Напоминание

"Исследовательский и проектный подход в обучении. Оценка метапредметных и личностных результатов через защиту проектов".


Автор: Юсупова Лилия Рафиковна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ№ 2 им.А.И.Покрышкина
Населённый пункт: ст.Калининская Краснодарского края
Наименование материала: статья
Тема: "Исследовательский и проектный подход в обучении. Оценка метапредметных и личностных результатов через защиту проектов".
Раздел: начальное образование





Назад





Исследовательский и проектный подход в обучении.

Оценка метапредметных и личностных результатов

через защиту проектов.
Исследовательский подход в обучении не является новым педагогическим явлением. В России идея его использования была впервые выдвинута во второй половине XVIII века, однако более 100 лет потребовалось, чтобы она стала востребована педагогическим сообществом. Исследовательский подход в обуче- нии — это путь знакомства учащихся с методами научного познания, важное средство формирования у них научного мировоззрения, развития мышления и познавательной самостоятельности. Проработав много лет в школе, я не занималась исследовательской деятельностью и не знала, что такое проект. А 7 лет назад очень ее заинтересовалась на примере работ своей коллеги Грузиной О. П. и теперь я стала применять его часто на уроках, чем и сделала их очень разнообразными и интересными. Дети с увлечением принимают участие как в групповых, так и в индивидуальных исследовательских проектах.
Ведущими в составе исследовательского подхода в обучении являются

перенос знаний в новую ситуацию.
Проект – это самостоятельная творческая разработка учащихся. Выполняя его, привлекаются к работе родители, педагоги и общественность. Детей надо научить «строить» проект, который имеет свою структуру. Для того чтобы начать проект, надо найти
проблему
, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить. Она-то и подскажет, как сформулировать тему исследования.
Древнегреческое

слово

«problema»

переводится

как

«преграда»,

«трудность».

Умение

увидеть

проблему

подчас

ценится

выше,

чем

способность ее решить.
Главная
задача
любого исследователя - найти что-то необычное в обычном, увидеть сложности и противоречия там, где другим все кажется привычным, ясным и простым. А самое интересное – это выдвинуть свою гипотезу.
Гипо́

теза
(др.-греч. ὑπόθεσις — предположение; от ὑπό — с н и з у , п о д + θέσις — тезис) — предположение или догадка; утверждение, предполагающее доказательство

Цель проекта
«Зачем?» мы делаем проект
Защита проекта
– наиболее продолжительная и глубокая форма презентации проекта, включающая вопрос-ответный и дискуссионный этапы. Используется, как правило, для исследовательских проектов. Развитию у учащихся навыков исследовательской деятельности способствуют педагогические ситуации. Поэтому в процессе обучения целесообразно чаще использовать такие ситуации, в которых школьник должен защищать свое мнение, приводить в его защиту аргументы, доказательства, факты, использовать способы приобретения знаний и опыта, побуждающие школьника задавать вопросы учителю, товарищам, выяснять непонятное, углубляться в осмысление знаний. Обязательным является органическое сочетание различных организационных форм обучения. Наряду с уроком в традиционном его понимании необходимо применять уроки-семинары, практикумы, экскурсии. Применение различных организационных форм обучения оказывает положительное воздействие на развитие у учащихся познавательной самостоятельности как необходимого ка- чества социально активной личности. При организации обучения с применением исследовательского подхода имеет смысл регулярно проводить собеседования во внеурочной деятельности, которые позволяют осуществить разнообразные формы контроля и взаимоконтроля универсальных учебных действий учащихся. Дидактически обосновано, что они способствуют развитию межличностных контактов учителя и ученика, учащихся друг с другом. Групповая учебная работа предполагает деление класса на несколько временных групп, бригад, звеньев, с учетом уровня знаний школьников в пределах изуча- емого материала, их индивидуально-психологических особенностей, интересов и характера взаимоотношений в классе. Групповыми формами учебной работы могут быть оформление альбомов,
рукописных

журналов,

социально

-

педагогических проектов, рефератов и реферативных сборников и другие.
Например, при работе группового проекта по теме, я заметила, что гиперактивный ребенок был увлечен своим заданием так, что не обращал внимания на окружающих, а был поглощен работой в своей группе. Я сделала вывод, что от организации работы группы многое зависит. В процессе выполнения индивидуальных работ у учащихся развивается самостоятельность, целеустремленность в учебно - познавательной деятельности и в решении учебно-практических задач; формируется ответственность, деловитость, готовность преодолевать трудности, потребность самостоятельно пополнять знания, стремление целенаправленно пользоваться научно- популярной, художественной, справочной литературой, словарями,
энциклопедиями; привычка систематически проверять результаты своей работы, трудовой и общественной деятельности. Индивидуальная работа представляет собой выполнение учебного задания ка ж д ы м у ч е н и ком с а м о с тоя т е л ь н о , в с о от в е т с т в и и
с о

с в о и м и

индивидуальными возможностями.
Сейчас и в учебниках и в рабочих тетрадях много проектов , которые дети делают группой и самостоятельно. Например, учебник «Окружающий мир» 1 класс с.58 и т.д. Интересующие учеников проекты, которые они выполняли в течение года защищаются перед классом или параллелью. Лучшие работы защищают учащиеся на конкурсах.
Возможные критерии оценки проекта.
оригинальность темы и идеи проекта. актуальность удобство пользования. оригинальность применения и сочетания и сочетания материалов; качество выполнения практического изделия композиционная завершенность; дизайн изделия; использование дополнительной информации. Защита проекта: чувство времени (логичность, кратность). умение обосновать и защитить свой выбор проекта (актуальная связь с жизнью; с другими предметами) умение аргументировано отвечать на вопросы; В нашей начальной школе у каждого учителя есть ученики, с исследовательскими проектами которых они принимали участие в районном конкурсе «Эврика», в зональных конкурсах «Юный исследователь» и межрегиональном конкурсе в Сочи «Я - исследователь», где и были призерами и победителями
Сейчас в нашей школе в рамках внеурочной деятельности уделяется
много времени проектам. Ведь бывают разные формы продуктов проектной деятельности.  Выставка  Газета (по правилам)  Концерт  Макет  Модель  Презентация  Оформление кабинета  Праздник
 Сценарий  Учебные пособия  Экскурсия
И пусть ребята не сделают новых открытий, но они повторят путь ученого: от

выдвижения гипотезы до ее доказательства или опровержения.

Проблемы и пути решения:
Подготовка к использованию метода проектов занимает очень много времени. Кроме того, каждый преподаватель старается экономить учебное время. 1) В ходе проектной деятельности
должна

решаться

проблема
, которая сформулирована самими учащимися. А как дело обстоит на практике? Зачастую учителя сами называют проблемы, которые учащиеся должны решить. А ведь проблема, которую мы выдвигаем, может не быть личностно значимой для них. В то же время учащимся трудно определить проблему самостоятельно, исходя из учебной темы. Как поступить учителю? Во-первых, существуют учебная тема и тема проекта. Вовсе необязательно они должны совпадать. Тема проекта должна быть сформулирована таким образом, чтобы в нем учащийся мог видеть скрытую проблему. 2) Следующей трудностью является
организация

целеполагания
. Чаще всего цели бывают сформулированы нечетко. Следует ставить такую цель, которая будет достижима. 3) На третьем этапе проектной деятельности – этапе
выдвижения гипотезы
– учителя сталкиваются с новой проблемой. Зачастую учителя не до конца понимают ее назначение. Ведь гипотеза – это предполагаемый способ решения проблемы. Для ее выдвижения необходимо иметь как можно больше идей, которые должны анализироваться и подвергаться выбору только после “мозговой атаки”, а не во время ее проведения. 4) Проблема в неумении
составить план деятельности
. Для того чтобы формировать элементарные навыки составления плана, можно использовать обычные уроки. На уроках русского языка и литературы можно предложить написать план пересказа текста, план сочинения. На занятиях по математике можно дать задание написать план решения задачи. 5) Неумение работать в команде. Во-первых, необходимо правильно сформировать Микрогруппы и необходимо научить их работе в сотрудничестве. 6) Отсутствие или недостаточный уровень
развития

информационных

умений
у учеников. Ведь они должны уметь не только находить необходимый
материал из нескольких источников, но и уметь анализировать его и делать выбор. 7 ) Кроме того, многим учителям трудно проследить, как идет работа над проектом. Необходимо организовать не только итоговый, но и текущий и промежуточный
контроль
. Однако следует избегать мелочной опеки. Ведь функция преподавателя на всех этапах – консультационно-координирующая. 8) На этапе презентации, когда учащиеся предъявляют продукты своей деятельности, учитель должен воздерживаться от оценки. Здесь он является только наблюдателем.
Оценка проекта
осуществляется на следующем этапе – рефлексивном. Многие педагоги забывают об этом этапе и завершают проект презентацией. Однако для формирования умения самостоятельной работы важно научить обучаемого анализировать свою деятельность.


В раздел образования