"Исследовательский и проектный подход в обучении. Оценка метапредметных и личностных результатов через защиту проектов".
Автор: Юсупова Лилия Рафиковна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ СОШ№ 2 им.А.И.Покрышкина Населённый пункт: ст.Калининская Краснодарского края Наименование материала: статья Тема: "Исследовательский и проектный подход в обучении. Оценка метапредметных и личностных результатов через защиту проектов". Раздел: начальное образование
через защиту проектов.
Исследовательский подход в обучении не является новым педагогическим
явлением. В России идея его использования была впервые выдвинута во второй
половине XVIII века, однако более 100 лет потребовалось, чтобы она стала
востребована педагогическим сообществом. Исследовательский подход в обуче-
нии — это путь знакомства учащихся с методами научного познания, важное
средство формирования у них научного мировоззрения, развития мышления и
познавательной самостоятельности.
Проработав
много
лет
в
школе,
я
не
занималась
исследовательской
деятельностью
и
не
знала,
что
такое
проект.
А
7
лет
назад
очень
ее
заинтересовалась на примере работ своей коллеги Грузиной О. П. и теперь я
стала применять его часто на уроках, чем и сделала их очень разнообразными и
интересными. Дети с увлечением принимают участие как в групповых, так и в
индивидуальных исследовательских проектах.
Ведущими в составе исследовательского подхода в обучении являются
перенос знаний в новую ситуацию.
Проект – это самостоятельная творческая разработка учащихся. Выполняя его,
привлекаются к работе родители, педагоги и общественность.
Детей надо научить «строить» проект, который имеет свою структуру.
Для
того
чтобы
начать
проект,
надо
найти проблему ,
которую
можно
исследовать
и
которую
хотелось
бы
разрешить.
Она-то
и
подскажет,
как
сформулировать тему исследования.
Древнегреческое
слово
«problema»
переводится
как
«преграда»,
«трудность».
Умение
увидеть
проблему
подчас
ценится
выше,
чем
способность ее решить.
Главная задача любого исследователя - найти что-то необычное в обычном,
увидеть сложности и противоречия там, где другим все кажется привычным,
ясным и простым.
А самое интересное – это выдвинуть свою гипотезу.
Гипо́
теза (др.-греч. ὑπόθεσις —
предположение;
от ὑπό —
с н и з у ,
п о д
+ θέσις — тезис) — предположение или догадка; утверждение, предполагающее
доказательство
Цель проекта «Зачем?» мы делаем проект
Защита проекта – наиболее продолжительная и глубокая форма презентации
проекта, включающая вопрос-ответный и дискуссионный этапы. Используется,
как правило, для исследовательских проектов.
Развитию у учащихся навыков исследовательской деятельности способствуют
педагогические ситуации. Поэтому в процессе обучения целесообразно чаще
использовать
такие
ситуации,
в
которых
школьник
должен
защищать
свое
мнение, приводить в его защиту аргументы, доказательства, факты, использовать
способы
приобретения
знаний
и
опыта,
побуждающие
школьника
задавать
вопросы учителю, товарищам, выяснять непонятное, углубляться в осмысление
знаний.
Обязательным
является
органическое
сочетание
различных
организационных
форм обучения. Наряду с уроком в традиционном его понимании необходимо
применять уроки-семинары, практикумы, экскурсии. Применение различных
организационных
форм
обучения
оказывает
положительное
воздействие
на
развитие у учащихся познавательной самостоятельности как необходимого ка-
чества социально активной личности.
При организации обучения с применением исследовательского подхода имеет
смысл регулярно проводить собеседования во внеурочной деятельности, которые
позволяют
осуществить
разнообразные
формы
контроля
и
взаимоконтроля
универсальных учебных действий учащихся. Дидактически обосновано, что они
способствуют развитию межличностных контактов учителя и ученика, учащихся
друг с другом.
Групповая учебная работа предполагает деление класса на несколько временных
групп, бригад, звеньев, с учетом уровня знаний школьников в пределах изуча-
емого материала, их индивидуально-психологических особенностей, интересов и
характера взаимоотношений в классе. Групповыми формами учебной работы
могут
быть
оформление
альбомов, рукописных
журналов,
социально
-
педагогических проектов, рефератов и реферативных сборников и другие.
Например,
при
работе
группового
проекта
по
теме,
я
заметила,
что
гиперактивный
ребенок
был
увлечен
своим
заданием
так,
что
не
обращал
внимания на окружающих, а был поглощен работой в своей группе. Я сделала
вывод, что от организации работы группы многое зависит.
В
процессе
выполнения индивидуальных
работ
у
учащихся
развивается
самостоятельность, целеустремленность в учебно - познавательной деятельности
и
в
решении
учебно-практических
задач;
формируется
ответственность,
деловитость, готовность преодолевать трудности, потребность самостоятельно
пополнять
знания,
стремление
целенаправленно
пользоваться
научно-
популярной,
художественной,
справочной
литературой,
словарями,
энциклопедиями; привычка систематически проверять результаты своей работы,
трудовой и общественной деятельности.
Индивидуальная
работа
представляет
собой
выполнение
учебного
задания
ка ж д ы м
у ч е н и ком
с а м о с тоя т е л ь н о ,
в
с о от в е т с т в и и с о
с в о и м и
индивидуальными возможностями.
Сейчас и в учебниках и в рабочих тетрадях много проектов , которые дети
делают группой и самостоятельно. Например, учебник «Окружающий мир» 1
класс с.58 и т.д.
Интересующие
учеников
проекты,
которые
они
выполняли
в
течение
года
защищаются
перед
классом
или
параллелью. Лучшие работы
защищают
учащиеся на конкурсах.
Возможные критерии оценки проекта.
оригинальность темы и идеи проекта.
актуальность
удобство пользования.
оригинальность применения и сочетания и сочетания материалов;
качество выполнения практического изделия
композиционная завершенность;
дизайн изделия;
использование дополнительной информации.
Защита проекта:
чувство времени (логичность, кратность).
умение обосновать и защитить свой выбор проекта (актуальная связь с жизнью; с
другими предметами)
умение аргументировано отвечать на вопросы;
В нашей начальной школе у каждого учителя есть ученики, с исследовательскими
проектами
которых
они
принимали
участие
в
районном
конкурсе
«Эврика»,
в
зональных конкурсах «Юный исследователь» и межрегиональном конкурсе в Сочи
«Я - исследователь», где и были призерами и победителями
Сейчас в нашей школе в рамках внеурочной деятельности уделяется много
времени
проектам.
Ведь
бывают
разные
формы
продуктов
проектной
деятельности.
Выставка
Газета (по правилам)
Концерт
Макет
Модель
Презентация
Оформление кабинета
Праздник
Сценарий
Учебные пособия
Экскурсия
И пусть ребята не сделают новых открытий, но они повторят путь ученого: от
выдвижения гипотезы до ее доказательства или опровержения.
Проблемы и пути решения:
Подготовка к использованию метода проектов занимает очень много времени.
Кроме того, каждый преподаватель старается экономить учебное время.
1)
В
ходе
проектной
деятельности должна
решаться
проблема ,
которая
сформулирована самими учащимися. А как дело обстоит на практике? Зачастую
учителя сами называют проблемы, которые учащиеся должны решить. А ведь
проблема, которую мы выдвигаем, может не быть личностно значимой для них.
В то же время учащимся трудно определить проблему самостоятельно, исходя из
учебной темы. Как поступить учителю? Во-первых, существуют учебная тема и
тема проекта. Вовсе необязательно они должны совпадать. Тема проекта должна
быть
сформулирована
таким
образом,
чтобы
в
нем
учащийся
мог
видеть
скрытую проблему.
2)
Следующей
трудностью
является организация
целеполагания .
Чаще
всего
цели
бывают
сформулированы
нечетко.
Следует
ставить
такую
цель,
которая будет достижима.
3)
На третьем этапе проектной деятельности – этапе выдвижения гипотезы
– учителя сталкиваются с новой проблемой.
Зачастую учителя не до конца
понимают ее назначение. Ведь гипотеза – это предполагаемый способ решения
проблемы.
Для
ее
выдвижения
необходимо
иметь
как
можно
больше
идей,
которые должны анализироваться и подвергаться выбору только после “мозговой
атаки”, а не во время ее проведения.
4)
Проблема в неумении составить план деятельности .
Для того чтобы формировать элементарные навыки составления плана, можно
использовать обычные уроки. На уроках русского языка и литературы можно
предложить написать план пересказа текста, план сочинения. На занятиях по
математике можно дать задание написать план решения задачи.
5)
Неумение
работать
в
команде.
Во-первых,
необходимо
правильно
сформировать
Микрогруппы и необходимо научить их работе в сотрудничестве.
6)
Отсутствие
или
недостаточный
уровень развития
информационных
умений у учеников. Ведь они должны уметь не только находить необходимый
материал из нескольких источников, но и уметь анализировать его и делать
выбор.
7 ) Кроме того,
многим учителям трудно проследить, как идет работа над
проектом.
Необходимо
организовать
не
только
итоговый,
но
и
текущий
и
промежуточный контроль .
Однако
следует
избегать
мелочной
опеки.
Ведь
функция преподавателя на всех этапах – консультационно-координирующая.
8)
На
этапе
презентации,
когда
учащиеся
предъявляют
продукты
своей
деятельности, учитель должен воздерживаться от оценки. Здесь он является
только наблюдателем. Оценка проекта осуществляется на следующем этапе –
рефлексивном. Многие педагоги забывают об этом этапе и завершают проект
презентацией. Однако для формирования умения самостоятельной работы важно
научить обучаемого анализировать свою деятельность.