста, стремиться интуитивно проникнуться его намерениями.
Для успешной профессиональной деятельности пианист должен обладать
помимо профессионально-коммуникативных рядом других психологических
качеств.
Так
внимание
концертмейстера
—
многоплоскостное,
требует
6
распределения между всеми составляющими ансамблевого исполнения
и направлено не только на собственные исполнительские задачи,
но и на контроль за звуковым балансом, звуковедением у солиста,
за воплощением единства художественного замысла. Как в текущей работе,
так
и
в
концертных
выступлениях
очень
важны
такие
качества
концертмейстера как мобильность, быстрота и активность реакции, сильная
воля
и
самообладание
позволяющие
в
случае
ошибок
солиста
или
собственных
неудач,
не
переставая
играть,
сохранить
ансамбль
и
благополучно
довести
произведение
до
конца.
Перед
эстрадным
выступлением концертмейстер должен уметь снять излишнее волнение
и нервное напряжение солиста, а на сцене — выразительным исполнением
аккомпанемента с подлинно сценическим подъемом передать солисту свое
творческое вдохновение, помогающее ему обрести уверенность,
психологическую, а за ней и мышечную свободу.
Высокий
профессионализм
и
безупречная
музыкальная
культура
концертмейстера должны сочетаться с эмоциональной чуткостью
и безупречной выдержкой, творческой изобретательностью и тщательным
самоконтролем, трудолюбием и способностью к концентрации внимания,
высокой степени ответственности и развитой мобильности, скромности
и
организаторской
активности,
требовательности
к
достижению
художественного идеала и способности к самопожертвованию.
В работе с солистом-инструменталистом концертмейстер решает как
общие,
так
и
специфические
профессиональные
задачи,
связанные
с
особенностями данного инструмента.
От специфики солирующего инструмента и репертуара зависит конкретное
решение ансамблевых и пианистических задач, направленное на воплощение
основных
ансамблевых
параметров:
единства
художественных
намерений
партнеров, синхронности звучания, динамического баланса, эквивалентности
штрихов, тембрового слияния инструментов.
В поисках тембрового и динамического звучания ,работа с разными
музыкальными инструментами подвигает концертмейстера на поиск новых
пианистических
приемов,
которые
порой
противоречат
звуковым
требованиям,
предъявляемым
в
сольном
исполнительстве,
с
целью
достижения
тембровой
и
артикуляционной
идентичности
звучания
фортепиано и инструмента-солиста.
Особенно тщательно нужно следить за одновременностью снятия звуков
и
аккордов,
отсутствие
которой
чрезвычайно
портят
художественное
впечатление от ансамбля.
Основой организации фактуры, как и в любых аккомпанементах, должен
7
быть бас, а звучание партии правой руки пианиста, в аккомпанементах типа
«бас-аккорд»,
«гармоническая
фигурация»,
«мелодическая
фигурация»
должно
быть
легким
и
прозрачным,
за
исключением
тематических
произведений с обозначенной яркой динамикой.
Исполняя
фортепианную
партию
в
произведениях,
являющихся
переложениями сочинений для других инструментов, концертмейстер должен
стремиться к двоякой цели: с одной стороны учесть специфику инструмента,
а с другой — приблизиться к звуковому образу исполняемого сочинения в
оригинальном виде. В создании убедительной интерпретации переложений
произведений для скрипки, флейты, вокальных сочинений концертмейстер
должен
взять
на
себя
стилистические
составляющие
исполнения,
способствующие
приданию
звучанию
академического
характера.
От
концертмейстера
требуется
также
определение
рамок
динамической
амплитуды
и
характера
динамики,
например,
сдержанность
и
террасообразность в барочной музыке, большее разнообразие и гибкость в
романтической.
В исполнении концертов для солирующего инструмента с оркестром
наиболее ярко должны проявляться дирижерские, организующие функции
концертмейстера.
Пианист
должен
стремиться
к
оркестровому
звучанию
рояля, которое предполагает точность тембровых характеристик различных
тем
и
подголосков,
оркестровую
мощь
в
тутти
и
оркестровых
соло.
Необходимо тщательно отработать с солистом меру обозначенных автором
замедлений и ускорений. Обеспечить точное возвращение в первоначальный
темп после исполнения раздела в ином темпе. Значительную роль должен
сыграть концертмейстер в создании целостности формы как
в репетиционном процессе, так и в концертном выступлении. В исполнении
концертов
концертмейстеру
необходимо
подчеркнуть
их
характерность смелыми акцентами, ритмической заостренностью, яркостью
контрастов,
необычными
красками,
артистической
подачей
материала.
Музыка второй половины XX — начала XXI веков предоставляет пианисту
огромное
поле
для
творческих
экспериментов
и
приемы,
используемые
концертмейстерами, могут выходить за рамки традиционного академического
туше.
Необходимо
напомнить
начинающим
концертмейстерам,
что
приступая
к
работе
над
фортепианной
партией,
в
первую
очередь
концертмейстер должен изучить произведение в целом, в единстве с партией
солиста, хорошо знать солирующую мелодию. Освоение партии солиста в
инструментальных произведениях подвижного характера может представлять
определенную трудность, так как ее сложно пропеть и не всегда
удобно
сыграть на фортепиано, в отличие, например, от мелодии в
вокальных сочинениях.
8
Одним из вспомогательных средств ознакомления с произведением может
служить просмотр или прослушивание записей его исполнения на диске или
в
интернете.
Однако
следует
учитывать,
что
этот
способ
не
заменяет
настоящего слухового освоения концертмейстером партии солиста
с
ее
интонационным
строением,
темповым
и
динамическим
планом,
тесситурными
особенностями.
Поверхностное
знание
партии
солиста
затрудняет действие художественной антиципации, поскольку весьма сложно
предвосхитить нечто неизвестное. Не следует также рассчитывать и на то,
партию
солиста
удастся
запомнить
на
слух
в
процессе
работы
над
произведением
в
классе,
совместных
репетиций,
так
как
виртуозные
произведения
изучаются
способными
учениками,
а
они
вполне
могут
выучить свою партию быстрее, чем того ожидает концертмейстер.
Одновременно с изучением произведения перед пианистом стоит задача
проникновения
в
стиль
изучаемого
произведения.
«Необходимо
констатировать,
что
стилистическое
освоение
жанра
народных
обработок
представляет для пианистов задачу, к решению которой представители одной
из самых академических музыкальных специальностей в основной массе
оказываются
неподготовленными.
В
процессе
обучения
в
музыкальных
учебных заведениях к этому не располагает классический академический
репертуар. Таким образом, пианист, приступающий к работе над жанром
вариаций на народные темы или пьесы в народном духе должен в какой-то
степени преодолеть свой „академизм“ и почувствовать
дух импровизации
и неутомимой фантазии, который рождает эта музыка».
Концертмейстер – самая распространенная профессия среди пианистов.
Однако
при
этом
многие
музыканты
склонны
отно ситься
к
концертмейстерству свысока: игра «под солистом» и по нотам якобы не
требует большого искусства. Это глубоко ошибочная позиция. Современный
концертмейстер должен обладать высоким уровнем технической подготовки,
ярким художественным вкусом и культурой, а самое главное – у него должно
быть особое призвание к этому делу. Этот высокий уровень доступен далеко
не каждому пианисту.
О педали можно сказать коротко: правая педаль очень лаконичная – в нужном
месте, в нужной дозе.
При использовании педали необходимо учитывать динамику, протяженность
звука
солиста
(возможности
инструмента),
приём
звукоизвлечения,
используемый
штрих,
стилистику
музыкального
произведения
и
многое
другое. Очень часто концертмейстеры злоупотребляют левой педалью. Куда
как проще играть с левой педалью – не нужно напрягать слух, заботиться о
балансе
ансамбля.
Левая
педаль
нивелирует
всё!
И
в
том
числе
краски
фортепиано,
так
необходимые
для
дополнения
ансамбля.
Состояние
9
инструментов, на которых приходится работать, или выступать в концертах –
непредсказуемое.
Поэтому
левая
педаль
должна
быть
всё
время
«на
подстраховке»
и
по
необходимости
ею
нужно
пользоваться,
применяя
возможно
неполную
педаль.
В
то
же
время
необходимо
контролировать
звучание рояля.
Одной из задач концертмейстера является умение драматургически
выстроить
вступление,
суметь
за
короткий
отрезок
времени
настроить
слушателя на образное содержание произведения.
Некоторые
аккомпанементы
требуют
от
концертмейстера
хорошей
технической базы, умения играть легко в быстрых темпах пассажи «туше» –
«шепчущей» звучностью. Движения пальцев почти невидимые, игра лишь
кончиками – «кожей» подушки пальца.
Умение реагировать очень быстро на то, что именно в данный момент
играет солист, нередко необходимо в произведениях плясового характера, где
встречаются синкопы без первой доли. Нужно играть их, не теряя при этом
ощущения ритмической пульсации. Концертмейстер должен обладать
абсолютным чувством ритма, иначе он никогда не станет достойной частью
ансамбля. Звуковые пределы f и p необходимо учить. Это не только звуковая
трудность, но одновременно и техническая проблема. Требуется большое
искусство, чтобы не заглушить солиста. Концертмейстер должен умело
выстраивать
подголоски,
смягчать
фон,
делая
его
подчас
«совсем
воздушным».
Приведу
понравившееся
мне
высказывание
доктора
искусствоведения Д.К. Кирнарской: «Если человек виртуозно одарён, то
тембр звука, характер его взятия, его артикуляция самопроизвольно рождает
у музыканта те движения, которые нужны, чтобы получить именно этот
звук».
Рол фортепианного аккомпанемента все более возрастает. Это уже не
«музыкальный
фон
к
основной
мелодии,
имеющий
в
произведении
второстепенное значение», это равноправное партнёрство. Аккомпанемент
играет важнейшую роль в создании музыкального образа, может во много раз
усилить
или
ослабить
художественное
впечатление.
Главное
условие
ансамбля – согласованное звучание рояля и солиста. И дело не только в
динамике, но и в характере звучания, настроении. Необходимо напомнить,
что партия солиста на протяжении всего произведения должна звучать в
сознании концертмейстера и совпадать с реальным звучанием солиста – от
этого зависит успех ансамбля.
В
настоящее
время
концертмейстерство
является
наиболее
распространенной формой исполнительства для пианистов, одной из самых
востребованных профессий в сфере специального музыкального образования.
Сфера
концертмейстерской
деятельности
весьма
обширна
и
охватывает
многие
области
музыкального
исполнительства
и
педагогики.
Без
10
деятельного
участия
концертмейстеров
сложно
представить
не
только
подготовку профессиональных исполнителей, но и занятия с юными
музыкантами на начальном этапе обучения музыке. При этом наибольшее
методическое освещение получили особенности работы концертмейстера с
вокалистами
и
в
классе
камерного
инструментального
ансамбля
(это
касается классических струнно-смычковых и духовых инструментов).
Для
начинающих
концертмейстеров
данные
методические
рекомендации
могут
стать
необходимым
методическим
пособием
по
вопросам
профессиональной деятельности.
Список литературы:
1. Варламов Д. И., Коробова О. А. Антипация в деятельности музыканта-
концертмейстера // Музыковедение, № 5, 2012. С. 36–40.
2. Готлиб А. Д. Основы ансамблевой техники.- М.: Музыка, 1971.
3. Коробова О. Я. Антиципация в структуре художественно-творческой
деятельности концертмейстера.
4. Крючков Н. Искусство аккомпанемента как предмет обучения. -М.:
Музгиз, 1961.
5. Лукьянова Е. П. Формированиепрофессионально-коммуникативных
качеств музыканта-исполнителя в процессе занятий камерным ансамблем. -
Екатеринбург: Изд-во УМЦ УПИ, 2007.
6. Люблинский А. А. Теория и практика аккомпанемента. Методические
основы.- Л.: Музыка, 1972.
7. Мельникова Ж. В. Специфика работы концертмейстера в классе домры //
Концертмейстерское искусство: теория, история, практика: Материалы
Всероссийской научно-практической конференции. - Казань:
Полиграфическая лаборатория Казанской государственной консерватории,
2011.- С. 199–203.
8. Дж. Мур. Певец и аккомпаниатор. Воспоминания. Размышления о музыке /
пер. с англ.- М.: Радуга, 1987.
9.
Островская Е. А. Психологический основы деятельности
концертмейстера в музыкально-образовательной сфере инструментального
исполнительства.
10. Шендерович Е. М. В концертмейстерском классе. Размышления
11
педагога.- М.: Музыка, 1996.
11. Шендерович Е. М. Об искусстве аккомпанемента.- М.: Советская музыка,
№ 4, 1969.
12. Вопросы фортепианного исполнительства. Вып.1. - М., 1965.
13. Коган Г.М. У врат мастерства. Работа пианиста. - М., 1969.
14. Кирнарская Д.К. Музыкальные способности. - М., 2004.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1.
Брыкина Г. Особенности работы пианиста-концертмейстера с
виолончельным репертуаром. – Ф.-1999, № 2. – С. 14-15.
2.
Кубанцева Е.И. Концертмейстерство – музыкально-творческая
деятельность. Музыка в школе. – 2001. - № 2. – С. 38-40.
3.
Кубанцева Е.И. Методика работы над фортепианной партией
пианиста-концертмейстера. Музыка в школе. – 2001. - № 4. – С. 52- 55.
4.
Люблинский
А.П.
Теория
и
практика
аккомпанемента:
Методологические основы. - Л.: Музыка, 1972. – 81 с.
5.
Урываева С. Заметки о работе концертмейстера-пианиста в ДМШ
О мастерстве ансамблиста. Сборник научных трудов. Отв. ред. Т. Воронина.
– Л.: Изд-во ЛОЛГК, 1986. – С. 84-91.
12
.